Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» с применением информационноинтерактивной технологии формирования физической культуры личности'

Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» с применением информационноинтерактивной технологии формирования физической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONAL METHODS COMPLEX / INTERACTIVE TECHNOLOGY / INFORMATIONEDUCATIONAL ENVIRONMENT / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокатова Лариса Фёдоровна, Чубаров Михаил Михайлович, Щепелев Александр Анатольевич

В статье авторами рассматривается новая концепция использования информационных технологий в аспекте формирования информационной образовательной среды физической культуры студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокатова Лариса Фёдоровна, Чубаров Михаил Михайлович, Щепелев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational methodology complex of discipline «physical culture» with application of information interactive technology forming physical culture of personality

In the article by the authors examine new concept of the use of information technologies in the aspect of forming of the information educational environment of the physical culture of students in Institution of Higher Education.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» с применением информационноинтерактивной технологии формирования физической культуры личности»

УДК 796/7991075) л. Ф. КОЛОКАТОВА

М. м. ЧУБАРОВ а. А. ЩЕПЕЛЕВ

Московский государственный университет технологий и управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

С ПРИМЕНЕНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННО- ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В статье авторами рассматривается новая концепция использования информационных технологий в аспекте формирования информационной образовательной среды физической культуры студентов в вузе.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, интерактивная технология, информационно-образовательная среда, физическая культура.

В настоящее время возрастает значение физической культуры, ее гуманистической и гармонизирующей роли в укреплении здоровья человека, а также в духовном, социальном, профессиональном, интеллектуальном и физическом развитии личности. В этой связи необходимо отметить, что на общем фоне изменений в системе высшего образования одной из наиболее трудноразрешимых является проблема реформирования образования в сфере физической культуры, связанная с тем, что долгое время существовала преимущественная направленность на развитие двигательного компонента физической культуры личности студента, на формирование вербализованных знаний, формализованных умений и навыков.

Аналитический обзор показывает, что целенаправленных исследований в физическом воспитании по вопросам разработки новых концепций, содержания, организационных форм и методов комплексного использования информационных технологий в аспекте формирования информационной образовательной среды физической культуры студентов в вузе еще недостаточно. В становлении знаний, отображающих физическую культуру и связанные с ней явления, в долгом периоде, предшествующем современности, преобладал дифференцированный подход без использования информационных технологий в диагностике и формировании целостной физической культуры студентов. Это приводило и приводит к недостаточности у них знаний о структуре и содержании физической культуры, технологий диагностики и научно обоснованной, оперативной оценки физической культуры и факторов ее воздействия на эффективную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Очевидна также недостаточность использования аддитивного способа расчета обобщенной оценки сформированности показателей физической культуры без использования целостных, интегративных и неаддитивных по-

казателей психофизической подготовленности студента [1, 2].

Существующая образовательная практика не способствует формированию ценностного отношения студентов к физической культуре, проявлению ими творчества, инициативы, самообразованности, субъективности в процессе физического воспитания и достижению должного уровня физической, интеллектуальной и когнитивной подготовки, которую мы связываем с формированием ценностного отношения студентов к физической культуре, проявлению ими творчества, инициативы, самообразованности, субъективности в процессе физического воспитания и достижению должного уровня физической, интеллектуальной и когнитивной подготовки, которую мы связываем с понятием «физическая культура личности». Причиной этого является недостаточная теоретическая разработанность и экспериментальная обоснованность подхода, основанного на приоритете информационно-образовательной среды физической культуры личности (ИОС ФКЛС) в педагогической образовательной направленности с использованием информативно-коммуникативных технологий в занятиях по физической культуре [3].

Инновационный подход с информационным и интерактивным подходами к формированию физической культуры личности студента в вузе требует изменения качества образовательной информации в сторону обеспечения научности, абстрактности, применения разных способов ее представления, хранения, поиска и кардинальными преобразованиями в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие процесс нововведений [4].

Целевая направленность физкультурного образования ориентируется на формирование физической культуры личности без применения технологии информационного и интерактивного обеспечения формировании ИОС ФКС. Развитию познавательной, духовно-ценностного познания, когнитивной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

сферы студентов и творческого стиля мышления участников учебного процесса по физической культуре, основанного на знаниевой стороне ИОС ФК должное внимание в практике учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию не уделяется.

Информационно-знаниевая сторона подготовки с применением интегративно-интерактивной технологии физкультурного образования, физкультурной деятельности и физической культуры личности ранее не рассматривалась в качестве педагогической категории.

Основные методические инновации в работе связаны с применением интерактивных методов обучения. Понятие «интерактив» связано с английским словом «interact», «inter» понимается как «взаимный», а «act» — действовать. Интерактивный — означает в данной работе как способность взаимодействовать интерактивно с компьютером, а также с преподавателем. Вследствие этого, интерактивное обучение в вузе — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется интеллектуальное взаимодействие програмного обеспечения с интеллектами студента и преподавателя. В интерактивном образовании используются интерактивные модели с такими компьютерными программами, которые позволяют моделировать виртуально процессы и явления максимально приближенные к реальным условиям с учетом как наблюдаемых, так и ожидаемых характеристик моделируемого процесса. В связи с этим интерактивные модели содействуют:

— совершенствованию образования по физическому воспитанию;

— теоретической и практической подготовке;

— изучению и проведению не только теоретической, но и лабораторных занятий (практикумов) экспериментального характера;

— моделированию различных, в том числе напряженных, психофизические нагрузок, изучение и знание которых предусмотрены учебной программой.

Примерами таких программ в данной работе являются программы для обеспечения информационной образовательной среды по теоретическому курсу физической культуры студентов, система интерактивного опроса, работа с программным обеспечением система диагностики и контроля знаний.

Систему интерактивного опроса можно применять в вузах и школах, ее можно использовать для получения обратной связи при проведении теоретических, лекционных занятий, семинаров и тренингов, а также на других мероприятиях. Система интерактивного опроса и тестирования позволяет существенно сэкономить время, которое преподаватель тратит на рутинную работу по проверке теоретических знаний, результатов тестирования. С помощью программного обеспечения результаты контрольного тестирования обрабатываются автоматически, и сразу же по завершении тестирования студент и преподаватель могут посмотреть результаты — краткий отчет, в котором отображаются только набранные каждым обучающимся баллы или подробные детализированные отчеты.

Проведенный авторами логико-теоретический анализ позволил структурировать и применить различные педагогические факторы в интегративной технологии ИОС ФКС; обосновать ее, представить исследуемый объект в виде целостной теории, которая опирается на педагогическую концепцию [3].

1. Интегративная технология формирования ИОС ФК студентов, которая представляет собой сложное личностное образование — динамично развивающу-

юся открытую систему с интегративной технологией формирования ИОС ФК у студентов, которая представляет собой сложное личностное образование — систему сбалансированных психологических, функциональных и физических показателей студентов, а также систему накопления, преумножения, представления информации, знаний, человеческого опыта, являющуюся информационно-знаниевой основой физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности; характеризуется наличием интегративной системы знаний, уровни и компоненты которой могут активизироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений, представлений, отношения к физической культуре; определяет осуществление и реализацию индивидуальных возможностей в физическом самосовершенствовании; проявляется в различных видах физкультурной деятельности.

2. В физкультурном образовании интегративная технология формирования ИОС ФК выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль. Способствует приобщению студентов к ценностям физической культуры, физкультурной деятельности, осуществляемой на основе информации, знаний о путях и средствах повышения двигательной активности человека.

3. Объективные причины (факторы), детерминирующие необходимость формирования ИОС ФК, служат основанием для возникновения субъективных факторов, направляющих, регулирующих, стимулирующих активность студентов, делают возможным формирование личностно ориентированной ИОС ФК.

4. Педагогическая концепция формирования ФКС у студентов реализуется через модель формирования ИОС ФК у студентов, включающую целе-полагание, проектирование, планирование, организацию, содержание деятельности и управление ею, диагностику и коррекцию целостного процесса обучения, которая структурируется логикой целостного процесса, совместной деятельностью участников педагогического процесса, последовательностью этапов его формирования.

5. Теоретические основы формирования ИОС ФК у студентов, включающие закономерности формирования ИОС ФК, проявляющиеся в виде тенденций, свидетельствующих об актуальности формирования ИОС ФК, обеспечивающие их динамичное, поступательное формирование ИОС ФК как сложного образования; принципы: методологические, педагогические, специфические; функции ИОС ФК и деятельности преподавателя и студента; педагогические и специальные условия: методологические подходы — системный, культурологический, личностно-деятельностный, индивидуально-дифференцированный, информационный, создание дидактических, методических, технических условий, разработку и функционирование базисной модели деятельности преподавателя и студента по формированию ИОС ФК у студентов.

6. Модель информационной образовательной среды формирования физической культуры студентов высших учебных заведений инженерного профиля, состоящая из функционально взаимосвязанных элементов и модельных характеристик, разработанных на основе государственного стандарта высшего профессионального образования, будущей профессиональной деятельности и сформированных уровней физической культуры студента.

7. Система моторных, психологических и функциональных проявлений психофизической подготов-

ленности студентов, являющаяся интегративными и сложными образованиями в структуре ИОС физической культуры.

Использование авторской технологии в организации учебного процесса привело к тому, что количество студентов, самостоятельно занимающихся дополнительно к учебному процессу своим физическим воспитанием после прохождения учебной дисциплины от курса к курсу увеличивается, что свидетельствует о мотивационно-ценностной стороне ИОС ФК.

Особенностью методики является возможность осуществлять личностно ориентированную, персонифицированную подготовку, в режимах «Тест», «Тест-тренинг», «Обучение» и «Экзамен» одновременно для больших контингентов студентов (до нескольких сотен тысяч студентов с одного сайта) очно, заочно и дистанционно, используя локальные компьютерные сети, Интернет и мобильную связь.

Разработанный авторами учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» включает:

— теоретический материал по формированию мировоззренческой системы научно-методических знаний физической культуры: используется инфор-мационно-знаньевная направленность подготовки с применением информационной и интерактивной технологии физкультурного образования, физкультурной деятельности и физической культуры личности.

— лабораторно-методический практикум: образовательная функция ИОС физической культуры студентов осуществляется с использованием виртуальной лаборатории не только на методических занятиях, но и на лабораторных занятиях.

— тестирование, диагностика, оценка и формирование ИОС физической культуры студентов: осуществляется на обязательных учебных занятиях и в процессе самостоятельной подготовки студентов, на этапе обучения, совершенствования, при проведении тестирования теоретической и практической подготовленности студентов, очно и в дистантном режиме тестирования при проведении зачетов и экзаменов [5].

Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» с использованием информационно-интерактивной технологии физкультурного образования разработан в связи с тем, что долгое время существовала преимущественная направленность на развитие двигательного компонента физической культуры личности студента, на формирование вербализованных знаний, формализованных умений и навыков.

Назрела необходимость смещения акцента в физическом воспитании студентов с физической подготовки в сторону большей интеллектуализации этого процесса, повышения общего уровня образованности, мотивационно-ценностного компонента подготовки и самоподготовки студента.

Существующая образовательная практика не способствует формированию ценностного отношения студентов к физической культуре, проявлению ими творчества, инициативы, самообразованности, субъективности в процессе физического воспитания и достижению должного уровня физической, интеллектуальной и когнитивной подготовки, которая в учебно-методическом комплексе дисциплины «Физическая культура» связывается с формированием ценностного отношения студентов к физической культуре, проявлению ими творчества, инициативы, само-

образованности, субъектности в процессе физического воспитания и достижению должного уровня физической, интеллектуальной и когнитивной подготовки с понятием «физическая культура личности».

Приобщение к ценностям физической культуры предусматривается через процесс образования и самообразования в сфере физической культуры: вооружению студентов физкультурными знаниями, способами их творческого применения в поддержании и развитии работоспособности, оптимизации организма, укреплении здоровья в процессе учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями и физическом самосовершенствовании в течение жизни.

В учебно-методическом комплексе дисциплины «Физическая культура» широко используются информационный и интерактивный подходы к формированию физической культуры личности студента в вузе, обеспечению личностно ориентированного обучения, совершенствованию теоретической, зна-ниевой подготовке студентов, интерактивному тестированию подготовленности, зачетам и экзаменам с использованием информационных технологий.

Целевая направленность физкультурного образования соориентирована на формирование физической культуры личности с применением информационного и интерактивного обеспечения технологиями формирования ИОС ФКС.

Важнейшей функцией образования ФКЛС в учебно-методическом комплексе дисциплины «Физическая культура» является развитие познавательной деятельности, духовно-ценностного познания, когнитивной сферы студентов и творческого стиля мышления на занятиях физкультурой, основанное на информационной, знаниевой основе ИОС ФК.

Информационно-знаньевная сторона подготовки, психофизической подготовленности, физкультурной деятельности и физической культуры личности с применением интегративно-интерактивной технологии физкультурного образования рассматривается в качестве основы дидактической системы и программы.

Библиографический список

1. Евсеев, Ю. И. Педагогическое проектирование целенаправленного физического воспитания в высшем профессиональном образовании студентов (на примере подготовки специалистов, контактирующих с риск-геофакторами): авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Юрий Иванович Евсеев ; Адыгейский гос. университет Респ. Адыгея. — Майкоп, 2005. — 50 с.

2. Егорычев, А. О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : автореф. дис. . д-ра пед. наук / А. О. Егорычев; Ярос. гос. пед.ун-т им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 2005. — С. 50.

3. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. — М. : МГИУ, 2008. - 406 с.

4. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 3. — С. 3-5.

5. Чубаров М. М. Компьютерная, информационная поддержка курса лекций «Физическое воспитание» : учеб. пособие / М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова. — М. : МГИУ, 2007. — 94 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

6. Колокатова, Л. Ф. Система информационной поддержки профессионально-ориентированной подготовки студентов технических вузов : моногр. / Л. Ф. Колокатова. — М. : МГИУ, 2009. — 315 с.

КОЛОКАТОВА Лариса Фёдоровна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Физическое воспитание».

ЧУБАРОВ Михаил Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Физическое воспитание».

ЩЕПЕЛЕВ Александр Анатольевич, старший преподаватель, аспирант кафедры «Физическое воспитание».

Адрес для переписки: НТ Бест <ntbest@list.ru>

Статья поступила в редакцию 17.07.2012 г.

© Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров, А. А. Щепелев

УДК 796.92.093.642 е. А. СУХАЧЕВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И СОРЕВНОВАНИЙ В ШОРТ-ТРЕКЕ И БИАТЛОНЕ

(ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ)_______________________________________

Проведен анализ зарубежных прикладных исследований в сфере спорта высших достижений, имеющих интердисциплинарный характер. Исследования подобраны по двум видам спорта: биатлон и шорт-трек. В исследованиях отражены вопросы научного обеспечения системы спортивной подготовки.

Ключевые слова: научное обеспечение, система спортивной подготовки, биатлон, шорт-трек, спортивные технологии.

Введение. Контент-анализ популярных интернет-изданий и сайтов (Газета.ги, rambler.ru, newsland.ru, sports.ru, minstm.gov.ru), отражающих мнения ведущих спортивных тренеров, руководителей федераций, представителей общественных организаций, специалистов Министерства спорта РФ по вопросу об итогах спортивного сезона в зимних видах спорта 2011—2012, позволяет констатировать незначительное расхождение оценок спортивных результатов. В целом оценка сезона специалистами варьируется в диапазоне от «неудовлетворительно» до «удовлетворительно». Резкой критике подверглось руководство ряда федераций, в том числе и тренерский штаб биатлонистов. Неоднократно отмечалось, что провальный сезон в биатлоне является результатом грубых системных ошибок тренерского штаба, при этом потенциал спортсменов оценивался достаточно высоко. Резюмируя оценки выступлений россиян в шорт-треке, необходимо отметить, что специалисты оценивают сезон 2011—2012 как удовлетворительный. Хотя в соревнованиях по шорт-треку не было завоевано медалей, отмечается тенденция роста уровня выступлений российских спортсменов.

Изучение проблемы медико-биологического обеспечения в спорте высших достижений по мате-

риалам зарубежной периодической печати позволяет констатировать возросший интерес спортивных специалистов к методам диагностики состояний перетренированности спортсменов. Кроме того, большой практический интерес представляют специализированные программы, разработанные для совершенствования психических навыков и увеличения когнитивных ресурсов спортсменов. Зарубежными учеными ведется постоянный поиск новых методов по улучшению психологической подготовки представителей национальных команд. Отметим, что ряд исследователей предлагают пролонгированные программы психологической подготовки, которые интегрированы в учебно-тренировочный процесс.

Целью настоящего исследования является выявление актуальных научных разработок по выполненным современным зарубежным исследованиям в области физиологии, биохимии, биомеханики, спортивной деятельности, теории и методики подготовки спортсменов высокого класса в биатлоне и шорт-треке.

Полученные результаты. Проведенное исследование публикаций зарубежной спортивной науки в период с 2007 по 2012 годы по материалам периодической печати, освещающей различные аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.