Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции в рамках информационнообразовательной среды физической культуры в вузе'

Формирование профессиональной компетенции в рамках информационнообразовательной среды физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗНАНИЕВЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / САЙТ КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPETENCE LEVEL OF PREPAREDNESS / INFORMATION AND EDUCATIONAL MEDIUM / KNOWLEDGE COMPONENT OF PREPAREDNESS / SITE AS COLLECTIVE ORGANIZER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокатова Лариса Фёдоровна

В статье раскрывается концепция реализации проекта по созданию сайта, который позволяет организовать работу руководителя для обеспечения оперативной обработки, анализа и учета огромной информации в целях значимой подготовки студентов к их будущей роли в обществе как соискателей на рынке труда с необходимостью формулирования результатов образования на языке компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокатова Лариса Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional scope within framework of information and educational medium of physical culture in institute of higher education

In the article is revealed the concept of realization of project on creation of the site, which makes it possible to organize the work of leader for guaranteeing of operational working, analysis and calculation of enormous information for purposes of the significant training of students for their future role in the society as competitors on the labor market with the need for the formulation of the results of formation in the language of competence approach.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции в рамках информационнообразовательной среды физической культуры в вузе»

КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Адрес для переписки koltoshova@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2014 г. © Т. В. Колтошова

УДК 796/799

Л. Ф. КОЛОКАТОВА

Московский государственный университет технологий и управления

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

В статье раскрывается концепция реализации проекта по созданию сайта, который позволяет организовать работу руководителя для обеспечения оперативной обработки, анализа и учета огромной информации в целях значимой подготовки студентов к их будущей роли в обществе как соискателей на рынке труда с необходимостью формулирования результатов образования на языке компетентностного подхода. Ключевые слова: информационная технология, компетентностный уровень подготовленности, информационно-образовательная среда, знаниевый компонент подготовленности, сайт как коллективный организатор.

Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, — одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики.

Сегодня в системах образования становится общепринятым компетентностный подход к организации образовательного процесса. Системы образования всех стран сегодня решают важный вопрос: как описать профессиональную деятельность с позиции компетенций и как подготовить специалистов к работе с ориентацией на требуемые компетенции?

Анализ международных исследований в данной области показывает, что существует Европейское исследование в области определения квалификаций и оценки компетентности « Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning Educational structures in Europe) [1]. Данный проект является составной частью международного проекта «Настройка образовательных структур» (Tuning Educational Structures) [2], в который вовлечены более 200 вузов Европы, Латинской Америки, а также ряда стран постсоветского пространства. Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного представления структур и описаний программ всех уровней на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход увязывается в проекте с уровневым высшим образованием, переход на которое является для большинства европейских стран актуальной проблемой: речь идет о том, что образовательные программы должны рассматриваться как двух- или трехуровневые и каждый из

уровней должен представлять собой завершенный этап профессионального образования и в то же время открывать доступ как на следующую ступень образования, так и на рынок труда. Именно это указывает на необходимость формулирования результатов образования на языке компетентностного подхода.

В университетском образовании время и внимание должно быть уделено развитию общих компе-тентностей, что становится все более значимым в плане подготовки студентов к их будущей роли в обществе как соискателей на рынке труда и как граждан.

Присоединение России к Болонскому процессу усилило актуализацию компетентностного подхода в обучении. В соответствии с этим предполагается формирование системы высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах «уровень», «степень», «учебная нагрузка», «результаты обучения», «компетенции», «профиль».

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской системе высшего образования — главное событие ближайших лет в высшей школе. Масштабность явления требует концентрации соответствующих ресурсов, доступ к которым смогут получить все участники образовательного процесса. Именно на формирование такого ресурса направлена реализация проекта по созданию нашего сайта, который предоставляет возможность разработать не только личный кабинет, но и организовать работу руководителя как самого высокого уровня, так и структурных подразделений для обеспечения оперативной обработки, анализа и учета огромной повседневной информации.

Разработанная нами многофункциональная технология позволяет анализировать все аспекты работы в университете, на кафедре, в подразделениях, каждого отдельно взятого преподавателя и сотрудника.

— Быть в курсе получаемой информации по телефонной связи, интернету, получать напоминания о предстоящей работе, лекциях, расписании, встречах, разделах работы, оперативно делать важные заметки, иметь доступ к регламентирующим документам и аналитическим оценкам выполнения работ;

— контролировать исполнение учебного плана, конкретных персонифицированных заданий, иметь аналитическую оценку выполнения требований учебно-методического комплекса (УМК);

— всегда иметь перед глазами интерактивную новостную картину по важным событиям учебы студентов и работы персоналий и коллективов;

— иметь возможность системного предоставления информации и системной организации управления подразделениями;

— назначить каждой полученной информации от подразделений и в целом оценочный статус;

— планировать каждому пользователю наилучшим образом день и не упустить важных встреч, выполнения разделов работ.

Быть всегда в курсе всех событий помогает картина дня — мощный аналитический инструмент мониторинга деловой активности, автоматически объединяющий полученную информацию в подборку фактов исходя из важности событий, их источников, материалов, специфики деятельности и уровня подразделения.

Система позволит производить мониторинг информации от всех филиалов, институтов, возможность отслеживать важность событий всех структурных подразделений. Также позволит выявить информационные недостатки, риски и слабые звенья в рабочей информационно-образовательной системе (ИОС), прежде чем эти события негативно отразятся на работе университета.

С информационной технологией повышается мобильность и информированность руководителя любого уровня, профессорско-преподавательского состава (ППС) и каждого студента.

Информационно-образовательная среда является системообразующим компонентом физической культуры учащегося и студента, если его объем и содержание определяются специфической предметной средой — информацией, знаниями, теоретической, лабораторно-практической, организационно-методической и практической подготовленностью в области физической культуры, сформированными в период обучения в процессе физкультурного образования и самообразования, активно используемыми в разных видах физкультурной и спортивной деятельности, осознанно воспринятых и зафиксированных в памяти, соответствующих компетентност-ному уровню подготовленности [3].

Информационные технологии позволяют формировать личностно ориентированное информационное обеспечение по физической культуре, обеспечивающее персонифицированное развитие обучаемого. Объем и содержание информации определяется специфической предметной средой, знаниями, теоретической, лабораторно-практической, организационно-методической и практической подготовленностью в области физической культуры, сформированными в период обучения в школе и вузе в процессе физкультурного образования и самообразования, активно используемыми в разных видах физ-

культурной и спортивной деятельности (получаемый из разных источников объем информации в сфере физической культуры и спорта — соответствует госстандарту).

Информационно-образовательная среда физической культуры — не только общественное, но и личностно ориентированная система, с одной стороны, отличается динамичностью, изменчивостью, связанными с теми преобразованиями, которые происходят в процессе сотрудничества, педагогического взаимодействия, способствует личностному освоению необходимой информации, знаний и опыта, выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль. С другой стороны, информационно-образовательная среда физической культуры должна перерастать в знаниевый компонент подготовленности (уровень с готовностью к применению знаний в сходных условиях, по образцам изучаемых на различных учебных и внеучебных занятиях) [4].

Для формирования информационно-образовательной среды физической культуры обучаемого необходимо выделение комплекса педагогических условий, обеспечивающих необходимые и достаточные влияния информационных технологий не только на учебный процесс физического воспитания, но и на самостоятельную внеучебную подготовку по формированию ИОС физической культуры (уровень усвоенного качества знания — готовность к творческому применению знаний в новых, неожиданных условиях, ситуациях) [5].

Структура процесса высшего профессионального образования должна эволюционировать с учетом необходимости сохранения традиционной для отечественных вузов отрасли формирования умений и навыков, и формирования способности студентов к самостоятельному приобретению необходимых компетенций. То есть речь должна идти о персонифицированном подходе в образовании. Реализация этого требования затруднена в условиях преобладания групповых форм учебных занятий. Однако, учитывая новые возможности такого обучения, как дистанционное, которое позволяет выбрать индивидуальную траекторию изучения учебного материала, регулирование темпа его усвоения, более глубокую адаптацию в системах поддержки обучения на практике реализует данный подход. И это всегда отмечается как значительное преимущество по сравнению с традиционными методами [5, 6].

Компетентностный, лидерский уровень подготовленности, с решением совокупности проблемы образования, воспитания, развития физической культуры, формируется при использовании цен-ностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической и физической деятельности и таких компонентов подготовленности, как информационный, знаниевый, компетентностный [6].

Профессиональная компетентность является элементом или составной частью культуры специалиста [7], свойством личности [8]. Структура профессиональной компетентности специалистов определяется видами профессиональной деятельности [9].

Перед системой физического воспитания стоит задача перехода от информационной и знаньевой к компетентностной, профессионально-ориентированной модели подготовки студента.

Таким образом, компетентностный подход обучения — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, который признается значимым и за пределами системы образования. Важней-

шей целью этого подхода является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации. Кроме того, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [10].

Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, независимо от того, где бы территориально он ни находился. В итоге формируется сеть ( консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве, его развитие через обучение, а также постоянный образовательный и профессиональный консалтинг.

Библиографический список

1. Материалы портала Tuning Educational structures in Europe [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.tuning.unideusto.org/tuningeu/index.php?option = com_ frontpage&Itemid = 1 (дата обращения: 07.09.2014).

2. Материалы портала Tuning Educational structures [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://unideusto.org/ tuning/ (дата обращения: 06.09.2014).

3. Колокатова, Л. Ф. Формирование профессиональной компетенции в рамках информационно-образовательной среды

физической культуры в системе открытого образования / Л. Ф. Колокатова // Методологичекие основы формирования компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО : материалы Междунар. науч.-метод. конф. — М., 2013. — С. 65 — 68.

4. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. — М. : МГИУ, 2008. - 436 с.

5. Колокатова, Л. Ф. Интерактивные и дистанционные технологии подготовки студентов в высшей школе / Л. Ф. Коло-катова, М. М. Чубаров // Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2013. — № 2. — С. 52-56.

6. Колокатова, Л. Ф. Коренные преобразования высшего профессионального физкультурного образования / Л. Ф. Ко-локатова, М. М. Чубаров // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: мониторинг качества : материалы Междунар. науч.-метод. конф. — М., 2013. — С. 154 — 156.

7. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании / В. Байденко // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 32 — 34.

8. Андреев, А. Знания или компетентность? / А. Андреев // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 44—46.

9. Никитина, Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л. Никитина, Ф. Шагеева // Высшее образование в России. — 2006. — № 9. — С. 56—58.

10. Колокатова, Л. Ф. Система информационной поддержки профессионально-ориентированной подготовки студентов технических вузов : моногр. / Л. Ф. Колокатова. — М. : МГИУ, 2009. — 315 с.

КОЛОКАТОВА Лариса Фёдоровна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой физического воспитания. Адрес для переписки: <ntbest@list.ru>

Статья поступила в редакцию 07.07.2014 г. © Л. Ф. Колокатова

Книжная полка

Мельникова, О. А. Формирование компетенций в сфере физического воспитания у студентов технического вуза : моногр. / О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 122 с. -ISBN 978-5-8149-1892-5.

В монографии представлен теоретико-методический материал по формированию компетенций в сфере физического воспитания с целью решения проблемы развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, позволяющих выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда. Адресована студентам для использования в процессе учебных и самостоятельных занятий, аспирантам, а также широкому кругу специалистов в области физической культуры.

Шевелева, И. Н. Физическая культура студенток в профилактике нарушения репродуктивного здоровья : моногр. / И. Н. Шевелева, Ж. Б. Сафонова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 147 с. - ISBN 978-5-8149-1887-1.

В монографии представлен теоретико-методический материал по использованию средств физической культуры с целью профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток в процессе организованных и самостоятельных занятий. Рассмотрены анатомо-физиологические особенности женского организма, механизм оздоровительно-профилактического действия физических упражнений, представлены методы врачебно-педагогического контроля и оценки эффективности профилактической программы в контексте сохранения репродуктивного здоровья лиц женского пола. Для преподавателей физической культуры высших и средних учебных заведений и специалистов в данной области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.