Научная статья на тему 'Компетентностный подход в физическом воспитании студентов вуза'

Компетентностный подход в физическом воспитании студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Оксана Анатольевна, Шевелева Ирина Николаевна

Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) принципиально изменили требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и по физической культуре. Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс физического воспитания в техническом вузе способно радикально решать проблему развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и профессионально реализоваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Оксана Анатольевна, Шевелева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in physical education of university students

The need to respond higher education system to the unstable situation in the sphere of employment, the increasing competition and the level of requirements of employers, led to the reform of the content and structure of higher professional education. Federal state educational standards (GEF VPO) fundamentally altered the requirements for the results of development of educational programs including for physical culture. Implementation of the competence approach in the educational process of the physical education in technical universities would radically solve the problem of development of cognitive abilities, skills and personal qualities of students who will graduate to become competitive on the labor market and professionally realized.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в физическом воспитании студентов вуза»

7. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. — 2 изд. — М. : Центр тестирования, 2002. — 239 с.

8. Колокатова, Л. Ф. Компьютерная, информационная поддержка курса лекций «Физическое воспитание» : учеб. пособие / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров ; Моск. гос. индустр. унив. — М., 2007. — 94 с.

9. Чубаров, М. М. Компьютерная информационная поддержка практических занятий по физическому воспитанию : учеб. пособие / М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова ; Моск. гос. индустр. унив. — М., 2008. — 26 с.

10. Основы открытого образования. В т. 2. Российский государственный институт открытого образования / А. А. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. И. Солдаткин. — М. : НИИЦ РАО,

2002. - 680 с.

11. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. -М. : МГИУ, 2008. - 436 с.

КОЛОКАТОВА Лариса Фёдоровна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой физического воспитания.

АЛТЫНБАЕВА Насима Анваровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания.

Адрес для переписки: ntbest@list.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2013 г.

© Л. Ф. Колокатова, Н. А. Алтынбаева

уДК 796.011.3:378 о. д. МЕЛЬНИКОВА

И. Н. ШЕВЕЛЕВА

Омский государственный технический университет

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА__________________________________________

Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) принципиально изменили требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и по физической культуре. Внедрение компетент-ностного подхода в учебный процесс физического воспитания в техническом вузе способно радикально решать проблему развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и профессионально реализоваться.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, компетентностный подход, учебный процесс.

Актуализация компетентностного подхода последние десятилетия обусловлена тем, что состояние российского образования не отвечает современным установкам, потребностям и запросам государства, общества и учащихся, а также не вписывается по тенденциям своего развития в мировое образовательное пространство [1].

Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Все эти изменения диктуют необходимость формирования стрессоустойчивой, творческой, ответственной личности, умеющей жить в условиях неопределенности, а также способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Очевидно, что для успешной профессиональной деятельности недостаточно получить высшее образование, так как постоянно возникает потребность пополнять свои знания, добавлять информацией совсем из другой области [2].

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих спо-

собностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым [3].

Наряду со специальными предметами физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

На кафедре «Физическое воспитание и спорт» Омского государственного технического университета реализуется личностно-ориентированный подход в обучении студентов. Студенту предлагаются виды физкультурно-спортивной деятельности согласно его интересам, природным способностям, физическому развитию и уровню здоровья. Учебнотренировочные занятия со студентами проводятся в группах — специализациях: аэробика, баскетбол,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

волейбол, футбол, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, пауэрлифтинг, борьба самбо, греко-римская борьба, а также группы общей физической подготовки и специальные медицинские.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) принципиально изменили требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и по физической культуре.

В соответствии со стандартами высшего образования компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. На основе теоретических подходов к определению компетенции, согласно ФГОС ВПО, выпускник технического вуза (бакалавр, специалист) должен обладать множеством общекультурных компетенций в физкультурной деятельности.

Главной особенностью компетентостного подхода и освоения компетенций, соответствующих в учебном процессе высшей школы, является научить выпускника жить в новой ситуации и трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими в науке, технике, обществе и культуре [4, 5].

В связи с этим возникает необходимость введения компетентностного подхода при организации занятий по физической культуре в техническом университете и создание условий для развития соответствующих общекультурных компетенций средствами избранного вида спорта.

Очевидно, что рабочая программа дисциплины «Физическая культура», в том числе и учебно-методические материалы по избранному виду спорта, должны быть ориентированы на результаты обучения, представленные в форме множества компетенций по каждому профессиональному направлению подготовки (по ФГОС ВПО):

— способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценивать свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами;

— способность применять самостоятельно средства, методически правильные методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной, социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения;

— способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и моральнопсихологический уровень;

— способность организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности;

— компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура);

— стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, умение расставлять приоритеты, ставить личные цели, способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Самостоятельную физкультурную деятельность студентов необходимо направить на решение лич-

ностно-значимых задач, связанных со здоровьесбе-режением, то есть обучить выпускников анализировать, прогнозировать, оценивать жизненную ситуацию с позиций возможности применения средств физкультурной деятельности для ее разрешения, а также осуществлять контроль эффективности и корректировки своих действий для формирования целостного опыта здоровьесозидающей деятельности.

Рейтинговая система оценки позволит определить уровень сформированности компетенций (пороговый или повышенный) при аттестации студентов. При этом очевидно, что оценочные средства должны быть направлены на оценку всех составляющих понятия «компетенция».

Таким образом, в компетентностном ключе формируются не только стандарты образования, но и учебные программы, методы преподавания и оценки учебных достижений. Иными словами, «компе-тентностный подход» — достаточно отчетливая целостная дидактическая концепция, в контексте философии которой определяются цели и методы современного образования, ориентированного на приобретение соответствующих личностно-ориентированных компетенций [6].

Следовательно, радикальное решение проблемы развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и профессионально реализоваться возможно только при внедрении компетентностного подхода в учебном процессе физического воспитания.

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод, пособие / В. И. Байденко. — М., 2005. - 285 с.

2. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 21-26.

3. Бальсевич, В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физич. культуры. — 2003. — № 5. — С. 19 — 22.

4. Смирнова, Е. И. Реализация компетентностного подхода при освоении дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе / Е. И. Смирнова // Образование в ХХ1 веке : материалы Всерос. науч. заоч. конф. — Тверь : Купол. — 2010. — С. 141 — 143.

5. Фазлеев, Н. Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту: компетентносто-ориентированный подход / Н. Ш, Фазлеев //Теория и практика физич. культуры. — 2007. — № 12. — С. 32 — 34.

6. Шилько, В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-орентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... док. пед. наук / В. Г. Шилько. — М., 2003. — 47 с.

МЕЛЬНИКОВА Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Адрес для переписки: оклада. те1пікоуа.67@таі1.т ШЕВЕЛЕВА Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Статья поступила в редакцию 21.10.2013 г.

© О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.