Научная статья на тему 'Система технологии дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях по предмету «Физическая культура»'

Система технологии дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях по предмету «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» / DISTANCE EDUCATION / ADAPTIVE INFORMATION TECHNOLOGY / THE SUBJECT OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокатова Лариса Фёдоровна, Алтынбаева Насима Анваровна

В статье автором анализируются вопросы, связанные с созданием системы технологии дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях по предмету «физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокатова Лариса Фёдоровна, Алтынбаева Насима Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System technology of distance learning of students in higher educational institutions on the subject of physical culture

In the article the authors analyze the issues associated with the creation of technologies of distance learning of students in higher educational institutions on the subject physical culture.

Текст научной работы на тему «Система технологии дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях по предмету «Физическая культура»»

УДК 796/799(075)

Л. Ф. КОЛОКАТОВА Н. А. АЛТЫНБАЕВА

Московский государственный университет технологии и управления

СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»____________________________

В статье автором анализируются вопросы, связанные с созданием системы технологии дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях по предмету «физическая культура».

Ключевые слова: дистанционное образование, адаптивные информационные технологии, предмет «физическая культура».

В настоящее время вузы физической культуры России не удовлетворяют всех желающих получить соответствующее образование, то есть имеется объективная необходимость в расширении вузами спектра и объема образовательных услуг.

Дистанционное обучение является прогрессивной формой не только заочного обучения, но и очного для студентов-спортсменов, находящихся большое количество времени на выездах, для инвалидов и других категорий лиц, желающих получить физкультурное образование.

Анализ литературы показал, что в образовательных учреждениях физической культуры очень редки случаи проведения обучения по дистанционной форме, хотя в целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа образовательных учреждений, ведущих обучение по дистанционной форме обучения с использованием новых информационных технологий.

Существующие в отрасли физической культуры учебно-методические материалы в настоящее время не дают ответы на ключевые вопросы о том, как проектировать дистанционное обучение и по каким объективным педагогическим критериям оценивать его эффективность.

Особенностью созданной в России системы дистанционного обучения является то, что она представляет собой интегрированную модель, основанную на апробированных образцах дистанционного обучения в мировой практике и учитывающую национальные условия.

В отличие от опыта других стран, систему дистанционного обучения в России предполагается строить как единую, охватывающую всё образовательное пространство страны.

Дистанционное обучение — это одна из форм обучения, которая реализуется посредством использования специфических информационных (сеть Интернет) и телекоммуникационных средств обучения, предусматривающих интерактивность взаимодействия преподавателя и учащихся между собой на расстоянии.

Как отмечает М. М. Чубаров, суть интерактивного обучения в физической культуре состоит в том,

чтобы учебный процесс был организован таким образом, чтобы практически все студенты были вовлеченными в процесс обучения, имели возможность оперативно получать необходимую информацию, реагировать на нее, иметь адаптивную, личностноориентированную программу подготовки [1] .

Главной целью дистанционного образования является разработка и внедрение современных форм «удаленного» образования по предметам профильного цикла посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий. Использование средств и технологий дистанционного образования позволяет каждому студенту получать базовое образование без необходимости очного присутствия в вузе и в удобное время.

Дистанционное обучение характеризуется такими чертами как: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, специализированный контроль качества обучения, использование специализированных технологий и средств обучения, опора на современные средства передачи образовательной информации [2].

Заметный вклад в разработку теории дистанционного обучения внес М. Мур. Его концепция базируется на двух переменных — «автономии» и «расстоянии». М. Мур выделяет три элемента: учащийся, преподаватель, средства коммуникации, которые по своим характеристикам отличаются от аналогичных элементов при других формах образования. По оценке М. Мура, учебные программы могут быть отнесены к программам дистанционного обучения, если обеспечивают двухстороннюю связь между преподавателем и студентом и соответствуют запросам студентов.

Для успешной реализации дистанционного обучения необходимы следующие условия: доставка учебной информации учащемуся; осуществление обратной связи с преподавателем; обеспечение дистанционной групповой работы там, где это необходимо. По существу, настоящее дистанционное обучение возникает при наличии дистанционной обратной связи. А такие его возможности как коллективная (групповая) работа, использование удаленных учебных материалов, оперативный (в темпе процесса обучения) обмен информацией всех со всеми, про-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

являются в полной мере при использовании телекоммуникаций. Поэтому телекоммуникации можно считать главным, системообразующим признаком при реализации дистанционного обучения [3].

Димова С. А. разработала дистанционный курс, который направлен на формирование физической культуры в общекультурной подготовке студентов, раскрывает социально-биологические основы физической культуры, основы здорового образа и стиля жизни, степень профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

а) взаимодействия преподавателя и обучаемого;

б) педагогических технологий;

в) эффективности разработанных методических материалов;

г) эффективности обратной связи.

Московский государственный университет технологии и управления (МГУТУ) им. К. Г. Разумовского разработал уникальную программу дистанционного образования по предмету «физическая культура» (квалификация «бакалавр»).

С 2009 г. в МГУТУ на кафедре физического воспитания была создана дидактическая система информационной поддержки физического воспитания — педагогическая технология, представляющая собой программу и образовательный контент.

Как отмечает М. М. Чубаров, интерактивное информационное обеспечение по физическому воспитанию — это прежде всего образовательный интерактивный контент, лекции, семинары, лабораторный практикум, зачеты, экзамены и прочее, отвечающие современному уровню организации физического воспитания в вузах РФ [4].

Необходимо отметить, что качество обучения достигается за счет разработки структурированного текстового содержания лекций по всем разделам учебной дисциплины, онлайн консультациями, интерактивными тестовыми заданиями по каждому разделу изучаемой дисциплины, доступом к основной учебной литературе в электронном формате, онлайн тренировками с ведущими спортсменами университета.

Разработанная нами педагогическая технология: система автоматизированной поддержки физического воспитания (САИП-ФВ) позволяет выдавать персонифицированные задания, опираясь на уровень знаний студента и повышать этот уровень благодаря постепенному повышению сложности [5]. Нами подготовлены интерактивные лекции и разработаны тестовые задания по различным предметам профильного цикла специальности 050100 (педагогическое образование профиль «физическая культура»).

Образовательная система выполнена в качестве интернет-сайта, доступ к которому имеют все студенты, которые прошли авторизацию, получили личное имя и пароль для входа в систему. Дважды в семестр проводится аттестация, на которую в значительной мере влияет прохождение «теста-аттестации». Это позволяет оперативно выявлять персонифицированный уровень подготовленности студента.

Таким образом, педагогическая модель информационно-образовательной среды (ИОС) вуза может включать следующие структурные компоненты:

1. Учебно-методический комплекс дисциплины (информационно-содержательный материал для теоретических, методических, лабораторных и практических учебных и внеучебных занятий по дисциплине).

2. Библиотеку, глоссарий, тезаурус, учебники, пособия, в том числе электронные учебные материалы.

3. Персонифицированные программы индивидуальной траектории обучения с модульно-рейтинговой педагогической технологией оптимизации учебного процесса, адаптированной к личностным особенностям обучающихся.

4. Автоматизированную систему контроля знаний [6].

Традиционно в образовании большинство учебных заданий дается студентам в нетестовой форме. В зарубежном образовании доля заданий в тестовой форме существенно выше, что объясняется соображениями проводимой там образовательной политики, имеющихся там педагогических теорий, методик, обучающей техники и технологии. Как считает А. В. Аванесов, традиционный тест представляет собой стандартизованный метод выявления уровня и структуры подготовленности [7].

Инновационной, отличительной особенностью предлагаемой авторами педагогической технологии является возможность применения ее дистанционно для обучения и контроля знаний для теоретической и практической подготовки студентов [8, 9].

Большое внимание уделяется интерактивной подаче материала — нами создаются многослойные лекции, презентации учебного материала с гиперссылками и многоуровневым тестированием.

Такая система интерактивных продуктов обеспечивает доступность, непрерывность и высокое качество образования на основе перспективных компьютерных технологий.

Таким образом, интерактивные обучающие компьютерные системы способствуют получению качественного образования независимо от места проживания учащихся и способов доступа к компьютеру, но при условии наличия разработанного контента, отвечающего требованиям современной высшей школы.

Созданная авторами система технологии дистанционного обучения студентов позволяет эффективно осуществлять обучение в высших учебных заведениях по профессиональному циклу профильных дисциплин предмета «физическая культура».

Библиографический список

1. Чубаров, М. М. Система адаптивной информационной поддержки физического воспитания / М. М. Чубаров, Л. Ф. Ко-локатова, В. В. Пряхин // Интернет в образовании : материалы Междунар. науч.-практ. заоч. конф. г. Москва, 12 октября 2009 г.- апреля 2010 г. - М., 2010. - С. 395.

2. Бершадский, А. М. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий : учеб. пособие / А. М. Бершадский, И. Г. — Пенза : Изд-во Пенз. гос. техн. ун-та, 1997. — 56 с.

3. Богданова, Д. А. Проблемы дистанционного обучения / Д. А. Богданова, А. А. Федосеева // Информатика и образование. - 1996. - № 3. - С. 20.

4. Чубаров, М. М. Интерактивное онлайн образование студентов по физической культуре : моногр. / М. М. Чубаров ; Palmarium academic publishing. - Bern, 2012. - 158 с.

5. Колокатова, Л. Ф. Интерактивная технология подготовки студентов в высшей школе / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чуба-ров // Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115). -С. 141-144.

6. Колокатова, Л. Ф. Учебно-методический комплекс «Физическая культура» с применением интерактивно-информационной технологии формирования физической культуры личности / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров, А. А. Щепелев // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 197-200.

7. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. — 2 изд. — М. : Центр тестирования, 2002. — 239 с.

8. Колокатова, Л. Ф. Компьютерная, информационная поддержка курса лекций «Физическое воспитание» : учеб. пособие / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров ; Моск. гос. индустр. унив. — М., 2007. — 94 с.

9. Чубаров, М. М. Компьютерная информационная поддержка практических занятий по физическому воспитанию : учеб. пособие / М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова ; Моск. гос. индустр. унив. — М., 2008. — 26 с.

10. Основы открытого образования. В т. 2. Российский государственный институт открытого образования / А. А. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. И. Солдаткин. — М. : НИИЦ РАО,

2002. - 680 с.

11. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. -М. : МГИУ, 2008. - 436 с.

КОЛОКАТОВА Лариса Фёдоровна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой физического воспитания.

АЛТЫНБАЕВА Насима Анваровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания.

Адрес для переписки: ntbest@list.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2013 г.

© Л. Ф. Колокатова, Н. А. Алтынбаева

уДК 796.011.3:378 о. д. МЕЛЬНИКОВА

И. Н. ШЕВЕЛЕВА

Омский государственный технический университет

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА__________________________________________

Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) принципиально изменили требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и по физической культуре. Внедрение компетент-ностного подхода в учебный процесс физического воспитания в техническом вузе способно радикально решать проблему развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и профессионально реализоваться.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, компетентностный подход, учебный процесс.

Актуализация компетентностного подхода последние десятилетия обусловлена тем, что состояние российского образования не отвечает современным установкам, потребностям и запросам государства, общества и учащихся, а также не вписывается по тенденциям своего развития в мировое образовательное пространство [1].

Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Все эти изменения диктуют необходимость формирования стрессоустойчивой, творческой, ответственной личности, умеющей жить в условиях неопределенности, а также способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Очевидно, что для успешной профессиональной деятельности недостаточно получить высшее образование, так как постоянно возникает потребность пополнять свои знания, добавлять информацией совсем из другой области [2].

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих спо-

собностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым [3].

Наряду со специальными предметами физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

На кафедре «Физическое воспитание и спорт» Омского государственного технического университета реализуется личностно-ориентированный подход в обучении студентов. Студенту предлагаются виды физкультурно-спортивной деятельности согласно его интересам, природным способностям, физическому развитию и уровню здоровья. Учебнотренировочные занятия со студентами проводятся в группах — специализациях: аэробика, баскетбол,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.