Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА ГИБДД МВД РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА ГИБДД МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЯДРО КОЛЛЕКТИВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темняков Дмитрий Александрович, Темнякова Екатерина Дмитриевна

В статье рассматриваются современные проблемы и способы их решения при формировании сплоченного коллектива в подразделениях ГИБДД. Даются рекомендации по формированию положительного социально-психологического климата в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темняков Дмитрий Александрович, Темнякова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF FORMATION OF AN INTEGRATED COLLECTIVE OF STSI MIA RUSSIA

The article discusses modern problems and ways to solve them when forming a cohesive team in traffic police units. Recommendations are given on the formation of a positive socio-psychological climate in the team.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА ГИБДД МВД РОССИИ»

УДК 372.8; ББК 74 NIION: 2018-0077-3/21-041

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-227-230 MOSURED: 77/27-024-2021-03-240

© Темняков Д.А., Темнякова Е.Д., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА ГИБДД МВД РОССИИ

Дмитрий Александрович Темняков,

заместитель начальника кафедры организации деятельности подразделений по безопасности дорожного движения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук, доцент 143100, Московская область, Рузский городской округ, п. Старотеряево

E-mail: haligali008@mail.ru Екатерина Дмитриевна Темнякова, учитель первой квалификационной категории ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

195176, Санкт-Петербург, улица Синявинская, д.15

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы и способы их решения при формировании сплоченного коллектива в подразделениях ГИБДД. Даются рекомендации по формированию положительного социально-психологического климата в коллективе.

Ключевые слова: служебный коллектив, профессиональное ядро коллектива, педагогическая система.

PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF FORMATION OF AN INTEGRATED COLLECTIVE OF STSI MIA RUSSIA

Dmitry A. Temnyakov,

Deputy Head of the Department Organization of Business Units Road Safety of the Moscow Regional Branch of the Moscow University

of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Staroteryaevo village, Ruzsky city district, Moscow Region, 143100

E-mail: haligali008@mail.ru Ekaterina D. Temnyakova,

Teacher of the First Qualification Category GBOU Secondary School No. 143 with in-depth study of English of the Krasnogvardeisky

District of St. Petersburg 195176, St. Petersburg, Sinyavinskaya street, 15

Abstract. The article discusses modern problems and ways to solve them when forming a cohesive team in traffic police units. Recommendations are given on the formation of a positive socio-psychological climate in the team. Keywords: service team, professional core of the team, pedagogical system.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Темняков Д.А., Темнякова Е.Д. Педагогические особенности формирования сплоченного коллектива ГИБДД МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 227-230.

Педагогика как наука об обучении и воспитании оказывает серьезное влияние при осуществлении профессиональной деятельности руководящего состава в процессе работы с коллективом. Воспитание в коллективе и самого коллектива является неотъемлемой частью повседневной деятельности руководящего состава системы ГИБДД МВД России. Говоря о таких проблемах, как сплочение коллектива, сокращение текучести кадров, нельзя не остановиться на особенностях коллективов

ГИБДД МВД России, имеющих свой социально-психологический характер. Служебный коллектив в органах внутренних дел является основным элементом в структуре управления и обладает высоким уровнем обеспечения решения профессиональных задач и воспитания личности.

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел, в целом, и сотрудников ГИБДД МВД России, в частности, значительно отличается от ориентации деятельности многих других кол-

лективов, не имеющих отношения к правоохранительной деятельности. Целью служебной деятельности сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения выступает организация обеспечения безопасности участников дорожного движения при помощи специальных средств и методов осуществления данного вида деятельности и использование воспитательных задач в области безопасности. Все это предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников ГИБДД, уровню их интеллектуального развития, и это относится как к отдельным сотрудникам, так и ко всему коллективу [1, С. 192].

Трудовая направленность деятельности сотрудников ГИБДД МВД России существенно отличается от трудовой направленности многих других коллективов. Целью деятельности сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения является решение специфических задач в области обеспечения безопасности участников дорожного движения с помощью конкретных инструментов и служебных методик. Это требует определенного уровня интеллектуального развития, как для отдельных сотрудников, так и для всего коллектива.

Именно потому труд многих сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения может приближаться по своей природе к труду научных коллективов с присущим им духом и настроением поиска, позитивной неудовлетворенностью, постоянным стремлением достичь большего. Следовательно, в коллективе ГИБДД должна поддерживаться психологическая атмосфера, способствующая максимальному проявлению тенденций поиска и творческому росту.

В структурных подразделениях ГИБДД как одной из составляющей целостной системы органов внутренних дел следуют руководствоваться принципами единоначалия, субординации, централизации, единообразия, соблюдения строгой дисциплины. Нежелание выполнять законные требования руководителя, невыполнение его приказов, халатное отношение к своим служебным обязанностям, грубое обращение с гражданами, участниками дорожного движения - не членам коллектива влекут не только моральное осуждение, но и строгую ответственность перед МВД в целом [2, С. 462].

Довольно часто сотрудники ГИБДД, особенно это касается сотрудников ДПС ГИБДД МВД России, при выполнении своих служебных обязанностей испытывают значительные затраты времени, физического и умственного напряжения, испытывают повышенный эмоциональный стресс

и перегрузки. Каждый член коллектива, который осуществляет деятельность, направленную на предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений, нуждается в мужестве, отваге, умении и готовности рисковать, жертвовать своим здоровьем и даже жизнью, чтобы выполнить служебный долг. В силу этого такие коллективы отличаются большой сплоченностью и готовностью к взаимной поддержке всего коллектива и взаимной поддержке со стороны каждого из его членов.

Служебные реалии таковы, что к подразделениям ГИБДД предъявляются достаточно высокие социальные требования, в свою очередь, служебные коллективы переносят эти высокие требования к поведению своих членов как на работе, так и вне ее, в свободное время, определяют этические требования к личным связям и знакомствам, и во многих коллективах, особенно в небольших городах, районах, очень важен личностный контроль и неформальное регулирование жизни сотрудника вне службы [3, С. 44].

Служебный коллектив является действенным инструментом в воспитании личности сотрудника и, требуя от своих членов определенных социальных ограничений, тем самым оказывает на них воспитательное воздействие и превращается в сплоченную общность людей, осознающих необходимость сотрудничества и взаимопомощи [4, С. 68]. Однако при этом следует иметь в виду, что именно требует от личности коллектив. В ряде случаев, если ориентации личности и группы расходятся, коллектив не принимает установок своего члена, а заставляет его принимать свои установки и ценностные ориентации либо вынуждает покинуть коллектив. В то же время в коллективе могут быть и ложные установки, отсталые традиции, вступающие в противоречие с позитивными и высокими требованиями человека к себе и окружающим.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения, являясь организацией, которая требует от своих работников определенного уровня сотрудничества и взаимной поддержки со стороны ее членов, мотивирует каждого сотрудника оказывать друг на друга воспитательное воздействие, чем и объединят их. Но при этом необходимо помнить, что существует потребность в индивидуальности сотрудника. Во многих случаях, когда склонности личности и группы расходятся, коллектив не принимает установки своего члена и вынуждает его принять коллективные общие правовые ценности и ориентации или вынуждает покинуть служебный коллектив. В то же время

в коллективе могут сформироваться неправильные, аморальные установки, которые противоречат положительным и высоким требованиям к самому человеку и окружающим. В таких случаях человек (часто вновь назначенный руководитель) может столкнуться с равнодушием, а подчас и негативным отношением к себе членов коллектива. Налицо конфликтная ситуация.

Не каждое служебное подразделение ГИБДД использует возможность создавать необходимые условия для воспитания сознательности, чувства служебного долга; свободного развития членов коллектива. Нередко социальная активность личности сдерживается неофициальным мнением той или иной группы, которая расценивает ее как стремление «выслужиться» и т.п. Так, в некоторых подразделениях ГИБДД имеют место факты тайного укрывательства правонарушений, когда кражи документов оформляются как утраты; либо за травмы, полученные в быту, выдаются травмы, которые носят криминальный характер. Попытки добросовестных сотрудников противодействовать такой практике порой наталкиваются на сопротивление и давление других сотрудников. Далеко не всегда молодой работник может противостоять их влиянию.

Вышеперечисленные основные признаки служебного коллектива и специфические особенности одной из его разновидностей - коллектива Государственной инспекции безопасности дорожного движения - свидетельствуют о широком круге проблем, которые возникают перед его руководителем при разработке мероприятий по сокращению текучести кадров и сплочению членов коллектива.

В любой социальной системе, в каждой организации можно обнаружить относительно большую группу людей, которая является своеобразной жизненной основой существования и функционирования этой системы. Эти работники выполняют основные функции организации, обладают достаточно большим запасом знаний и умений по ведущей, главной профессии своей организации. Эта группа является своеобразным профессиональным ядром организации.

Обычно под профессиональным ядром коллектива понимают вполне сформировавшийся, стабильный, зрелый коллектив Государственной инспекции безопасности дорожного движения, способный выполнять сложные задачи по обеспечению безопасности участников дорожного движения и граждан.

Каждый служебный коллектив имеет свой устоявшийся костяк, состоящий, как правило,

из сотрудников ГИБДД, имеющих высокие профессиональные компетенции, большой практический опыт деятельности и пользующихся авторитетом среди коллег по профессии.

Опираясь на знания и опыт таких сотрудников, руководители подразделений ГИБДД решают сложные профессиональные задачи, возложенные на коллектив. Такие сотрудники, как правило, сплачивают коллектив, формируют традиции служебного коллектива и выступают наставниками новых сотрудников. Именно им поручается выполнение самых сложных и ответственных задач. Поэтому руководитель подразделения должен помнить, что без такого стабильного профессионального ядра коллектива служебный коллектив не может эффективно функционировать достаточно долго [5, С. 97].

В свою очередь, необходимо отметить, что бывают ситуации, когда «костяк» коллектива ориентируется на негативные тенденции и переносит их на весь коллектив, навязывая свое видение профессиональной деятельности другим членам коллектива.

В силу этого можно констатировать, что не всякая сплоченность в коллективе является положительным явлением. Только та положительна, которая формируется на основе правильно понятых интересов службы и общественно полезных целей.

Сложной и трудоемкой задачей любого руководителя является направленная профессиональная деятельность на создание сплоченного и эффективно действующего коллектива. Именно поэтому руководителю вменяются в обязанности обеспечение благоприятного социально-психологического климата, формирование из наиболее опытных сотрудников профессионального работающего коллектива и укрепление дисциплины в коллективе.

Основную часть служебного времени начальник подразделения тратит на непосредственную работу с людьми. Как показывает практическая деятельность руководителей ГИБДД, это около 65 %.

За счет умений начальника сплачивать коллектив и продуктивно управлять таким коллективом для выполнения профессиональных задач достигается 80 % эффективности деятельности подразделения ГИБДД. И только 20 % - зависит от профессиональной компетенции руководителя.

По результатам опроса руководителей структурных подразделений ГИБДД, проходящих обучение по программам повышения квалификации в Московском областном филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в 2021 году, можно выделить следующие факторы эффективности служебной деятельности сплоченного коллектива:

1. В таком коллективе приятнее работать; положительный эмоциональный фон сплоченного коллектива позитивно влияет на профессиональную деятельность, стимулирует результативность службы каждого отдельного сотрудника;

2. Положительный морально-психологический климат, в том числе в отношении взаимной требовательности, способствует развитию реальной конкуренции, конкуренции между коллегами по работе;

3. Сплоченный коллектив характеризуется высокой самоотдачей, отсутствием текучести кадров, стабильностью своего состава, а также низким уровнем либо отсутствием нарушений служебной дисциплины и положительным поведением во внеслужебное время.

Деятельность служебных коллективов ГИБДД МВД России подтверждает, что сотрудники служебного коллектива зачастую хотят видеть в начальнике не только официальное лицо, не только управленца, не только человека, которому надо подчиняться, но и человека, которому доверяют, за которым идут и поддерживают его идеи, зная, что он на стороне коллектива, который пользуется истинным авторитетом и является неформальным лидером.

Библиографический список

1. Темняков Д.А. Обучение слушателей и курсантов обеспечению личной профессиональной безопасности как профессиональная необходимость, его проблемы и педагогические возможности / Д. А. Темняков // Психология профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Материалы научно-практической конференции. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя 2002. С. 189-196.

2. Темняков Д.А. Проблемы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел / Д. А. Темняков / В сборнике : Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : Сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. С. 460-463.

3. Темняков, Д. А. Педагогическая эвальвация результативности использования технических средств обучения в образовательных организа-

циях Российской Федерации : учебное пособие / Д. А. Темняков. Ижевск: Типография «МарШак», 2019.

4. Административная деятельность полиции. Ч. 2 : учебное пособие / Николаев О.Э., Сидоров Э.Т., Синяжников Д.А., Темняков Д.А. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.

5. Темняков Д.А. Использование сотрудниками полиции технических средств фото- видеофиксации противоправных действий во время проведения массовых мероприятий // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 94-97.

Bibliographic list

1. Temnyakov, D. A. Training of students and cadets to ensure personal professional safety as a professional necessity, its problems and pedagogical possibilities / D. A. Temnyakov // Psychology of professionalism of law enforcement officers. Materials of the scientific and practical conference. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot'. 2002. Pp. 189-196.

2. Temnyakov, D. A. Problems of professional education of employees of internal affairs bodies / D. A. Temnyakov / In the collection : Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of official activity: state and prospects : Collection of scientific papers of the International Conference dedicated to the celebration of the 15 th anniversary of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2017. Pp. 460-463.

3. Temnyakov, D. A. Pedagogical evaluation of the effectiveness of the use of technical means of education in educational organizations of the Russian Federation : textbook / D. A. Temnyakov. Izhevsk: Printing house "mArsHak", 2019.

4. Administrative activity of the police. Part 2 : textbook / Nikolaev O. E., Sidorov E. T., Sinyazh-nikov D. A., Temnyakov D. A. Ruza: Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2015.

5. Temnyakov D.A. The use by police officers of technical means of photo-video recording of illegal actions during mass events // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 9. Рp. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.