Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Лада Ярославовна, Темняков Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются вопросы профессиональной надежности водителя. Раскрываются психотипы водителей их проявления в деятельности водителя транспортного средства. Исследуются критерии надежного водителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Лада Ярославовна, Темняков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CATEGORIES OF MORAL R EGULATION OF BEHAVIOR OF ROAD

The article deals with the issues of professional reliability of the driver. The psychotypes of drivers of their manifestation in the activity of a vehicle driver are revealed. The criteria of a reliable driver are investigated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 378; ББК 88 NIION: 2018-0077-3/21-039

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-3-218-222 MOSURED: 77/27-024-2021-03-238

© Смирнова Л.Я., Темняков Д.А., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Лада Ярославовна Смирнова,

заместитель начальника кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат экономических наук 143100, Московская область, Рузский городской округ, п. Старотеряево

E-mail: smirnov_0303@mail.ru Дмитрий Александрович Темняков, заместитель начальника кафедры организации деятельности подразделений по безопасности дорожного движения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук, доцент 143100, Московская область, Рузский городской округ, п. Старотеряево

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной надежности водителя. Раскрываются психотипы водителей их проявления в деятельности водителя транспортного средства. Исследуются критерии надежного водителя.

Ключевые слова: нравственность, надежность водителя, качества личности, нравственная регуляция поведения.

MAIN CATEGORIES OF MORAL REGULATION OF BEHAVIOR OF ROAD

Lada Ya. Smirnova,

Deputy Head of the Department of Social and Economic and Humanities Moscow Regional Branch o f the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Economic Sciences

Staroteryaevo village, Ruzsky city district, Moscow Region, 143100

E-mail: smirnov_0303@mail.ru Dmitry A. Temnyakov,

Deputy Head of the Department Organization of Business Units Road Safety Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Pedagogical Sciences,

Assistant Professor

Staroteryaevo village, Ruzsky city district, Moscow Region, 143100

Abstract. The article deals with the issues of professional reliability of the driver. The psychotypes of drivers of their manifestation in the activity of a vehicle driver are revealed. The criteria of a reliable driver are investigated. Keywords: morality, driver reliability, personality traits, moral regulation of behavior.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Смирнова Л.Я., Темняков Д.А. Основные категории нравственной регуляции поведения участников дорожного движения. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 218-222.

Слова известного литературного героя о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, сказанные, кстати, почти восемьдесят лет назад, сегодня уже не вызывают улыбку. Автомобиль как таковой давно уже не является роскошью и стал доступен абсолютно всем. В то же время сегодня назвать автомобиль просто средством передвижения было бы неправильным.

Автомобиль давно стал явлением социальным, демонстрирующим окружающим действительный (или мнимый) статус своего хозяина. В результате, стремительно растет число автовладельцев и желающих стать ими. Как следствие - неизбежен рост ДТП, в том числе и с человеческими жертвами.

Автомобиль, несмотря на технический прогресс, по-прежнему остается источником повы-

шенной опасности. Причин тому несколько. Одна из них, как это ни парадоксально звучит, техническое развитие автомобилестроения. Водители со стажем отмечают, что плотность транспортного потока, особенно в крупных городах, за последние двадцать лет сильно увеличилась. С увеличением мощности моторов возросла динамика разгона автомобиля. Эффективная система торможения позволяет выдерживать уменьшенные дистанции между автомобилями. Добавьте к этому гидроусилитель руля, АВС, ЕРS. Все эти технические системы позволяют легко маневрировать в потоке машин, делают движение машин более динамичным и при этом предназначены повысить безопасность всех участников дорожного движения [4, С. 46]. Увы, машинами управляют люди.

Что действительно требует обсуждения широкими массами граждан и, в первую очередь автовладельцами, так это культура поведения за рулем. А точнее, культура управления транспортным средством. Среди всех факторов, лежащих в основе дорожно-транспортных происшествий, главную роль, несомненно, играет поведение людей.

Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на перечень причин дорожно-транспортных происшествий, напечатанных в информационном бюллетене управления ГИБДД. Среди всех причин ДТП первое место занимают нарушения, связанные с неправильным проездом пешеходных переходов и превышением скорости - 20 % и 15 % соответственно. Примерно по 10 % приходится на нарушения, связанные с несоблюдением правил маневрирования и правил проезда перекрестков. В числе оставшихся причин: нетрезвое состояние водителей, выезд на встречную полосу, неподчинение сигналам, знакам и разметке, эксплуатация технически неисправного транспортного средства, управление транспортным средством без прав. Мы указали еще не все причины. Особенностью вышеперечисленных причин является то, что данные нарушения в подавляющем большинстве случаев носят преднамеренный характер [5, С. 134]. Если превысить скорость в некоторых случаях можно по невнимательности (не заметить знака ограничивающего скорость), то выехать по невнимательности на встречную полосу или нетрезвым сесть за руль может только, мягко говоря, «очень невнимательный человек». И это только те случаи, в результате которых были совершены ДТП. А сколько таких случаев - предпосылок для совершения ДТП? За примером далеко ходить не надо, достаточно просто выехать на автомобиле в час пик.

В этом контексте серьезную озабоченность вызывает агрессивность, а то и откровенное хамство на дороге, причем и в связи с тем, что мы, по всей видимости, начинаем привыкать к этому, т. е. мириться с тем, с чем мириться нельзя.

Агрессивность - это многогранное явление, которое может иметь самые разные причины, включая факторы психологического, социального и биологического характера.

Поведение водителя на дороге неотделимо от его поведения в обществе. И если поведение воспитывается в семье, в школе, то поведение на дороге во многом прививается при обучении вождению в специализированном учреждении. Родителей не выбирают, чего не скажешь про обучение в специализированных организациях, имеющих лицензии на обучение вождению. В учебной организации, ответственно относящейся к подготовке специалистов, процесс обучения и воспитания неотделим.

Наше общество не может мириться с агрессивностью на дорогах, какие бы формы она не принимала. Именно поэтому абсолютно необходимо повышать осведомленность общественности о факторах риска, связанных с агрессивным поведением за рулем или порождаемых таким поведением. Как и в случае многих других факторов, лежащих в основе дорожно-транспортных происшествий, -мы имеем в виду, в частности, алкоголь, - вопрос об агрессивности за рулем не следует отделять от проблемы агрессивности в целом. Эту проблему следует рассматривать во всей ее полноте как социальную проблему.

Улучшение организации дорожной инфраструктуры и дорожного движения, в частности за счет рационального использования новых технологий, позволит сократить масштабы агрессивного и опасного поведения за рулем.

Девиз нашего времени: «Взаимное уважение на дороге - залог безопасности!» Но эту мысль нужно еще донести до сознания людей. В этой связи показателен наглядный пример Европейской федерации автошкол, где курсы подготовки водителей в автошколах все больше приобретают характер курсов обучения нормам социального поведения и где придерживаются глобальной концепции воспитания, процесса непрерывного обучения, который не должен прекращаться в момент, когда человек садится за руль.

Подразделениями ГИБДД МВД России проводятся в большом объеме организационные, профилактические и контрольно-инспекционные мероприятия, направленные на оказания помощи автошколам в целях повышения качества подготовки

водительских кадров. Один из важных аспектов этой работы - информационный. Во все автошколы систематически рассылается Информационный бюллетень, где приводятся сведения с подробным анализом дорожно-транспортных происшествий и состояния транспортной дисциплины на дорогах и улицах страны, а также анализ состояния подготовки и переподготовки водительских кадров.

К сожалению, в оценке деятельности автошкол ставятся только количественные результаты сдачи экзаменов (по принципу - чем больше, тем лучше), и совсем не берутся в расчет данные (хотя они имеются в Информационном бюллетене) по выпускникам школ, виновных в совершенных ДТП. А ведь основная цель работы учебных организаций данного профиля - подготовить грамотного, культурного и надежного водителя.

На улицы и магистрали нашей страны ежедневно выезжают тысячи водителей. Это наиболее активная, работоспособная и репродуктивная часть населения. К сожалению, дефицит культуры поведения, элементарного взаимоуважения в нашем обществе непосредственно сказывается на поведении водителей.

Достижение порядка и взаимопонимания на дорогах немыслимо без взаимной деликатности сторон, без высокой водительской культуры в целом. Поэтому глубокое и тонкое знание норм и правил поведения и этикета за рулем жизненно необходимо современному водителю, считающему себя цивилизованным человеком.

Сегодня многие считают, что «надежный водитель» это умудренный опытом успешный гонщик, который в своей карьере видел самые невообразимые виражи. Конечно, водительский опыт имеет большое значение. Но еще есть ряд психологических факторов, которые следует обязательно брать во внимание. По результатам исследований, проведенных на основе статистики аварий, было определено несколько реальных характеристик, присущих современному водителю.

С психологической точки зрения, надежным водителем может выступать мужчина 35-45 лет, который обладает достойным социальным статусом, имеет жену и детей. В экстремальных условиях очень важно, чтобы водитель смог задействовать все возможности для выбора единственно правильного выхода из сложившихся на дороге обстоятельств. Для этого нужно быть уверенным за рулем. Как свидетельствует практика, уверенность на дороге приобретают только те водители, которые обучались качественно.

К большому сожалению, основной целью деятельности многих автошкол является получение

прибыли с большого потока клиентов. В таких заведениях психология обучения вождению остается без внимания. А в наше время - это весьма значимый аспект, из-за пренебрежения которым случилась ни одна авария.

Хочется понять, почему возникают ДТП? Ведь никто специально не создает их. Большая часть автомобилистов имеют опыт вождения. Как же определить человеческий фактор во время вождения?

1. Опытный водитель может не иметь навыков рефлексии своего опыта. Чему же легче научить -навыкам вождения или объяснять словами свой личный опыт?

2. Опыт управления может быть очень индивидуальным и зависеть от характеристик водителей и необычных ситуаций, в которых этот опыт появился. Здесь даже хорошая рефлексия будет бесполезна.

Самое важное: у начинающего водителя, который вообще не имеет опыта вождения, в воображении уже имеется собственное представление о том, как он будет управлять машиной.

При опросе сотрудников ГИБДД, проходящих обучение по программам повышения квалификации в Московском областном филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в 2021 году, чем отличается опытный водитель от новичка, ответы были несколько однообразны:

1) водитель со стажем уверен в себе и расслаблен. Дилетант переживает, волнуется, старается предугадать все;

2) опытный водитель не волнуется, он оценивает свои способности адекватно;

3) опытного водителя сразу видно, он не суетится. Движения водителя отработаны, он даже может думать, о чем-нибудь другом во время вождения машины;

4) дилетант всегда в напряжении, он сосредоточен на выполнении правил;

5) водитель с опытом водит машину, не напрягаясь. Он не будет обращать внимания на мелочи. Главное для него - комфорт и безопасность.

Ни один сотрудник ГИБДД не сказал, что водителя со стажем отличает хорошее знание правил дорожного движения. В этих правилах нет деления на пустяки и удобное управление. Выходит, что это не самое главное, что помогает понять причины ДТП на дорогах среди водителей-профессионалов. Важность информации по поводу ситуации на дороге выражается не реальными причинами, а «срабатыванием автопилота» у водителей [6, С. 96].

Если причину ДТП объяснить человеческим фактором, то кроме водителя необходимо представить целую группу автоинструкторов, которые создают «автопилот». Новичок имеет шанс превратить-

ся в опытного водителя, а вот водитель с опытом не сможет стать новичком.

Ученые провели множество экспериментов, которые доказывают неумение людей адекватно оценить ощущение, которое они вызывают у окружающих. Любой человек имеет свой собственный уникальный опыт, он невольно передает другим людям эту информацию, пытаясь посмотреть на себя чужими глазами.

Проектирование управления автомобилем при интенсивном движении позволяет прийти к выводу о том, что, пытаясь оценить происходящее на дороге, водители со стажем совершают повторяющиеся ошибки. Чем более неповторима практика вождения автомобиля, тем больше вероятность совершения ошибки.

Меняются дороги, мощность машин, плотность движения, но построение «автопилота» зачастую остается таким, каким было создано, когда водитель только начинал водить машину. Мы не можем не заметить, как спешно обновляются технологии, при этом становится более актуальной проблема «автопилота».

В целях изменения привычной практики вождения можно выделить один способ - нужно прислушаться к мнению вашего попутчика, внешнего наблюдателя о том, как вы водите машину, при этом не стыдиться высказывать свое мнение по этому поводу.

Культура вождения и дорожный этикет российских водителей в наши дни ассоциируется, в основном, с частыми нарушениями Правил дорожного движения, низкой культурой взаимоотношений между собой и с остальными участниками движения, непризнанием собственной вины и т. д. [1, С. 74-75]. Единственной надеждой на поднятие общего культурного уровня автовладельцев являются те участники дорожного движения, которые соблюдают ПДД и стараются вежливо, с пониманием относиться к другим водителям и пешеходам. Но их очень мало, и на общую дорожную картину они своим количеством повлиять не могут. Хотя автошкола Правилам дорожного движения учит всех одинаково хорошо. Наши «шумахеры» умудряются ехать даже на красный сигнал светофора. Хотя это считается одним из грубейших нарушением Правил дорожного движения, и очень часто приводит к плачевным последствиям.

Наконец мы подошли к лидеру среди нарушений - это нарушение скоростного режима.

Нарушение скоростного режима носит массовый характер. И действительно, трудно соблюдать скоростной режим, если весь поток автомобилей едет с нарушением.

Автолюбители, в основном, воспринимают дорожные знаки, ограничивающие скорость, как рекомендательные. Не все, конечно. Есть еще дисциплинированные водители, которые стараются не нарушать ни одного из Правил дорожного движения. Именно таких людей следует ставить в пример.

Выполнение какой-либо деятельности несет на себе отпечаток личности исполнителя. И по тому, как мы что-то делаем, можно судить о чертах нашего характера. По стилю вождения также можно сделать некоторые выводы о тех, кто сидит за рулем. Предложенная нами классификация поведения за рулем основана на самых ярких типажах водителей.

Стиль вождения: вежливый водитель или правильный водитель, иногда он может показаться нам оригиналом. С непривычки мы выделяем такого водителя из толпы. Этот человек спокоен, самодостаточен и уравновешен, просто едет по своим делам и уважительно относится к окружающим. Это доброжелательный человек, с которым приятно иметь дело.

Класс водителя: агрессивное вождение и реакция водителя.

Активная агрессия. Этот тип водителей ведет себя нарочито агрессивно: подрезает, дергается, гонит. О таком водителе можно сказать, что он неуверен в себе, зол и завистлив. В процессе вождения такой человек самоутверждается, пытаясь преодолеть внутренние комплексы [2, С. 214].

Опасный водитель или принципиальный агрессор. Такой водитель не маневрирует у вас перед носом, он сам готов кого угодно поучить рассудительности и «порядку» на дороге. Он принципиально «карает» водителей, которые не умеют вести себя на дороге. И если вы выстроились перед ним в пробке или, еще хуже, обогнали, то наказание не заставит себя ждать. Он будет всячески мешать вам из принципа: начнет сигналить, будет не давать перестраиваться. Также и в жизни этот человек делает все по-армейски и воспитывает других в том же духе. Редко уступает в спорах, не любит недоделанных дел.

«Безалаберный». Этот водитель зачастую демонстративно едет посередине дороги, выказывая тем самым свое неуважение к другим, забывая, что дорога-то существует для всех, а не только для избранных. Таким поведением этот человек старается повысить уровень своей значимости. Но на самом деле в душе у него полно комплексов, зависти и злости на всех и вся, а демонстрацией мнимого равнодушия эти люди пытаются отстраниться от своих негативных переживаний, нивелировать их для других и для себя.

«Наглый водитель». На дороге, где поблизости есть магазины, пробка иногда образуется из-за на-

глости владелицы транспорта, которая оставляет машину у обочины, а сама решает «заскочить» в магазин. Либо случается, что пока ваша машина стояла на стоянке, ее «заперли», поставив другую машину поперек. Водитель даже не подумал о последствиях такого поведения [3, С. 460]. О таких людях можно сказать, что они совершенно не учитывают чужие интересы, живут только своей выгодой. Таким трудно доверять. Ради своих целей они готовы попуститься дружбой и честностью, способны предать во имя выполнения своих задач. Они расчетливы. Легко могут «пойти по головам».

Библиографический список

1. Смирнова, Л. Я. Этические основы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / Л. Я. Смирнова, Д. А. Темняков, А. П. Хаврак. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,

2018. 128 с.

2. Темняков, Д. А. Воспитание культуры личной профессиональной безопасности в органах внутренних дел. Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя : научно-практическое издание / Д. А. Темняков. Старотеряево : Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016. С. 215-218.

3. Темняков, Д. А. Проблемы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел / Д. А. Темняков // В сб. : Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : Сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. С. 460-463.

4. Темняков, Д. А. Педагогическая эвальвация результативности использования технических средств обучения в образовательных организациях Российской Федерации : учебное пособие / Д. А. Темняков, Е. Д. Темнякова // Ижевск : Типография «МарШак»,

2019.

5. Административная деятельность полиции. Ч. 2 : учебное пособие / [Николаев О. Э. и др.]. Руза : Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.

6. Темняков, Д. А. Использование сотрудниками полиции технических средств фото - видеофиксации противоправных действий во время проведения массовых мероприятий / Д. А. Темняков // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 94-97.

Bibliographic list

1. Smimova, L. Ya. Ethical foundations of professional activity of employees of internal affairs bodies : textbook / L. Ya. Smirnova, D. A. Temnyakov, A. P. Havrak. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2018. 128 p.

2. Temnyakov, D. A. Fostering a culture of personal professional security in the internal affairs bodies. Bulletin of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot : scientific and practical edition / D. A. Temnyakov. Staroteryaevo : Moscow Regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 2016. Pp. 215-218.

3. Temnyakov, D. A. Problems of professional education of employees of internal affairs bodies / D. A. Tem-nyakov // In the collection : Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of official activity: state and prospects : Collection of scientific papers of the International Conference dedicated to the celebration of the 15th anniversary of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya. Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, 2017. Pp. 460-463.

4. Temnyakov, D. A. Pedagogical evaluation of the effectiveness of the use of technical means of education in educational organizations of the Russian Federation : textbook / D. A. Temnyakov, E. D. Temnyakova // Izhevsk : Printing house "mArsHak", 2019.

5. Administrative activities of the police. Part 2 : textbook / [Nikolaev O. E. et al.]. Ruza : Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2015.

6. Temnyakov, D. A. The use by police officers of technical means of photo - video recording of illegal actions during mass events / D. A. Temnyakov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 9. Pp. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.