Научная статья на тему 'Особенности организации деятельности подразделений ДПС ГИБДД МВД России в современных условиях'

Особенности организации деятельности подразделений ДПС ГИБДД МВД России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2288
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДПС / СОТРУДНИК ГИБДД / TRAFFIC POLICE OFFICER / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC SAFETY / ВОДИТЕЛЬ / DRIVER / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ROAD PATROL / DRUNKENNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Александр Юрьевич, Темнышов Андрей Александрович

Рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в рамках проведения профилактических мероприятий по массовой проверке водителей сотрудниками ГИБДД на предмет выявления признаков состояния опьянения, а также приведен комплекс мероприятий, направленных на снижение латентности данного вида нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тарасов Александр Юрьевич, Темнышов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of traffic safety units administration in modern Russia

The article dwells on the issues arising from mass drivers’ sobriety testing by the traffic police officers, and introduces the package of measures to reduce the latency of drunken driving.

Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности подразделений ДПС ГИБДД МВД России в современных условиях»

УДК 342.9 ббк 67.401.133.12

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДПС ГИБДД МВД РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ТАРАСОВ,

кандидат юридических наук, начальник кафедры деятельности ГИБДД и информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: tarasovairina2@rambler. ru; АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЕМНЫШОВ, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры деятельности ГИБДД и информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: temnyshov@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в рамках проведения профилактических мероприятий по массовой проверке водителей сотрудниками ГИБДД на предмет выявления признаков состояния опьянения, а также приведен комплекс мероприятий, направленных на снижение латентности данного вида нарушений.

Ключевые слова: ДПС, сотрудник ГИБДД, безопасность дорожного движения, водитель, состояние опьянения.

Annotation. The article dwells on the issues arising from mass drivers' sobriety testing by the traffic police officers, and introduces the package of measures to reduce the latency of drunken driving.

Keywords: road patrol, traffic police officer, traffic safety, driver, drunkenness.

Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, является одним из видов правонарушений, представляющих угрозу для безопасности дорожного движения. Своевременное выявление таких нарушений — одна из важнейших задач дорожно-патрульной службы.

Зарубежными исследованиями установлена зависимость между наиболее распространенными ошибками при управлении автотранспортом и вероятностью нахождения водителей в состоянии опьянения.

Кроме того, систематизированы характерные особенности, указывающие на управление автомобилем водителями в нетрезвом состоянии (выполнение поворота по кривой большого радиуса, движение по разметке, разделяющей полосы движения, объезд препятствий с недопустимо малым зазором, движение с заниженной скоростью, движение не-включенными габаритными огнями и т.д.).

Такие действия могут рассматриваться как признаки нарушения правил дорожного движения и основания остановки транспортного средства (абзац 2 пункта 63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (далее — Административный регламент) [1].

Эффективность распознавания в транспортном потоке водителей, находящихся в состоянии опьянения (независимо от того, вызвано оно алкоголем или наркотическими веществами), во многом зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников ДПС, их опыта работы.

Однако в условиях современной интенсивности дорожного движения визуальное наблюдение за до-

рожным движением одиночными нарядами ДПС не может обеспечить эффективное выявление и исключение из процесса дорожного движения нетрезвых водителей [2, с. 131].

Необходимым условием обеспечения безопасности дорожного движения является реализация полицией комплекса мер, направленных на снижение латентности данного вида нарушений. Интенсивность таких мер должна достигнуть уровня, при котором водители, допускающие подобные нарушения, осознают неотвратимость наказания. В связи с этим возникает необходимость проведения соответствующих профилактических мероприятий [4, с. 7, 10, 27].

Данный подход законодательно закреплен и имеет многолетний положительный опыт применения во многих странах.

Законодательство Российской Федерации не позволяет осуществлять освидетельствование водителя на состояние опьянения без выявления и фиксации в установленном порядке признаков такого состояния. Соответственно, отсутствует возможность осуществления массовых проверок водителей с использованием алкотестеров [3, с. 233].

В то же время на основании п. 63 (абз. 10) Административного регламента возможна массовая остановка транспортных средств в рамках проведения специальных мероприятий соответствующей направленности, цель которых — установление признаков нахождения водителя в состоянии опьянения с последующим освидетельствованием и (или) медицинским освидетельствованием в порядке, определенном законодательством.

Особое значение при проведении данных мероприятий имеет этап подготовки. Подготовка должна осуществляться исходя из того, что мероприятия необходимо проводить:

• систематически, с учетом времени и мест, где наиболее вероятно управление транспортными средствами в состоянии опьянения;

• динамично, с максимальным охватом проезжающих транспортных средств;

• открыто, при хорошей видимости полиции;

• гласно, с обязательным информированием через средства массовой информации граждан о сроках, целях проведения профилактических мероприятий, выявленных административных

правонарушениях и наказаниях, примененных к правонарушителям (активное освещение мероприятий в средствах массовой информации увеличивает воспринимаемое зрительно присутствие полиции на дороге и способствует предупреждению нарушений со стороны водителей). Подготовка плана проведения мероприятия осуществляется на основе анализа:

• аварийности на территории, где планируется проведение мероприятия;

• сведений, поступивших из органов государственной власти и местного самоуправления, от общественных объединений, граждан, а также размещенных в средствах массовой информации и содержащих данные о систематическом совершении правонарушений в области дорожного движения, в том числе водителями, находящимися в состоянии опьянения;

• результатов правоприменительной практики подразделений;

• опыта проведения аналогичных мероприятий;

• технической оснащенности подразделения Госавтоинспекции, в том числе возможности использования передвижных наркологических пунктов;

• рекогносцировки местности;

• обследования улично-дорожной сети в районе проведения мероприятия.

При выборе места проведения мероприятия

учитываются:

• ширина и иные параметры участка дороги (улицы) и его освещение;

• наличие съездов и примыканий, где могут быть припаркованы патрульные автомобили Госавтоинспекции;

• наличие достаточного места для остановки транспортных средств проверяемых водителей, исключающее создание заторовых ситуаций;

• возможность у водителей избежать проверки путем изменения маршрута следования;

• удаленность стационарных медицинских учреждений, имеющих лицензию на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (при отсутствии передвижных наркологических пунктов).

В целом план должен предусматривать содержание мероприятия, время, место и порядок его про-

ведения (район города, населенный пункт, участок дороги), расчет и расстановку сил и средств подразделений Госавтоинспекции, других служб органов внутренних дел, участвующих в проведении мероприятия (в состав нарядов могут быть включены сотрудники ФСКН), порядок организации связи и взаимодействия, в том числе с нарядами граничащих строевых подразделений и других подразделений территориальных органов внутренних дел, сигналы и условные знаки, возможность и формы маневра силами и средствами при изменении оперативной обстановки.

В необходимых случаях готовится картографическое решение.

На предварительном этапе также организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы.

В обязательном порядке принимаются меры по привлечению к проведению профилактических мероприятий представителей средств массовой информации.

Непосредственно перед проведением профилактического мероприятия производится инструктаж, на котором доводятся до сведения расстановка сил и средств, особенности проведения мероприятия, определяется порядок связи и взаимодействия между нарядами, распределение функций, порядок отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Наряды ДПС получают от руководителя, дежурного информацию об оперативной обстановке, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к проведению мероприятия. Также сообщается о недостатках, выявленных в процессе ранее проведенных аналогичных мероприятий.

Тактика действий сотрудников полиции должна обеспечивать реализацию профилактических мер в отношении максимального количества проезжающих водителей транспортных средств при минимальной задержке каждого из них. Для этого достаточно провести краткую беседу с водителем по тематике мероприятия и получить ответ на вопрос, употреблял ли он перед поездкой алкогольные напитки или наркотические вещества. При отсутствии признаков опьянения водителю предлагается про-

должить движение, а при наличии агрессивной реакции или неадекватных ответов на вопрос об употреблении алкоголя или запрещенных препаратов, нарушениях речи, резком изменении окраски кожных покровов принимается решение о проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Дальнейшие действия осуществляются в порядке, предусмотренном Административным регламентом, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

При остановке водителя, подозреваемого в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, необходимо соблюдать меры предосторожности, направленные на обеспечение собственной безопасности.

При проведении мероприятия в целях предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с участниками дорожного движения обязательным является использование видеорегистраторов и иных средств видеонаблюдения.

Необходимо заметить, что технические средства, используемые при проведения административного расследования, должны быть сертифицированы, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями [5, с. 150].

В случае проведения мероприятия на территории населенных пунктов, расположенных на значительном расстоянии от стационарных медицинских учреждений, осуществляющих медицинское освидетельствование на состояние опьянения, необходимо применение передвижных наркологических пунктов.

Подведение итогов является обязательным после каждого проведенного мероприятия. Оно осуществляется раздельно для руководящего (по организационной составляющей) и инспекторского состава. При подведении итогов отмечаются положительные аспекты проведенного мероприятия (недопущение дорожно-транспортных происшествий, выявленные факты нахождения водителей в состоянии алкогольного или с признаками наркотического опьянения и т.д.). Также дается оценка недостаткам (при наличии), имевшим место в действиях сотрудников.

Принимаются меры по размещению материалов о результатах проведения мероприятий в средствах массовой информации.

Результаты анализа должны быть использованы при планировании и проведении мероприятий в дальнейшем.

Приобретение сотрудниками ДПС вышеуказанных профессиональных навыков позволит изменить отрицательно окрашенные социальные представления о профессиональной деятельности и личности сотрудников ДПС ГИБДД

Литература

1. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. Версия 4012.00.50 1992-2015.

2. Сидоров Э.Т., Тарасов А.Ю. Проблемы применения технических средств в деятельности органов внутренних дел для обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10.

3. Тарасов А.Ю., Миронов В.Л., Новгородов Д.А. Организация деятельности ГИБДД: альбом схем. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.

4. Темняков Д.А., Темнышов А.А. Приоритетные направления развития технических и програм-

ных средств в деятельности органов внутренних дел для обеспечения безопасности дорожного движения // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: Сб. материалов. Воронеж, 2015. Ч. 3.

References

1. Prikaz MVD Rossii ot 2 marta 2009 g. № 185 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii ispolneniya gosudarstvennoi funktsii po kontrolyu i nadzoru za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovanii v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus. Versiya 4012.00.50 1992-2015.

2. Sidorov E.T., Tarasov A.Yu. Problemy primeneniya tekhnicheskikh sredstv v deyatel'nosti organov vnutrennikh del dlya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 10.

3. Tarasov A.Yu., Mironov V.L., Novgorodov D.A. Organizatsiya deyatel'nosti GIBDD: al'bom skhem. Ruza: Moskovskii oblastnoi filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2015.

4. Temnyakov D.A., Temnyshov A.A. Prioritetnye napravleniya razvitiya tekhnicheskikh i programnykh sredstv v deyatel'nosti organov vnutrennikh del dlya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii: Sb. materialov. Voronezh, 2015. Ch. 3.

Защита трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Сапфирова А.А., Соловьева О.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 103 с.

Раскрывается содержание дефиниций института защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. Представлены способы защиты трудовых прав и законных интересов работников и работодателей через классификацию субъектов защиты.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», в качестве материала для подготовки к занятиям по дисциплинам «Трудовое право», «Трудовые споры», «Защита трудовых прав».

A.A. Сапфирова О.М. Соловьева

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

ЧБ7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.