Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная культура / сотрудники ОВД. / corporate culture / employees of the Department of internal Affairs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Людмила Борисовна Ткаченко, Любовь Николаевна Костина

Статья посвящена исследованию психологических особенностей корпоративной культуры сотрудников ОВД. Авторы делают вывод о том, что основной вклад в развитие корпоративной культуры каждого подразделения органов внутренних дел вносят работающие в нем сотрудники. Обычно в процессе общения с сотрудником складывается общее впечатление о коллективе и корпоративной культуре в данном подразделении. И, безусловно, руководителю коллектива необходимо, опираясь на свои знания, опыт и авторитет, задавать благоприятный тон общения в служебном коллективе, формировать традиции, сплачивающие коллектив, быть примером для своих подчиненных и образцом вежливого отношения к каждому человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Людмила Борисовна Ткаченко, Любовь Николаевна Костина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE CORPORATE CULTURE OF POLICE OFFICERS

The article is devoted to the study of the psychological characteristics of the corporate culture of employees of the Department of internal Affairs. The authors conclude that the main contribution to the development of the corporate culture of each division of the internal Affairs bodies is made by the employees working in it. Usually, in the process of communicating with an employee, a General impression of the team and corporate culture in this Department is formed. And, of course, the head of the team needs, based on his knowledge, experience and authority, to set a favorable tone of communication in the service team, to form traditions that unite the team, to be an example for his subordinates and a model of polite attitude to each person

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10129

© Ткаченко Л.Б., Костина Л.Н. 2020

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE CORPORATE CULTURE

OF POLICE OFFICERS

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД*

Ludmila B. Tkachenko,

Senior lecturer-Methodist of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot'

Людмила Борисовна Ткаченко,

старший преподаватель-методист кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Lubov N. Kostina,

Head of the Department of Psychology Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor

Любовь Николаевна Костина,

начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент

Для цитирования: Ткаченко Л.Б., Костина Л.Н. Психологические особенности корпоративной культуры сотрудников ОВД. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 131-133. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article is devoted to the study of the psychological characteristics of the corporate culture of employees of the Department of internal Affairs. The authors conclude that the main contribution to the development of the corporate culture of each division of the internal Affairs bodies is made by the employees working in it. Usually, in the process of communicating with an employee, a General impression of the team and corporate culture in this Department is formed. And, of course, the head of the team needs, based on his knowledge, experience and authority, to set a favorable tone of communication in the service team, to form traditions that unite the team, to be an example for his subordinates and a model of polite attitude to each person.

Keywords: corporate culture, employees of the Department of internal Affairs.

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических особенностей корпоративной культуры сотрудников ОВД. Авторы делают вывод о том, что основной вклад в развитие корпоративной культуры каждого подразделения органов внутренних дел вносят работающие в нем сотрудники. Обычно в процессе общения с сотрудником складывается общее впечатление о коллективе и корпоративной культуре в данном подразделении. И, безусловно, руководителю коллектива необходимо, опираясь на свои знания, опыт и авторитет, задавать благоприятный тон общения в служебном коллективе, формировать традиции, сплачивающие коллектив, быть примером для своих подчиненных и образцом вежливого отношения к каждому человеку.

Ключевые слова: корпоративная культура, сотрудники ОВД.

Согласно личностно-ориентированному подходу коллектив воспринимается как социально-психологическая среда жизни и деятельности человека, которую люди создают друг для друга. Единство личностей как субъектов коллективной деятельности, без которого нет коллектива, достигается на основе согласования различий, достижения психологической совместимости, поощрения межличност-

ных симпатий и накопления опыта сотрудничества при выполнении совестной деятельности. Применительно к служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел это означает, что каждый сотрудник как представитель коллектива должен работать и контактировать с коллегами, руководством в определенном корпоративном духе, в соответствии с общепринятой созданной корпоративной

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

культурой. Эта культура играет важную роль в развитии отдельных членов коллектива и служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел. Поэтому современными и актуальными для настоящего времени звучат высказывания талантливых советских педагогов А.С. Макаренко и В.А. Сухом-линского о том, что коллектив в жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека играет незаменимую положительную роль, а особенно в развитии индивида как личности. Если коллектив достигает высокого уровня развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Не менее актуально мнение ученых М.И. Марина, В.М. Позднякова, И.О. Котенева, В.Е. Петрова по вопросам корпоративного сплочения сотрудников, реагирования на их личные планы, цели, ценности, проблемы и т.п. Последнее должно становиться главным ресурсом решения органами внутренних дел задач в соответствии с принципами законности и гуманизма».

Корпоративную культуру органов внутренних дел представляют как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка. За трехсотлетний период с момента образования полиции в России произошли серьезные изменения, связанные с постоянной трансформацией юридических наук, влиянием на служебную деятельность продуктов научно-технического прогресса, а также развитием психологической культуры отношений в служебном коллективе. Тем не менее, остается традиционным соблюдение в служебных коллективах определенных норм и культурных традиций.

Корпоративная культура органов внутренних дел - особый вид социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Догмы корпоративной культуры должны соблюдаться всеми членами коллектива и являться некой идеологией и психологией организации для того, чтобы слаженно и эффективно выполнять служебные обязанности и коллективную работу.

Корпоративная культура сотрудников полиции может быть представлена в виде системы взаимозависимых компонентов и групп элементов, среди которых выделим основополагающие: организационно-управленческая деятельность; взаимодействие и коммуникации сотрудников органов внутренних дел; специфическая нормативная право-

вая база. Имеющие непосредственное отношение к теме статьи два первых элемента, на которых остановимся более подробно.

Организационно-управленческая работа представляет собой слаженные действия руководителя подразделения по отношению к подчиненным сотрудникам, которая включает в себя постановку цели, сбор и обработку информации, подготовку, принятие и реализацию управленческих решений. Наряду с функциями планирования, организации, контроля и мотивации, в работе руководителя реализуется психологическая функция в форме оказания помощи и поддержки сотрудника органов внутренних дел. Другими словами, наряду с административными методами управления особое положение в деятельности руководителей занимает психологические и педагогические методы. В этой связи стоит согласиться с мнением А.М. Столя-ренко о том, что грамотный руководитель не разбрасывается приказами. Он ведет линию на использование наиболее мягких психологических воздействий, но учитывает индивидуальные психологические особенности сотрудников: с опытными, добросовестными, хорошо зарекомендовавшими себя общается преимущественно на уровне просьб, а если кто-то не понимает другого языка, кроме приказа, - на уровне приказов. Все надо использовать к месту, ко времени, без уравниловки, индивидуализировано.

Взаимодействие и коммуникация внутри служебного коллектива должно быть основано на уважительном отношении друг к другу, к работе своих коллег вне зависимости от занимаемой должности, адекватная оценка результатов своей работы, общая поддержка коллективом сотрудников, попавших в трудную жизненную ситуацию. Поэтому психологи органов внутренних дел осуществляют целенаправленную работу по повышению психолого-педагогической компетентности руководителей и сотрудников органов внутренних дел в рамках морально-психологической подготовки.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что в отдельных случаях в служебном коллективе взаимоотношения складываются в прямом следовании «начальник-подчиненный», взаимодействие в служебном коллективе построено на пренебрежительном отношении к нижестоящему сотруднику, неграмотному расчету сил и средств по выполнению служебных задач, перекладыванию обязанностей по «иерархической» лестнице, многочисленных спорах о «конечном исполнителе» служебного задания, сосредоточение многих задач на одном исполнителе «лучшем и ответственном»

и, в некоторых случаях, признания его виновным в отсутствии положительного результата по определенному направлению деятельности. В психолого-педагогической литературе высказывается мнение, что если возложить на сотрудника задачи, выполнение которых для него не представляется возможным (вследствие напряженности и большого объема заданий, отсутствия знания особенностей решения вопросов, запредельно коротких сроков, недостатка сил, средств или нужных условий), то перед сотрудником зачастую встает выбор: 1) отказаться от выполнения заданий или от должности; 2) прибегнуть к незаконным способам и решить задачи; 3) заняться очковтирательством. Люди есть люди: первый вариант избирается редко, и ситуация оказывается пагубной для воспитания и соблюдения законности. Приведенные примеры свидетельствуют о взаимосвязи выделенных элементов корпоративной культуры и соподчиненности.

В заключение отметим, что основной вклад в развитие корпоративной культуры каждого подразделения органов внутренних дел вносят работающие в нем сотрудники. Обычно в процессе общения с сотрудником складывается общее впечатление о коллективе и корпоративной культуре в данном подразделении. И, безусловно, руководителю коллектива необходимо, опираясь на свои знания, опыт и авторитет, задавать благоприятный

тон общения в служебном коллективе, формировать традиции, сплачивающие коллектив, быть примером для своих подчиненных и образцом вежливого отношения к каждому человеку.

Библиографический список

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : учебник / под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. -М. : ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480 с.

2. Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел : учебно-методическое пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М. : ЦОКР МВД России, 2006. С. 120-121.

3. Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Юридическая педагогика : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». - М. : Юнити-Дана, 2004. - 895 с.

4. Соколов Р.В., Соколова Н.В. А.С. Макаренко: православные корни. Судьба педагога и его педагогического опыта (к 70-летию со дня кончины А.С. Макаренко). - М. : Центр внешкольной работы имени А.С. Макаренко, 2009.

5. Столяренко А.М. Психологическая систе-мология. Теория, исследования, практика : монография / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С.223-224.

Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Ан-дрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".

Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).

АНДРСГОГтВСИЛЕ основы педАгЬпвд ипсияцюрм

и СЙСШНЕ ВЫСШЕГО СЬРлМВАНИИ пни

Бй ~ Iы:-г--:|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.