Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ЗНАНИЯ / ЛИЧНАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умуров З. Л., Хасанова Г. К.

в современном мире на развитие педагогической науки влияет ряд глобальных тенденций, одной из которых является динамизм социальных процессов. Актуальность понимания педагогических основ развития социальной активности студентов определяется процессами, происходящими в современном обществе. В статье рассматривается метод, развивающий социальную активность учащихся вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

in the modern world, the development of pedagogical science is influenced by a number of global trends, one of which is the dynamism of social processes. The relevance of understanding the pedagogical foundations of the development of students' social activity is determined by the processes taking place in modern society. The article discusses a method that develops the social activity of university students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

6. Джумаев Ф.Х., Атаева З.А. Выращивание растения «Indigofera tinctoria L» и его роль в повышении плодородия почв в условиях Бухарской области // Вестник науки и образования, 2021. № 3(106). Часть 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ Умуров З.Л.1, Хасанова Г.К.2 Email: Umurov6122@scientifictext.ru

1Умуров Зариф Латифбоечич - PhD, преподаватель; 2Хасанова Гулшод Касимовна - магистрант, кафедра начального образования, Бухарский педагогический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан Аннотация: в современном мире на развитие педагогической науки влияет ряд глобальных тенденций, одной из которых является динамизм социальных процессов. Актуальность понимания педагогических основ развития социальной активности студентов определяется процессами, происходящими в современном обществе. В статье рассматривается метод, развивающий социальную активность учащихся вузов.

Ключевые слова: социальная активность, педагогическая поддержка, жизненные ценности, социальные роли, знания, личная инициатива.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Umurov Z.L.1, Hasanova G.K.2

1Umurov Zarif Latifboechich - PhD, Lecturer; Hasanova Gulshod Kasimovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, BUKHARA PEDAGOGICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the modern world, the development of pedagogical science is influenced by a number of global trends, one of which is the dynamism of social processes. The relevance of understanding the pedagogical foundations of the development of students' social activity is determined by the processes taking place in modern society. The article discusses a method that develops the social activity of university students.

Keywords: social activity, pedagogical support, life values, social roles, knowledge, personal initiative.

УДК 37.062

Социальная активность студентов - это процесс и результат педагогически организованного взаимодействия индивида с новой социальной средой, характеризующийся стабильностью его жизни, самоопределением, самоутверждением, саморазвитием. Социальная активность студентов проявляется в разных сферах, таких как: гражданин, семьянин, студент, друг, уникальная личность. Следовательно, выделяются такие сферы, как общество, семья, учебное заведение, группа неформального

общения, личностная адаптация. Педагогическое руководство социальной активностью учащихся - это процесс, который реализуется на основе слаженной работы всех субъектов образовательного процесса, направленной на эффективное взаимодействие личности с новой социальной средой на основе поддержки, содействия, защиты и поддержки. Педагогическое руководство включает в себя педагогическую поддержку, педагогическую помощь и педагогическую защиту. Для эффективного осуществления педагогического сопровождения социальной активности личности необходимо определить содержание этого процесса. Нам приходит в голову, что наряду с определенным набором знаний и навыков индивида, его компетентностью для успешной социальной адаптации необходимо развивать личностные качества и способствовать формированию социально приемлемой системы жизненных ценностей.

В педагогике большое внимание уделяется личностным качествам учащихся. Исходя из целей воспитания - разносторонней и гармонично развитой личности - предполагалось, что у них необходимо сформировать необходимый набор качеств. Многие педагоги для оценки уровня образованности также предлагали набор качеств, которые определяются специальными критериями. Сегодня многие учебные заведения разрабатывают "модель" выпускника - один для всех, что, безусловно, неуместно. Рубинштейн С.Л. в своей теории личности доказал, что личность - это не набор необходимых и развитых качеств, а способность быть личностью означает проявлять свое отношение к миру и к самому себе (Рубинштейн, 1997). Мы опираемся именно на это понимание личности и интерпретацию личностного подхода в педагогике.

В этой статье приведён набор личностных черт, который необходим с точки зрения молодых людей с личным жизненным опытом и самоопределением для успешной социальной адаптации в современном обществе не для того, чтобы определить цель или стандарт, а для выявления некоторых современных тенденций во взглядах молодежи. Кроме того, рассмотрена ценностная ориентация как система личностных устремлений, выражающихся в предпочтении определенных ценностей и построении на их основе способов поведения. Как отмечает Голованова Н.Ф., "... взросление человека - это не что иное, как изменение его жизненных ценностей».

Ценности важны для людей, определяющие ценности различных предметов и явлений. Однозначное определение диапазона ценностных ориентаций ребенка, показывающее степень его адаптации, невозможно, поскольку оно ограничивает наше понимание многообразия проявлений личности и не учитывает вариативность ценностей разных культур и даже в конкретных субкультурах и микросоциумах. Караковский В.А. предложил следующую систему ценностей, ориентация на которую, по его мнению, должна нести хорошие черты в человеке: Личность, Семья, Родина, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания.

Для того чтобы выявить наиболее актуальные личностные качества, знания, навыки и ценности в современных социальных условиях, существует методика незаконченных предложений. Респондентам предлагается добавить свои варианты, продолжая данное суждение: для успешной социальной адаптации в современном обществе человек должен:

• обладать следующими личными качествами ...

• обладать следующими знаниями ...

• обладать такими навыками ...

• иметь следующие жизненные ценности ...

Респондентов не ограничивают в количестве ответов, и при этом получается список из личностных черт, видов знаний, навыков, жизненных ценностей. Конечно, это довольно широкий спектр данных, поэтому при использовании данного метода при обработке данных используется специальная программа для их обработки и анализа. Кроме того, следует полагаться на удовлетворяющее поведение, то есть на принцип разумной достаточности. Согласно ему, когда по объективным причинам, а также с точки зрения рациональности невозможно рассмотреть весь набор компонентов, следует исходить из их разумно достаточного количества. Набор компонентов, определенный по разумно

достаточному принципу, должен обеспечивать всестороннее описание изучаемого предмета или явления. Социальная активность как специфический социальный процесс обладает огромным количеством особенностей, набор которых непрерывно меняется в зависимости от условий социальной среды.

Следовательно, при использовании данного метода полученные данные о совокупности наиболее значимых знаний для социальной активности позволят нам определить приоритеты в работе со студентами, реализуя личностно-ориентированный подход, принимая во внимание то, что интересно и важно для подростков и молодежи.

Однако знания должны подкрепляться опытом и использоваться в человеческой деятельности. В этом отношении педагоги должны проявлять своё педагогическое мастерство, чтобы сформировать социальную активность студентов, вырабатывая у них навыки социальной адаптации.

Субъективная позиция студентов (будущих педагогов-психологов) как качество, формирующееся в процессе профессионального образования в вузе, требует детального изучения взгляд на недостаточно решенную проблему самостоятельного и творческого подхода студентов к процессу профессионального образования. В этом процессе студент должен действовать как активная личность, создавая себя со своей субъективной позицией. Как показывает анализ процесса профессионального образования, многие студенты не проявляют в нем активной или творческой самостоятельности для овладения знаниями, они уделяют очень мало времени самообразованию.

В условиях динамично меняющегося мира возрастает потребность в образованных, предприимчивых, инициативных личностях, способных мыслить и действовать самостоятельно с выраженной субъективной позицией - естественный механизм собственного участия человека в их формировании. Формирование субъективной позиции человека - это обогащение человека способностями и навыками самосовершенствования, ведущее к самонастройке к жизненным целям. Субъективная позиция человека - это одна из человеческих ценностей, основная ценность человека, определяющая его социальную позицию. При рассмотрении основных представлений о «субъективной позиции» следует учитывать ее взаимосвязь с понятием «ответственность» как особую взаимосвязь между действиями, намерениями людей, а также оценкой этих действий другими людьми или обществом. Здесь опять должна действовать педагогическая поддержка, определяющая направление субъективной позиции студентов.

Список литературы /References

1. Хасанова Г.К. Педагогические основы развития социальной деятельности студентов вузов // Вестник науки и образования, 2021. № 17 (120). Часть 3.

2. Исматова Н.Б. Технология развития профессиональных интересов будущих преподавателей посредством интеграции педагогических циклов // Научный журнал, 2020. № 9. С. 9-11.

3. Nigmatova M.M., Mirzayeva D.Sh. Art pedagogy in modern education // Проблемы науки № 4(63), 2021.

4. Буронова Г.Ё., Атаева Г.И. Преимущества использования метода учебного проекта в процессе обучения // Проблемы науки, 2020. № 8. С. 56.

5. Тураева Г.Х. Проблемы машинного перевода при переводе на узбекский язык // Universum: технические науки, 2020. № 10-1 (79).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.