Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / АУТИСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / АУТИЗМ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гостунская Яна Игоревна, Шеховцова Елена Алексеевна, Трущелёва Анна Васильевна

В статье раскрывается актуальность исследования формирования навыков социально-бытовой ориентировки, представлены причины трудностей социально-бытовой ориентировки детей с аутистическими нарушениями. Рассмотрены психолого-педагогические основы работы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гостунская Яна Игоревна, Шеховцова Елена Алексеевна, Трущелёва Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR FORMATION OF SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION SKILLS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article reveals the relevance of the study of the formation of social orientation skills, presents the reasons for the difficulties in the social orientation of children with autistic disorders. The psychological and pedagogical foundations of work on the formation of skills of social and everyday orientation in children with autism spectrum disorders are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Выводы. Профессиональный поиск все время будет приводить к рождению новых методов, дающих возможность более глубоко взглянуть на исследуемое явление, увидеть в нем другие новые стороны. Методы исследования выступают не как набор или сумма частных методик, а как единый системный комплекс методов отражающий выбранный предмет исследования, его специфику в современных условиях, активно использующий качественные методы исследования, методы исследования смежных наук. У педагогических исследований существуют фактически неограниченные возможности в плане использования любого метода, из разных наук.

Литература:

1. Гибадатова Г.Р. Особенности воспроизводства человеческого потенциала на микроуровне // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5, Вып. 1 (183). - С. 102-106.

2. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.

3. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. - Л., 1985. - 32 с.

4. Лифинцева, Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя / Н.И. Лифинцева. - М.: Изд-во МГПУ; Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 204 с.

5. Медведев В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образов. в России. -2007. - № 11. - С. 46-56.

6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либроком, 2010. - 280 с.

7. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Изд. корпорация Логос, 1994. - 320 с.

8. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - М.: Российский новый университет. - 2004. - С. 26-31.

9. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. - М.: Российский новый университет. - 2010. - С. 72-77.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Гостунская Яна Игоревна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Шеховцова Елена Алексеевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Трущелёва Анна Васильевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования формирования навыков социально-бытовой ориентировки, представлены причины трудностей социально-бытовой ориентировки детей с аутистическими нарушениями. Рассмотрены психолого-педагогические основы работы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: социально-бытовая ориентировка, формирование навыков, аутистические расстройства, аутизм, трудовое воспитание, проблемы поведения.

Annotation. The article reveals the relevance of the study of the formation of social orientation skills, presents the reasons for the difficulties in the social orientation of children with autistic disorders. The psychological and pedagogical foundations of work on the formation of skills of social and everyday orientation in children with autism spectrum disorders are considered.

Keywords: social orientation, skills formation, autistic disorders, autism, labor education, behavior problems.

Введение. Одна из важнейших задач трудового воспитания дошкольников связана с формированием и развитием у них тех навыков, которые необходимы для обретения бытовой и социальной независимости. Даная задача является значимой в воспитании ребёнка с нормативным уровнем развития, но в отношении ребёнка, имеющего ограниченные возможности развития, приобретает особый смысл.

Начиная с первых этапов жизни ребёнка, в процессе овладения навыками социально-бытовой ориентировки происходит не просто усвоение определённых действий, а чрезвычайно важный процесс овладения социальным опытом, «включения» его как в предметный, так и в социальный мир взрослых.

Освоение даже простейших навыков социально-бытовой ориентировки позволяет ребёнку снизить зависимость от окружающих, способствует укреплению его уверенности в своих силах, оказывает влияние на продвижение в психомоторном развитии, содействует становлению общей структуры деятельности, создаёт базовые предпосылки для формирования других видов деятельности.

Особую группу среди детей, испытывающих трудности в овладении навыками социально-бытовой ориентировки, занимают дети с расстройствами аутистического спектра, что определяется спецификой их психического и социального развития.

Изложение основного материала статьи. Овладение навыками социально-бытовой ориентировки оказывает непосредственное влияние на формирование самооценки ребёнка, а также является неотъемлемым шагом на пути к формированию его автономии. Обучение навыкам социально-бытовой ориентировки оказывает непосредственное влияние на расширение знаний, представлений детей об окружающем предметном мире, на становление сенсорной сферы, развитие высших психических функций, и особенно речи, на совершенствование ручной моторики, зрительно-моторной координации, на формирование умений подражательной деятельности и т.п.

Вопросами изучения особенностей формирования у детей навыков социально-бытовой ориентировки в педагогике занимались такие исследователи как И.В. Вирченко, И.А. Стародубец, М.Ю. Холодик, Т.А. Маркова и др.

Специфика развития детей данной с расстройствами аутистического спектра состоит в нарушении контакта с окружающими людьми, и даже с близкими взрослыми, что значительно осложняет процесс овладения данными детьми навыками социально-бытовой ориентировки, так как общеизвестно, что формирование данного вида навыков происходит при тесном взаимодействии со взрослыми.

Разнообразие аффективных проблем и наличие вторичных защитных установок у детей в виде ухода от контакта, негативизма, стереотипности, страхов, агрессивных и самоагрессивных проявлений часто отодвигает на второй план существование специфических трудностей в освоении ими навыков социально-бытового ориентирования.

Вместе с тем не только нарушение взаимодействия со взрослыми, но и специфические особенности познавательного развития ребёнка с аутистическими расстройствами в целом, затрудняют самостоятельное овладение им навыков социально-бытовой ориентировки.

В немногочисленных исследованиях, посвящённых изучению навыков социально-бытовой ориентировки у детей с ограниченными возможностями развития, обращается внимание на то, что сроки их формирования могут задерживаться в силу объективных обстоятельств. Но даже в случае возникновения трудностей в данном процессе стоит учитывать и ориентироваться на такие факторы как возраст и особенности психического и социального развития этих детей [4, С.74].

Нормативно развивающийся дошкольник овладевает социально-бытовыми навыками в тот момент, когда наблюдает за поведением взрослых или других детей в домашних условиях, или сопровождая взрослых на улице, в гостях, общественных местах, помогая взрослым при выполнении домашних дел, подражая им или же действуя путём проб и ошибок. Ребёнок осваивает навыки социально-бытовой ориентировки, стремясь сделать всё сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию для того, чтобы отстаивать свою самостоятельность, стремится поскорее добиться желаемого результата или похвалы близких [6, С. 15].

С детьми с расстройствами аутистического спектра так не происходит. Для них характерны трудности в подражании, у них довольно долго и трудно формируются навыки социально-бытовой ориентировки; их социально-бытовая адаптация требует регулярных и длительных тренировок. Во многих случаях родители дошкольника с аутистическими расстройствами сосредоточены на работе по устранению нарушений его психического развития, пытаются преодолеть проблемы поведения и никак не концентрированы на бытовых трудностях. Жалобы на бытовую неприспособленность, на отсутствие элементарных навыков социально-бытовой ориентировки часто даже не замечаются родителями. В тоже время эти проблемы, как правило, очень серьёзны, потому что сложившийся в дошкольном детстве стереотип отношений, когда за ребёнка всё обычно делают его близкие, может в последствие затруднить развитие его самостоятельности. Но без усвоения бытовых навыков даже самые интеллектуально развитые дети остаются социально неприспособленными [1, С. 33].

Рассматривая особенности социально-бытовой ориентировки детей с аутистическими расстройствами, следует помнить о том, что это первазивное нарушение психического развития, затрагивающее абсолютно все стороны психики, в частности её сенсомоторную, перцептивную, интеллектуальную, речевую и эмоциональную сферы. При данном виде нарушения психическое развитие не просто отстаёт от нормативных сроков и показателей, оно искажается, характеризуется асинхронией формирования и развития различных психических функций. Видоизменяется и сам характер организации отношений с окружающим предметным и социальным миром, способ его познания.

Наибольшие трудности такого ребёнка заключены не столько в процессе усвоения знаний, формирования представлений и овладения соответствующими умениями социально-бытовой ориентировки, сколько в сфере их практического использования.

В качестве одного из возможных критериев оценки степени выраженности ограничения жизнедеятельности у ребёнка с расстройствами аутистического спектра выступает уровень развития навыков социально-бытовой ориентировки, включающий в себя отражение доли его участия в соответствии с нормой возрастного развития при осуществлении заботы о себе и о своём здоровье, сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умений выполнять повседневную бытовую деятельность, например, уборку комнаты, постели, пользоваться различными бытовыми приборами и др. [3, С. 46].

К проблемам, создающим трудности овладения деятельностью по социально-бытовой ориентировке у детей с расстройствами аутистического спектра относится: расторможенность такого ребёнка, отсутствие реакции на просьбы взрослого, нарушенные коммуникативные навыки, нарушения моторики, наличие поведенческих стереотипных реакций [2, С. 56].

Развитие навыков поведения в быту представляет для ребёнка с аутистическим расстройством особую проблему. Сложность его обучения преимущественно связана с нарушениями социального контакта, трудностью произвольного сосредоточения на процессе обучения и наличием страхов.

Иногда можно наблюдать следующую ситуацию: ребёнок с аутистическим нарушением непреднамеренно и самостоятельно может довольно легко выучить сложное действие, но через подражание другому человеку у него это получается крайне редко. Однако даже в таком случае овладение навыком бывает неразрывно связано с какой-либо конкретной ситуацией, и при этом оказывается крайне затруднён его перенос в новую для ребёнка ситуацию. Часто овладению навыками социально-бытовой ориентировки дошкольнику с аутистическим расстройством препятствуют имеющиеся нарушения ручной моторики, ослабление тонуса мышц, общая моторная неловкость. Сложности социального поведения ещё более затрудняют организацию самой ситуации обучения. Такой ребёнок может игнорировать инструкции взрослого, не выполняя их вовсе, уходя от контакта со взрослым или делая всё наоборот [5, С. 127].

Позднее, чем в норме, и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки социально-бытовой ориентировки, а вновь приобретённые умения зачастую практически не используются в новых условиях, в лучшем случае перенос их может сопровождаться постоянным побуждением со стороны взрослого. Для таких детей характерна неспособность самостоятельно пользоваться даже имеющимися у него знаниями и умениями.

Ограничение способности к социально-бытовой ориентировке отражается на возможностях ребёнка наравне со своими сверстниками принимать участие во всех видах повседневной активности теми способами, которые доступны обычному ребёнку данного возраста, пола и культуры. Всё это постепенно приводит к социальной дезадаптации ребёнка [2, С. 57].

Однако опыт практикующих дефектологов показывает, что даже у детей с тяжёлыми формами аутистического расстройства возможно успешное формирование последовательно усложняющихся социально-бытовых навыков.

Успешность овладения социально-бытовыми навыками и возможность их дальнейшего самостоятельного использования определяется тем насколько данная повседневная ситуация приобрела для ребёнка особую значимость.

С возрастом проблемы поведения и взаимодействия становятся более сглаженными, но в тоже время более заметной становится неприспособленность ребёнка к повседневной жизни. Дети с трудом овладевают способами действий, не владеют ориентировочными и контрольно-проверочными действиями, поэтому на протяжении достаточно длительного времени в развитии данного вида навыков результат хорошего качества детьми не достигается.

Особенности развития при аутистических расстройствах требуют от педагогов понимания закономерностей данного вида нарушения и оказания коррекционной помощи детям в условиях особой организации образовательной среды, по особым, разработанным специально для данной категории лиц, технологиям, программам.

Комплексная психолого-педагогическая помощь детям данной категории имеет своей целью возможно более полную социализацию. При этом среди задач дефектолога одной из первоочередных должно стать формирование и последующие

развитие навыков социально-бытовой ориентировки как первоначальной ступени социальной адаптации ребёнка к условиям окружающего мира [4, С. 71].

Ребёнку с аутистическими расстройствами необходима специальная помощь в преодолении трудностей овладения навыками социально-бытовой ориентировки, которая будет способствовать повышению качества его жизни и жизни его близких, позволит развить формы их осмысленного взаимодействия.

Трудности формирования навыков социально-бытовой ориентировки связаны и с особенностями семейного воспитания, где зачастую складывающиеся стереотипы гиперопёки начинают препятствовать развитию ребёнка. Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят преодолеть эти типичные особенности семейного воспитания.

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме аутистических расстройств показывает, что большинство теоретических и экспериментально-методических работ посвящены в основном клиническим и психологическим аспектам аутизма, в то время как педагогические и методические вопросы разработаны крайне недостаточно. Особенно это касается методики формирования и развития навыков социально-бытовой ориентировки рассматриваемой категории детей. Очевидно также, что базовые социально-бытовые навыки дошкольников становятся первой ступенью в адаптации их к реальной и самостоятельной жизни [5, С. 128].

Проблемные вопросы в рамках данного направления исследования обусловлены рядом факторов.

Прежде всего, актуальность затрагиваемых вопросов напрямую соотносится со стремительно растущим увеличением на протяжении последнего десятилетия детей с данным видом искажённого развития, а также с относительной неоднородностью состава таких детей.

Концептуальные основы изучения аутизма как специфического вида нарушений развития заложены В.М. Башиной, В.Е. Каган, И.Б. Карвасарской, В.В. Лебединским, К.С. Лебединской. В современной специальной педагогике вопросам аутизма уделяется внимание со стороны таких исследователей Е.Р. Баенская, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук, Е.С. Иванов, М.М. Либлинг, И.И. Мамайчук, О.С. Никольская, Л.М. Шипицына.

Вторая причина актуальности проблемы исследования - недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблем изучения, обучения и воспитания данной группы детей с ограниченными возможностями развития, что объясняется с более поздним выделением аутистических расстройств в самостоятельный вид нарушений.

Третья причина актуальности рассматриваемой проблемы связана с необходимостью более детального изучения проблемы формирования навыков социально-бытовой ориентировки. Это определяется тем информационным вакуумом по данному вопросу, который очевиден в специальной психолого-педагогической литературе. Так, в преобладающем большинстве исследований, посвящённых вопросам аутизма, основной акцент смещён на специфику психического развития данной категории детей, на вопросы установления первоначальных коммуникативных навыков этих детей, а также на создание психолого-педагогических условий для познавательного их развития. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется методике построения коррекционно-развивающей работы по формированию у детей навыков социально-бытовой ориентировки.

Вопросам первоначального воспитания детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, особенно методике развития у них жизненно необходимых навыков, связанных с самообслуживанием, предметно-бытовой и социальной деятельностью уделено недостаточно внимания, ограничены специальные методики и программы, подробно не рассмотрены педагогические приёмы, способствующие эффективной работе в заявленном направлении.

Система работы по формированию навыков социально-бытовой ориентировки должна быть связана с:

1. Развитием мотивационной основы деятельности в овладении соответствующими навыками.

2. Созданием условий, облегчающих выполнение движений и действий.

3. Постепенным преодолением трудностей.

4. Закреплением сформированных действий в практических ситуациях.

5. Совершенствованием новых способностей [3, С. 45].

Ограниченное число программных и методических разработок и фактическое отсутствие методик, технологий, приёмов и средств развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра побуждает к поиску эффективных средств для её реализации в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения.

Выводы. Расстройства аутистического спектра, являясь своеобразным нарушением развития психики ребёнка, определяют особенности овладения навыками социально-бытовой ориентировки. Развитие навыков поведения в быту и социуме обусловлены такими особенностями развития как специфика функционирования высших психических функций, стереотипность, ригидность поведения, ограничение социальных контактов со взрослыми, трудности процесса подражательной деятельности. Развитие социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра требует осуществления специальной целенаправленно организованной деятельности, учитывающей как структуру и особенности данного вида нарушения, так и социальную ситуацию развития конкретного ребёнка.

Литература:

1. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации / М.Ю. Вендина // Дефектология. - 1997. - № 2. - С. 31-40.

2. Галкина, Т.Э. Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом / Т.Э. Галкина, Е.В. Малыхина // Отечественный журнал социальной работы. - № 2. - 2002. - С. 52-59.

3. Костин, И.А. Работа по развитию социально-бытовых навыков аутичных подростков и юношей / И.А. Костин // Дефектология. - 1981. - № 2. - С. 42-49.

4. Парк, К. Социальное развитие аутиста: глазами родителя / К. Парк // Московский психотерапевтический журнал. -1994. - № 3. - С. 65-95.

5. Переверзева, М.В. Организация деятельности детей с тяжелыми нарушениями развития по формированию навыков самообслуживания как профилактика проблемного поведения // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции / М.В. Переверзева. - М.: МГППУ, 2011. - С. 126-129.

6. Соломахина, Е.О. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке / Е.О. Соломахина, И.А. Острейкова // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - №1 (28). - С. 11-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.