Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ЕMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE / MENTALLY RETARDED PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Золоткова Евгения Вячеславовна, Лаврентьева Марина Анатольевна, Гришина Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются научные и методические аспекты коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра, освещаются особенности эмоционально-волевых нарушений у дошкольников данной категории, выявленные в ходе констатирующего эксперимента. Авторы раскрывают особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Результатами исследования стало проведение анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; дополнение имеющихся в литературе данных об особенностях эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра; определение условий совершенствования психолого-педагогического сопровождения указанной категории дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Золоткова Евгения Вячеславовна, Лаврентьева Марина Анатольевна, Гришина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF CORRECTIVE AND DEVELOPMENTAL WORK ON DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND WILL SPHERE IN MENTALLY RETARDED PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article discusses the scientific and methodological aspects of correctional and developmental work aimed at forming the emotional-volitional sphere in children with autism spectrum disorders, highlights the features of emotional-volitional disorders in preschool children of this category, identified during the ascertaining experiment. The authors reveal the features of the organization and content of correctional and developmental work with mentally retarded children with autism spectrum disorders. The results of the study were the analysis of psychological and pedagogical and educational literature on the research problem; the addition of data available in the literature on the features of the emotional and volitional sphere in mentally retarded preschoolers with autism spectrum disorders; the definition of conditions for improving psychological and pedagogical support for this category of preschoolers.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Наблюдение и анализ посещенных уроков свидетельствует о том, что формирование учителями знаково-символических действий у школьников чаще всего носит эпизодический, стихийный характер и не согласуется с современными научными представлениями о природе, их видах, о закономерностях и условиях становления, способах и приёмах формирования действий замещения, кодирования, моделирования и схематизации. Всё это ведет к массовым ошибкам учащихся при составлении фонетических моделей (транскрипции), при изучении морфемного состава слова (неправильное выделение частей слова), при составлении схем предложений, при поиске предложения к заданной схеме и т.д. Из-за отсутствия планомерной систематической работы по формированию действий кодирования, замещения, моделирования, схематизации, у учащих возникают трудности при написании всероссийских проверочных работ в 4 классе.

На данном этапе эксперимента мы делаем вывод о том, что целенаправленной, систематической работы по формированию знаково-символической деятельности на практике не осуществляется.

Следующий этап нашей научно исследовательской работы связан с разработкой экспериментальной методики формирования универсальных знаково-символических действий у младших школьников на уроках русского языка. Выделим ее ключевые положения.

1) Теоретической базой методики формирования универсальных знаково-символических действий служат научные знания о природе, закономерностях, этапах становления данных действий.

2) Поэтапное формирование знаково-символических действий,значимых для младшего школьного возраста , должно проходить во взаимосвязи с другими универсальными учебными действиями, что будет способствовать их интеграции в умение учиться.

3) Комплексное формирование у учащихся знаково-символических действий должно осуществляться системно, на разных этапах урока.

Нам представляется, что общий путь формирования знаково-символических УУД должен реализовать следующую последовательность формирования обсуждаемых действий : замещение - кодирование-чтение моделей - моделирование - схематизация.

Выводы. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у учащихся начальной школы фиксируется низкий уровень сформированности знаково-символических действий, значимых для данной ступени обучения. Практикующие учителя имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку к формированию знаково-символических действий у школьников на уроках русского языка.

На формирующем этапе нашего исследования была разработана экспериментальная методика формирования универсальных знаково-символических действий, теоретическую основу которой составили знания о природе, видах, этапах и закономерностях их становления. Проверка её эффективности будет осуществлена позже. Но уже сейчас мы проводим отбор методических средств, разрабатываем упражнения, прямо направленные на комплексное формирование знаково-символических действий.

Литература:

1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. - 75 с.

2. Блаус, А.Я. Психология развития человека. История развития высших психических функций. / А.Я. Блаус. - Смысл, ЭКСМО, 2005. - 320 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. Педагогика-Пресс: 1996. - 480 с.

4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: 1985. - 280 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

6. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. — 444 с.

7. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://fgos.ru (Дата обращения: 17.10.2020 г.)

Педагогика

УДК 376.36(045)

кандидат педагогических наук, доцент Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Гришина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье рассматриваются научные и методические аспекты коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра, освещаются особенности эмоционально-волевых нарушений у дошкольников данной категории, выявленные в ходе констатирующего эксперимента. Авторы раскрывают особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Результатами исследования стало проведение анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; дополнение имеющихся в литературе данных об особенностях эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с

расстройствами аутистического спектра; определение условий совершенствования психолого-педагогического сопровождения указанной категории дошкольников.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, умственно отсталые дошкольники с расстройствами аутистического спектра, коррекционно-развивающая работа.

Annotation. The article discusses the scientific and methodological aspects of correctional and developmental work aimed at forming the emotional-volitional sphere in children with autism spectrum disorders, highlights the features of emotional-volitional disorders in preschool children of this category, identified during the ascertaining experiment. The authors reveal the features of the organization and content of correctional and developmental work with mentally retarded children with autism spectrum disorders. The results of the study were the analysis of psychological and pedagogical and educational literature on the research problem; the addition of data available in the literature on the features of the emotional and volitional sphere in mentally retarded preschoolers with autism spectrum disorders; the definition of conditions for improving psychological and pedagogical support for this category of preschoolers.

Keywords: еmotional and volitional sphere, mentally retarded preschoolers with autism spectrum disorders, correctional and developmental work.

Работа выполнена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований по теме «Проектирование коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра» (№ 20-013-00367 А)

Введение. Включение в социум ребенка с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей психолого-педагогического сопровождения. Решение данной задачи значительно осложняется, если у ребенка выявляется «сложное» или «множественное» нарушение, так как в данном случае, происходит синтезирование характерных особенностей одного дефекта с другими. Поэтому основная трудность коррекционного воздействия заключается в подборе особых методов и приемов, учитывающих специфику обоих дефектов, а вся коррекционно-развивающая работа приобретает сугубо индивидуальный характер. Умственная отсталость, осложненная расстройствами аутистического спектра является одним из видов «множественных» нарушений в дизонтогенезе.

По данным Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, О.С. Никольской и других авторов, аутизм и умственная отсталость в большинстве случаев встречаются вместе, образуя так называемый сложный дефект, требующий специальных подходов в коррекционной работе [7; 12; 13; 14].

Изучение характеристик эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста является важной проблемой в свете всестороннего изучения личности ребенка в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра характеризуется незрелостью и значительным недоразвитием. Установлено, что у таких детей эмоции полярны, характеризуются незрелостью, лишены тонких оттенков (Б.Р. Баенская, М.М. Либлинг, А.А. Москаленко, О.С. Никольская, Р.М. Фрумкина и др.).

Волевая сфера у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра недостаточно развита. Она характеризуется выраженными поведенческими нарушениями, проявляющиеся в отсутствии у детей инициативы, неспособности действовать самостоятельно, зависимостью от окружающей обстановки, повышенной внушаемости и т. д. [5, с. 123]

Существует тенденция к увеличению числа умственно отсталых детей, у которых есть сопутствующий дефект в виде расстройства аутистического спектра, что подчеркивает необходимость поиска способов совершенствования их психолого-педагогического сопровождения и указывает на актуальность и своевременность наших исследований.

Изложение основного материала статьи. Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг подчеркивают, что у двух трети детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании обнаруживается умственная отсталость [12, с. 9].

В исследованиях Е.В. Золотковой, О.Ю. Учайкиной указывается, что детям с органическим поражением головного мозга характерен эмоциональный дискомфорт в контактах с окружающими людьми, даже самыми близкими, скудость эмоциональных проявлений, недостаточное использование мимики и жестов в коммуникации [6, с. 73].

Сочетание двух дефектов сильно усугубляют характерные личностные особенности рассматриваемой категории детей и, в целом, препятствуют полноценному процессу их социальной адаптации (О.А. Лайшева, В.Е. Житловский, А.В. Корочкин, М.В. Лобачева) [13, с. 17].

Н.Г. Минаева убедительно доказывает, что социализация ребенка с нарушениями в развитии зависит от раннего начала коррекционного воздействия, в которое вовлечены различные специалисты психолого-педагогического сопровождения и при активном участии родителей [11, с. 58]. Комплексность, интегративность и системность коррекционно-развивающей работы, обеспечивает позитивные результаты в познавательной и социально-личностной сферах и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 149].

Сочетание расстройств аутистического спектра с умственной отсталостью представляет собой не механическое суммирование признаков каждого из нарушения, а качественно новое явление, требующее совершенно иного подхода и иных методических решений.

В исследовании использованы теоретические (анализ, систематизация и обобщение данных, представленных в психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературе) и эмпирические (наблюдение за детьми в различных видах деятельности, стандартизированная методика на распознавание эмоциональных состояний) методы.

С целью выявления особенностей эмоционально-волевых проявлений у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра был проведен констатирующий эксперимент.

Экспериментальное исследование проходило на базе МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г.о. Саранск. В нем приняли участие одиннадцать детей в возрасте пять-шесть лет, у которых основной дефект - «умственная отсталость» (F-70) осложнялся эмоционально-волевыми расстройствами. У всех испытуемых отмечался сходный этиопатогенез (недоразвитие коммуникационных навыков, социальной

сферы и т.д.).

Констатирующий эксперимент включал две серии. Первая изучала эмоционально-волевые проявления дошкольников с помощью метода наблюдения. Вторая серия обеспечила оценку возможности адекватного распознавания эмоционального состояния, точности и качества этой идентификации с помощью диагностической методики «Эмоциональные лица», адаптированной к типологическим характеристикам детей.

Основываясь на результатах наблюдения, можно сделать вывод, что умственно отсталые дети с расстройствами аутистического спектра демонстрируют искажение формирования эмоционально-желаемой сферы. Большинство дошкольников проявляют поверхностность эмоций, их небольшую дифференциацию, самоагрессию и нарушение чувства самосохранения.

В игре большинство детей активны, но возникают трудности с четким выражением своих эмоций, инструкции взрослого не всегда понимаются либо не принимаются, что затрудняет адекватное проявление эмоций и способствует проявлению повышенной раздражительности. Игровые мотивы формируются поздно или вообще не формируются. Волевое регулирование деятельности ребенка нарушается.

Качественный анализ результатов исследования дифференциации различных эмоций указывает на повышенный уровень тревожности у детей, низкий уровень воображения, неадекватную оценку эмоционального состояния, недостаточную точность и качество этой идентификации, слабую соотнесение с личным опытом, 75% низкий уровень отношений как внутри группы, так и с близкими. Большинство респондентов с трудом распознают настроение и не называют эмоции, изображенные на фотографиях, даже с помощью взрослого. Умственно отсталые дошкольники с расстройствами аутистического спектра не смогли восстановить эмоции, показанные на фотографиях.

Анализ и обобщение результатов исследования эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра позволило распределить их по уровням.

Так, достаточный уровень предполагал полный и относительно подробный ответ на вопросы экспериментатора, способность адекватно демонстрировать собственные эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; возможность оречевлять собственные переживания. На данном уровне испытуемых не оказалось.

К среднему уровню были отнесены дошкольники, которые самостоятельно не могли ответить на вопросы; они испытывали трудности в идентификации и назывании абстрактных изображений эмоций, оценке настроения сверстника, но возможность принятия помощи экспериментатора позволяла им справиться с заданием. Этот уровень развития эмоционально-волевой сферы был отмечен у 27% участников эксперимента.

Самым представленным уровнем развития эмоционально-волевой сферы в выборке испытуемых был низкий, на нем оказалось 73% детей. Данная группа дошкольников не шла на контакт со взрослым; в игре и повседневной жизни не было партнерского взаимодействия со сверстниками, наблюдались единичные контакты с другими детьми, касающиеся предметно-игровых действий. Задания на дифференциацию эмоций не выполнялось даже с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Имеющиеся экспериментальные данные подчеркивают необходимость разработки и проведения специального корректирующего воздействия, направленного на преодоления у умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра недостатков распознавания, передачи различных типов эмоциональных состояний и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневных бытовых ситуациях.

С этой целью была разработана программа коррекционно-развивающей работы по формированию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Основная цель программы заключается в коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом сказкотерапии. Выбор данного метода обусловлен возрастными особенностями детей и особенностями ведущих мероприятий в дошкольном возрасте.

В основу программы был положен метод сказкотерапия. Это обусловлено тем, что сочетание умственной отсталости и расстройств аутистического спектра усложняет процесс организации и проведения коррекционно-развивающей работы, поэтому использование традиционных приемов в данном случае не приведет к достижению высоких результатов. Именно сказкотерапия предоставляет совершенно новый подход и иные методические решения по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Вся работа проводилась с учетом принципов системности, комплексности и интегративности [1, с. 101].

Основной целью программы стало усвоение ребенком положительных эмоций и постепенное вытеснение отрицательных, что стимулирует детей самостоятельно справляться с неприятными ситуациями и спокойно реагировать на них. Программа была ориентирована на развитие эмоционального воображения детей, поэтому на занятиях детям предлагаются задания на противопоставление и сравнение полярных эмоций.

Системный подход реализовывался в процессе оказания психолого-педагогической помощи детям, специалистам (психологу, логопеду, воспитателям), родителям. Помощь оказывалась одновременно, усилия значимых взрослых координировались и согласовывались с потребностями ребенка.

Все перечисленные подходы реализовывались в несколько этапов. Прежде всего проводилось диагностическое обследование, каждым специалистом психолого-педагогического сопровождения, в той области, в которой он компетентен. Затем полученные результаты анализировались в ходе совместного обсуждения делались обобщения, формулировались выводы. на основании данных комплексного обследования разрабатывались индивидуальные подходы к каждому участнику эксперимента. Далее разрабатывалась общая концепция программы коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Совместными усилиями специалистов разрабатывался календарно-тематический план с четким указанием содержательного взаимодействия каждого специалиста и приемов реализации разработанного содержания программы. В дальнейшем проводились интегрированные коррекционные занятия с включением приемов сказкотерапии.

К совместной работе специалистов психолого-педагогического сопровождения были подключены родители, воспитывающие умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Комплексный характер коррекционно-развивающей работы заключался в том, что специалисты образовательной организации (психолог, логопед, дефектолог, воспитатели) и родители совместными усилиями оказывали помощь ребенку, охватывая все сферы его деятельности. Коррекционно-педагогическая помощь затрагивала познавательную, эмоционально-волевую, двигательную сферы, оптимизируя социальные связи и отношения. Таким образом ребенок включался в разнообразную деятельность, при этом отслеживалась позитивная динамика его обучения, развития, налаживания межличностных связей.

В работе реализовывался принцип интегративности, поскольку предусматривалась интеграция различных методов, форм, дидактических и психотерапевтических приемов.

Результаты контрольного эксперимента, проведенного на последнем этапе опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительную динамику. Прежде всего произошло перераспределение детей по уровням сформированности эмоционально-волевой сферы. Сократилось число испытуемых, развитие эмоционально-волевой сферы которых соответствовало низкому уровню с 73% до 36%. Пропорционально увеличилось количество участников эксперимента со среднем уровнем развития эмоционально-волевой сферы, а именно с 27% до 64%. Такие результаты подчеркивают результативность апробированной коррекционно-развивающей программы по развитию эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

В ряде исследований подчеркивается, что эмоционально-волевая сфера умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра характеризуется низкой эмоциональностью, отсутствием использования выразительных средств (мимика, пантомимика, интонация), ограниченным спектром эмоций, недостаточным произвольным регулированием их поведения, нежеланием прилагать усилия для достижения результата в собственной деятельности. Это существенно затрудняет формирование основных новообразований дошкольного возраста данной категории детей, усложняет их дальнейшее развитие и вступление в общество.

Результаты проведенного эксперимента показывают, что большинство умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра не различают эмоциональные состояния сверстников, испытывают трудности при установлении контакта. В связи с этим возникает необходимость в целенаправленной специально организованной коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Для достижения поставленной цели в рамках исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, которая позволила преодолеть нарушения эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра, расширить знания детей об эмоциональных состояниях и переживаниях людей, обеспечить формирование способности дошкольников передавать свое настроение через мимику и пантомимику.

Анализ данных контрольного эксперимента позволил сделать вывод, что у детей в ходе проведения коррекционно-развивающей работы по формированию эмоционально-волевой сферы расширилось представление о возможностях использования невербальных средств общения, мимики и пантомимики для передачи своих эмоций и чувств, эмоционального состояния в целом. Для более точного выражения своего эмоционального состояния дети стали использовать новые эмоции, улучшилось качество уже доступных для них эмоциональных образов. В ходе наблюдения за регламентированной и нерегламентированной деятельностью детей было отмечено, что волевая сфера достигла нового уровня развития. Дети начали контролировать свои эмоции, стали более инициативными и активными в процессе совершения продуктивной деятельности, старались довести начатую работу до конца, повысилась мотивация к выполнению той или иной деятельности. Также произошло перераспределение детей по уровням развития эмоционально-волевой сферы: на среднем уровне оказалось 54,5 % испытуемых, то есть произошло увеличение на 27% и соответственно - уменьшение числа детей, соответствующих низкому уровню до 45,5%.

Выводы. Обобщение результатов исследования указывает на эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию эмоционально-волевой сферы, которая обеспечивается использованием методов сказкотерапии. Следует подчеркнуть, что получение позитивной динамики достигается благодаря целостной, системной, комплексной, интегративной работой, основанной на тесном взаимодействии всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей.

Литература:

1. Александрова, А.В. Сказкотерапия как метод психолого-педагогической коррекции поведения детей с нарушением интеллекта / А.В. Александрова. - Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Ажур», 2016. -С. 101-105.

2. Барцаева, Е.В. Особенности сформированности компонентов структуры социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования. / Е.В. Барцаева, Н.В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 3 (31). - С. 7-13.

3. Вараксина, И.Ю. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с элементами сказкотерапии / И.Ю. Вараксина // Поволжский государственный технологический университет. - 2016. -С. 149-152.

4. Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления = EngagingAutism / С. Гринспен, С. Уидер. - М.: Теревинф, 2015. - 51 с.

5. Захарова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с аутизмом / Е.В. Захарова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 45. - С. 123-131.

6. Золоткова, Е.В. Особенности социальной адаптации детей с синдромом Дауна в условиях интернальной интеграции / Е.В. Золоткова, О.Ю. Учайкина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. -№ 3 (23). - С. 72-77.

7. Золоткова, Е.В. Теоретические и практико-ориентированные основы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников / Е.В. Золоткова, И.В. Цыплякова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория, практика и перспективы развития: монография / под ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2019. - С. 6-46.

8. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция [Электронный ресурс] / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. - СПб.: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/6/0478/6-0478-1.shtml

9. Игнатенко, О.Е. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра в условиях регионального ресурсного центра [Электронный ресурс] / О.Е. Игнатенко, Л.А. Головач // 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы XV междунар. науч.-практ. конф.; 12-13 марта 2018 г.; North Charleston, USA. - 2018. - С. 39-41. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34855944

10. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

11. Минаева, Н.Г. Формирование готовности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к решению проблем их образования / Н.Г. Минаева // Гуманитарные науки и образование. - 2014. -№ 1 (17). - С. 57-61.

12. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, - М.: Теревинф, 2015. - 288 с.

13. Ранний детский аутизм: пути реабилитации [Электронный ресурс] / О.А. Лайшева, В.Е. Житловский, А. В. Корочкин, М.В. Лобачева. - М.: Спорт, 2017. - 109 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471234.

14. Рудик, О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: методическое пособие / О.С. Рудик. - М.: Владос, 2015. - 190 с.

15. Федосеева, О.А. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка / О.А. Федосеева // Молодой учёный. - 2013. - № 3. - С. 446-448.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Зудаева Вероника Вячеславовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

СПЕЦИФИКА И УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОНОМНОСТИ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ

МВД

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого стало изучение специфических особенностей и условий становления профессионально значимого психологического качества «автономность» у будущих сотрудников Министерство внутренних дел Российской Федерации. В ходе исследования были использованы научные методы, такие как теоретический анализ результатов исследований, представленных в научной литературе в контексте темы настоящего, а также экспериментальный метод психодиагностики тестирование.

Ключевые слова: автономность, курсанты МВД РФ, специфические особенности, профессиональная деятельность, условия формирования, личностно-центрированный подход.

Annotation. The article presents the results of a study aimed at studying the specific features and conditions for the formation of a professionally significant psychological quality «autonomy» in future employees of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. In the course of the research, scientific methods were used, such as theoretical analysis of research results presented in the scientific literature in the context of the present topic, as well as an experimental method of psychodiagnostics testing.

Keywords: autonomy, cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, specific features, professional activity, conditions of formation, personality-centered approach.

Введение. Современные условия решения служебных задач профессиональной деятельности сотрудников Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) диктуют необходимость модернизации процесса их подготовки в рамках действующих на сегодняшний день программ. Подобная модернизация должна быть направлена на повышение степени эффективности профессиональной деятельности сотрудников МВД России в будущем, что во многом обусловлено рядом факторов, в совокупности воздействующих на характер (интенсивность, динамика, объём и т.д.) и результативность процесса обучения в образовательном пространстве высшего учебного заведения.

Приобретаемые в стенах образовательной организации профессионально-ориентированные знания, необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельностью курсантов. Высокая степень эффективности в данном случае достигается путем освоения действий, наиболее часто используемых в ходе выполнения служебных обязанностей, доведенных до автоматического исполнения. Однако, следует акцентировать внимание на том, что в силу многогранности профессиональной деятельности, насыщенной разнообразными вводными ситуациями, невозможно предусмотреть весь спектр факторов, способных повлиять на непосредственные действия сотрудников МВД России. В контексте сказанного, следует обратить внимание на необходимость формирования профессионально важных качеств курсантов, позволяющих достичь высокого уровня их готовности к эффективному противостоянию воздействиям внешних факторов окружающей среды. К специфическим адаптационным способностям курсантов, на наш взгляд, следует отнести и автономность.

К ведущим факторам, которые определяют содержание профессиональной подготовки курсантов МВД России, можно отнести ряд показателей, выступающих в качестве специфических критерий характеризующих формы, условия, характер, режим и особенности динамики профессиональной деятельности сотрудников МВД России. В рамках настоящего исследования не решалась задача подведения научно-обоснованной базы под наличие корреляционной зависимости между вышеназванными показателями. Однако, опираясь на результаты ранее осуществленных исследований в контексте темы настоящего, можно отметить наличие положительно взаимосвязи между высоким уровнем сформированности и устойчивости психофизических качеств сотрудников МВД России и продуктивностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.