Научная статья на тему 'Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра'

Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2384
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / COMMUNICATION / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Быстрова Ирина Александровна

В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования особенностей коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Изучение коммуникации было проведено с целью оптимизации коррекционной работы по формированию навыков коммуникации у детей с РАС. В исследовании принимали участия 24 ребёнка дошкольного возраста с аутистическими расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Быстрова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

This article presents the results of an experimental study of the features of communication skills of preschool children with autism spectrum disorders. The study of communication was conducted in order to optimize the correctional work on the formation of communication skills in children with ASD. The study involved 24 children of preschool age with autistic disorders.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра»

2. Дружинина, Н.Г. Менеджмент. Шпаргалка [Электронный ресурс] / Н.Г. Дружинина. - Научная книга, 2009. - Режим доступа: https://www.e-readingxlub/book.php?book=100389

3. Ильин, Е.П. Психология делового общения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2017. - 240 с.

4. Кузнецов, Ю.В. Теория организации: учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 365 с.

5. Русалинова А.А, Совершенствование системы взаимоотношений в первичном коллективе // Проблемы промышленной социальной психологии: избанные труды (1964 - 2008 гг.). - Спб., 2009 г. -С. 163-172.

6. Урбанович, А.А. Психология управления / А.А. Урбанович. - Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с.

7. Честерфилд, Ф.Д.С. Письма к сыну. Книги мудрости / Ф.Д.С. Честерфилд. - Рипол Классик, 2009. - 365 с.

8. Ninomiya J.S. Wagon Masters and Lesser Managers // Harvard Business Review. - 1988. - Режим доступа: https://hbr.org/1988/03/wagon-masters-and-lesser-managers

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант кафедры специальной педагогики и психологии Быстрова Ирина Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования особенностей коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Изучение коммуникации было проведено с целью оптимизации коррекционной работы по формированию навыков коммуникации у детей с РАС. В исследовании принимали участия 24 ребёнка дошкольного возраста с аутистическими расстройствами.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, коммуникация, коммуникативные навыки.

Annotation. This article presents the results of an experimental study of the features of communication skills of preschool children with autism spectrum disorders. The study of communication was conducted in order to optimize the correctional work on the formation of communication skills in children with ASD. The study involved 24 children of preschool age with autistic disorders.

Keywords: autism spectrum disorders, limited health opportunities, psychological and pedagogical support, communication, communication skills.

Введение. В современном мире распространяется тенденция к увеличению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной Организации Здравоохранения на 68 здоровых детей приходится один ребёнок с РАС. Современное состояние разработанности вопросов оказания таким детям своевременной психолого-педагогической помощи еще далеко от совершенства, и требуются научные исследования и создание коррекционно-развивающих программ для детей с РАС [4].

Наши отечественные специалисты (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская и др.) выявили основной недостаток при данном психическом расстройстве - нарушение коммуникации [6]. Эта проблема свойственна всем детям с РАС, при этом состояние интеллекта и уровень развития речи существенно не влияет на успешность коммуникации [1]. Дошкольники с аутистическими расстройствами испытывают трудности в коммуникации, которые проявляются в недостаточном стремлении к общению или полном его отсутствии.

Опираясь на имеющиеся исследования (Е.С. Иванов, В. Bettelheim и др.), можно отметить такие коммуникативные особенности аутичных детей, как отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставания в развитии или отсутствия разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствия диалоговых форм взаимодействия, непонимания своих и чужих переживаний, дисгармоничности когнитивного развития и др. [3].

Проблемы в сфере общения у детей с РАС связаны тем, что такие дети не способны самостоятельно включиться в беседу. Вступить в контакт они могут лишь при инициативе собеседника. Очень часто дети с РАС не используют речь, как средство общения (у них могут быть отдельные вокализации) [5]. Дети часто не могут дать ответную реакцию на своё имя, не знают, как обратить на себя внимание собеседника. Ребёнок с РАС не может самостоятельно научиться вступать в диалог [7].

Большое значение для появления речи имеет формирование коммуникативных навыков. Так как развитие коммуникации является предпосылкой возникновения и развития речи [2]. Коммуникация и её базовые составляющие (коммуникативные способности) лежат в основе адаптации ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного учреждения [8].

Поэтому работу по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра необходимо включить в общий образовательный процесс.

Поскольку проблема формирования коммуникативных навыков - одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра, возникает потребность в оценке уровня коммуникативных навыков у детей с РАС. Это и стало целью нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования стало изучение особенностей коммуникативных навыков и их оптимизация посредством комплексной коррекционно-развивающей программы.

В исследовании приняли участие 24 ребёнка, имеющие расстройства аутистического спектра, в возрасте от 4 до 7 лет. Диагностика коммуникативных навыков проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №17 «Ручеёк» (г. Нижний Новгород).

Для проведения экспериментального исследования использовался опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». Данный опросник был разработан на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002).

Опросник состоит из списка коммуникативных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка.

В зависимости от уровня сложности все предложенные в программе навыки коммуникации можно условно подразделить на три группы: низкий, средний, высокий.

В состав низкого уровня входят следующие навыки: реакция на своё имя, умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, умение обращать на себя внимание окружающих. Включены навыки привлечения на себя внимания окружающих, адекватного выражения собственных чувств и эмоции [7].

Средний уровень включает в себя навыки названия различных предметов, знакомых людей (по имени), героев книг и фильмов; описание действий и местонахождений предметов. На данном уровне изучаются умения определять принадлежность собственных вещей и адекватно выражать свои эмоции. Ещё этот уровень предполагает формирования умения отвечать и задавать несложные вопросы, такие как: «Кто?», «Что?», задавать вопросы, связанные с действием предмета или объекта («Что делает?»), а так же вопросы, связанные с местонахождением «Где?» [6].

Высокий уровень включает в себя наиболее сложные навыки. К ним относится умение описывать свойства, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда?»), а так же описывать временные события (прошедшее и будущее). Оценка навыка информирования о собственных эмоциях и чувствах, диалоговые навыки и социальное поведение происходит на этом же уровне [5].

Данная методика оценки коммуникативных навыков предназначена для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Для получения реалистичной картины по оценке формирования коммуникативных навыков диагностическая работа велась в комплексе между специалистами, воспитателями и родителями. Информацию о коммуникации ребёнка в домашних условиях предоставляли родители. Экспериментатор делал свою оценку, наблюдая за свободной и организованной деятельностью детей в рамках образовательного учреждения. Во избежание субъективной оценки коммуникативных навыков детей с РАС, их коммуникативный навыки, совместно с экспериментатором, оценивали специалисты ДОУ (педагог-дефектолог, учитель-логопед) и воспитатели. Если результаты наблюдения отличались, то данные выводились по средним показателям.

По результатам исследования было выявлено, что только положительная динамика у детей с РАС в умении выражать просьбы/требования составляет 33%.

У 27% дошкольников с РАС этот навык не сформирован, а у 40% детей он формируется. Большую трудность дети испытывают при требовании выполнения любимой деятельности. У половины детей отсутствует этот навык. И лишь двое из испытуемых способны попросить заняться любимой деятельностью. Лучше дела обстоят с выбором предметом. Многие дошкольники с РАС способны попросить один из предметов в ситуации выбора.

Диагностика формирования социальной ответной реакции показала, что положительная динамика формирования данного навыка составляет лишь 42%. Около 38% составляет оценка данного навыка у детей с расстройством аутистического спектра в «0» баллов. Ребёнку с РАС сложнее всего отвечать на личные вопросы. С этим справились лишь 17% испытуемых. Больше половины детей с расстройствами аутистического спектра способны откликаться на своё имя (68%). Отказ от нежелаемого предмета или деятельности у детей с РАС часто проявляется в виде нежелаемого поведения.

Проанализировав формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события детей с РАС, мы пришли к выводу, что преобладает отрицательная динамика с приобретением данного навыка. Тенденция развития данного умения составляет всего 25%. Четыре показателя формирования данного навыка больше всего вызывают сложностей. Детям с РАС плохо даётся комментирование в ответ на неожиданное действие. Лишь у одного ребёнка из всей выборки испытуемых данный показатель оценен высшим баллом. Детям с почти не удаётся описывать события прошлого и будущего. Только у 29% испытуемых появляются попытки описания событий во времени. Самые большие проблемы дети с РАС испытывают при описании местонахождения предметов и людей. Данный навык не сформирован и всех испытуемых детей. Исключение составляет 25% детей, которые пробуют давать информацию о местонахождении. Что же касается положительной динамики, то у детей лучше всего получается называть различные предметы и описывать их свойства. В среднем, это удаётся 42% испытуемых. Однако применение данного навыка осложнено недостаточным уровнем словарного запаса.

Как показывает наше исследование, у детей с РАС страдает умение привлекать внимание и задавать вопросы. Положительна динамика формирования данного навыка составляет лишь 8%. Около 88% детей способны привлекать внимание другого человека, и только у 29% этот навык сформирован полностью. Остальные показатели формирования данного навыка связаны с умением задавать вопросы. Низкий уровень формирования данного навыка составляет 74%.

Малоутешительна ситуация с формированием умения выражать эмоции, чувства, сообщать о них. Дети не склонны к проявлению эмоций и чувств и не способны сообщать о том, что они испытывают и чувствуют. В 29% случаев дети совершают попытки передать свои душевные состояния. Чаще всего это выражается в проявлении своих ощущений по типу «нравится/не нравится». Попытка проявить своё удовольствие/ неудовольствие встречается у 63% процентов испытуемых. У 17% детей есть способность показать своё удовлетворение/неудовлетворение. В большинстве случаев вместо социально приемлемого выражения гнева или сообщения о боли ребёнок прибегает к нежелательному поведению. Дети не способны выражать невербально радость, не могут сообщить об усталости.

Исследование формирования социального поведения говорит о том, что у детей с РАС существует сложность в формировании данного навыка. Отрицательный показатель несформированности данного навыка составляет 54%. Самые большие трудности связаны с умением выражать вежливость. Этот навык

отсутствует у 83% испытуемых, оставшиеся 17% делают попытку быть вежливыми. Относительно хорошие показатели наблюдаются в категории «умеет поделиться чем-либо с другим человеком». Оценки формирования социального навыка: 13% испытуемых умеют делиться, а у 54% дошкольников с РАС прослеживается тенденция к проявлению щедрости. Больший коэффициент баллов имеет категория «выражает чувство привязанности»: 21% испытуемых проявляет свою привязанность и 58% пытаются демонстрировать данное чувство.

Неутешительные данные выявлены в ходе исследования формирования диалоговых навыков. Дети с РАС не умеют инициировать, поддержать, завершить диалог, а также соблюдать правила разговора. Из всех испытуемых только у одного ребёнка замечены попытки соблюдения правил диалога.

Исходя из результатов диагностики, основной целью системы психолого-педагогической коррекции будет формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Выводы. Таким образом, состояние коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра может находиться на разных уровнях, но при этом ясно прослеживаются общие особенности, главным образом среди детей, которые имеют условно одинаковый уровень общего развития. Основываясь на результаты диагностики о сформированности конкретных блоков и отдельных навыков, у нас появляется возможность определить направления коррекционно-развивающей работы и их последовательность.

Первостепенной задачей коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является работа над развитием коммуникативных навыков. Такая задача в полной мере соответствует возможностям и потребностям детей с аутистическими расстройствами. Специально организованная работа по развитию навыков коммуникации имеет большое значение, так как изрядное количество детей с данным психическим заболеванием не начинают пользоваться речью для общения и остаются невербальными, даже имея возможность речевой коммуникации.

Литература:

1. Аршатская О.О детском аутизме: психологическая и иная помощь детям в семье // Дошкольное воспитание. - № 8. - 2006. - С. 63-70.

2. Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. СПб.: Питер, 2016. 216 с.

3. Конева И.А. Психологические проблемы интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/496 (дата обращения: 30.03.2019).

4. Конева И.А., Кривоногова Е.Л. Многоуровневая система работы с родителями детей, имеющих расстройства аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. - №60-2. -2018. - С. 425-428.

5. Конева И.А., Куликова К.А., Терешина Н.С. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - 2016. - С. 336 - 341.

6. Метляева Ю.В. Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 59-63.

7. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. -М.: Теревинф, 2010. - 76 с.

8. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. М.: РУДН, 2007. 35 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Коник Оксана Геннадиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе изучения народных сказок.

Ключевые слова: смысловое чтение, младший школьный возраст, народные сказки.

Annоtation. The article is devoted to the problem of forming the skills of semantic reading in younger students in the process of studying folk tales.

Keywords: semantic reading, primary school age, folk tales.

Введение. В начальной школе у ребенка наиболее активно формируются основы умения учиться и способности организовать свою деятельность. Несомненно огромную роль в этом играют именно читательские умения, которые должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а в дальнейшем создать условия для саморазвития и самообразования. Довольно продолжительное время в практике обучения навыков чтения в начальной школе главный акцент ставился на ускорение темпов чтения, на работу над правильностью процесса чтения, а вопросы, указанные после него, проверяли, как усвоил школьник содержание прочитанного текста. Такой подход вырабатывал у ребенка беглое, но бессознательное чтение, не позволяющее максимально извлечь важную информацию и осознавать её. Однако Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования включает в результаты освоения образовательной программы следующее: «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.