Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / мастерская / педагогическая мастерская / индукция / педагог-мастер / мотивация / активность / созидание / реконструкция / деконструкция / социализация / рефлексия / исследование / творческая деятельность. / technology / workshop / pedagogical workshop / induction / teacher-master / motivation / activity / creation / reconstruction / deconstruction / socialization / reflection / research / creative activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пляскина Анастасия Александровна

статья посвящена анализу категории «педагогическая мастерская», применение, которой является актуальным, как так определена потребностями развития педагогической практики. В данной статье раскрываются особенности применения технологии педагогических мастерских на уроках биологии в основной школе. По мнению автора, современная образовательная технология педагогическая мастерская обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствует формированию готовности к саморазвитию, построению образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WORKSHOPS AS A TECHNOLOGY FOR TEACHING BIOLOGY IN PRIMARY SCHOOLS

the article is devoted to the analysis of the category "pedagogical workshop", the application of which is relevant and determined by the needs of the development of pedagogical practice. This article reveals the features of using the technology of pedagogical workshops in biology lessons in primary school. According to the author, modern educational technology pedagogical workshop provides active educational and cognitive activity of students, contributes to the formation of readiness for self-development, the construction of the educational process taking into account the individual characteristics of students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

VI Международная научно-практическая конференция

УДК 372.8

Пляскина Анастасия Александровна Plyaskina Anastasia Aleksandrovna

Студент Student

Забайкальский государственный университет Trans-Baikal State University

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

PEDAGOGICAL WORKSHOPS AS A TECHNOLOGY FOR TEACHING

BIOLOGY IN PRIMARY SCHOOLS

Аннотация, статья посвящена анализу категории «педагогическая мастерская», применение, которой является актуальным, как так определена потребностями развития педагогической практики. В данной статье раскрываются особенности применения технологии педагогических мастерских на уроках биологии в основной школе. По мнению автора, современная образовательная технология педагогическая мастерская обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствует формированию готовности к саморазвитию, построению образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Abstract, the article is devoted to the analysis of the category "pedagogical workshop", the application of which is relevant and determined by the needs of the development of pedagogical practice. This article reveals the features of using the technology of pedagogical workshops in biology lessons in primary school. According to the author, modern educational technology pedagogical workshop provides active educational and cognitive activity of students, contributes to the formation of readiness for self-development, the construction of the educational process taking into account the individual characteristics of students.

Ключевые слова, технология, мастерская, педагогическая мастерская, индукция, педагог-мастер, мотивация, активность, созидание, реконструкция, деконструкция, социализация, рефлексия, исследование, творческая деятельность.

Key words, technology, workshop, pedagogical workshop, induction, teacher-master, motivation, activity, creation, reconstruction, deconstruction, socialization, reflection, research, creative activity.

«Вопросы развития современной науки и техники» Главное конкурентное преимущество современной страны связано с

развитием ее человеческих возможностей, которые регулируются качеством

образования. Вклад образования в достижение социально -экономических целей

развития России осуществляется, прежде всего, через реализацию таких

направлений как: развитие инновационной сферы; создание условий для

повышения конкурентоспособности личности и обеспечение социальной и

профессиональной мобильности [12, с. 149].

В настоящее время общество делает запрос на представителей способных

видеть проблему и творчески её решать и обладающих такими личностными

качествами как активность, инициативность, способность к критическому

мышлению [5, с. 218], все это находит подтверждение в Федеральном

Образовательном стандарте общего образования, где отражены требования к

освоению основной образовательной программы, на среди которых мы выделили

- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых

теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, о широком

спектре разнообразной деятельности по получению нового знаний в рамках

учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно -

проектных задачах [10, с. 15].

Быстро изменяющиеся социокультурные условия обуславливают

обновление образовательных технологий, через интеграцию идей из нескольких

технологий с помощью применения сетевых ресурсов Интернета и технических

средств обучения, в том числе включая и электронные гаджеты, все это

содействует увеличению познавательной мотивации, активной личностной

включённости обучающегося в образовательный процесс, посредством

интерактивного их взаимодействия и способствует быстрому доступу к

информации [15, с. 315].

Несомненно, что на сегодняшний момент значимым в педагогическом

процессе является внедрение активных методов и методических приемов,

позволяющих сформировать у обучающихся умения строить умозаключения,

выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, самостоятельно

VI Международная научно-практическая конференция приобретать новые знания и т.д. Таким образом актуальной задачей образования определяется оказание помощи обучающимся в овладении широким набором действий, которые помогут осознанно сделать выбор и реально оценить свои возможности [13, с.187]. Выполнить поставленную задачу можно с помощью современных педагогических технологий, таких как квест-технология [16, с. 59], проектная технология [7, с.70] и др.

В контексте работы считаем необходимым рассмотреть историю возникновения, представляющей для нас особый интерес технологию - это педагогическая мастерская, которая вошла в практику педагогов с 90 -х годов XX века, как результат интеграции зарубежного и отечественного педагогического опыта. В основе исследования данной технологии лежат идеи Л. С. Выготского и Л. Н. Толстого, практическая деятельность А. С. Макаренко и С. А. Рачинского, философские взгляды Ж.Ж. Руссо и др.

В сборниках статей, опубликованных при поддержке французских коллег, обобщается опыт внедрения технологии педагогической мастерской в процесс обучения как инновационной технологии [3]. Авторы Н.И. Белова, Т.В. Модестова, А.А. Окунев, Г.К. Селевко, В.А. Степикова рассматривают актуальность изучения педагогической мастерской как инновационного явления в образовании в рамках школьной педагогики, Г.В. Головин, М.Г. Ермолаева, Д.Г. Левитес, И.А. Мухина в теории и методике профессионального образования. В России же с технологией педагогической мастерской впервые познакомились в 1990 году. Одними из первых в ее освоении и внедрении стали И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева.

На сегодняшний день в современной педагогической науке существует множество определений «педагогическая мастерская», считаем необходимым рассмотреть более подробно.

И.А. Мухина, определяет педагогическую мастерскую как форму обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия [9, с. 999].

«Вопросы развития современной науки и техники»

М.А. Петренко, рассматривает технологию педагогических мастерских как

одну из современных интерактивных технологий [11, с. 166].

Однако мы считаем, что наиболее полно отражает сущность определения, которое даёт Жарова И.Б. «Педагогическая мастерская» -это нестандартная форма организации учебных занятий, инновационная технология обучения, которая способствует созданию на занятиях творческой атмосферы, психологического комфорта, позволяет организовать и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), содействует становлению профессионального и личностного роста преподавателя и обучающихся [4, с. 105].

Проведенный анализ определений «педагогическая мастерская» позволяет сделать вывод, что это многоаспектная и широкая технология, так как, охватывает весь процесс обучения и заключают в себе творческую деятельность участников образовательного процесса и осознание закономерностей этой деятельности. Согласимся с утверждением И.А. Мухиной, что построение знаний с использованием данной технологии может быть выражена в такой логической цепочке: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры -коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д. [9, с. 452].

Для нас интересной представляется рассмотрение использование технологии педагогической мастерской на уроках биологии в основной школе.

В настоящее время в современной школе, лидирующее место занимает по -прежнему классно-урочная система обучения, которая не только способствует качественному овладению знаниями и умениями, но и выступает движущей силой развития созидательной активности личности, что позволяет становиться конкурентноспособной в современном мире [6, с. 99]. Мы солидарны с мнением Беловой Н. И., Наумовой Н. Н., о том, что в процессе организации урока так же существует возможность создания условий для реализации такой современной технологии, как педагогическая мастерская. Её использование на уроках биологии, характеризуется как творческое освоения материала, как открытие.

VI Международная научно-практическая конференция Что, конечно, же в свою очередь предполагает другой формат организации деятельности обучающихся, который будет созидаться как исследование. Применение технологии педагогических мастерских на уроках биологии, создается организованный хаос представлений, ассоциаций, который порождает вопросы без ответов, на которые нельзя двигаться дальше, знания же в свою очередь приобретаются через личный опыт обучающегося, а педагог перестает быть всеведующим провидцем знаний [2, с. 75].

В контексте нашего исследования, считаем необходимым рассмотреть основные этапы разработки и реализации педагогической мастерской более детально. Первый этап индукция характеризуется созданием определенных условий для активизации восприятия, содействует повышению познавательной активности и строится на собственном опыте обучающегося. Педагог выступает в роли мастера, который строит свою работу в соответствии таким принципам как: формирование знаний, организация диалогового взаимодействия детей высказывание своих мыслей в созидательном процессе, способствует созданию условий для выявления ошибок, совершенствованию навыков принятия и понимания друг друга. Следующий этап деконструкция - работа с материалом и превращение его в хаос-смешение слов, явлений и событий. Далее происходит создание своего мира, гипотезы, текста, проекта, решения - это этап реконструкции. Организация своей деятельности и сопоставление ее с деятельностью остальных участников процесса, представление промежуточного и итогового результата своего труда, есть этап социализации. Задача данного этапа состоит в возможности дать самооценку и провести самокоррекцию. Затем следует презентация итогов работы перед аудиторией, то есть этап афиширования. Высшей точкой творческого процесса осознания неполноты своего старого знания новому, видение предмета в другом ракурсе и погружение в глубину проблемы, характеризует этап разрыва. И завершающим этапом реализации педагогической мастерской выступает рефлексия - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской [4, с. 105].

«Вопросы развития современной науки и техники» Для учителя технология педагогическая мастерская открывает

безграничные возможности, способствующие формированию ценностного

отношения к себе как к личности, к другим людям, воспитанию экологической

культуры обучающихся и гуманного отношения к живой природе [14, с. 187].

В ходе реализации технологии педагогической мастерской обучающимся

можно представить набор заданий, которые поэтапно будут приближать к

пониманию познавательной проблемы, и выстраиванию примерного алгоритма

ее решения, так же необходимо обратить внимание, что каждый участник

педагогической мастерской, определяет для себя значимый на текущий период

саморазвития вопрос, находит необходимые варианты его разрешения, учитывая

свои личностные особенности. Так, например, на уроках в 8 классе по теме

«Сцепленное наследование» обучающиеся разрабатывают «Моральный кодекс

ученого-генетика», основой которого является нравственный стержень человека,

работающего с геномом живых организмов. На уроке по теме «Фотосинтез и его

экологические аспекты» обучающиеся составляют и предлагают алгоритм

практических действий для решения разнообразных экологических проблем

лесов области. А на практическом занятии по генетике обучающимся

предлагается творческое задание, например, сочинить «Оду мушке-дрозофиле»

или решение типичных задач. Неотъемлемой частью организации урока с

использованием технологии педагогическая мастерская, является организация

дискуссии, экологической направленности, где педагог-мастер поднимает

обсуждение вопроса о личном участии обучающегося в решении каких-либо

проблем окружающей среды, охраны или восстановления. [14, 185].

Согласимся с позицией авторов [8, с. 998], что неповторимость технологии

педагогической мастерской, определяется тем, что она позволяет создать на

уроке атмосферу созидания, сотворчества, оптимистичности в

благожелательном общении, а обращение к эмоциональной сфере

обучающегося, позволяет пробудить познавательный интерес, мотивацию к

изучению нового, способствует укреплению взаимосвязи процессов

взаимообучения, самообучения, самовоспитания и взаимовоспитания. Педагог

VI Международная научно-практическая конференция выступает в новой роли (педагог-мастер), и главной его задачей определяется сопровождение творческого, самостоятельного исследования, где все обучающиеся могут продемонстрировать свои таланты.

Таким образом, проведённый анализ педагогической технологии позволяет сделать вывод о том, что внедрение в образовательный процесс педагогической мастерской содействует каждому обучающемуся в тренировке, развитии способности к аналитической деятельности, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю, способствует построению индивидуального стиля творческой, исследовательской, деятельности и личностному росту как педагога так и обучающегося, через создание благоприятных, условий для роста каждого участника образовательного процесса и приобретение нового опыта через коллективное открытие [1, с. 702].

Библиографический список:

1. Акутина, С. П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 700-703.

2. Белова Н. И., Наумова Н. Н. Экология в мастерских. Метод, пособие. С Пб.: «Паритет», (Серия «Педагогическая мастерская».) 2004. С. 375.

3. Васильева Г. Т. Педагогическая мастерская как инновационная технология //Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2011. № 4. С. 6267.

4. Жарова И. Б. Нестандартная форма учебного процесса технология педагогических мастерских на уроках биологии // Вестник военного образования. 2020. № 6 (27). С. 105.

5. Жеребятникова Г. В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. Чита, 2013. 225 с.

«Вопросы развития современной науки и техники»

6. Жеребятникова Г.В. Характеристика созидательной активности

будущего социального педагога //Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 99.

7. Жеребятникова Г.В., Лучкина Т.В. Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза //Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33). С. 6571.

8. Лучкина Т.В., Жеребятникова Г.В. Педагогические условия формирования созидательной активности будущих социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза //Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 998-1002.

9. Мухина, И.А. Что такое педагогическая мастерская. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя СПб., 2002. 489.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 10.03.2021).

11. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: Монография. -Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 168 с.

12. Потехина Н.В., Жеребятникова Г.В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих учителей Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 147-150.

13. Потехина Н.В. Высшее образование в системе личностных ценностей //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 543. С. 185-191.

14. Рамазанова Е.Р. Использование технологии педагогических мастерских на уроках биологии // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. 2017. Выпуск 7. С. 187. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29788629 (дата обращения: 09.03.2021)

VI Международная научно-практическая конференция

15. Таганова И.С., Цыденова В.Н., Рудий В.Ю., Жеребятникова Г.В.

Квест-технология как эффективная форма организации деятельности младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 310-323.

16. Innovative practices in children's voluntary associations aimed at preparing schoolchildren for professional self-determination Radetskaya I.V., Rudenko I.V., Busoedova T.A., Busoedov A.A., Zherebyatnikova G.V. Revista Turismo Estudos & Praticas. 2020. № S1. С. 59.

© А.А. Пляскина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.