ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
И.Б. ЖАРОВА I.B. ZHAROVA
НЕСТАНДАРТНАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
NON-STANDARD FORM OF THE EDUCATIONAL PROCESS
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ TECHNOLOGY TEACHER WORKSHOPS IN BIOLOGY CLASSES
Сведения об авторе. Жарова Ирина Борисовна - преподаватель биологии Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь).
Аннотация. В статье раскрываются понятие технологии педагогической мастерской, ее главные этапы и методические приемы работы преподавателя-мастера на уроках биологии, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических особенностей.
Ключевые слова: технология педагогических мастерских, индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
Information about the author. Irina Zharova - biology teacher federal state treasury educational institution «Tver Suvorov Military School Ministry of Defense of the Russian Federation» (Tver).
Summary. The article reveals the concept of technology educational workshop, its main stages and methods of teaching master in biology lessons that provide active learning and cognitive activity of students, construction of educational process taking into account individual age, psychological characteristics.
Keywords: technology of pedagogical workshops, induction, deconstruction, reconstruction, socialization, advertising, gap, reflection.
Анализ многолетней работы по организации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и обобщение опыта преподавателей ОД позволили выявить важные звенья педагогической системы. Одной из таких звеньев - коллективная деятельность учащихся, а если точнее, то индивидуально групповая деятельность учащихся. В ходе этой работы у обучающихся целенаправленно происходит формирование важных компонентов коммуникативных, регулятивных и познавательных
УУД.
Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в педагогическом процессе современных технологий и активных форм учебного взаимодействия.
Педагогическая технология -совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
В настоящее время активный интерес многих педагогов привле-
чен к развивающим технологиям, одной из которых является технология педагогических мастерских.
Понятие технологии педагогической мастерской «Технология педагогических мастерских» базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности. Благодаря этой технологии реализуется системно-деятельностный подход в обучении и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования. Теоретические основы «Технологии педагогических мастерских» созданы педагогами
французской группы «Новое воспитание» (А. и О. Бассис, М. Дюком и П. Коллен).
Педагогическая мастерская отражает умение педагога проектировать успешную деятельность обучающихся, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной деятельности учителя и ученика по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий и предполагающая реализацию идеи полной управляемости образовательным процессом через классно-урочную систему.
Мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса, мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания.
Тема урока не объявляется, так как мастерская - это путь обучающихся к самостоятельному открытию темы. Обучающимся может быть объявлено только название мастерской.
Мастерская может охватывать содержание нескольких параграфов, дополняя и расширяя их горизонты, охватывая тему целиком.
За работу в мастерской не следует ставить оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы.
В технологии мастерских различают: мастерскую построения
знаний, мастерскую письма, мастерскую педагогического взаимодействия, мастерскую обсуждения проблем, мастерскую пластики. Принципы работы мастера: формировать знания (а не задавать вопросы);
организовывать диалоговое взаимодействие детей (а не фронтальную работу);
высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности (а не навязывать свою точку зрения, не подчинять мнение детей своему пониманию);
создавать условия для обнаружения ошибок (а не исправлять их);
развивать принятие и понимание друг друга, толерантность, снисходительность (а не бранить, не поощрять, не подводить итог);
быть импровизатором, гибко реагировать на нюансы разворачивания мастерской (а не подавлять). Главные этапы мастерской Индукция (наведение-создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, формирование личностного отношения к предмету обсуждения). Этап основан на собственном опыте ребенка. Создает условия для включения разных каналов восприятия. Индуктор-образ, фраза, текст, мелодия, звук, предмет, рисунок. Способствует заинтересованности в учебно-познавательной деятельности.
Работа с материалом (этапы работы могут повторяться несколько раз в разных последовательностях).
Деконструкция - работа с материалом (текстом, веществами, красками, моделями и др.) и превращение его в хаос-смешение слов, явлений и событий.
Реконструкция - создание своего мира, гипотезы, текста, проекта, решения.
Социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача не столько оценить работу другого,
сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
Афиширование - презентация итогов работы перед аудиторией (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.).
Разрыв - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, внутреннее сознание неполноты своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему.
Рефлексия - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской.
Применение технологии
педагогических мастерских на уроках биологии
Урок по теме: «Среда обитания и внешнее строение птиц» проводился с использованием технологии «Педагогическая мастерская».
Название мастерской «Птица счастья».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
При планировании данного урока учитывались учебные возможности и индивидуальные особенности обучающихся.
По типологии педагогических мастерских урок можно отнести к мастерской построения знаний.
Взвод делится на 3 команды по отделениям.
На этапе мотивации и целепо-лагания (индуктор) преподаватель создает учебную ситуацию, активизирующую познавательную деятельность обучающихся, и предлагает послушать голоса птиц (кукушка, сорока, гусь, соловей) (индуктор - голоса птиц) с целью определения темы урока.
Суворовцы слушают, высказывают свои предположения о птицах, издающих эти звуки, и высказывают предположение, что урок будет посвящен изучению птиц, их среде обитания и строению.
Этап первичного усвоения новых знаний включает в себя: деконструкцию, реконструкцию, афиширование.
Деконструкция - работа с пословицами.
Суворовцам предлагается прочитать пословицы и поговорки про птиц. На основе полученных знаний составить общую характеристику класса Птицы из шести признаков. Ответы записать на карточках.
Каждая команда составляет на доске свой кластер «Общая характеристика класса Птицы».
В работе помогают вопросы, предложенные преподавателем:
1. Чем отличаются птицы по строению от рептилий?
2. Где обитают птицы?
3. Зачем птицы поют?
4. По каким признакам внешнего строения птицы можно узнать среди других позвоночных животных?
5. Чем отличаются птицы между собой?
6. Какие способы передвижения используют?
Реконструкция - создание своей гипотезы, текста, решения вопроса.
Задание: рассмотреть чучело птицы, изучить материал параграфа учебника на стр. 205-206. Подписать части тела птицы на карточках с творческими заданиями. Обсудить результаты работы в группе.
Преподаватель проводит эвристическую беседу по вопросу «Внешнее строение птицы». Суворовцы отвечают на вопросы, исправляют ошибки. Таким обра-
зом развиваются чувства принятия и понимания друг друга, толерантности и снисходительности.
Афиширование - каждая группа демонстрирует продукт (кластер, творческое задание).
Социализация - суворовцы не только оценивают работу других групп, но и дают самооценку и проводят самокоррекцию своей работы. Преподаватель предлагает выполнить упражнение «Внешнее строение птицы» на интерактивной доске.
Далее преподаватель проводит физкультминутку «Птичья гимнастика».
На этапе первичного осмысления и закрепления (разрыв, социализация).
Суворовцы, работая в парах, выполняют лабораторную работу
по теме «Строение перьев», которая способствует формированию исследовательских навыков, умений наблюдать и делать выводы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают взаимопомощь.
Инструктивная карта:
1. Исследуйте перья. Найдите контурное перо, изучите его строение.
2. Найдите основные части.
3. Рассмотрите пуховое перо. Найдите очин и опахало.
4. Приклейте перья к листу бумаги. Подпишите основные части.
5. Назовите функции каждого пера.
Результатом выполнения этого задания будет разрыв - новое видение предмета, то есть строения перьев птиц.
Рефлексия учебной деятельности осуществляется через выполнение творческого задания, которое стимулирует деятельность обучающихся на самоанализ и самооценку.
Задание: Сделайте совенка по предлагаемому алгоритму из той цветной бумаги, цвет которой отражает ваше настроение от урока.
Суворовцы демонстрируют творческие работы рефлексивного характера в подтверждении готовности работать в следующих мастерских.
Таким образом, в ходе данной мастерской использовались:
- задания, активизирующие воображение и интуицию (прием «ассоциации»);
- задания по воспроизведению предметов, явлений с использованием различных выразительных средств (прием «ключевые слова»);
- использование аудиопродукции, сенсорно-тактильные ощущения;
- работа с рисунками, текстами, объектами, понятиями, способными проявлять у обучающихся фантазию, новый взгляд на давно известное;
- исследовательская работа;
- интерактивное задание.
В ходе мастерской на всех этапах была организована индивидуальная, групповая и коллективная работа. Неоднократно происходила смена видов деятельности.
Все задания были ориентированы на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, что соответствует требованиям ФГОС.
Участники мастерской выстраивали собственные ценностно-смысловые приоритеты путем самостоятельного внутреннего усилия, размышления, исследования и самоанализа.
Результат мастерской: внутренний и внешний (творческая работа рефлексивного характера).
Педагогические мастерские -это нестандартная форма организации образовательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту преподавателя и ученика, дарит радость сотворчества.
Анализ результатов апробации данной технологии выявил ее положительное влияние на развитие творческих способностей обучающихся, о чем говорит рост качества знаний в течение двух последних лет, положительное отношение большинства обучающихся к предмету «биология».
Технология «Педагогические мастерские», на мой взгляд, отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непре-
рывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических особенностей обучающихся.
Использование технологии «Педагогические мастерские» на уроках биологии дало мне возможность увидеть новые качества у обучающихся, проблемы, которые необходимо решать. Только применив этот подход на практике, я оценила его важность и актуальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова, Н.И., Мухина, ИА. Педагогические мастерские: теория и практика. - СПб, 1998.
2. Даутова, О.Б., Иваньши-на, Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. - СПб.: КАРО, 2014.
3. Занимательная биология на уроках биологии и внеклассных мероприятиях. - М.: Глобус, 2010.
4. Мухина, И.А. «Что такое педагогическая мастерская». Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. - СПб., 2002.
5. Степанова, Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. - М.: ЦГЛ, 2006.