Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN316.pdf Статья опубликована 12.07.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Светоносова Любовь Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Доцент кафедры «Педагогики, теории и методики образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя
Аннотация. В статье раскрываются арт-технологии как новый вид образовательных технологий, применяющихся в образовании будущих учителей.
Автором дается следующее определение понятию «арт-технологии» - методы, приёмы, формы и средства различных видов искусства, применяемые в образовательном процессе с целью раскрытия и развития творческого потенциала личности обучающихся и осознания значимости изучаемых научных фактов, предметов, явлений.
Автором арт-технологии рассматриваются в качестве средства формирования педагогической культуры будущего учителя, под которой понимается совокупность личностных и профессиональных качеств будущего учителя, включающая в себя ценностное отношение к детям и к самому себе, к профессиональной деятельности, имеющей личностный смысл, соблюдение культурных норм поведения и стремление к инновационной педагогической деятельности.
Автором представлена структура педагогической культуры будущего учителя, включающая аксиологический, интеллектуальный и деятельностно-практический компоненты, каждому из которых соответствует свой вид арт-технологий: аксиологическому компоненту педагогической культуры будущего учителя - изобразительные технологии; интеллектуальному компоненту педагогической культуры будущего учителя -аудиовизуальные технологии; деятельностно-практическому компоненту педагогической культуры будущего учителя - театрально-игровые технологии.
С учетом этого автор предлагает использовать активную форму обучения -педагогическую мастерскую, рассматривает ее особенности, этапы, цель, задачи и план работы.
Ключевые слова: арт-технологии; педагогическая культура; педагогическая мастерская
Арт-технологии (от анг. art - «искусство, мастерство») - новое перспективное направление в современном образовании. В их основе находится тот или иной вид искусства. Применение арт-технологий в образовательном процессе педагогического вуза позволит:
1) раскрыть творческие способности и личностный потенциал будущих учителей;
2) развить рефлексивные способности будущих учителей;
3) развить компетенцию решать педагогические задачи, которые могут возникнуть в профессионально-педагогической деятельности.
Понятие «арт-технологии» определяется по-разному:
• художественное творчество, связанное с действием трёх факторов: экспрессии, коммуникации и символизации (В. Беккер-Глош);
• совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе (Т.В. Жукова);
• совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения намеченной педагогической цели (И.М. Кунгурова);
• использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения (М. Либман);
• слияние творчества и коррекционной практики, как метод, направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу (Н.Д. Никандров);
• обучение, осуществляемое при помощи средств художественного творчества (И.Е. Шкиль).
Арт-технологии, на наш взгляд, представляют собой методы, приёмы, формы и средства различных видов искусства, применяемые в образовательном процессе с целью раскрытия и развития творческого потенциала личности обучающихся и осознания значимости изучаемых научных фактов, предметов, явлений.
К видам арт-технологий относятся: аудиовизуальные технологии (кинокритика, видеоколлаж, создание видеообраза), изобразительные технологии (коллаж, коллаж, спонтанное рисование), театрализованно-игровые технологии (импровизация, имитация, инсценировка). Кроме того, арт-технологии могут реализовываться в различных формах: творческой мастерской, репетиции, культурного проекта, драматического тренинга. Главная идея арт-технологий заключается в использовании различных видов искусства в образовательном процессе с целью креативного саморазвития обучающихся.
Традиционным средством формирования педагогической культуры будущего учителя являются текстовые педагогические задачи, решая которые студент занимает пассивную позицию: анализирует условия задачи, ищет решение, высказывает свою точку зрения. Используя арт-технологии, будущий учитель занимает активную позицию: он - творец, когда рисует, составляет коллаж, инсценирует педагогические ситуации. Поэтому арт-технологии являются более эффективным средством формирования педагогической культуры учителя.
Педагогическая культура учителя - высокий уровень развития профессиональных и личностных качеств будущего учителя, включающий в себя соблюдение культурных норм поведения и использование инноваций в педагогической деятельности, благодаря которым он
эффективно работает в образовательной сфере. Будущий учитель может рассматривать педагогическую культуру как идеал, к которому нужно стремиться.
Отечественные авторы предлагают разные структурные компоненты педагогической культуры учителя. Так, З.Ф. Абросимова выделяет в структуре педагогической культуры учителя такие составляющие, как:
1) потребностно-мотивационный (гуманистическая педагогическая позиция);
2) духовно-нравственный (личностные качества);
3) интеллектуальный (профессиональные знания, общая эрудиция учителя);
4) деятельностно-практический (педагогические способности, профессиональные умения и навыки) компоненты [1, с. 18].
В.А. Сластенин важной составляющей педагогической культуры учителя считает профессионализм, который понимается автором как качественная характеристика учителя как субъекта педагогической деятельности, отражающая высокий уровень профессиональной компетентности и личностной готовности к продуктивному решению педагогических задач [10, с. 13].
А.В. Барабанщиков структурными компонентами педагогической культуры учителя считает педагогическую направленность личности, психолого-педагогическую эрудицию и интеллигентность, нравственную чистоту, гармонию рационального и эмоционального, этического и эстетического, высокое мастерство, творчество и организованность в повседневной профессиональной деятельности [2, с. 73].
Н.Б. Крылова называет педагогическую культуру составной частью культуры специалиста. Культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности (общественно-политической, профессиональной, научной, коммуникативной и др.). Она - итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств [6].
Г.М. Коджаспирова считает компонентами педагогической культуры педагогическую направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и компетентность [5].
Принимая во внимание мнения разных авторов, мы считаем, что структурными компонентами педагогической культуры будущего учителя являются: аксиологический, интеллектуальный и деятельностно-практический. Структура педагогической культуры будущего учителя представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура педагогической культуры будущего учителя
Структура педагогической культуры будущего учителя
Аксиологический компонент Интеллектуальный компонент Деятельностно-практический компонент
- ценностное самоотношение, - педагогические ценности. - педагогическая компетентность, - педагогическое мышление. - коммуникативные и организаторские способности, - владение методами и приёмами обучения и воспитания.
Раскроем каждый из компонентов педагогической культуры будущего учителя подробнее. Аксиологический компонент педагогической культуры будущего учителя включает в себя ценностное самоотношение (отношение к себе как к ценности, оценка
будущим учителем самого себя, своих положительных и отрицательных черт характера, педагогических качеств); педагогические ценности (дети (ученики), жизнь, человек, знания, образование, профессиональная компетентность, профессиональная успешность, педагогическое творчество).
Интеллектуальный компонент педагогической культуры будущего учителя включает педагогическую компетентность (знание методологических основ и понятий педагогики, закономерностей развития и социально-психологического формирования личности; знание целей, задач, форм и методов обучения и воспитания; знание закономерностей психического развития ребенка и др.); педагогическое мышление (способность анализировать педагогические факты, явления, процессы, системы, ситуации; проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в разных педагогических ситуациях).
Деятельностно-практический компонент педагогической культуры будущего учителя содержит коммуникативные и организаторские способности (устанавливать продуктивный стиль взаимоотношений в соответствии с возрастными и индивидуально психологическими особенностями партнеров по общению; ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной мимикой и пантомимикой; организовать свою деятельность и сплотить коллектив); владение методами и приёмами обучения и воспитания (знание и практическое применение методов обучения: стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности; организации учебно-познавательной деятельности; контроля и самоконтроля в процессе обучения; знание и практическое применение методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности).
Как уже было сказано, использование в образовательном процессе арт-технологий предполагает учебно-познавательную и творческую активность обучающихся - будущих учителей, поэтому организационной формой процесса формирования педагогической культуры будущих учителей мы выбрали педагогическую мастерскую, которая является одной из интенсивных (лат. ^е^^ш - напряженный, усиленный, высокопроизводительный) форм обучения.
Рассмотрим, как определяют понятие «педагогическая мастерская» разные исследователи:
• форма организации многомерного, многоуровневого диалога, создающего единое эмоциональное поле, которое впоследствии может определить направление дальнейшего движения, структуру будущего знания или только создать мотив (Ж.О. Андреева);
• средство, способствующее достижению прогнозируемого результата в короткий срок, где цели, опираясь на принципы, определяют содержание, дидактические средства (совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры), активные методы и формы обучения (Т.Ю. Герасимова) [3];
• нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса, мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания (Г.А. Мейчик) [7];
2016, Том 4, номер 3 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
• интегративная образовательная технология профессионально-личностного становления будущего специалиста, которая создает условия для поэтапного построения личностно значимых знаний, смыслов и самостоятельного опыта творческой деятельности каждого участника, который организует информационно-эмоциональное пространство активной коммуникации, социализации и рефлексии результатов собственного жизненного и познавательного поиска (О.В. Романова) [8].
Под педагогической мастерской мы понимаем практико-ориентированные занятия для студентов - будущих учителей, способствующие раскрытию их индивидуальных и формированию профессионально значимых качеств, включающих педагогическую культуру, актуализирующих самопознание и творческую активность.
Как указывает Г.К. Мейчик, сущность мастерской как педагогической технологии в вузе составляет субъект-субъектное педагогическое взаимодействие в ходе осуществления, эмоционального прочувствования и достижения участниками мастерской результатов продуктивной аналитической, творческой и практической деятельности, являющейся основой профессиональной компетентности, продуктивности образовательной, профессиональной и инновационной деятельности [7].
К особенностям технологии педагогической мастерской относятся:
1) создание условий для коллективного поиска обучающимися нового знания -«открытия» знания в процессе свободного творчества;
2) диалогичность образовательного процесса (обмен мнениями, знаниями, творческими находками и др.);
3) рефлексия - внутренний диалог каждого с самим собой. В педагогической мастерской есть место для творчества и нет жестких временных рамок, как в лекционно-семинарской форме обучения.
Цель педагогической мастерской - развитие педагогической культуры будущего учителя с помощью арт-технологий.
Задачи педагогической мастерской:
1. Осознание и развитие педагогической культуры будущего учителя посредством арт-технологий.
2. Приобщение к ценностям педагогической культуры.
В работе педагогической мастерской выделяются следующие этапы:
1) «Индуктор» - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Первое задание должно актуализировать витагенный опыт участников и предоставить выбор участнику. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок - все, что может воздействовать на эмоциональную сферу, вызвать воспоминания, ощущения, вопросы.
2) «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.
3) «Социоконструкция» - построение данных элементов группой.
4) «Социализация» - рассказ о созданном продукте всем участникам и обсуждение, все мнения должны быть услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5) «Афиширование» - вывешивание работ обучающихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все участники читают, обсуждают или зачитывают вслух.
Мир Науки
6) «Разрыв» - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.
7) «Рефлексия» - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской [4].
Рассмотрим план работы педагогической мастерской, нацеленной на оптимизацию процесса формирования педагогической культуры будущего учителя
Тема 1. Педагогическая культура учителя в историческом контексте.
Оборудование: интерактивная доска.
1. Беседа «Как я понимаю, что такое «Педагогическая культура учителя?».
2. Демонстрация и анализ картин классических художников, изображающих педагогов-философов, учителей (Рафаэль «Афинская школа», Н.П. Богданов-Бельский «Устный счет», «Воскресные чтения в сельской школе»).
3. Работа в парах и/или индивидуально по созданию коллажа «Педагогическая культура учителя».
4. «Афиширование» работ. Обсуждение.
5. Рефлексия: анализ занятия, что понравилось, а что - нет, ответы на вопросы «Что я узнал (а) нового...», «Благодаря данному занятию я осознал (а), что....».
Домашнее задание: проанализировать и оценить уровень своей педагогической культуры в баллах.
Тема 2. Рисуночные задачи.
Оборудование: интерактивная доска, рисуночные задачи.
1. Демонстрация рисуночных задач. Ответы на вопросы: «Что это за рисунки?», «Что они изображают?», «Для чего они нужны?».
2. Беседа о рисуночных задачах, их особенностях и назначении.
3. Пример рисуночной задачи и ее решения. Индивидуальное и/или групповое создание рисуночной задачи.
4. «Вывешивание» работ. Обсуждение.
5. Рефлексия: ответы на вопросы «Что я узнал (а) нового.», «Благодаря данному занятию я осознал (а), что..».
Домашнее задание: сконструировать рисуночную задачу, отражающую проблемную ситуацию из школьной практики.
Тема 3. Мои ценности как будущего учителя.
Оборудование: интерактивная доска.
1. Демонстрация коллажа «Ценности».
2. Обдумывание и написание своих ценностей как будущего учителя. Для этого сначала необходимо написать, какие ценности есть вообще, потом описать свои ценности как будущего учителя.
3. Индивидуальное и/или групповое решение рисуночных задач с выявлением педагогических ценностей.
4. «Вывешивание» списков ценностей. Обсуждение.
5. Рефлексия: ответы на вопросы «Что я узнал(а) нового.», «Благодаря данному занятию я осознал(а), что..».
Домашнее задание: создать знаково-символьный рисунок, отражающий педагогические ценности.
Тема 4. Педагогическая компетентность.
1. Демонстрация схемы «Педагогическая компетентность».
2. Понятие и составляющие педагогической компетентности. Создание рисуночной задачи, цель которой показать педагогическую компетентность или некомпетентность учителя.
3. Групповое и/или индивидуальное разыгрывание рисуночной задачи.
4. Выставка созданных рисуночных задач.
5. Рефлексия: ответы на вопросы «Я понял (а), что.», «Благодаря данному занятию я осознал(а), что..».
Домашнее задание: создать фотоколлаж «Педагогическая компетентность».
Тема 5. Педагогическое мышление.
1. Демонстрация схемы «Педагогическое мышление: понятие и его составляющие».
2. Придумывание трех текстовой педагогической задачи.
3. Групповое и/или индивидуальное разыгрывание педагогической задачи.
4. Выставка созданных текстовых педагогических задач.
5. Рефлексия: ответы на вопросы «Я понял (а), что.», «Благодаря данному занятию я осознал (а), что..».
Домашнее задание: проанализировать уровень сформированности своего педагогического мышления.
Тема 6. Педагогическое общение.
1. Демонстрация карточек с определениями понятий «взаимодействие», «общение», «педагогическое общение».
2. Сформулировать свое определение понятия «педагогическое общение», выявив его сущность, которое необходимо записать на карточке.
3. Разыгрывание решения рисуночной задачи.
4. «Афиширование» карточек с понятиями.
5. Рефлексия: ответы на вопросы «Это занятие помогло мне понять, что .», «Я никогда не думал(а), что..», «Общаясь с людьми, я.».
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Как я общаюсь с людьми?» или «Как я общаюсь с детьми?», в котором проанализировать свои коммуникативные способности.
Тема 7. Современные методы и приёмы воспитания.
1. Рассказ о педагогической ситуации про учителя физкультуры, который опоздавших учеников на весь урок закрыл в раздевалке. На остальные уроки физкультуры больше никто из учеников не опаздывал.
2. Беседа о методах и приёмах воспитания.
3. Сочинить сказку про любой из методов воспитания.
4. «Афиширование» сказок. Их обсуждение.
5. Рефлексия: ответы на вопросы «Это занятие помогло мне понять, что ...». Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Какие методы и приёмы воспитания я буду применять на практике в школе?»
Тема 8. Современные методы и приёмы обучения.
1. Демонстрация карточек с определениями понятий «метод воспитания», «приём воспитания».
2. Сформулировать свое определение понятий «метод обучения», «приём обучения», выявив его сущность, которое необходимо записать на карточке.
3. Вспомнить ситуации и описать примеры применения разных методов и приёмов обучения в школе.
4. «Афиширование» карточек с понятиями. Обсуждение.
5. Рефлексия: ответы на вопросы «Это занятие помогло мне понять, что....»
6. Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Какие методы и приёмы воспитания я буду применять на практике в школе?»
Наряду с арт-технологиями, мы предлагаем будущим учителям вести рефлексивные дневники - своего рода рабочую тетрадь. Они предусматривают заполнение будущими учителями до и после посещения педагогической мастерской тетради самоанализа со следующими вопросами:
1. Мои профессиональные ориентиры (кем я хочу стать по профессии).
2. Что меня привлекает в педагогической профессии?
3. Каким я хочу быть педагогом?
4. Что меня привлекает в педагогической мастерской?
5. Чему я хочу научиться в педагогической мастерской?
6. Какие профессионально важные качества мне нужно развивать?
7. Что такое «педагогическая культура»?
После завершения всех занятий участникам мастерской предлагается ответить на такие вопросы:
1. Изменились ли мои профессиональные ориентиры?
2. Каким я стал(а) после занятий?
3. Чему я научился(лась)?
4. Оправдались ли мои ожидания?
5. Как я теперь понимаю «педагогическую культуру учителя»?
6. Над какими профессиональными качествами мне еще нужно поработать?
7. Какие темы помогли мне «раскрыться» как личности, как будущему педагогу?
Кроме того, после каждого занятия в рефлексивных дневниках обучающиеся выполняют домашние задания.
Перспективное направление нашего исследования будет нацелено на внедрение в образовательный процесс разработанной педагогической мастерской. Мы предполагаем, что занятия в педагогической мастерской будут способствовать раскрытию творческих способностей будущих учителей, креативному переосмыслению профессиональной педагогической деятельности, саморазвитию и, самое главное, повышению уровня педагогической культуры. На занятиях с использованием арт-технологий обучающиеся смогут «открыть» новые знания, развить креативность, проанализировать свое поведение и деятельность, развить и рефлексивные умения, безусловно, необходимые для будущей педагогической профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя // Наука и образование Зауралья. - 1998. - №2 (3).
2. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей ВУЗов. (К вопросу о сущности педагогической культуры) // Советская педагогика. -1981. - №1.
3. Герасимова Т.Ю. Педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала учителя [Текст]: автореф. ... на соиск. ст. канд.пед.наук. 13.00.01 / Т.Ю. Герасимова. - Красноярск, 2005. - 22 с.
4. Игнатьева О.Б. Педагогическая мастерская как одна из форм организации учебного процесса // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/102402/, свободный. - Загл. с экрана.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Гардараки, 2005. 287 с.
6. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. 272 с.
7. Мейчик Г.А. Реализация педагогической технологии мастерских в вузе: диссер. на соиск. ст. канд. пед. наук. 13.00.01. - СПб., 2005. 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 0613/1493.
8. Романова О.В. Формирование коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей средствами педагогических мастерских: автореф. на соиск. ст. канд. пед. наук. 13.00.01/ О.В. Романова. - Киров, 2010. 23 с.
9. Светоносова Л.Г. Педагогическая студия как форма процесса формирования педагогической культуры студентов - будущих учителей // Итоги научно-исследовательской деятельности 2015 г.: изобретения, методики, инновации. VI Международная научно-практическая конференция [Электронный ресурс] / Л.Г. Светоносова. - М.: Издательство «Перо», 2015. - С. 501-506. - Режим доступа: http://olimpiks.ru/d/797165/d/ix_konferentsiya.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
10. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №5.
Svetonosovа Lyubov Gennadievna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk
E-mail: [email protected]
Art-technologies as a means of formation of future teacher's
pedagogical culture
Abstract. The article describes the art-technologies as a new kind of educational technology used in the education of future teachers.
The author gives the following definition of the notion "art-technology" - methods, techniques, forms and means of various art forms used in the educational process with the purpose of disclosing and development of creative potential of personality of students and awareness of the importance of scientific facts, objects and phenomena.
Art technologies are regarded by the author as means of formation of future teacher's pedagogical culture, which is understood as the totality of personal and professional qualities of future teachers, including the value attitude to the children and to oneself, to professional activities that have personal meaning, adherence to cultural norms of behavior and commitment to innovative teaching activities.
The author presents the structure of pedagogical culture of future teacher, thatincludes axiological, and intellectual activity and practical components, each of which corresponds to its own kind of the art technologies: to axiological component of pedagogical culture of future teacher -visual technologies; to intellectual component of pedagogical culture of future teacher - audiovisual technologies; to activity-practical component of pedagogical culture of future teacher - theater technologies.
With this in mind, the author proposes to use the active learning pedagogical workshop, considers its features, stages, aims, tasks and work plan.
Keywords: art technologies; pedagogical culture; pedagogical workshop
REFERENCES
1. Abrosimova Z.F. Pedagogicheskaya kul'tura uchitelya // Nauka i obrazovanie Zaural'ya. - 1998. - №2 (3).
2. Barabanshchikov A.V. Problemy pedagogicheskoy kul'tury prepodavateley VUZov. (K voprosu o sushchnosti pedagogicheskoy kul'tury) // Sovetskaya pedagogika. -1981. - №1.
3. Gerasimova T.Yu. Pedagogicheskaya masterskaya kak sredstvo raskrytiya tvorcheskogo potentsiala uchitelya [Tekst]: avtoref. ... na soisk. st. kand.ped.nauk. 13.00.01 / T.Yu. Gerasimova. - Krasnoyarsk, 2005. - 22 s.
4. Ignat'eva O.B. Pedagogicheskaya masterskaya kak odna iz form organizatsii uchebnogo protsessa // Sayt «Festival' pedagogicheskikh idey «Otkrytyy urok» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://festival.1september.ru/articles/102402/, svobodnyy. - Zagl. s ekrana.
5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar'. - M.: Gardaraki, 2005. 287 s.
6. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2000. 272 s.
7. Meychik G.A. Realizatsiya pedagogicheskoy tekhnologii masterskikh v vuze: disser. na soisk. st. kand. ped. nauk. 13.00.01. - SPb., 2005. 196 s.: il. RGB OD, 61 0613/1493.
8. Romanova O.V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti studentov gumanitarnykh spetsial'nostey sredstvami pedagogicheskikh masterskikh: avtoref. na soisk. st. kand. ped. nauk. 13.00.01/ O.V. Romanova. - Kirov, 2010. 23 s.
9. Svetonosova L.G. Pedagogicheskaya studiya kak forma protsessa formirovaniya pedagogicheskoy kul'tury studentov - budushchikh uchiteley // Itogi nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti 2015 g.: izobreteniya, metodiki, innovatsii. VI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Elektronnyy resurs] / L.G. Svetonosova. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2015. - S. 501-506. - Rezhim dostupa: http://olimpiks.ru/d/797165/d/ix_konferentsiya.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana.
10. Slastenin V.A. Professionalizm uchitelya kak yavlenie pedagogicheskoy kul'tury // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2004. - №5.