Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http ://mir-nauki.com/vol4-4. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN416.pdf Статья опубликована 08.08.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Светоносова Л.Г. Ведение предметного портфолио как условие формирования педагогической культуры будущего учителя // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Светоносова Любовь Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Доцент кафедры «Педагогики, теории и методики образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Ведение предметного портфолио как условие формирования педагогической культуры будущего учителя
Аннотация. В статье раскрываются понятие педагогической культуры, ее компонентов, а также одно из условий процесса формирования педагогической культуры будущего учителя - ведение предметного портфолио.
Под педагогической культурой будущего учителя автором понимается совокупность личностных и профессиональных качеств будущего учителя, включающая в себя ценностное отношение к детям и к самому себе, к профессиональной деятельности, имеющей личностный смысл, соблюдение культурных норм поведения и стремление к инновационной педагогической деятельности.
Автором представлена структура педагогической культуры будущего учителя, включающая аксиологический, интеллектуальный и деятельностно-практический компоненты.
Автором предложена следующая структура предметного портфолио курса по выбору «Педагогическая культура будущего учителя»: «Моя визитная карточка», «Идеи педагогической культуры в историческом контексте», «Современное понимание педагогической культуры учителя», «Рефлексивно-пиктографические (рисуночные) задачи», «Интеллектуальная культура будущего учителя», «Нравственная культура будущего учителя», «Речевая культура будущего учителя», «Эстетическая и эмоциональная культура будущего учителя», «Диагностика», «Мои ценности как будущего учителя», «Мои достижения», «Глоссарий курса по выбору», «Литература и электронные источники курса по выбору», «Рефлексия», «Оценка преподавателя».
Ключевые слова: педагогическая культура; портфолио
Феномен педагогической культуры учителя имеет давнюю историю, начиная с античных странствующих учителей-софистов и заканчивая современными учителями. Педагогическая культура рассматривается в широком и узком смыслах: в широком -педагогическая культура целой страны, народа, города, села, в узком - педагогическая
культура родителей, учителей, преподавателей или конкретной личности, независимо от ее профессии.
Необходимость формирования педагогической культуры будущих учителей обусловлена: во-первых, сущностью самой педагогической профессии, состоящей в передаче социокультурного опыта, учитель и является носителем ценностей и культуры, и педагогической культуры в том числе; во-вторых, новыми требованиями к будущему учителю, внедрению профстандарта учителя, которому будущий учитель должен соответствовать (в том числе поиск нестандартных решений (стремление к инновациям и педагогическому творчеству), готовность учить всех без исключения детей).
Педагогическая культура учителя - высокий уровень развития профессиональных и личностных качеств будущего учителя, включающий в себя соблюдение культурных норм поведения и использование инноваций в педагогической деятельности, благодаря которым он эффективно работает в образовательной сфере. Будущий учитель может рассматривать педагогическую культуру как эталон, к которому нужно стремиться.
Рассмотрим структурные компоненты педагогической культуры учителя. Отечественный исследователь З.Ф. Абросимова в структуру педагогической культуры учителя включает следующие составляющие:
1) потребностно-мотивационный (гуманистическая педагогическая позиция);
2) духовно-нравственный (личностные качества);
3) интеллектуальный (профессиональные знания, общая эрудиция учителя);
4) деятельностно-практический (педагогические способности, профессиональные умения и навыки) компоненты [1, с. 18].
Выдающийся отечественный ученый В.А. Сластенин структурным компонентом педагогической культуры учителя считает профессионализм, который понимается им как качественная характеристика учителя как субъекта педагогической деятельности, отражающая высокий уровень профессиональной компетентности и личностной готовности к продуктивному решению педагогических задач [10, с. 13].
Отечественный исследователь Н.Б. Крылова связывает педагогическую культуру с культурой специалиста. Культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности (общественно-политической, профессиональной, научной, коммуникативной и др.). Она - итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств [6]. По ее мнению, педагогическая культура является составной частью культуры специалиста.
Г.М. Коджаспирова считает компонентами педагогической культуры педагогическую направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и компетентность [5].
Проанализировав мнения разных исследователей, мы полагаем, что структурными компонентами педагогической культуры будущего учителя являются такие компоненты, как: аксиологический, интеллектуальный и деятельностно-практический. Структура педагогической культуры будущего учителя представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура педагогической культуры будущего учителя
Структура педагогической культуры будущего учителя
Аксиологический компонент Интеллектуальный компонент Деятельностно-практический компонент
- ценностное самоотношение, - педагогические ценности - педагогическая компетентность, - педагогическое мышление - коммуникативные и организаторские способности, - владение методами и приёмами обучения и воспитания
Рассмотрим каждый из компонентов педагогической культуры будущего учителя более подробно. Аксиологический компонент педагогической культуры будущего учителя включает в себя ценностное самоотношение (отношение к себе как к ценности, оценка будущим учителем самого себя, своих положительных и отрицательных черт характера, педагогических качеств); педагогические ценности (дети (ученики), жизнь, человек, знания, образование, профессиональная компетентность, профессиональная успешность, педагогическое творчество).
Интеллектуальный компонент педагогической культуры будущего учителя содержит педагогическую компетентность (знание методологических основ и понятий педагогики, закономерностей развития и социально-психологического формирования личности; знание целей, задач, форм и методов обучения и воспитания; знание закономерностей психического развития ребенка и др.); педагогическое мышление (способность анализировать педагогические факты, явления, процессы, системы, ситуации; проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в разных педагогических ситуациях).
Деятельностно-практический компонент педагогической культуры будущего учителя включает в себя коммуникативные и организаторские способности (устанавливать продуктивный стиль взаимоотношений в соответствии с возрастными и индивидуально психологическими особенностями партнеров по общению; ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной мимикой и пантомимикой; организовать свою деятельность и сплотить коллектив); владение методами и приёмами обучения и воспитания (знание и практическое применение методов обучения: стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности; организации учебно-познавательной деятельности; контроля и самоконтроля в процессе обучения; знание и практическое применение методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности).
Организация процесса формирования педагогической культуры будущих учителей с позиции личностно-ориентированного подхода предполагает учёт личностной позиции каждого испытуемого, его знаний, умений, ценностные ориентаций, мотивов, интересов и др. Основной целью использования личностно-ориентированного подхода в нашем исследовании является обеспечение мотивации к обучению, познанию и самопознанию, накоплению знаний о педагогической культуре, овладению навыками профессионального поведения в соответствии с усвоенными знаниями о педагогической культуре. Поэтому в нашем исследовании одним из условий процесса формирования педагогической культуры будущего учителя является ведение предметного портфолио. Обратимся к истории портфолио (итал. portfolio «портфель, папка для документов»). В ХХ веке портфолио называли альбом с фотографиями, а в эпоху Возрождения художники и архитекторы применяли «портфолио» в качестве собрания своих произведений. В настоящее время портфолио является одним из средств оценивания и учета достижений (в том числе творческих успехов) обучающегося.
Родиной «портфеля» или «портфолио» являются США (1980-е гг. ХХ века). «Портфолио» -это модель аутентичного оценивания, которое нацелено на выявление:
• объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
• пробелов в подготовке;
• трудностей усвоения;
• уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
• положительных мотивов учения и др.
Портфолио позволяет: а) проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования, без сравнивания с другими учениками, б) оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Е.В. Семёнова, В.И. Семёнов считают потрфолио средством оценивания сформированности профессиональной компетентности студентов на госаттестации в педвузе. В частности, ими проведено исследование по внедрению в образовательный процесс портфолио в качестве средства сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на госаттестации в педвузе [9].
Структура портфолио, согласно Е.В. Семёновой и В.И. Семёнова, включает: языковой портфель (пакет рабочих материалов, где отражены результаты учебной деятельности студента по овладению иностранным языком); профессиональный портфолио (значимые профессиональные результаты, рефлексия мониторинга своего профессионального роста, включающий подразделы: «Общие сведения об учителе-выпускнике вуза», «Диагностический паспорт», «Педагогическая концепция», «Научно-методическая деятельность», «Результаты педагогической деятельности на педагогических практиках», «Обобщение опыта работы других учителей», «Внеурочная деятельность по предмету», «Работа в качестве классного руководителя», «Учебно-методическая база», «Case-Study»); информационный портфолио (оценка умения студента-будущего учителя организовать рабочее место студента с использованием компьютера); культурологический портфолио (анализ освоения культуры стран изучаемого языка в контексте соизучения языка и культуры, а также типологического сравнения культур); портфолио личностного роста (не обязательный, позволяет выявить скрытые личностные ресурсы).
Другие авторы, например, Л.П. Латышева, исследует перспективы ведения электронного образовательного портфолио в педвузе. По ее мнению, основной целью сбора студентами образовательного предметного портфолио является накопление и хранение документального подтверждения своих достижений в процессе обучения дисциплине. Структурно электронный портфолио по предмету включает в себя: краткие биографические сведения, сопроводительное письмо владельца, статистика работ студента, обязательные материал, дополнительные материалы, лучшие работы студента по дисциплине; результаты самоконтроля и самооценки; комплект документов; итоги контроля; сторонние оценки. Преимуществом указанной структуры портфолио, согласно исследователю, является наличие блока самооценки результатов учебной деятельности студента; возможность создания условий формирования мотивации к достижениям, приобретения опыта в профессиональной конкуренции, обоснованной реализации самообразования для развития предусмотренных учебным планом компетенций; выработки умения объективно оценивать их уровень [6].
Исследования портфолио в аспекте активизации и интенсификации учебной деятельности обучающихся проведены В.К. Загвоздкиным, Т.Г. Новиковой, С.В. Панюковой, М.И. Пинской. Готовый портфолио с собранными в нем работами и документами дает возможность в любое время провести оценку способностей обучающегося и оценку качества приобретенных им компетенций в образовательном процессе. Ф.В. Гречников и Л.С. Клентак указывают, что портфолио оказывает весьма позитивное воздействие на мотивацию и результативность различных видов учебной деятельности [2, с. 90].
Ведение предметного потрфолио по курсу «Педагогическая культура будущего учителя» мы рассматриваем как одно из условий формирования педагогической культуры будущего учителя. Предметный портфолио по данному курсу включает в себя такие разделы, как: «Моя визитная карточка», «Идеи педагогической культуры в историческом контексте», «Современное понимание педагогической культуры учителя», «Рефлексивно-пиктографические (рисуночные) задачи», «Интеллектуальная культура будущего учителя», «Нравственная культура будущего учителя», «Речевая культура будущего учителя», «Эстетическая и эмоциональная культура будущего учителя», «Диагностика», «Мои ценности как будущего учителя», «Мои достижения», «Глоссарий курса по выбору», «Литература и электронные источники курса по выбору», «Рефлексия», «Оценка преподавателя».
Рассмотрим данные разделы портфолио подробнее. «Моя визитная карточка» содержит следующую информацию: Ф.И.О. студента(ки), номер группы, название факультета, фотографию автора, информацию об учебных достижениях.
Раздел «Идеи педагогической культуры в историческом контексте» подразумевает выполнение следующих работ: заполнение таблицы «Представления о педагогической культуре учителя в трудах зарубежных философов и педагогов»; написание сочинения-эссе «Какими качествами обладает учитель высокой педагогической культуры?»; решение рисуночной задачи по фрагменту фрески Рафаэля «Афинская школа».
Следующий раздел портфолио «Современное понимание педагогической культуры учителя» содержит информацию о соотношении понятий «культура», «общая культура» и «педагогическая культура»; таблицу «Структурные компоненты педагогической культуры учителя»; решение рисуночной задачи.
Раздел портфолио «Рефлексивно-пиктографические (рисуночные) задачи» включает в себя: определение понятия «рефлексивно-пиктографические (рисуночные) задачи», их типологию, информацию о технологии конструирования и решения рисуночных задач, критерии оценки решения рисуночных задач, примеры рисуночных задач, авторские рисуночные задачи.
Раздел портфолио «Интеллектуальная культура будущего учителя» содержит информацию об особенностях педагогического мышления, а также о его свойствах, о педагогической эрудиции, педагогической компетентности и ее компонентах.
Раздел портфолио «Нравственная культура будущего учителя» подразумевает выполнение следующих заданий: сочинения-эссе «Нравственная культура учителя», творческих работ «Этическая защита», «Технология предъявления педагогического требования», «Этикет в профессиональной деятельности учителя».
Раздел портфолио «Речевая культура будущего учителя» предполагает выполнение следующих заданий: творческих работ «Культура речи учителя», «Культура педагогического общения», «Ораторское искусство учителя»; упражнений по развитию культуры речи.
Раздел портфолио «Эстетическая и эмоциональная культура будущего учителя» подразумевает выполнение следующих заданий: проекта «Культура внешнего вида учителя» /
«Имидж учителя»; творческих работ «Чувство юмора учителя», «Эмоциональная саморегуляция учителя», «Эмпатия учителя».
Раздел портфолио «Диагностика» включает в себя анкету «Моя педагогическая культура», результаты тестирования коммуникативных и организаторских способностей, педагогического мышления будущего учителя и др.
Раздел портфолио «Мои ценности как будущего учителя» включает в себя коллаж с одноименным названием, выполненный будущим учителем.
Раздел портфолио «Мои достижения» подразумевает написание статей и тезисов, связанных с проблемой курса по выбору. Будущему учителю необходимо продолжить высказывание «К своим достижениям по данному курсу я отношу...».
В разделе портфолио «Глоссарий курса по выбору» представлены основные научные понятия данного курса и их определения.
В разделе портфолио «Литература и электронные источники курса по выбору» представлены основные учебные пособия, методические рекомендации, научные статьи данного курса.
Раздел портфолио «Рефлексия» заполняется в начале, в середине и в конце курса по выбору и предполагает продолжение высказываний: «Благодаря курсу по выбору я.», «Самым интересным для меня было.», «Я понял(а), что учитель высокой педагогической культуры..», «В период выполнения творческих заданий я осознал(а)...», «Эстетическая культура будущего учителя проявляется в ......
Раздел портфолио «Оценка преподавателя» предполагает оценивание преподавателем предметного портфолио в целом и выполнения всех заданий в частности с комментированием ошибок и содержания работ, выполненных будущим учителем.
Подытоживая всё вышесказанное, следует отметить, что:
• педагогическая культура будущего учителя - высокий уровень развития профессиональных и личностных качеств будущего учителя, включающий в себя соблюдение культурных норм поведения и использование инноваций в педагогической деятельности, благодаря которым он эффективно работает в образовательной сфере;
• структурными компонентами педагогической культуры будущего учителя являются: аксиологический, интеллектуальный и деятельностно-практический компоненты;
• с позиции личностно-ориентированного подхода ведение предметного портфолио является одним из условий процесса формирования педагогической культуры будущего учителя;
• предметный портфолио по курсу «Педагогическая культура будущего учителя» предполагает такие разделы, как: «Моя визитная карточка», «Идеи педагогической культуры в историческом контексте», «Современное понимание педагогической культуры учителя», «Рефлексивно-пиктографические (рисуночные) задачи», «Интеллектуальная культура будущего учителя», «Нравственная культура будущего учителя», «Речевая культура будущего учителя», «Эстетическая и эмоциональная культура будущего учителя», «Диагностика», «Мои ценности как будущего учителя», «Мои достижения», «Глоссарий курса по выбору», «Литература и электронные источники курса по выбору», «Рефлексия», «Оценка преподавателя».
17РБМЖ16
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя // Наука и образование Зауралья. - 1998. - №2 (3).
2. Гречников Ф.В., Клентак Л.С. Влияние метода формирования портфолио на эффективное использование времени студентами вуза // Интеграция образования. - 2016.-1.-Т. 20. С. 88-96.
3. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты // Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. -С. 5-11.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Гардараки, 2005. 287 с.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. 272 с.
6. Латышева Л.П. Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе // Образовательные технологии и общество: Международный электронный журнал. 2015. Т. 18. №3. - Казань. - С. 355-371. -Режим доступа: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v18_i3/pdf/2.pdf (дата обращения: 26.06.2016).
7. Новикова Т.Г. Построение различных моделей портфолио // Методист. - 2005. -№3. С 39-43.
8. Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов // Школьные технологии. - 2004. - №2. - С 144-146.
9. Семёнова Е.В., Семёнов В.И. Портфолио как средство оценивания сформированности профессиональной компетентности студентов на госаттестации в педвузе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12750 (дата обращения: 26.06.2016).
10. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №5.
Svetonosovа Lyubov Gennadievna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk
E-mail: [email protected]
Conduct substantive portfolio as a condition of formation of pedagogical culture of future teacher
Abstract. The article reveals the concept of pedagogical culture, its components, as well as one of the conditions of the process of formation of pedagogical culture of future teacher - conduct substantive portfolio.
Under the teaching culture of future teachers, the author means the totality of personal and professional qualities of future teachers, including the value attitude to the children, and to yourself, to professional activities with personal meaning, respect cultural norms and the pursuit of innovative pedagogical activities.
The author presents the structure of pedagogical culture of future teacher, including axiological, and intellectual activity and practical components.
The author suggests the following structure of the subject portfolio course «Pedagogical culture of future teacher»: «My business card», «Ideas of pedagogical culture in a historical context», «Contemporary understanding of pedagogical culture of the teacher», «Reflexive-pictographic (drawing) tasks, the Intellectual culture of future teacher», «Moral culture of future teacher», «Speech culture of future teacher», «Aesthetic and emotional culture of a future teacher», «Diagnosis», «My values as a future teacher», «My achievements», «Glossary of course, literature and electronic sources course», «Reflection», «Evaluation of the teacher».
Keywords: pedagogical culture; portfolio
REFERENCES
1. Abrosimova Z.F. Pedagogicheskaja kul'tura uchitelja // Nauka i obrazovanie Zaural'ja. - 1998. - №2 (3).
2. Grechnikov F.V., Klentak L.S. Vlijanie metoda formirovanija portfolio na jeffektivnoe ispol'zovanie vremeni studentami vuza // Integracija obrazovanija. -2016.-1.-T. 20. S. 88-96.
3. Zagvozdkin V.K. Rol' portfolio v uchebnom processe. psihologo-pedagogicheskie aspekty // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2004. - №4. - S. 5-11.
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Ju. Pedagogicheskij slovar'. - Ы.: Gardaraki, 2005. 287 s.
5. Krylova N.3. Kul'turologija obrazovanija. - Ы.: Narodnoe obrazovanie, 2000. 272 s.
6. Latysheva L.P. Perspektivy i opyt vedenija jelektronnogo obrazovatel'nogo portfolio V pedvuze // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo: Mezhdunarodnyj jelektronnyj zhumal. 2015. Т. 18. №3. - ^ап'. - S. 355-371. - Rezhim dostupa: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v18_i3/pdf/2.pdf (data obrashhenija: 26.06.2016).
7. Novikova T.G. Postroenie razlichnyh modelej portfolio // Metodist. - 2005. - №3. С. 39-43.
8. Novikova Т^. Portfolio kak odna iz form ocenivanija individual'nyh dostizhenij gimnazistov // Shkol'nye tehnologii. - 2004. - №2. - С. 144-146.
9. Semjonova Б.^, Semjonov V.I. Portfolio kak sredstvo ocenivanija sformirovannosti professional'noj kompetentnosti studentov na gosattestacii V pedvuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - №2. - Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12750 (data obrashhenija: 26.06.2016).
10. Slastenin V.A. Professionalizm uchitelja kak javlenie pedagogicheskoj kul'tury // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2004. - №5.