Научная статья на тему 'Технология педагогических мастерских на уроках истории в пятых классах: особенности, реализация, эффективность'

Технология педагогических мастерских на уроках истории в пятых классах: особенности, реализация, эффективность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1321
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ / TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL WORKSHOPS / УРОК / LESSON / УЧЕНИК / PUPIL / МАСТЕР / MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева А. А.

В статье обобщен опыт применения технологии педагогических мастерских на уроках в общеобразовательных школах. Приведена разработка урока истории с применением данной технологии и доказана эффективность использования технологии педагогических мастерских на уроках истории в пятых классах в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология педагогических мастерских на уроках истории в пятых классах: особенности, реализация, эффективность»

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ: ОСОБЕННОСТИ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Григорьева А.А. ®

Учитель истории первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 29» г.

Уссурийск, магистрант ДВФУ магистерская программа «Историческое образование»

Аннотация

В статье обобщен опыт применения технологии педагогических мастерских на уроках в общеобразовательных школах. Приведена разработка урока истории с применением данной технологии и доказана эффективность использования технологии педагогических мастерских на уроках истории в пятых классах в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Ключевые слова: технология педагогических мастерских, урок, ученик, мастер. Keywords: technology of pedagogical workshops, lesson, pupil, master.

Одной их технологий, позволяющих реализовать ФГОС в 5 классе общеобразовательной школы является технология педагогических мастерских. Технология педагогических мастерских представляет собой особую форму организации учебно-воспитательного процесса. Данная форма создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, знания добываются самостоятельно каждым участником урока-мастерской. Деятельность детей на уроке направлена на познание, поиск ответов на интересующие вопросы, совершение открытий, данный урок будет интересен для каждого ребенка.

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже. В 1996 году произошло знакомство с данной технологией преподавателей Санкт - Петербурга [10, С. 3]. В результате групповой работы были разработаны мастерские по биологии, литературе, математике, русскому языку. Одно из первых определений этой технологии на русском языке звучит так: «Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия» [7, С. 4].

Методологической основой педагогических мастерских является концепция реализации теории развивающего обучения, разработанная

Г. Д. Кирилловой [4, С. 135]. Данная концепция определяет цели, методологию, взаимосвязь функций обучения. Большой вклад в развитие данной технологии внес А. А. Окунев [8, С. 401]. Им выделены основные этапы работы мастерской, составлены алгоритмы проведения уроков.

В труде И. А. Мухиной и Т. Я. Ереминой «Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта» [7] выделены основные положения и принципы проведения урока в рамках данной технологии. Данный урок направлен на воспитание личности ребенка. Это личность самостоятельная, социально ответственная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир, способная анализировать свои поступки и поступки других. Основным методом является создание атмосферы равенства на уроке. Учитель относится к ученику как к равному, самостоятельному субъекту учебно-воспитательного процесса. Следующий принцип -создание атмосферы поиска знаний. Учитель не сообщает знания в готовом виде, дети самостоятельно «строят» знания, они учатся анализировать информацию, критически относится к информации, самостоятельно решать творческие задачи. Учитель уважительно

® Григорьева А.А., 2017 г.

относится к мнению своих учеников, воздерживается от замечаний и критики, ученики учатся уважать мнение других. Учитель организовывает пространство для работы мастерской, это может быть организация пространства для работы в группах, и организация личного рабочего места ученика. Пространство должно быть организованно таким образом, чтобы каждый участник мастерской чувствовал себя комфортно, мог быстро предоставить результат своей творческой деятельности классу. Учитель организует диалоговое общение, которое позволяет каждому высказать свое мнение и принять участие в работе. Каждый ребенок на таком уроке может проявить себя и почувствовать успешным.

Применении технологии мастерских в рамках реализации современных тенденций образования отмечается в работах современных исследователей.

С. Г. Рассохина рассмотрела технологию мастерский как инновацию в процессе реализации ФГОС, направленную на развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитию критического и творческого мышления [9]. И. В. Козлова рассмотрела возможности применения технологии мастерских для формирования универсальных учебных действий в начальной школе в условиях реализации ФГОС [5]. О. А. Марышева и Н. С. Образцова затронули проблему формирования универсальных учебных действий средствами педагогической мастерской в среднем звене [6]. Исследователи отметили, что применение технологии мастерских ориентирована на решение задач ФГОС начального и основного общего образования.

Т. Г. Васильева представила опыт работы по использованию данной технологии как механизм становления социально-успешной личности выпускника [1]. Особое внимание уделено развитию мышления, формированию обобщённых способов действия, развитию креативных способностей, метапредметных связей и интеграции. В статье А. С. Галышевой и Г. Д. Кириллова [2] рассмотрена концепция реализации теории развивающего обучения. Концепция реализации данной теории служит методологической основой педагогических мастерских и технологий ее внедрения. Каждый шаг рассмотрен как решение познавательной задачи, как микроэтап, где участники мастерской выступают как активные субъекты деятельности [2, С. 19]. Данный подход интересен тем, что в нем процесс внедрения мастерских представляет собой целостную картину взаимодействия ученика и учителя в мастерской.

Обобщив опыт проведенных ранее исследований, сравним традиционный урок и урок - мастерскую.

Отличие Традиционный урок Урок - мастерская

По стилю Знания, которые ученик должен усвоить, необходимо правильно отобрать, четко структурировать, сделать их удобными для усвоения всеми. Постоянный поиск

По содержанию Всякое новое знание становится новым потому, что так решил учитель, так требует школьная программа. Всякое новое знание становится новым лишь потому, что я порываю с тем, что я считал правильным до сих пор.

По структуре От простого к сложному. Учитель знания ученик. Ученик обречен на запоминание услышанного и затем на предъявление его учителю. Парадокс - основа мотивации, исследования, путь к открытию в результате поиска и преодоления противоречий.

Таким образом, урок - мастерская предполагает активную деятельность учащихся на всех этапах урока, задача учителя данную деятельность организовать. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. Активность учителя на уроке сводится к минимуму, учащиеся сами разрабатывают план урока, определяют способы достижения поставленных задач, добывают знания, анализируют информацию, работают с различными видами источниками. Учитель обеспечивает доступ к информации и координирует работу детей, без необходимости в работу детей не вмешивается.

А. А. Окунев выделил основные этапы работы мастерской. Рассмотрим данные этапы. Основными этапами урока по технологии мастерской являются: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, рефлексия.

Индукция — организация учителем проблемной ситуации, создание эмоционального настроя, включение личного отношения к предмету обсуждения и подсознания ребенка. Французские учителя начало мастерской называют индуктором. По мнению А.А. Окунева, индуктор — будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор — момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение — это тоже хорошо» [8, С. 401]. На уроке истории это может быть задание вокруг фотографии, предмета, нового термина.

По мнению Н. И. Запрудского, наиболее привлекательны такие индукторы, которые создают не учебные, а реальные проблемные ситуации [3, С. 191]. Данный прием характерен тем, что сам учитель не знает точного ответа на поставленный вопрос и вовлекается работу наравне с учениками. Примером может быть вопрос о способах строительства египетских пирамид, вопрос о причинах начала Троянской войны, т.е. любой вопрос, решение которого не найдено. Данный вид работы предполагает использование дополнительного материала, возможно организация исследовательской работы.

Самоконструкция - это индивидуальный поиск решения проблемного задания. Ученики определяют способ решения, формулируют задачи, определяют этапы работы, планируют цели деятельности. Высказывают свои гипотезы и предположения. Итогом данного этапа урока является формулирование плана урока и определение способов достижение итогового результата.

Социоконструкция - групповая работа (пары, малые группы, группы из учеников разных классов). Мастер корректирует состав групп, готовит маршрутные листы для решения задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Мастер подбирает необходимый материал, следит, чтобы этот материал попал в поле зрения учеников. Учащиеся в ходе работы взаимодействуют друг с другом. Продуктом работы в паре (группе) является общий вариант решения: проект, конспект, рисунок, схема, макет, презентация и т.д.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений. Обсуждение может быть организовано на основе афиширования - представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков и т.д.) всему классу (устная презентация или вывешивание афиш в классе) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Разрыв - сопоставление всеми учащимися своих работ с работами одноклассников. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение учащимися соответствующих заданий. Как отмечает А. А. Окунев, «во время мастерской очень важен момент (новое задание, новая информация, новый взгляд, новый человек), который разрывает устоявшиеся взгляды, донаучные представления. Этот разрыв заставляет участников еще раз обдумать те истины, которые составляли их мир, к которым учащиеся привыкли. Происходит обновление представлений. Сначала проявляется дискомфорт, желание защитить привычное, но затем наступает удовлетворение и осознание открытия» [8, С. 379]. Рефлексия - это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это

анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской. Для организации работы мастерской на уроке истории могут быть использованы задания когнитивного и креативного типов.

Когнитивные задания направлены на формирование соответствующих познавательных качеств ученика, связанных с освоением им объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нем. Например, предложить версию происхождения алфавита, географических названий, слов, культурных традиций; заполнить пустые места в схемах; объяснить явление; составить схему, таблицу; исследовать объект или явление; найти ответ на вопрос (как это начиналось и происходит — открытие явления, изобретение колеса, пороха, как возникли первые буквы, книги, дома) и т.п.

Задания креативного типа направлены на «создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения» [14, С. 23]. Их применение создает условия для становления и развития творческих качеств личности (эмоционально-образных, инициативности, изобретательности, способности к генерации идей, раскованности мыслей, способности к преодолению стереотипов, прогностичности и др.). Примеры заданий: придумать символ, слоган, маршрут путешествия и. т. Возможно комбинировать данные типы заданий.

В параллели пятых классов с использованием данной технологии и наглядным методом был проведен урок по теме: «Египетские пирамиды». Цели урока: образовательные: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, изучить местоположение, предназначение, устройство пирамид; развивающие: продолжить формирование умений работать с картой, с дополнительной литературой, с историческими источниками; развивать логическое мышление; воспитательные: способствовать формированию уважения к культурному наследию древнейших цивилизаций. Для достижения данных целей была организована групповая и индивидуальная форма работы с различного вида наглядностями.

Наглядность: презентация, модель пирамиды, рисунки.

Необходимое оборудование: учебник истории, компьютер, проектор, дорожные карты для работы в группах, энциклопедия: Древний мир.

В начале урока учащимся были показаны фигуры пирамид (предметная наглядность). Детям предложено предположить, с чем ассоциируется эти модели. Далее учитель просит предположить, как связаны пирамиды с историей Древнего мира, чему будет посвящен урок, предлагает сформулировать тему. На данном этапе активизируется деятельность учащихся, формируются навыки самостоятельного определения темы урока на восприятии знакомого предмета (пирамиды).

На этапе самоконструкции учитель просит подумать, по какому плану можно изучить египетские пирамиды в рамках урока. Дети самостоятельно разрабатывают план, учитель корректирует их деятельность. В результате совместных действий определяется план урока.

1. Где находятся пирамиды.

2. Для чего предназначены египетские пирамиды. Их устройство.

3. Внутри египетских пирамид.

Далее учитель формирует группы учащихся для реализации поставленных задач. 1 я группа выясняет, где находятся пирамиды, 2 я группа изучит устройство пирамид и выяснит, для чего они предназначались, 3 я группа определит, что нашли внутри пирамид. Учащиеся работают в группах самостоятельно с учебным материалом, который заранее подготовил учитель. Для организации работы учитель заранее готовит дорожные карты и раздаточный материал. Данные задания развивают навыки работы с картой, учат ориентироваться на местности, работать с дополнительной информацией, анализировать данные.

На данном этапе формируется умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения.

Дорожная карта для работы в группе № 1 «Где находятся пирамиды»

п/п План действий, способов достижения поставленной задачи.

1 Изучите карту на стр. 33 учебника. Найдите место строительства пирамид. Поместите значок пирамиды на нужное место.

2 На каком берегу Нила построены пирамиды?

3 Изучите дополнительный материал (свиток) [13, С. 92 - 93] и ответьте на вопросы: Сколько человек строило пирамиды? Предположите, какие трудности возникали у рабочих? Чем прославился Имхотеп?

4 Какие загадки таит в себе Сфинкс?

Дорожная карта для работы в группе № 2 «Для чего предназначены египетские пирамиды.

Их устройство».

№ п/п План действий, способов достижения поставленной задачи.

1 Сконструируйте из предложенного материала пирамиду. (Учитель заранее готовит материал для конструкции макета)

2 Рассмотрите свиток. Изучите схему «Внутри пирамиды» [13, С. 96 - 97]. Попишите элементы пирамиды, дорисуйте недостающие элементы.

3 Прочитайте материал на и ответьте на вопросы: Каковы размеры Великой пирамиды? Сколько каменных блоков насчитывает пирамида? Каков их вес? Для кого была построена Великая пирамида?

4 Объясните, для чего строились пирамиды?

Первое задание предполагает изготовление модели пирамиды из заранее подготовленных учителем материалов.

Макет пирамид. Фотография из личного архива 31. 03. 2017.

Данный вид работы позволяет получить представление о геометрии устройства пирамиды. Второе задание предполагает изучение внутреннего устройства пирамиды Хеопса. Дети изучают схему и выполняют задание: находят и подписывают недостающие элементы. Данный вид работы способствует развитию внимания, позволяет погрузить ребят в изучаемую проблему и почувствовать себя исследователями. Третье и четвертое задание предполагает самостоятельную работу с дополнительной информацией. В результате работы, учащиеся получили преставление об устройстве пирамиды, узнали о ее технических характеристиках.

Дорожная карта для работы в группе № 3 «Внутри египетских пирамид»

№ п/п План действий, способов достижения поставленной задачи.

1 Изучите материал и ответьте на вопросы [13, С. 97]: Как выглядела похоронная процессия фараона? Для чего в гробницы клали фигурки Ушебти?

2 Откройте энциклопедию на стр. 100 -101 [13, С. 100 - 101]. Нарисуйте око -Уджат. Объясните, для чего его помещали внутрь гробниц.

3 Составьте описание картины: «Погребальная ладья»

4 Объясните, почему похороны фараона были такими пышными? Для чего внутрь гробницы помещали несметные сокровища?

Задания данного вида направлены на самостоятельное изучение наглядного материала. Способствуют развитию внимания, воображения. Учащиеся получили представление о внутреннем устройстве пирамиды.

На данном этапе урока учитель выполняет роль координатора учебной деятельности, без необходимости в работу детей не вмешивается, следит за тем, чтобы дополнительный материал попал в поле зрения учащихся. Работая в малых группах развиваются навыки коммуникации, умение планировать свою деятельность и координировать ее с деятельностью других. Задания составлены таким образом, чтобы каждый ребенок получил возможность участвовать в работе.

Таким образом на этапе самоконструкции учитель организовывает работу детей с различного вида наглядными материалами: картой, моделями, схемами, рисунками. Важным является тот факт, что мастерская предполагает самостоятельную работу учащихся. В ходе проделанной работы ученики сконструировали модель пирамиды, нашли на карте место строительства пирамид, составили схему «Внутри пирамиды», нарисовали око - Уджат.

Следующий этап урока - социализация. Именно на данном этапе происходит афиширование результатов работы: моделей, карт, схем, рисунков. Этот вид работы направлен на развитие навыков монологической речи, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.

На этапе обобщения и систематизации знаний учитель проверяет, насколько успешно дети усвоили новый материал. Для этого заранее подготовлены вопросы: для чего строили пирамиды, какова высота Великой пирамиды, почему пирамиды манили грабителей, для чего в гробницу помещали фигурки Ушебти? На данном этапе активизируется мыслительная деятельность, развивается монологическая речь, формируется целостного мировоззрение, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Затем учитель создает проблемную ситуацию, предлагая учащимся подумать, почему пирамиды так хорошо сохранились. Материала, изученного на уроке недостаточно для ответа, это задание призвано сформировать потребность учащихся узнать, как строили пирамиды, какие технологии строительства были доступны в то далекое время. Одним из компонентов домашнего задание будет задание найти информацию о том, как строили пирамиды. Стоит отметить, что данное задание является дополнительным, выполняется по желанию детей.

По окончанию занятия проводится рефлексия. Учитель спрашивает, что вызвало наибольший интерес, чему ребята научились, что вызвало сложность, что хотелось бы узнать подробнее. На данном этапе учащиеся учатся оценивать свою деятельность, деятельность других, анализировать свою работу.

Таким образом, педагогическая мастерская - форма сотрудничества, которая объединяет все направления педагогической деятельности: от ученичества до мастерства. Это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Технология мастерской предполагает особую форму организации наглядного обучения при которой учитель является организатором учебного процесса, а ученики его полноправными участниками. Именно в мастерской возможно создание условий, которые обеспечивают реализацию познавательных побуждений учащихся, развитие у них потребности в активных действиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладению новыми формами и средствами деятельности, через развитие у школьников качеств, которые помогут им реализовать себя: самостоятельности и инициативности, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству и ответственности. Важным является тот факт, что в процессе работы ученик меняет рабочее место, он пересаживается,

выходит к доске, работает в малой группе, говорит, пишет, участвует в дискуссии, слушает, творит. Это способствует активизации физиологических параметров. В ходе урока ученик удваивает виды работы с различного вида наглядностями: рисунками, картами, моделями, схемами, таблицами т.д. Немаловажным является тот факт, что в ходе групповой работы, учащиеся самостоятельно изготавливают данные виды наглядности, я на этапе социализации представляют их классу. В результате афиширования происходит сравнение, анализ и обсуждение полученных результатов. Таким образом, технология мастерский основана на реализации наглядного обучения.

Обобщив работу французских мастерских можно сделать вывод: мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме; учитель работает вместе с детьми, равен ученику в поиске знания. Важная информация подается мастером малыми дозами, учащиеся сами обнаруживают потребность в данной информации, мастер не дает готовые ответы на вопросы, а побуждает детей самим получить необходимые сведения. В рамках данной технологии официальное оценивание исключено, учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность через социализацию, афиширование, при этом самооценка может изменяться на различных этапах урока.

Технологии педагогических мастерских в 2014 - 2015 ученом году в рамках эксперимента применялась в 5 «Б» и 5 «Г» классах. В 5 «А» и 5 «В» проводились традиционные уроки. Показатели усвоения программы представлены ниже.

Таблица 1

Показатели усвоения программы обучения за 2014 -2015 гг.

Класс Успеваемость Качество знаний СОУ Ситуация успеха

5 «А» 100 % 86 % 78 % 4.2

5 «Б» 100 % 91 % 88 % 4.6

5 «В» 100 % 80 % 79 % 4

5 «Г» 100 % 96 % 91 % 4.8

Из таблицы видно, что показатели качества знаний, СОУ, выше в экспериментальных классах. В гимназии № 29 г. Уссурийска ежегодно проводится анкетирование учащихся. Цель анкетирования - выявить удовлетворенность детей преподаванием предметов. Ребенок выбирает число от - 2 (предмет не нравится) до 2 (предмет интересен). Результаты анкетирования представлены ниже.

Таблица 2

Результаты анкетирования учащихся пятых классов в 2015 году

Класс Степень удовлетворённости

5 «А» 1,66

5 «Б» 1,82

5 «В» 1,6

5 «Г»

1.9

Анализируя результаты, можно сделать следующий вывод: уроки с применением технологии педагогических мастерских более интересны для учеников. Данная технология позволяют ребятам проявлять активность, почувствовать себя первооткрывателями, тем самым стимулируя интерес к изучаемому предмету. Уроки с применением технологии мастерских советуют образовательному стандарту второго поколения. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, проблемный вопрос, разрабатывают план решения данного вопроса, работают в группах, учатся взаимодействовать друг с другом, примерять на себя роль лидера, брать ответственность за принятые решения. Данная технология предполагает самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, анализ информации. Учащиеся учатся высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.

Литература

1. Васильева Г. Т. Педагогическая мастерская как инновационная технология // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2011. - № 4. - С. 62-67.

2. Галышева А. С., Кириллова Г. Д. Педагогические мастерские как технология концепции развивающего обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2014. - Т. 3. - № 4. - С. 12-19.

3. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. - Мн., 2004. - 288 с.

4. Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. - СПб.: Образование, 1996. - 135 с.

5. Козлова И. В. Формирование УУД средствами технологии педагогических мастерских // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 19-25.

6. Марышева О. А., Образцова Н. С. Технология педагогических мастерских как основание для формирования универсальных учебных действий // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 1. - С. 843-852.

7. Мухина И. А., Еремина Т. А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: кн. для учителя. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002. - 209 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Окунев А. А. Как учить не уча или сто педагогических мастер—ских по математике, литературе и для начальной школы. - СПб., 1996. - 448 с.

9. Рассохина С. Г. Технология педагогических мастерских как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2013. - Т. 1. - № 1-1 (10). - С. 63-66.

10. Степихова В. А. Педагогические мастерские в опыте учителей: метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 119 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) От 17 декабря 2010 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Нйр://минобрнауки.рф/документы/938

12. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984. - 82 с.

13. Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р., Древний мир. Полная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2006. - 254 с.

14. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методи—ка продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2000. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.