Научная статья на тему 'Реализация федеральных образовательных стандартов посредством образовательной технологии «Французская мастерская» (на примере проекта по технологии)'

Реализация федеральных образовательных стандартов посредством образовательной технологии «Французская мастерская» (на примере проекта по технологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "ФРАНЦУЗСКАЯ МАСТЕРСКАЯ" / ШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "THE FRENCH WORKSHOP" / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SCHOOL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смольнякова Елена Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает развитие познавательных интересов и навыков учащихся, критического и творческого мышления учащихся, их способностей самостоятельно конструировать свои знания. Реализация образовательных результатов возможна с применением педагогической технологии «Французская мастерская». Французская мастерская повышает мотивацию обучения, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собст-венного достоинства и уважения к мнению других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS BY MEANS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY «THE FRENCH WORKSHOP» (ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT ON TECHNOLOGY)

The federal state educational standard assumes progress of cognitive interests and skills of pupils, critical and creative thinking of pupils, their capacities independently to design the knowledge. Realization of educational results is possible with application of pedagogical technology “the French workshop”. The French workshop raises motivation of training, shapes conditions of creative cooperation and a competition, brings up in children self-respect and respect for opinion of others.

Текст научной работы на тему «Реализация федеральных образовательных стандартов посредством образовательной технологии «Французская мастерская» (на примере проекта по технологии)»

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ФРАНЦУЗСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ПО

ТЕХНОЛОГИИ)

Смольнякова Елена Викторовна

учитель ИЗО и технологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным

изучением отдельных предметов», РФ, г. Саратов

E-mail: And [email protected]

REALIZATION OF FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS BY MEANS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY «THE FRENCH WORKSHOP» (ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT ON TECHNOLOGY)

Smolnjakova Elena

teacher of the fine arts and technologies of Municipal general educational establishment "the Average comprehensive school 95 with the profound studying

separate subject matters Russia, Saratov

АННОТАЦИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает развитие познавательных интересов и навыков учащихся, критического и творческого мышления учащихся, их способностей самостоятельно конструировать свои знания. Реализация образовательных результатов возможна с применением педагогической технологии «Французская мастерская». Французская мастерская повышает мотивацию обучения, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства и уважения к мнению других.

ABSTRAKT

The federal state educational standard assumes progress of cognitive interests and skills of pupils, critical and creative thinking of pupils, their capacities independently to design the knowledge. Realization of educational results is possible with application of pedagogical technology "the French workshop". The French workshop raises motivation of training, shapes conditions of creative cooperation and a competition, brings up in children self-respect and respect for opinion of others.

^ created by free version of

i) DociFreezer

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт; педагогическая технология «Французская мастерская»; школьные проекты.

Keywords: the federal state educational standard; pedagogical technology "the French workshop"; school projects.

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Кто-то согласится с китайской мудростью: «Не дай Вам Бог жить во время перемен». Но, может быть, в переменах есть положительная сторона? Трудное время — это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены. Войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, оказаться во времени.

И наша российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков прочно вошел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

В условиях введения образовательных стандартов второго поколения главная задача школы — сформировать у школьника новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя — создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности, т. е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Как реализовать эти намерения в практической деятельности? Какие приемы и формы работы должен использовать учитель, чтобы ребенок стал инициативным и предприимчивым? Эти вопросы интересуют каждого педагога, и хочется в них разобраться.

Организовать учебную деятельность школьников таким образом, чтобы она способствовала развитию их познавательных интересов и навыков, способностей самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в меняющихся информационных потоках, развивала критическое и творческое

created by free version of

DociFreezer

мышление (что собственно и предполагает новый федеральный государственный образовательный стандарт) [1], позволяет педагогическая технология мастерских.

Технология педагогических, или французских, мастерских связана с именами французских педагогов и психологов начала XX века: П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже. Позже идею подхватила «Французская группа нового образования» (ЖФЕН) под руководством А. Бассиса. В России новая технология Ателье, или Мастерская стала использоваться с начала 90-х годов XX века.

Технология французских мастерских предполагает определенную организацию образовательного процесса, отличающуюся от традиционного подхода к обучению. Мастерская — это форма организации образовательной деятельности учащихся в малой группе под руководством учителя-мастера, который инициирует поисковый творческий характер деятельности учащихся [2]. В ходе работы мастерской ученики самостоятельно выполняют определенные задания, предложенные учителем (темп работы, средства и методы выполнения задания определяются самими учениками), затем полученные решения обсуждаются и рефлексируются. Таким образом, мастерская предстает синтетической многомерной интегрированной рефлексивной образовательной технологией с вероятностным результатом, ориентированной на личностно-деятельностный подход (Галицких Е.О.).

Обратим внимание, что мастерская предполагает вероятностный результат образовательной деятельности учащихся. Подобный подход к результату обучения хорошо реализуется в процессе преподавания технологии. Рассмотрим реализацию педагогической технологии французских мастерских с описанием этапов (по терминологии группы ЖФЕН) [3] на примере реализации школьного проекта по технологии «Альпийская горка».

Первый этап — индукция — создание эмоционального настроя, личностного отношения к рассматриваемому вопросу (с помощью различных слов, образов, звуков, фраз, текстов, рисунков и др.). Показ презентации «Искусство ландшафтного дизайна» в рамках областного проекта «Сад моей

created by free version of

DociFreezer

мечты» вдохновил учащихся на реализацию школьного проекта по благоустройству школьной территории.

Второй этап — самоконструкция — индивидуальное создание решения задания, гипотезы, рисунка, проекта. На этом этапе учащиеся, учителя, родители создавали индивидуальные эскизы по теме «Искусство ландшафтного дизайна».

Третий этап — социоконструкция — обсуждение индивидуальных решений в группе. Индивидуальные эскизы были разделены по способам оформления школьной территории: альпийская горка, аллеи, мини-пруд, фонтан и т. д. В каждой группе был выбран лучший эскиз.

Четвертый этап — социализация — полученные индивидуально, в парах или группах решения обсуждаются между всеми участниками мастерской. Каждой рабочей группой были разработаны макеты и презентации будущего проекта и представлены на «Совете больших».

Пятый этап — афиширование — вывешивание работ, т. е. обнародование полученных решений. На сайте школы были опубликованы проектные работы учеников и путем голосования был выбран проект «Альпийская горка с фонтаном».

Шестой этап — разрыв — осознание участником мастерской неполноты полученных решений, социокогнитивный конфликт (Ж. Пиаже), подвергающийся дальнейшему и подробному рассмотрению. Однако, при обсуждении выбранного проекта с технической точки зрения «Совет больших» пришел к выводу, что реализация данного проекта невозможна.

Седьмой этап — рефлексия — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Следует отметить огромный потенциал рефлексии для самого учителя, т. к. позволяет вносить коррективы в работу мастерской. На этом этапе проект был доработан. В результате чего появилась «Альпийская горка», но уже без фонтана. Вместо него было решено установить вертикально два больших валуна. Взвесив свои возможности учащиеся решили осуществить реализацию проекта с помощью спонсоров. За время реализации проект стал более обширным и получил статус «социального».

^ сгеа1ес1 Ьу ^ее уетоп

д ОоаРгеетег

Таким образом, педагогическая технология французских мастерских реализует определенные принципы обучения: равенство всех участников мастерской (включая учителя); создание личностной мотивации через ненасильственное привлечение к процессу деятельности; оценка, соперничество заменены самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием; чередуются индивидуальная, парная и групповая формы работы; работа в ситуации положительного благоприятного климата через создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания; диалог между участниками мастерской; важен не результат творческого поиска, а сам процесс.

Французская мастерская повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства и уважения к мнению других, толерантность к иному взгляду на решение вопроса, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.

Список литературы:

1. Теоретический материал к семинару «Технология французских мастерских» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-

tekhnologii/Hbrary/2013/04/30/teoreticheskiy-material-k-seminaru (дата

обращения 10.04.2015).

2. Технология «Педагогическая мастерская» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/6833--l-r-.html (дата обращения 12.04.2015).

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/ (дата обращения 11.04.2015).

^ created by free Version of

S DociFreezer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.