Научная статья на тему 'Формирование общекультурной компетенции в геоэкологическом образовании на основе педагогической технологии «Мастерские»'

Формирование общекультурной компетенции в геоэкологическом образовании на основе педагогической технологии «Мастерские» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАСТЕРСКИЕ / GEO-ECOLOGICAL EDUCATION / COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко И. А.

В статье рассматриваются особенности мастерской, которая является полицентрической образовательной технологией в геоэкологическом образовании, соединяющая различные виды деятельности и направлена на формирование общекультурной компетенции как составляющей геоэкологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурной компетенции в геоэкологическом образовании на основе педагогической технологии «Мастерские»»

Шевченко И.А. ©

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры географии, географического и геоэкологическогообразования, Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МАСТЕРСКИЕ»

Аннотация

В статье рассматриваются особенности мастерской, которая является полицентрической образовательной технологией в геоэкологическом образовании, соединяющая различные виды деятельности и направлена на формирование общекультурной компетенции как составляющей геоэкологической культуры.

Ключевые слова: геоэкологическое образование, компетенции, педагогические технологии, мастерские.

Keywords: geo-ecological education, competence, pedagogical technologies, workshops.

Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Б.Паскаль, фр.философ.

Одной из востребованных технологий, направленных на формирование геоэкологической культуры личности как стратегической цели геоэкологического образования, является педагогическая технология «Мастерские», созданная во Франции в 20-х годах ХХ века П. Ланжевеном, А. Валлоном, Ж. Пиаже. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (фр. «atelier» - ателье) начинают изучаться и использоваться петербургскими учеными и методистами: Н.И. Беловой, Т.Б. Ереминой, Мейчик Г.А.,И.А. Мухиной, Л.Д., О.В.Орловой, В.А. Степиховой и др. Данная педагогическая технология возникла на основе идей свободного воспитания Л.Н. Толстого, практической деятельности С.А. Рачинского, исследований Л.С. Выготского, теоретического наследия А.С. Макаренко, на основе философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских ученых, что послужило фундаментом практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта. По определению Мейчик Г.А., сущность мастерской как педагогической технологии в геоэкологическом образовании составляет субъект - субъектное педагогическое взаимодействие в ходе осуществления эмоционального прочувствования и достижения участниками мастерской результатов продуктивной образовательной, профессиональной, творческой и практической деятельности, являющейся основой общекультурной компетентности[2, 52].Геокультурное пространство, попадающее в поле образовательной проблемы руководителя мастерской, подчиняется образовательным целям, а сама мастерская становится своеобразным знаниевым универсумом, который формируется на основании целесообразности и потребности в знаниях отдельных ее участников. Мастерская является полицентрической образовательной технологией в геоэкологическом образовании, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные и другие виды деятельности. Это открытая технология поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией. Она формирует настрой на процесс познания, на изменение, совершенствование личности, как учащегося, так и педагога, погружает обучающегося как бы вовнутрь познаваемого объекта, способствуя полноте восприятия геокультурной реальности и своего места в этой реальности, «полнота восприятия реальности и своего места в этой реальности понимается как своеобразный ключ к

© Шевченко И.А., 2013 г.

обретению человеком целостности» [1, 34]. На решение этой задачи и направлена технология мастерских, содержание и структура которой ориентирована на каждого ученика. Погружение ученика в ходе мастерской в себя, обнаружение многочисленных связей, формирует у него иной, чем на традиционном занятии, стиль мышления, создает почву для своего профессионального и личностного развития[2, 79].

Изучение данной технологии как современной инновационной образовательной технологии позволило уточнить ряд ее особенностей, которые отвечают задачам геоэкологического образования: возможность синтеза различных способов познания, использование различных каналов для формирования личностного отношения, проблемно-деятельностная структура. Педагогическая технология мастерских представляет собой инновационную технологию в геоэкологическом образовании и имеет целью реализацию новых способов, путей общения педагога с обучающимся, обучающегося с процессом познания. Данная технология обогащает педагога новыми способами, приемами, методами преподавания, проявляя новые смыслы в традиционных методах и подходах. Технология «Мастерские» в геоэкологическом образовании решает важнейшие педагогические задачи:формирование мотивации деятельности учащихся; обеспечивает проблемно-ориентированное сопровождение инновационной деятельности, развитие творческих, познавательных, коммуникативных, рефлексивных способностей, навыков и умений учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности, создание условий для субъект- субъектного взаимодействия, эмоционального комфорта, ситуаций успеха на занятиях; формирование профессиональной и личностной компетентности учащихся.

Педагогическая технология «мастерские» в геоэкологическом образовании предполагает последовательную реализацию семи основных этапов - индукция, самоконструкция, социоконструкция, социолизация, афиширование, разрыв, рефлексия.На каждом этапе технологии задание «соотнесено с учетом мотива и потребностей ребенка, направлен на обнаружение новых смыслов познавательной деятельности, сориентирован не только на обогащение себя новым знанием, но и на дарение его другим»[3,25]. Но это не означает, что на практике используется только такая последовательность этапов. Мастерская - очень гибкая форма учебных занятий, она характеризуется большой вариативностью. В ходе мастерской происходит «постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира», потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры.

Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» - с одной стороны создают условия для наиболее полного самовыражения, с другой - требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведь основная задача мастера - подарить ученику радость открытия. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Так происходит в мастерской формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе субъектного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Педагогическая технология «Мастерские» отражает процессуальный компонент геоэкологического образования и предполагает создание на каждом из ранее выделенных этапов различных мастерских, которые способствует формированию общекультурной компетентности: на культурно-адаптационном этапе - образно-ассоциативной и эмоционально-стимулирующей мастерской «Мастерская самопознания», на культурно-смысловом этапе -оценочно-смысловой мастерских «Мастерская отношений и ценностных ориентаций» и «Мастерская построения знаний, конструирования», на культурно-творческом этапе -творческо-созидательной мастерской «Творческая мастерская будущего», где учащиеся

воплощают свой идеал геокультурного пространства путем выполнения творческих заданий, такие как, «Гостиные Я- географа и Я- эколога», «Укрась свою улицу», которые направлены на формирование практико-созидательной компетенции как составляющей геоэкологической культуры в процессе со-творческого преобразования геокультурного пространства субъекта с учетом ценностей, имеющих личностный смысл. В завершении проводится рефлексивныйполилог «Мои достижения в познании географического пространства и возможные пути их применения в жизни». Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений геоэкологической культуры. Каждый из выделенных этапов способствует развитию, в частности, ценностно-нормативной и коммуникативной компетенций. Структура каждой мастерской соответствует традиционной структуре педагогической технологии «Мастерские». В мастерских используются методы, отражающие источник передачи и восприятия учебной информации: наглядные (просмотр иллюстраций, компьютерных презентаций), словесные (беседа с элементами проблемного изложения, дискуссия «Каким я представляю самый красивый пейзаж?»), практические (практические работы, творческие задания, экскурсии), методы проблемного обучения (репродуктивные, частично-поисковые, исследовательская работа по сбору, анализу, оценке материала с использованием различных источников информации и личных впечатлений на тему «Сотри случайные черты и ты увидишь - мир прекрасен»);методы образного познания: создание рисунков, рассказов, описаний, образных ментальных карт; методы, обеспечивающих эмоциональную привлекательность культурно-географических объектов. Особое значение приобретают использование методов: экологической идентификации, экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций; экскурсия в реальное окружение личности -ландшафт как социоприродную действительность, которая выступает объектом, источником переживания. Особое значение приобретает метод создания «Я-образа» в будущем как идеального психологического образа-модели человека, способного к культурному освоению географического пространства и выступающего ориентиром поведения личности.

Вышеперечисленные этапы педагогической технологии «мастерские» призваны обеспечить решение задач геоэкологического образования, создают условия для самопроявления и самореализации ученика в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Итогом работы по технологии мастерской становится сформированное у учащегося умения оценивать себя и своё место в мире, в понимании других людей, а так же закономерностей окружающего мира, в котором они живут. Таким образом, применение мастерской как педагогической технологии в геоэкологическом образовании направлены на формирование общекультурной компетенции как составляющей геоэкологической культуры в процессе сотворческого преобразования геокультурного пространства субъекта с учетом ценностей, имеющих личностный смысл.

Типология мастерских, так же как и другие признаки этой инновационной технологии, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

Литература

1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

2. Окунев, А.А. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса /А.А. Окунев. - СПб.: Изд. Корифей, 2000, -. С.25.

3. Мейчик, Г.А. Сущность и основные компоненты педагогической технологии творческихмастреских // Модернизация современного образования: теория и практика. - М.: МИОО , 2005. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.