Научная статья на тему 'Педагогические критерии нравственной воспитанности будущих учителей физической культуры'

Педагогические критерии нравственной воспитанности будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / PHYSICAL CULTURE / MORALITY / PERSONALITY / ASSESSMENT / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенов А.С.

На наш взгляд, полноценное воспитание будущих учителей физической культуры предполагает наличие чётких критериев моральной воспитанности. Обобщение этих критериев и является основной задачей данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CRITERIA OF MORAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

In our opinion, a complete education offuture teachers ofphysical culture presupposes the existence of clear criteria of moral education. Generalization of these criteria is the main task of this article.

Текст научной работы на тему «Педагогические критерии нравственной воспитанности будущих учителей физической культуры»

УДК 796.011.1 ПАРФЕНОВ A.C.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра прикладная физическая культура, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-maihparfenova2014@list.ru

UDC 796.011.1 PARFENOVA.S.

Candidate of pedagogical sciences, docent of applied physical culture, Orel State University E-maiI:parfenova2014@Iistru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

PEDAGOGICAL CRITERIA OF MORAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

На наш взгляд, полноценное воспитание будущих учителей физической культуры предполагает наличие чётких критериев моральной воспитанности. Обобщение этих критериев и является основной задачей данной статьи.

Ключевые слова: физическая культура, нравственность, личность, оценка, анализ.

In our opinion, a complete education of future teachers ofphysical culture presupposes the existence of clear criteria of moral education. Generalization of these criteria is the main task of this article.

Keywords: physical culture, morality, personality, assessment, analysis.

В связи с коренными социально-экономическими изменениями в нашем обществе, главной целью высшей школы является воспитание высоконравственной, культурной, творчески активной и социально зрелой личности. Это возможно при условии совместных усилий непосредственно высшего учебного заведения, всего преподавательского состава, родителей и, главное, самих студентов.

Вклад нравственного воспитания в осуществление главной цели нашего общества, воспитания разносторонне развитой личности, обуславливается его задачами, спецификой и содержанием.

Напомним, что нравственное воспитание определяется как целенаправленное, систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, а так же формирование у них таких нравственных качеств и норм поведения, как дисциплинированность и порядочность, доброжелательность и культура общения, умение ценить своё и чужое время, уважение к старшим и осознание своего долга перед родителями и детьми [11].

На наш взгляд, полноценное воспитание будущих учителей физической культуры предполагает наличие чётких критериев моральной воспитанности. Обобщение этих критериев и является основной задачей данной статьи.

Пытаясь обобщить оценку уровня нравственной воспитанности студента, нам необходимо определить, что следует понимать под воспитанностью личности и по каким показателям можно оценить уровень во спитанно сти.

По мнению Л.М. Фридмана, уровень воспитанно-

сти выражает степень сформированное™ у учащегося в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности - показателей воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню сформированное™ соответствующего качества: высокий, средний или низкий [9].

В последние годы появилось большое число публикаций, авторы которых выделяют ведущие признаки, характеризующие уровни нравственной воспитанности молодых людей. Некоторые учёные рекомендуют опираться при моральном оценивании воспитанников на такие свойства личности, как трудолюбие, гуманность, коллективизм, честность, бережливость, скромность. дисциплинированность, вежливость и др., в работах этих авторов преобладает функциональный подход. Исследования показывают, что применение измерительных шкал даёт возможность получить множество частных характеристик об изучаемой личности, но установить её основные особенности как постоянно развивающегося целого удаётся редко.

Интегративный подход к моральной оценке воспитанников представлен в научных исследованиях Л.И. Божович, B.C. Мерлин, М.С. Неймарк и др. Они предлагают опираться на какой-то один, максимально широкий критерий, позволяющий выявить и зафиксировать главное нравственное содержание личности, определяющее общую линию её поведения [3].

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно с уверенностью выделить глобальные критерии, представленные такими социально-нравственными категориями, как нравственная, жизненная позиция личности, моральная направленность, моральная устой-

© Парфенов A.C. © Parfenov A.S.

чивость. нравственная готовность воспитанников и др.

Интегративный подход хотя и даёт целостную характеристику моральной сферы студента, тоже имеет свою слабую сторону. Предлагаемые им показатели обычно оказываются чрезмерно общими, что нарушает постоянный контроль педагога за нравственной воспитанностью, а следовательно правильный выбор способов воздействия на будущих учителей физической культуры.

Наиболее оптимальным принципом изучения личности, на наш взгляд, является принцип комплексного, интегративно-аналитического подхода, объединяющих достоинства обоих предыдущих подходов и имеющий возможность преодолеть их недостатки. При этом ите-гративный подход выполняет роль ведущего метода изучения моральной воспитанности, а функциональный выступает как вспомогательный, позволяя лучше понять моральную сферу как целостное образование психики и помогая устранять частные недостатки в организации воспитательного воздействия.

Одна из наиболее приемлемых этических категорий для выполнения роли глобального «измерения» нравственности, на наш взгляд, является категория «моральной направленности личности». Именно это моральное свойство глубже отражает нравственную специфику человека. основные мотивы поведения.

Под моральной направленностью личности принято понимать сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни из них могут лидировать, другие играть подчинённую роль, что находит своё выражение в определённой направленности личности, позволяющей ей совершать нравственно или морально неприемлемые поступки [3].

Учёные выделяют два основных типа направленности: положительную (нравственную) и негативную, аморальную. Определяющими чертами положительной моральной направленности в современном обществе являются: гуманистическая направленность личности, следование общечеловеческим морально- этическим ценностям, гражданственность, патриотизм, межнациональная доброжелательность, стремление к добросовестному, социально значимому груду [4,5,10].

На наш взгляд, можно выделить три позитивных типа моральных оценок: малоустойчивую, устойчивую, высокоустойчивую и три противостоящих им негативных устремлений личности.

Малоустойчивая оценка или критерий характеризуется преобладанием в деятельности личности добрых, гуманных побуждений, которые по своей силе ещё слабы и непрочны. Со стороны педагога здесь необходимо довольно сильное воздействие на студента с целью подкрепления нравственных побуждений.

Устойчивую оценку отличают хорошо устоявшиеся моральные потребности и мотивы, они проявляются в устойчивой способности к самостоятельному нравственному поведению в повседневных условиях.

которые не осложнены сильными внутренними или внешними обстоятельствами.

Высокоустойчивая оценка характеризует идеальный уровень нравственного развития личности, проявляющий её способности высокоморально действовать в обычных жизненных, так и в сложнейших ситуациях, требующих от неё максимальной личной самоотдачи.

К негативной устремлённости можно отнести первую стадию наметившихся, но ещё не успевших закрепиться нездоровых наклонностей, они проявляются в плохом поведении студентов, но в них отсутствует какой-либо злой умысел.

Вторую стадию характеризуют уже утвердившиеся негативные наклонности. Такие учащиеся постоянно нарушают дисциплину, грубо ведут себя с окружающими и не считаются с обоснованными требованиями преподавателей.

Третью отличает высокая степень моральной запущенности, когда молодые люди совершают злоумышленуо грубые, аморальные поступки, при этом игнорируя даже самые строгие меры педагогического воздействия.

Все рассмотренные нами типы моральной направленности объективно отражают основные положения-личности, которые можно представить в виде условных нравственных шкал.

Исследователь A.B. Зосимовский в своей статье о критериях нравственной воспитанности особое место отводит определению уровня нравственного сознания воспитанника. С одной стороны, он предлагает рассмотреть практическую моральную готовность будущего учителя в потенциале осуществлять педагогическую деятельность, а с другой, своеобразный сплав его нравственных знаний, убеждений, устойчивой жизненной позиции [3].

Одним из критериев нравственного сознания является критерий, позволяющий выяснить полноту7 этических представлений воспитанника, знаний основных моральных принципов и положений, принятых в современном обществе. Исходя из этого, можно выявить у студентов факультета физической культуры слабую нравственную осведомлённость, удовлетворительную осведомлённость и хорошую осведомлённость об этических представлениях в сознании личности.

Другой существенный измеритель теоретической «готовности» характеризует связь между знаниями и переживаниями воспитанников. Чем глубже и осознаннее будут закреплены личностные знания и переживания основных этических норм, тем легче обеспечить их эмоционально-положительное восприятие. Этот критерий отражает субъективное отношение студента к усваиваемым им требованиям и позволяет выделить три уровня моральной осознанности. На первом уровне субъект плохо осознаёт предъявляемые к нему нравственные требования, не понимает их социально-личностного значения. На втором уровне, он не только приобретает знание определённых норм, но и хорошо понимает их общественно-личностную значимость.

хотя они ещё не входят в сферу его потребностей. Наиболее высокая моральная осознанность проявляется на третьем уровне, у студентов наступает полная нравственная убеждённость. На данном уровне личностные моральные требования осознаются одновременно и как общественные, что приводит обучающихся к твёрдым убеждениям, которые являются устойчиво действующим внутренним регулятором их поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время наша страна переживает политический и социально-экономический кризис. Система профессионального высшего образования подготовки учительских кадров, в частности преподавателей физической культуры, находится в процессе постоянного реформирования. В связи с этим нередко утрачивается, а чаще всего занижается значение нравственного воспитания студентов в процессе получения педагогической специальности. Поэтому преподавателям высшей школы необходимо при подготовке будущих учителей физической культуры уделять должное внимание воспитанию патриотических чувств, привитию студентам любви к национальной культуре, к идее честного служения интересам Отечества.

Не менее важным критерием оценки моральных суждений студентов является то, насколько полно и глубоко осмыслены ими такие "вечные" общечеловеческие понятия морали, как честь, совесть, доброта, порядочность, справедливость, гражданская ответственность, чувство долга, дисциплинированность. Все они являются основными компонентами в системе нравственного воспитания.

Практическую или поведенческую готовность может определить уровень объективного поведения воспитанника, то, как он умеет соблюдать правила общежития, выполнять основные социально-нравственные обязанности.

По мнению Б.Т. Лихачёва, показателями воспитанности студента можно считать следующие: поведение в семье; поведение в вузе; отношение к старшим; отношение к сверстникам; поведение на улице; отношение к самому себе [4 ].

A.B. Зосимовский в своих исследованиях в состав минимально необходимых учащимся умений (навыков), от которых зависит успешность их деятельности, относит такие умения, как собственно поведенческие, учебные, трудовые, общественно организаторские, педагогические, а также умения обеспечивающие действенность самообразования и самовоспитания [3].

Эти подходы к практической готовности личности объединяет один общий поведенческий критерий воспитанности, который помогает оценивать операционально-техническую подготовленность студента по двум основным параметрам.

Первый параметр характеризует низкая подготовленность, относительно высокая и высокая практическая подготовленность учащихся в овладении ими морально-поведенческими умениями и навыками, так как в реальной жизни одни воспитанники владеют только некоторыми умениями, другие - их большей частью, третьи - необходимыми для каждого человека.

Второй параметр определяет мера освоенности приобретённых социально-трудовых умений. Низкая степень освоенности умений характеризует слабовольного воспитанника, для которого необходим усиленный самоконтроль. Средняя степень освоенности навыков проявляется в непроизвольном поведении студента.

Привычку морально устойчивого, самопроизвольного действия можно считать высокой степенью овладения практической готовностью студентом.

Система моральных критериев уточняется и конкретизируется для каждой возрастной группы студентов.

Проанализировав научные подходы ряда исследователей по проблеме нравственного воспитания, нами был сделан следующий вывод: общий критерий нравственной воспитанности студента выводится на основе отдельных оценок функционального и интегративного подходов или моральных показателей воспитанности.

При этом, если какая-то сторона поведения студента получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам нравственности, правилам поведения в обществе, или у него обнаружены вредные привычки, то независимо от других оценок общая оценка его воспитанности должна быть низкой [1,3,7,10].

Огромная ответственность стоит перед высшей школой в воспитании полноценной в нравственном понимании личности. На настоящий момент, в реальных условиях нашего общества возможности педагогов в воспитании будущих учителей физической культуры ограниченны, поэтому необходимо всемерно способствовать росту нравственной воспитанности студентов, особенно спортивных факультетов.

Будущему специалисту необходим не только высокий уровень преподавания своего предмета, но и огромная ответственность ставится перед ним в воспитании физически здоровой, нравственно устойчивой, цельной личности ребёнка.

Библиографический список

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитании: Кн. для уч-ся, 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. 137с.

2. Виноградова Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика. 1997. №5. С. 91-96.

3. Критерии нравственной воспитанности (студентов) // Педагогика. -1992,-№11Д2.-С.22-26.

4. ЛихачёвБ.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. М.: Юр йт, 1998. 464 с.

5. Педагогика. Учеб. пособие для студентов /Подред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2004. 608 с.

6. Подласый II.П. Педагогика. Учеб. для студентов. М.: Просвещение, 1996.432с.

7. Сидоров А. А., Прохорова М.В., Синюхкн Б.Д. Педагогика: Учеб. для студентов. М.: "Тера-Спорт", 2000. 272 с.

8. Сластёшш ВА. Педагогика: Учеб. пособие для студентов.М.: Академия, 2002.576 с.

9. Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика. 1997.-№4. С. 63-65.

10. ШиловаM.II. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. 142 с.

11. Шуркова Н.Е. Нравственное воспитание/ЛЗоспитание школьников. 1990. № 1-3.

References

1. Boucheleva В. V. Let's talk about parenting: Vol. for pupils, 2nd ed. M.: Education, 1988. 137p.

2. Vinogradova N. D. Habit is the basis of moral education //Pedagogics. 1997. No. 5. Pp. 91-96.

3. Moral education (students)//Pedagogics. 1992, No. 11Д2. Pp. 22-26. 4.LihachevB. T. Pedagogics. A course of lectures: Textbook, a manual for students. M: Yur it, 1998. 464 p.

4. Pedagogy. Textbook for students / Under the editorship of P. I. Pitkasilta. M.: PED. society of Russia, 2004. 608 p.

5. Podlasie I. P. Pedagogy. M.: Education, 1996.432р.

6. SidorovA. A., ProkhorovM. V., B. D. Sinykin Pedagogy: textbook for students. Moscow: "Terra-Sport", 2000. 272.

7. Slastenin И A. Pedagogy: Textbook, a manual for students. Moscow: Academy, 2002.576 p.

8. Friedman L. M. Experience of evaluating education students//Pedagogy. 1997. №4. Pp. 63-65.

9. Shilova M. I. Master of education students. Moscow: Pedagogika, 1990. 142 C.

10. Surkova E. Moral education/ZEducation of pupils. 1990. № 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.