Научная статья на тему 'Формирование гражданственности у студентов в процессе обучения экономическим дисциплинам'

Формирование гражданственности у студентов в процессе обучения экономическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC EDUCATION / INTERMEDIATE VOCATIONAL EDUCATION / ECONOMIC DISCIPLINES / CRITERIONS OF CIVIC CONSCIOUSNESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земцова Анна Леонтьевна

Статья посвящена актуальной проблеме гражданского воспитания студентов. Автор раскрывает сущность и содержание понятия «гражданственность», показывает возможности экономического образования для формирования гражданственности. Организация процесса формирования гражданственности студентов при изучении экономических дисциплин рассмотрена на примере Томского лесотехнического техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Земцова Анна Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS IN STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING ECONOMIC DISCIPLINES

This article is devoted to a topical issue of civic education of students. The author reveals nature and content of «civic consciousness)) concept and describes opportunities that economic education provides to form civic consciousness organization of civic consciousness formation procedure in students in the process of studying economic disciplines has been considered with the example of Tomsk forestry engineering training college.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности у студентов в процессе обучения экономическим дисциплинам»

УДК 377.5.02

А. Л. Земцова

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Статья посвящена актуальной проблеме гражданского воспитания студентов. Автор раскрывает сущность и содержание понятия «гражданственность», показывает возможности экономического образования для формирования гражданственности. Организация процесса формирования гражданственности студентов при изучении экономических дисциплин рассмотрена на примере Томского лесотехнического техникума.

Ключевые слова: гражданственность, гражданское воспитание, среднее профессиональное образование, экономические дисциплины, критерии воспитанности гражданственности.

В постановлении Правительства РФ № 543 от 18.07.2008 г. «Об утверждении типового положения “Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)”» одной из основных задач среднего специального учебного заведения называется «формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности» [1].

Таким образом, можно утверждать, что одной из главных задач воспитания, которую должны решать учебные заведения разного уровня, в том числе и ССУЗы, остается задача воспитания гражданина. Анализ педагогической литературы и диссертационных работ последних лет свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию вопросов гражданского воспитания. Изучается гражданское воспитание студенческой молодежи в техническом вузе (Горель-цев, 2007; Красноок, 2007; Титова, 2006; и др.), в системе вузовских общественных объединений (Гур-ская, 2006). Исследуются вопросы формирования гражданской позиции студентов в образовательной среде вуза (Маслов, 2008; Чельцов, 2006; и др.); развития предпринимательской культуры на основе гражданских прав и обязанностей (Козловская, 2007); формирования гражданственности студентов в условиях использования компьютерных технологий (Кочетков, 2007); воспитания гражданственности у студентов ССУЗа в процессе гуманитарной подготовки (Журавлёва, 2004) и др.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по проблеме гражданского воспитания молодежи, многие ее аспекты изучены недостаточно. Практически отсутствуют работы, посвященные обоснованию возможности формирования гражданственности студентов при изучении специальных негуманитарных дисциплин.

Понятия «гражданственность», «гражданское воспитание» не простые, и не всегда в философской и педагогической литературе можно найти их четкую трактовку. Часто понятие «гражданственность» соотносится с такими понятиями, как «патриотизм», «гражданское правосознание». Большинство совре-

менных авторов (Л. В. Кузнецова, В. А. Сластёнин, Г. Н. Филонов, С. А. Шмаков и др.) считают гражданственность интегративным качеством личности. Это качество включает в себя такие ценности, как общественное благо, права человека, свободу выбора на основе осознанной законопослушности, равенство перед законом, нравственность и правдивость в делах, патриотизм и толерантность.

Мы отдаем предпочтение дефиниции гражданственности, предлагаемой Г. Н. Филоновым, как комплекса «субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности...» [2].

Говоря о содержании понятия гражданственности, считаем возможным рассматривать ее как систему, состоящую из структурных элементов, среди которых можно выделить когнитивный, эмоциональноценностный и мотивационно-поведенческий компоненты.

В процессе исследования установлено, что формирование гражданственности может осуществляться не только при изучении гуманитарных дисциплин, но и в виде соответствующих аспектов, включенных в любую учебную дисциплину. Имеются возможности формирования этой компоненты личности и в процессе изучения экономических дисциплин. Отметим, что в условиях рыночной экономики повышается роль экономического образования, которое, по нашему мнению, на всех этапах должно быть увязано с воспитанием гражданственности.

Специфика средних специальных учебных заведений состоит в том, что содержание экономического образования в них связано с особенностями отраслей, для которых готовятся специалисты. Томский лесотехнический техникум готовит специалистов лесной отрасли по нескольким специальностям, в том числе «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология деревообработки», «Лесное хозяйство» и «Тех-

нология лесозаготовок». Анализ показал, что доля дисциплин экономического цикла для студентов-техно-логов составляет более 10 % общего количества аудиторных часов. Для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», изучению специальных экономических дисциплин отводится более 50 % учебного времени.

Одним из педагогических условий, способствующих эффективному формированию гражданственности студентов, мы называем целесообразный отбор содержания учебных дисциплин. В профессиональных учебных заведениях содержание подготовки специалиста не должно ограничиваться только предметным содержанием, обеспечивающим профессиональную компетентность специалиста. Нужно проектировать и «социальное содержание», обеспечивающее способность работать в профессиональном коллективе и быть гражданином страны. Как отмечает А. А. Вербицкий, социальное содержание не сводится к содержанию всех гуманитарных дисциплин - важно в обучении создать социальный контекст производственных отношений, социальный и гражданский опыт поведения [3].

Проектируя модель формирования гражданственности при подготовке специалиста в ССУЗе, мы использовали в содержательном плане дисциплину «Налоги и налогообложение». Содержание этой специальной экономической дисциплины было структурировано и конкретизировано в гражданском аспекте, пересмотрено для формирования положительного отношения к системе налогообложения и развития гражданского самосознания, становления на их основе убеждений; воспитания активной гражданской позиции, гражданского поведения, включающего формирование гражданских мотивов поведения. Были введены дополнительные темы, раскрывающие виды налоговых правонарушений, права и обязанности налогоплательщика, формы защиты прав налогоплательщика; применялись соответствующие средства освоения, формы и методы обучения.

Одним из слабых мест в деятельности высших и средних специальных учебных заведений является недостаточная воспитательная направленность специальных дисциплин. Исходя из этого, в качестве следующего педагогического условия, обеспечивающего эффективное формирование гражданственности студентов ССУЗов, мы предлагаем использование воспитательного потенциала экономических дисциплин с широким применением контекстного подхода, активных форм и методов обучения (проблемный, анализ конкретных ситуаций, деловые дидактические игры, проекты, имеющие гражданскую направленность и др.).

Качество и результативность образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях зависит от всех его составных частей, в том числе и от комплексного учебно-методического обес-

печения. Поэтому следующим педагогическим условием, по нашему мнению, должно быть создание учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины «Налоги и налогообложение», направленного на формирование гражданственности будущего специалиста. Одним из основных элементов дидактического обеспечения учебного процесса является программа дисциплины. Важнейшим принципом разработанной нами рабочей программы является опора на чувство гражданственности студентов. Программа ориентирована: на развитие гражданского правосознания и осознание себя полноправным членом общества, имеющим права и обязанности; на воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; на освоение знаний об основных принципах налогообложения, о налоговой системе РФ; на овладение умениями, необходимыми для применения знаний с целью реализации своих прав и обязанностей; на формирование способности и готовности к законопослушному поведению и воспитание чувства неприятия «теневой экономики»; на воспитание убеждений студентов в выборе правовых вариантов в различных жизненных ситуациях.

В состав УМК включено учебное пособие для самостоятельной работы студентов. В пособии представлены творческие практико-ориентированные задания для студентов, контрольные вопросы, ситуационные задачи, задания для самостоятельной работы, вспомогательный материал. Приведем в качестве примера некоторые виды разработанных заданий.

1. Задания на развитие творческих способностей, системного восприятия проблем, исследовательских умений: подготовка реферата по темам «Роль налогов в формировании финансов государства», «История возникновения налогов», «Выгодно ли платить налоги?», «Права и обязанности налогоплательщика», «Теневая экономика» и др.

2. Задания на развитие рефлексии и умения обобщать, творческого мышления: поразмышляйте над любым из нижеприведенных высказываний великих людей о налогах:

- «Народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену» (Гераклит);

- «.В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» (К. Маркс).

3. Задания на развитие аналитического мышления и исследовательских навыков, умения применить на практике теоретические знания.

- Придумайте новый местный налог для пополнения бюджета города, определите элементы налогообложения.

- Напишите аналитическую работу, рассказ, исследование, эссе на одну из тем: «Представьте, что вы -президент страны, готовитесь принять указ о налогах. С кого и сколько вы собирали бы налогов? Объясните, для чего нужны налоги»; «Составьте портрет такого гражданина, каким бы вы хотели его видеть» и др.

Условием решения образовательных и социальных задач гражданского воспитания является внедрение новых подходов и методик преподавания, позволяющих получить обучающимся опыт практической деятельности. Гражданское воспитание может быть реализовано при использовании таких методов обучения и воспитания, которые построены на взаимодействии преподавателя и студента. Мы считаем, что формирование гражданственности студентов будет эффективным, если в учебном процессе используются такие активные формы обучения, как проблемные занятия, дискуссии, ролевые и деловые игры, интегрированные занятия, рассмотрение конкретных ситуаций.

В состав УМК включены разработки нетрадиционных занятий по темам «Защита прав налогоплательщика», «Права и обязанности налогоплательщика» и др. Занятие на тему «Налоговое планирование» проводится в виде проблемной лекции, в ходе которой со студентами обсуждаются вопросы «Выгодно ли платить налоги?», «Если платить налоги, то сколько?». В ходе дискуссии преподаватель подводит студентов к выводу, который они делают сами: необходимо быть добросовестным налогоплательщиком, не уклоняться от уплаты налогов, налоговое планирование является показателем налоговой культуры физических и юридических лиц.

Основной целью экспериментальной работы была проверка эффективности предложенных условий формирования гражданственности при изучении экономических дисциплин в ССУЗе. Экспериментальной базой исследования выступили Томский лесотехнический техникум и другие ССУЗы г. Томска. Всего опытно-экспериментальной работой в разные годы на всех этапах были охвачены студенты очной и заочной форм обучения (всего более 500 человек) и преподаватели (всего 60 человек). В последние два года в эксперименте принимали участие 235 студентов Томского лесотехнического техникума отделений дневного и заочного обучения (специальность «Экономи-

ка и бухгалтерский учет»). Были сформированы экспериментальные группы - 121 человек и контрольные группы - 114 человек.

Подготовительный (констатирующий) этап включал рассмотрение состояния и потенциала учебно-воспитательного процесса ССУЗа для воспитания гражданственности в процессе изучения экономических дисциплин. Целью этого этапа эксперимента явилось выявление исходного уровня воспитания гражданственности молодых людей в ССУЗе. Второй (формирующий) этап представлял собой процесс введения комплекса педагогических условий, направленного на эффективное воспитание гражданственности у студентов. Цель третьего (завершающего) этапа эксперимента

- измерение уровня воспитания гражданственности молодых людей по окончании эксперимента; анализ, оценка и объяснение полученных данных, разработка методических рекомендаций для преподавателей ССУЗов по решению проблемы исследования.

Нами была разработана диагностическая программа, выбраны и обоснованы критерии и показатели, подобраны диагностические методики по определению состояния воспитания гражданственности студентов (табл. 1). Выбирая критерии и показатели эффективности гражданского воспитания, мы опирались на работы А. В. Зосимовского [4], Н. И. Монахова [5], Л. М. Фридмана [6] и др.

В своем исследовании мы воспользовались понятием «уровень воспитанности», опираясь на подходы к оценке воспитанности школьников А. В. Зосимовского [4], Б. Т. Лихачева [7], Н. И. Монахова [5]. Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сфор-мированности у молодого человека тех или иных качеств личности, являющихся показателями воспитанности. Уровневый подход наиболее приемлем для нашего исследования, так как процесс воспитания гражданственности у студентов можно отслеживать как переход их от одного уровня к другому более высокому.

Т аблица 1

Критерии, показатели и диагностические методики

Критерий Показатель Диагностические методики

Когнитивный Объем знаний о государстве, правах и обязанностях гражданина, о нравственноправовых нормах Коэффициенты полноты и прочности усвоения материала, тесты Г. Айзенка, методики «Познавательная потребность» и «Познавательный интерес»

Эмоционально- ценностный Ценностные ориентации, отношение к людям и выполнению своих обязанностей Методики ценностных ориентаций, «Как поступить?», «Выбор» и экспертная оценка

Мотивационно- поведенческий Общественно-полезная деятельность, потребность к саморазвитию Методики «Выбор», «Характеристика», «Самооценка гражданских качеств», ориентационная анкета, коэффициент эффективности деловой игры и экспертная оценка

В контексте нашего исследования представляем уровни гражданской воспитанности студентов ССУЗа:

- Низкий уровень. На этом уровне у воспитанников имеются поверхностные знания о правах и обязанностях гражданина (слабая осведомленность). Гражданские знания молодого человека не опираются на понимание их социально-личностного значения. Он уклоняется от мероприятий гражданского характера, не видит своего места в будущем страны.

- Средний уровень. Воспитанникам известна большая часть необходимых знаний (удовлетворительная осведомленность), понимается их общественноличностная значимость. На этом уровне воспитанник понимает необходимость включения в активную деятельность, но не всегда проявляет к ней интерес, неопределенно относится к настоящему и будущему своей страны, своему месту в ней.

- Высокий уровень. На этом уровне молодой человек имеет глубокие полные знания о гражданской ответственности, о правах и обязанностях гражданина (хорошая осведомленность), осознал важность включения в гражданско-патриотическую деятельность, проявляет устойчивый интерес к ней, проявляет самостоятельность, активность в выполнении конкретных действий; переживает о настоящем и будущем страны, видит свое место в нем.

Результаты оценки уровня сформированное™ критериальных показателей на этапах формирующего эксперимента отражены соответственно в табл. 2 и 3.

Данные табл. 3 позволяют сделать вывод, что на заключительном этапе эксперимента в экспериментальных группах основная часть студентов имела уже средний и высокий уровни воспитанности. При этом в контрольных группах наибольшее число студентов осталось на низком уровне воспитанности, средний и высокий уровни имели меньшее число молодых людей. Следовательно, изменение результатов в экспериментальных группах связано в основном с активным переходом обучающихся с низкого на средний уровень сформированности гражданственности и менее активным переходом со среднего на высокий уровень. В контрольных же группах в процессе формирующего эксперимента существенных изменений не прослеживается.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила наше предположение о том, что выделенные нами педагогические условия положительно влияют на формирование гражданственности. Проведенный эксперимент позволил установить результативность предложенных нами средств. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы учреждений среднего профессионального образования.

Т аблица 2

Результаты оценки уровня сформированности критериальных показателей у студентов на начальном этапе формирующего эксперимента (в процентах к общему числу студентов в контрольной и экспериментальной группах)

Уровень сформированности критериальных показателей Контрольная группа (114 чел.) Экспериментальная группа (121 чел.)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

Когнитивный 60 52.63 32 28.07 22 19.30 62 51.23 31 25.61 28 23.16

Эмоционально- ценностный 64 56.14 33 28.94 17 14.97 65 53.72 34 28.10 22 18.18

Мотивационно- поведенческий 62 54.38 32 28.07 20 17.55 69 57.02 32 26.44 20 16.54

Т аблица 3

Результаты оценки уровня сформированности критериальных показателей у студентов на заключительном этапе формирующего эксперимента (в процентах к общему числу студентов в контрольной и экспериментальной группах)

Уровень сформированности критериальных показателей Контрольная группа (114 чел.) Экспериментальная группа (121 чел.)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

Когнитивный 55 48.24 36 31.57 23 20.19 32 26.44 50 41.32 39 32.24

Эмоционально- ценностный 61 53.51 36 31.57 17 14.92 35 28.92 62 51.25 24 19.83

Мотивационно- поведенческий 60 52.63 34 29.82 20 17.55 36 29.75 58 47.93 27 22.32

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 г. № 543 «Об утверждении типового положения “Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)”».

2. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: Реальность и тенденции // Педагогика. 1999. № 8. С. 45-51.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

4. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. № 11-12. С. 22-26.

5. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981. 144 с.

6. Фридман Л. М. Программа формирования воспитанности учащихся // Народное образование. 2002. № 6. С. 136-142.

7. Лихачёв Б. Т. О критериях нравственной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1987. № 5. С. 45-49.

Земцова А. Л., преподаватель экономических дисциплин, соискатель.

Институт развития образовательных систем РАО.

Пр. Комсомольский, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: anzem@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 01.11.2008

A. L. Zemtsova

FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS IN STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING ECONOMIC DISCIPLINES

This article is devoted to a topical issue of civic education of students. The author reveals nature and content of «civic consciousness» concept and describes opportunities that economic education provides to form civic consciousness organization of civic consciousness formation procedure in students in the process of studying economic disciplines has been considered with the example of Tomsk forestry engineering training college.

Key words: civic consciousness, civic education, intermediate vocational education, economic disciplines, criterions of civic consciousness education.

Institute of Educational Systems RAE.

Pr. Komsomol’skii, 75, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634041.

E-mail: anzem@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.