Научная статья на тему 'Формирование и развитие морально-нравственных качеств обучающихся на основе изучения педагогического наследия и творчества Мамеда Араза'

Формирование и развитие морально-нравственных качеств обучающихся на основе изучения педагогического наследия и творчества Мамеда Араза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН / МАМЕД АРАЗ / ПОЭТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО / РОДИНА / ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ИДЕИ / ВЫСОКИЙ ДОЛГ / ДОСТОЙНЫЙ ГРАЖДАНИН / INDEPENDENT AZERBAIJAN / MAMED ARAZ / POETRY / SPOKEN WORD / MOTHERLAND / EDUCATION / MORALITY / CIVIL IDEAS / HIGH DUTY / WORTHY CITIZEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Мехпара Кямран Кызы

Актуальность и цели. Современный Азербайджан как независимое государство находится на пути важных преобразований, затрагивающих все сферы общества, в частности образование. Воспитание у подрастающего поколения высоких морально-нравственных качеств является необходимым фактором целенаправленного осуществления этого процесса и важной задачей общеобразовательных и высших школ. Целью исследования является рассмотрение методов и технологий формирования и развития морально-нравственных качеств личности на основе изучения педагогического и творческого наследия народного поэта Азербайджана Мамеда Араза (1933-2004). Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе поэтических образов Мамеда Араза, составляющих содержание его поэтических сборников «Каменный орел» (1975), «Крылатые скалы» (1981) и «Книга отца моего» (1983) и позволяющих анализировать гражданские идеи и нравственные критерии творчества поэта в научно-педагогических аспектах с использованием концепций и моделей анализа, имеющихся в педагогическом знании и результатах исследований по проблеме формирования и развития морально-нравственной сферы и качеств личности. Особое место занимают результаты исследований таких русских и азербайджанских ученых, как Л. И. Божович, А. В. Зосимовский, А. Гармаев, В. В. Столин, Л. Н. Собчик, Г. Ахмедов, С. Багирова, Р. Алиев и др. Результаты. Морально-нравственные качества личности в педагогическом наследии и творчестве Мамеда Араза рассмотрены с точки зрения их значения в формировании у подрастающего поколения национально-нравственных ценностей. Обоснована мысль, что Мамед Араз в целях воспитания молодых в духе высших моральных качеств и гражданских идеалов своим творчеством способствовал формированию у них патриотизма, гуманизма, дружбы, честности, трудолюбия, мужества и свободолюбия и в их практическом осуществлении большое значение придавал роли семьи, школы, общественной среды. Исследованы содержание и структура процесса формирования и развития морально-нравственных качеств обучающихся. Определены технологии и критерии исследуемого процесса. Выявлены сферы социокультурной и проектной технологии в развитии морально-нравственных качеств обучающихся. Выводы. Изучение структуры и содержания процесса формирования и развития морально-нравственных качеств обучающихся в современных условиях позволяет определить необходимость в формировании личности нового типа, для которой потребность в творчестве, самообразовании и саморазвитии, переходе от функционально-ролевого пребывания в образовательной организации к системно-деятельностной самореализации и жизнедеятельности приобретает значимый характер. Анализ педагогического и творческого наследия Мамеда Араза наводят человека на мысль, что нет высокого гражданского воспитания вне самоконтроля и самооценки, которые всегда должны сопутствовать человеку в свершении им того или другого действия или поступка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MORAL TRAITS OF STUDENTS ON THE BASIS OF STUDYING THE LEGACY AND WORKS OF MAMED ARAZ

Background. Modern Azerbaijan as an independent state is en route of important reform affecting all spheres of the society, namely education. Fostering high moral traits in the rising generation is a necessary factor of the purposeful implementation of this process and an important objective for secondary and higher schools. The research aim is to consider methods and technologies of formation and development of moral traits of personality on the basis of studying the pedagogical and creative legacy of the people’s poet of Azerbaijan Mamed Araz (1933-2004). Materials and methods. Realization of the research tasks was achieved on the basis of poetic images of Mamed Araz, composing the content of his collections of poetry such as “Stone eagle” (1975), “Winged rocks” (1981) and “The book of my father” (1983) and allowing to analyze civial ideas and moral criteria of the poet’s works in the scientific and pedagogical aspects using the concepts and models of analysis, found in the pedagogical knowledge and in the research results on the problem of formation and development of the moral sphere and traits of personality. A special attention is paid to the research results by such Russian and Azerbaijani scientists as L. I. Bozhovich, A. V. Zosimovsky, A. Garmaev, V. V. Stolin, L. N. Sobchik, G. Akhmedov, S. Bagirova, R. Aliev and others. Results. Moral traits of personality in the pedagogical legacy and works of Mamed Araza were considered from the point of view of the importance thereof in formation of national and moral values in the rising generation. The author substantiated an idea, that through his works Mamed Araz contributed to formation of patriotism, humanism, honesty, diligence, courage and love of freedom in the youth in order to foster high moral traits and civil ideals, as well as paid significant attention at implementation thereof to the importance of family, school and social environment. The researcher investigated the content and structure of fostering and development of moral traits in students and determined the technologies and criteria of the process under investigation. The spheres of the sociocultural and project technology in development of moral traits in students were also revealed. Conclusions. The study of the structure and content of formation and development of moral traits of students in modern conditions allows to determine a necessity to form a personality of a new type, for which a need for creativity, self-education and self-development, transition from functional-role attendance at an educational institution to system-activity self-realization and vital activity appears to be of great importance. The analysis of the pedagogical and artistic legacy of Mamed Araz suggests an idea, that there is no high civil education without self-control and self-appraisal, which always should feature in a person when commiting one or another act or deed.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие морально-нравственных качеств обучающихся на основе изучения педагогического наследия и творчества Мамеда Араза»

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

УДК 37.017.924

М. К. кызы Ахмедова

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И ТВОРЧЕСТВА МАМЕДА АРАЗА

Аннотация.

Актуальность и цели. Современный Азербайджан как независимое государство находится на пути важных преобразований, затрагивающих все сферы общества, в частности образование. Воспитание у подрастающего поколения высоких морально-нравственных качеств является необходимым фактором целенаправленного осуществления этого процесса и важной задачей общеобразовательных и высших школ. Целью исследования является рассмотрение методов и технологий формирования и развития морально-нравственных качеств личности на основе изучения педагогического и творческого наследия народного поэта Азербайджана Мамеда Араза (1933-2004).

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе поэтических образов Мамеда Араза, составляющих содержание его поэтических сборников «Каменный орел» (1975), «Крылатые скалы» (1981) и «Книга отца моего» (1983) и позволяющих анализировать гражданские идеи и нравственные критерии творчества поэта в научно-педагогических аспектах с использованием концепций и моделей анализа, имеющихся в педагогическом знании и результатах исследований по проблеме формирования и развития морально-нравственной сферы и качеств личности. Особое место занимают результаты исследований таких русских и азербайджанских ученых, как Л. И. Божович, А. В. Зосимовский, А. Гармаев, В. В. Столин, Л. Н. Собчик, Г. Ахмедов, С. Багирова, Р. Алиев и др.

Результаты. Морально-нравственные качества личности в педагогическом наследии и творчестве Мамеда Араза рассмотрены с точки зрения их значения в формировании у подрастающего поколения национально-нравственных ценностей. Обоснована мысль, что Мамед Араз в целях воспитания молодых в духе высших моральных качеств и гражданских идеалов своим творчеством способствовал формированию у них патриотизма, гуманизма, дружбы, честности, трудолюбия, мужества и свободолюбия и в их практическом осуществлении большое значение придавал роли семьи, школы, общественной среды. Исследованы содержание и структура процесса формирования и развития моральнонравственных качеств обучающихся. Определены технологии и критерии исследуемого процесса. Выявлены сферы социокультурной и проектной технологии в развитии морально-нравственных качеств обучающихся.

Выводы. Изучение структуры и содержания процесса формирования и развития морально-нравственных качеств обучающихся в современных условиях позволяет определить необходимость в формировании личности нового типа, для которой потребность в творчестве, самообразовании и саморазвитии, переходе от функционально-ролевого пребывания в образовательной организации к системно-деятельностной самореализации и жизнедеятельности приобретает значимый характер. Анализ педагогического и творческого наследия Мамеда Араза наводят человека на мысль, что нет высокого гражданского воспитания вне самоконтроля и самооценки, которые всегда должны сопутствовать человеку в свершении им того или другого действия или поступка.

Humanities. Pedagogy

231

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Ключевые слова: независимый Азербайджан, Мамед Араз, поэтика, художественное слово, родина, воспитание, мораль, нравственность, гражданские идеи, высокий долг, достойный гражданин.

M. K. kyzy Akhmedova

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MORAL TRAITS OF STUDENTS ON THE BASIS OF STUDYING THE LEGACY AND WORKS OF MAMED ARAZ

Abstract.

Background. Modern Azerbaijan as an independent state is en route of important reform affecting all spheres of the society, namely education. Fostering high moral traits in the rising generation is a necessary factor of the purposeful implementation of this process and an important objective for secondary and higher schools. The research aim is to consider methods and technologies of formation and development of moral traits of personality on the basis of studying the pedagogical and creative legacy of the people’s poet of Azerbaijan Mamed Araz (1933-2004).

Materials and methods. Realization of the research tasks was achieved on the basis of poetic images of Mamed Araz, composing the content of his collections of poetry such as “Stone eagle” (1975), “Winged rocks” (1981) and “The book of my father” (1983) and allowing to analyze civial ideas and moral criteria of the poet’s works in the scientific and pedagogical aspects using the concepts and models of analysis, found in the pedagogical knowledge and in the research results on the problem of formation and development of the moral sphere and traits of personality. A special attention is paid to the research results by such Russian and Azerbaijani scientists as L. I. Bozhovich, A. V. Zosimovsky, A. Garmaev, V. V. Stolin,

L. N. Sobchik, G. Akhmedov, S. Bagirova, R. Aliev and others.

Results. Moral traits of personality in the pedagogical legacy and works of Mamed Araza were considered from the point of view of the importance thereof in formation of national and moral values in the rising generation. The author substantiated an idea, that through his works Mamed Araz contributed to formation of patriotism, humanism, honesty, diligence, courage and love of freedom in the youth in order to foster high moral traits and civil ideals, as well as paid significant attention at implementation thereof to the importance of family, school and social environment. The researcher investigated the content and structure of fostering and development of moral traits in students and determined the technologies and criteria of the process under investigation. The spheres of the sociocultural and project technology in development of moral traits in students were also revealed.

Conclusions. The study of the structure and content of formation and development of moral traits of students in modern conditions allows to determine a necessity to form a personality of a new type, for which a need for creativity, self-education and self-development, transition from functional-role attendance at an educational institution to system-activity self-realization and vital activity appears to be of great importance. The analysis of the pedagogical and artistic legacy of Mamed Araz suggests an idea, that there is no high civil education without self-control and selfappraisal, which always should feature in a person when commiting one or another act or deed.

Key words: independent Azerbaijan, Mamed Araz, poetry, spoken word, motherland, education, morality, civil ideas, high duty, worthy citizen.

232

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Динамичные социокультурные, политические и социально-экономические преобразования всех сторон жизнедеятельности людей актуализируют необходимость развития национального самосознания, возрождения национальной культуры. Эффективность обозначенных процессов взаимосвязана с совокупностью объективных и субъективных факторов. В первом случае качество возрождения национальной культуры и самосознания обусловлено содержанием общепринятых традиций, признанных в обществе, определяющих совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений [1]. Реализация традиций в воспитании молодого поколения способствует восприятию им положительного опыта прошлого, педагогического наследия предков. Создаются предпосылки для формирования личности, поведение которой характеризуется наличием материально-культурных и моральнонравственных ценностей своего народа.

Реализация традиций и усвоение человеком ценностей своего народа обуславливают совокупность субъективных факторов, влияющих на развитие национального самосознания. Основным среди них является фактор нравственности, раскрывающей содержание внутренней стороны морали, которое проявляется в совокупности морально-нравственных качеств, реализуемых человеком в поведении и деятельности.

Именно этими факторами предопределяется проявление азербайджанским народом внимания и интереса к своему прошлому и историческим корням, культуре, к анализу источников, раскрывающих основы морали и нравственности современного человека. Следует отметить, что за период многовекового исторического развития азербайджанского народа, имеющего высокое поэтическое художественное мышление, морально-нравственные качества и нравственную моральную среду, накоплены богатые педагогические традиции в области воспитания молодого поколения. Поэтому изучение этого морально-нравственного и педагогического наследия, его применение в воспитании современной молодежи в опыте образовательных организаций явились основой проводимого исследования на базе Нахчыванского государственного университета.

Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается «в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали» [2, с. 43].

Достижение эффективного сочетания традиций и инноваций в процессе развития морально-нравственных основ самореализации личности имеет нормативно-правовые основы в Азербайджане. Закон Азербайджанской Республики об образовании предусматривает осуществление комплексных мер в области нравственного воспитания обучающихся. В нем отмечается, что система образования призвана обеспечить прежде всего «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому

Humanities. Pedagogy

233

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

и культурному наследию азербайджанского народа» [3]. В этом смысле особенно актуальным представляется изучение процесса развития моральнонравственных качеств обучающихся в современных условиях их самоопределения и самореализации. Объективность выдвинутых нами положений находит свое подтверждение в исследованиях французского ученого А. Перона. Он в педагогическом труде «От актиума до человека» отмечал, что «...если на нашей планете случится трагическая беда и в результате вымрет взрослое поколение и останутся только молодые, то тогда нарушилась бы человеческая история, человечество потеряло бы свою человечность. Тогда никто не мог бы пользоваться сокровищницами культуры, новое поколение не смогло бы обогащать их. Машины бы остались без движения, книги - без чтения, труды художественного искусства потеряли бы свои эстетические функции, история человечества начиналась бы заново, ибо если не давать молодому поколению новые знания и надлежащее воспитание, то остановилось бы движение истории вперед. Значит, развитие и существование общества, его усовершенствование и перестройка требуют всестороннее воспитание» [4, с. 24-25].

Нравственно воспитанным человеком считается тот, который умеет сохранить самобытность в процессе идентификации с другими людьми. Если культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врожденной интеллигентности, то «нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [5, с. 433]. Их выявление явилось одним из основных направлений проводимого исследования. Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. В результате «для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам современной и классической литературы, составляющей духовную народную культуру и традиции» [6, с. 11]. Именно поэтому в процессе исследования последовательно рассматриваются теоретические основы и опыт педагогического наследия народа Азербайджана. Педагогическое и поэтическое наследие народного поэта Мамеда Араза, ставшего «нравственным паспортом» народа Азербайджана, представляет собой значительный источник для рассмотрения разных аспектов проблем педагогической науки. Его творчество учит нас тому, что каждый человек в отдельности должен стремиться стать настоящим гражданином, для которого жить в обществе только благодаря возможностям, дарованным ему от рождения природой, недостаточно.

Каждый непременно должен овладеть знаниями и опытом, который приобретен в процессе развития общества. Именно такие проявления человеческих стремлений представлены в педагогическом наследии и в творчестве Мамеда Араза, обладающего умением найти свой путь к сердцам читателей и для которого самой заветной целью в жизни была мечта стать настоящим сыном Родины и Отчизны. Он, в частности, отмечал:

Коль Родина сыном меня назовет,

И на скалах ее быть травинкою рад,

Без этой земли сир и пуст небосвод,

И жизнь моя сплошь листопад, листопад [7, с. 59].

234

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

В ходе исследования изучены концепции и модели формирования и развития морально-нравственных качеств в контексте морально-нравственного воспитания, имеющиеся в педагогической теории и практике. Н. И. Монахов и И. С. Хазова для формирования нравственной воспитанности личности предлагают развивать ее нравственные качества. Л. И. Божович, А. В. Зо-симовский, Г. Ахмедов, С. Багирова полагают, что самой существенной характеристикой нравственного развития личности является ее направленность. Е. В. Бондаревская - уровень развития нравственных чувств, отношений, способности к морально-общественной регуляции, идейно-нравственных убеждений и морально-политического мировоззрения. А. В. Зосимовский, Р. Алиев, Ф. Рустамов считают основой развития морально-нравственных качеств нравственную направленность личности, которую А. В. Зосимовский понимает как «сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Она характеризует внутреннюю нравственную позицию человека, стержневые особенности его мотивационной структуры» [8, с. 10]. И. Ф. Харламов в качестве главных признаков нравственной воспитанности называет индивидуальные изменения, происходящие во внутренней нравственно-психологической структуре личности и определяющие ее внешние проявления. В связи с этим основными критериями нравственной воспитанности он считает: наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов; степень усвоения и осознания социальной и личностной значимости моральных норм, правил и принципов, а также нравственных качеств; устойчивость нравственных умений, навыков и привычек, унаследованных от предков.

В своем педагогическом наследии и творчестве Мамед Араз также постоянно обращается к истокам, к своим родовым корням, обобщенно относящимся и к каждому гражданину, и ко всему народу. Родной очаг, а в широком смысле просторы родины, он описывает в удивительных красках, с необычными жизненными оттенками бытия и человеческого существования. Так, в произведениях «Голос деда», «Отчий очаг», «Сестре Гюльсум», «Традиции», «Пятница», «Добро», «Родная земля», «Так говорил мой старый дядя» он анализировал развитие идеи честной жизни. Он показал, как образ родного села естественно вырастает в понятие более широкое - Отчизна, родная страна, где люди занимаются трудом во имя ее благосостояния, что фактически является цельной картиной нравственности.

Отмеченное положение находит свое подтверждение в исследованиях И. А. Ильина, который основную задачу нравственного воспитания видит в том, чтобы «ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [9, с. 24].

Важным источником такой духовной насыщенности является художественная литература. В педагогическом наследии и творчестве Мамеда Араза данное явление всегда рассматривалось как основа нравственного воспитания наших предков. Вот как, например, в произведении «Вдохновенье мое» говорится о предназначении человека в жизни:

Humanities. Pedagogy

235

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Пройдем с тобой мы жизни духоту,

Дорог крутых осилим высоту.

Но коль вершин и свет, и красоту Не разнесем по свету по всему -Кому я нужен, нужен ты кому? [7, с. 16]

В творчестве Мамеда Араза детство есть счастливейшее время жизни: чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь. Художественное слово Мамеда Араза является здесь прямым ответом на вопрос «Зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций, материально-духовных ценностей, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки?». Главная идея его педагогического наследия и творчества сводится к тому, что культура и традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества, что на протяжении многотысячелетней истории развития азербайджанского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство патриотизма и любви к народу, миру, природе.

В процессе исследования учитывалось, что основную роль при формировании морально-нравственных качеств, исходя из системно-деятельностного подхода, играет система ценностей, которая усваивается человеком в деятельности и отношениях, возникающих в ней. В работе А. Гармаева отмечается, что процесс нравственного развития личности можно описать следующей структурой: внешние стереотипы мышления, отношения и поведение [10, с. 23-25]. Он отмечает, что процесс усвоения нравственных ценностей путем социализации (с помощью воспитания, подражания и влияния культуры) имеет трехступенчатую структуру:

1) осознание личностью нравственных ценностей и внутреннее согласие с ними (с их необходимостью, справедливостью) - когнитивный этап;

2) формирование нравственных критериев оценки - эмоциональнооценочный этап;

3) способность к выбору и нравственному поведению - поведенческий (психорегуляционный) этап.

В ходе исследования были разработаны следующие критерии сформи-рованности морально-нравственных качеств личности: порог восприятия личностью духовно-нравственных ценностей; нравственные критерии оценки; готовность реализовать нравственные принципы личности в поведении и деятельности; наличие нравственных установок личности, обуславливающих нравственное отношение к себе, другим людям и миру; наличие нравственных личностных качеств (уважения, честности, совести, альтруизма и др.); способность к нравственному выбору, к принятию волевого, нравственного решения; осмысленность жизни, собственного существования; способность к сопереживанию; наличие самоконтроля; готовность реализовать опыт саморегулирования.

Образ жизни и традиции народа описаны в произведении «Пятница», содержащем нравы и обычаи предков и учащем молодое поколение жить по образцу отцов и дедов. Пятница (джума) - это день собрания мусульман для

236

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

поклонения, предписанного Шариатом. Смысл этого дня заключается в том, что по пятницам убирали дом, готовились к вечеру принимать духов предков:

Речь матери тогда казалось странной.

Она мне говорила, хлопоча,

Мол, духи предков, надо их встречать.

Не так их примешь - приходить не станут.

И поминальный надобен обед,

И лад в семье, иначе, не взыщите,

Совсем уйдут, дом станет беззащитен,

И жди тогда напастей или бед [11, с. 24].

В «Отчем очаге» также выражается напутствие предков своим потомкам, заключающееся в том, что «мужчина - потому еще мужчина, что он -огня хранитель на земле», и последующее состояние каждого дома всецело зависит от того, как мужчина будет беречь свой дом, а значит и свою родину:

Очаг был дедом нам с тобой завещан.

Погаснет он - исчезнет след гнезда.

Огня не будет - дом, как обесчещен,

И враг твой радость обретет тогда [11, с. 96-97].

Отсюда можно сделать вывод о том, что на современном этапе для осуществления целей морально-нравственного характера следует заняться прежде всего вопросами воспитания. Ибо только достойное семейное воспитание совместно с обновленной образовательной системой могут вывести каждый народ в отдельности и человечество в целом из духовного отставания.

Формирование и развитие морально-нравственных качеств личности в процессе формирующего эксперимента осуществляется по двум технологиям: проектной и социокультурной, на основе познания культурного наследия Азербайджана, на примере изучения творческого наследия Мамеда Араза.

Реализация первой технологии основывается на исследованиях Е. С. По-лат, которая обосновывает применение проектной технологии как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:

- в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная технология наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской, психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

Humanities. Pedagogy

237

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Проектная технология формирования и развития морально-нравственных качеств позволяет решить следующие задачи:

- преодолеть снижение у значительной части обучающихся культурных запросов;

- снизить роль факторов, способствующих пассивному восприятию жизни;

- уменьшить психологический дискомфорт обучающихся в образовательных организациях;

- усилить психологическую защищенность обучающихся;

- повысить самостоятельность и критичность мышления обучающихся.

Значимость проектной технологии подчеркивали Дж. Дьюи и Килпатрик. Они обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. К тому же «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное переживание -нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты» [8].

Технология социокультурного развития морально-нравственных качеств реализуется на основе педагогического наследия Мамеда Араза. В произведении «Скалы-люди» поэт утверждает: «чтобы стать настоящим гражданином», сперва следует быть «камнем родины». Напомним, что слово «гражданин» на азербайджанский язык переводится как «ватандаш», это слово, состоящее из двух слов - «ватан» (родина) и «даш» (камень). Поэтому у поэта понятие «ватандашы» (камень родины) ассоцируется со словом «ватандаш» (гражданин). В данном значении поэтическое звучание приобретают итоговые строки данного стихотворения:

Кто души гражданина не носит в груди,

Ее частью не будет ни после, ни ныне [11, с. 38].

Поэт считал, что в священном пути воспитания настоящих граждан страны огромная роль и заслуга принадлежат мастерам художественного слова. Поэтому он сам, являясь блестящим примером честного служения своему народу, наставлял современников, в том числе поэтов, послужить народным идеалам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перо мое, ты правде послужи

И у последней роковой межи

Последнее «прощай» земле скажи... [13, с. 58]

Поэт нашел в себе веру и смелость описать глубины пластов человеческой нравственности, боль и трагедию народа, к которому он принадлежал. В этом смысле фраза «Ни одного слова без одобрения души не напишу» [7, с. 43] как нельзя лучше отражает переход его от поэзии воспевания к лирике рассудка и разума, к открытию человеческой нравственности.

Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, характеризуя нравственно-воспитательное значение творчества Мамеда Араза, заметил: «Безустанно творя во имя нравственной эволюции азербайджанской

238

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

нации, морально-эстетического и духовно-культурного воспитания нашей молодежи, поэт внес неоценимый вклад в нашу национальную поэзию, имеющую древнюю историю и богатые традиции»1.

Знакомство с богатым педагогическим наследием и творчеством поэта убеждает нас в том, что в процессе воспитания личности формирование ее нравственности играет важную роль. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в гражданских проявлениях, играх и т.д.

Исследование роли и значения педагогического наследия и творчества Мамеда Араза в морально-нравственном воспитании личности позволяет выявить его огромный вклад в историю школьной и педагогической мысли, обогатить педагогическую науку, которые способствуют улучшению воспитательной работы среди молодежи. Однако творчество поэта не рассмотрено с точки зрения системного изучения его педагогических и методических взглядов в области морально-нравственного и духовно-культурного воспитания молодых, что составляет основу нашего исследования. К анализу привлечены отдельные поэтические образцы поэта, написанные в разное время, составившие содержание его поэтических сборников, отражающие нормы нравственных качеств человека и берущие свое начало из древних корней азербайджанского народа.

Так, стержневую линию в произведении «Книга отца моего» составляют поэтическое открытие бесконечных пластов человеческой нравственности, активная гражданская позиция и современность, всестороннее представление судьбы азербайджанской нации. В поэме с искренней сыновней любовью поэт пишет о героическом пути своих отцов и дедов, что дало возможность академику И. Габиббейли констатировать мысль, что «это самый поэтический дастан (баллада), написанный о национальном единстве, пристрастии Родины и постижении нравственной высоты человеком» [15, с. 28].

Названное произведение - картина о том, как человек начинает свою жизнь в семье; то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, отношением к своим родителям и окружающей среде. Основу данного воспитания составляет борьба человека за единство страны, владение ее духовно-культурным наследием.

Таким образом, любовь к жизни, к судьбам соотечественников проходит через все творчество Мамеда Араза. Его педагогическое наследие и творчество проникнуты критериями духовно-нравственного смысла и значения, так необходимыми для воспитания молодого поколения.

Список литературы

1. Адорно, Т. В. Проблемы философии морали / Т. В. Адорно ; пер. с нем.

М. Л. Хорькова. - М. : Республика, 2000. - 239 с.

1 URL: www.mamedaraz@.az.

Humanities. Pedagogy

239

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

2. Гусейнзаде, Р. Программа по педагогике / Р. Гусейнзаде. - Баку : Типография АГПУ, 2010. - 73 с.

3. Закон Азербайджанской Республики об образовании от 19 июня 2009 г. // Азербайджан. - 2009. - 20 июня. - № 132 (5236).

4. Талыбов, Я. Проблемы нравственного воспитания молодежи / Я. Талыбов, Ф. Садигов, С. Гулиев. - Баку : Унсийят (Общение), 1998. - 152 с.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1993. -955 с.

6. Баташев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. - 2008. - № 9. - С. 10-13.

7. Мамед, А. Книга отца моего / А. Мамед. - М. : Советский писатель, 1983. - 160 с.

8. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

9. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - М. : Библиополис, 2008. - 365 с.

10. Гармаев, А. Этапы нравственного развития / А. Гармаев. - Волгоград : Офсет, 1998. - 123 с.

11. Мамед, А. Каменный орел / А. Мамед. - М. : Советский писатель, 1975. - 110 с.

12. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. -М. : Институт прикладной психологии, 2001. - 511 с.

13. Мамед, А. Крылатые скалы / А. Мамед. - Баку : Язычы, 1981. - 202 с.

14. Габиббейли, И. Народный поэт Мамед Араз / И. Габиббейли. - Баку : Азер-нешр, 1999. - 160 с.

References

1. Adorno T. V. Problemy filosofii morali: per. s nem. M. L. Khor’kova [Problems of moral philosophy: translation from German by M. L. Khorkov]. Moscow: Respublika, 2000, 239 p.

2. Guseynzade R. Programma po pedagogike [Educational program]. Baku: Tipografiya AGPU, 2010, 73 p.

3. Azerbaydzhan. [Azerbaijan]. 2009, 20 june, no. 132 (5236).

4. Talybov Ya., Sadigov F., Guliev S. Problemy nravstvennogo vospitaniya molodezhi [Problem of moral education of youth]. Baku: Unsiyyat (Obshchenie), 1998, 152 p.

5. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, 1993, 955 p.

6. Bagashev A. Vospitanie shkol’nikov [Fostering of school children]. 2008, no. 9, pp. 10-13.

7. Mamed A. Kniga ottsa moego [The book of my father]. Moscow: Sovetskiy pisatel', 1983, 160 p.

8. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of personality]. Moscow: Izd-vo MGU, 1983, 284 p.

9. Il'in I. A. Put’ dukhovnogo obnovleniya [Path of spiritual renovation]. Moscow: Bib-liopolis, 2008, 365 p.

10. Garmaev A. Etapy nravstvennogo razvitiya [Stages of moral development]. Volgograd: Ofset, 1998, 123 p.

11. Mamed A. Kamennyy orel [Stone eagle]. Moscow: Sovetskiy pisatel', 1975, 110 p.

12. Sobchik L. N. Vvedenie vpsikhologiyu individual’nosti [Introduction into psychology of individuality]. Moscow: Institut prikladnoy psikhologii, 2001, 511 p.

13. Mamed A. Krylatye skaly [Winged rocks]. Baku: Yazychy, 1981, 202 p.

14. Gabibbeyli I. Narodnyy poet Mamed Araz [People’s poet Mamed Araz]. Baku: Azer-neshr, 1999, 160 p.

240

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Ахмедова Мехпара Кямран кызы преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Нахичеванский государственный университет (Азербайджан, Нахичеванская Автономная Республика, г. Нахичевань, Университетский городок)

E-mail: mehbare69@gmail.ru

Akhmedova Mekhpara Kyamran kyzy Lecturer, sub-department of pedagogy and psychology, Nakhichevan State University

(University campus, Nakhichevan, Nakhichevan Autonomous Republic, Azerbaijan)

УДК 37.017.924 Ахмедова, М. К. кызы

Формирование и развитие морально-нравственных качеств обучающихся на основе изучения педагогического наследия и творчества Мамеда Араза / М. К. кызы Ахмедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (33). -

С.231-241.

Humanities. Pedagogy

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.