В.И. Долгова, Ч. Ибрагимов
УДК 151.8 ББК 88.56
В.И. Долгова, Ч. Ибрагимов
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИй: кросскультурное ИССЛЕДОВАНИЕ
В статье представлен опыт кросскультурного исследования инновационных психологопедагогических технологий формирования конструктивных детско-родительских отношений в школе Республики Азербайджан. использованы теоретические методы исследования (анализ литературы, моделирование, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, опрос, коррекция детско-родительских отношений). названы этапы, цели и формы работы, показаны результаты и планы.
Ключевые слова: подросток, родители, кросскультурное исследование, инновационные психолого-педагогические технологии, конструктивные детско-родительские отношения, це-леполагание, моделирование, наблюдение, опрос, коррекция.
V.I. Dolgova, Ch. Ibragimov
FORMATION OF CONSTRUCTIVE PARENT-CHILD RELATIONSHIP: CROSS-CULTURAL RESEACH
The article describes the experience of cross-cultural studies of innovative psycho-pedagogical technology of forming a parent-child relationship in the school of the Republic of Azerbaijan. Theoretical methods of research (literature analysis, simulation, synthesis) and empirical methods (observation, survey, correction of parent-child relationship) are used. Steps, objectives and forms of work, shows the results and plans are outlined.
Key words: teenager, parents, cross-cultural research, innovative psychological and pedagogical technologies, constructive parent-child relationships, goal setting, modeling. observation, survey, correction.
Изучение методологических проблем воспитания в Азербайджане в современный период [5], опыта Азербайджанской Республики по реализации социальных функций образования в условиях модернизации [7] и тенденций развития культуры и образования на постсоветском пространстве [3] убедило нас в актуальности исследования процессов использования инновационных психолого-педагогических технологий формирования конструктивных детскородительских отношений с подростками. Актуальность проблемы подчеркивается еще и тем, что именно в подростковом возрасте совершается активное, интенсивное физиологическое, физическое формирование и развитие человека, а кризис подросткового возраста наиболее продолжительный в сравнении
с иными возрастными упадками и кризисами. Физиологическая, психическая, социальное развитие подростка проходит весьма стремительно, очень бурно. Физиологические процессы увеличивают эмоциональную возбудимость подростка. В подростковым периоде становится объектом волнения подростка сексуальное, половое влечение и тяготение. В семье подростка возникают частые конфликты, нередкие инциденты. Конфликты, инциденты подростков с отцом и с матерью появляются в большинстве случаев по поводу учебной деятельности и по поводу общения. Факторами возникновения и развития таких конфликтов могут стать типы внутрисемейных взаимоотношений [6].
Типы детско-родительских отношений могут быть гармоничными и дис-
гармоничными. Со стороны родителей может проявляться как гиперпротекция (гиперопека) - высокое попечительство и надзор, заинтересованность, интерес к делам ребёнка, которая на развитии, самодостаточности, самостоятельности ребенка негативно сказывается отрицательно; так и гипопротекция (гипоопека) - дефицит интереса, контроля, заботы со страны отца с матерью, в такой семье дети преждевременно обретают самостоятельность и независимость. Сочетание различных стилей в одной семье ведет к противоречивому, двойственному воспитанию [4]. Экстремальный вид воспитания - развитие и воспитание за пределами семьи.
Типы семьи, семейные отношения играют особую роль в поведении подростков. Подростки из полных семей более позитивно относятся к себе. Подростку из неполной семьи чаще характерно конфликтное поведение, самоуничижение, внутренняя напряжённость и общий негативный эмоциональный фон самоотношения и взаимоотношений с окружающими. Подростки из неполных семей чаще отличаются конфликтностью, эмоциональной нестабильностью, недостаточными тёплыми доверительными отношениями [8].
Кросс-культурное исследование выполнялось в соответствии с условиями современной методологии и проводилось поэтапно в период с 2013 по 2015 гг.
1. Поисково-подготовительный (определялась проблема исследования, изучалась степень её разработанности).
2. Теоретический этап (теоретическое изучение проблемы исследования).
3. Опытно-экспериментальный (проходили констатирующий и формирующий эксперименты).
4. Контрольно-обобщающий (анализировались приобретённые сведения, формулировались методические советы, рекомендации).
В исследовании принимали участие 40 учеников 9 «б» и 9 «а» классов школы № 167 г. Баку, Республики Азербайджан и их родители. В работе применялись теоретические методы исследования -анализ литературы, моделирование,
обобщение и эмпирические методы -наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, методы и приемы коррекции детско-родительских отношений.
В процессе моделирования процессов формирования конструктивных детско-родительских отношений с подростками было построено соответствующее Дерево целей.
Генеральная цель: теоретически
обосновать и экспериментально проверить, как формируются конструктивные детско-родительские отношения с подростками.
1. Изучить теоретические предпосылки формирования конструктивных детско-родительских отношений с подростками.
1.1. Изучить феноменологию межличностных отношений.
1.2. Изучить феноменологию детскородительских отношений.
2. Изучить особенности, которые характеризуют конструктивные детскородительские отношения с подростками в Азербайджане.
2.1. Изучение методологических проблемы воспитания в Азербайджане на современном этапе.
2.2. Изучить опыт Азербайджанской Республики по реализации семейного воспитания.
2.3. Обосновать значимость формирования конструктивных детскородительских отношений с детьми-подростками.
3. Разработать модель формирования конструктивных детско-родительских отношений с подростками.
3.1. Изучить сущность метода моделирования в психолого-педагогических исследованиях.
3.2. Определить содержание когнитивного, ценностно-мотивационного и деятельностного компонентов формирования конструктивных детско-родительских отношений с подростками.
3.3. Разработать характеристику элементов, составляющих конструктивные детско-родительские отношения с подростками.
4. Отобрать методы экспериментального исследования формирования кон-
Формирование конструктивных детско-родительских отношений: кросскУльтурное исследование
Ю
В.И. Долгова, Ч. Ибрагимов
(О
структивных детско-родительских отношений с подростками.
4.1. Разработать критерии, показатели и уровни формирования конструктивных детско-родительских отношений с подростками.
4.2. Составить программы наблюдения за особенностями детскородительских отношений с подростками.
4.3. Подобрать диагностические процедуры для исследования формирования конструктивных детско-родительских отношений с подростками.
5. Экспериментально исследовать формирование конструктивных детскородительских отношений с подростками.
5.1. Провести констатирующий эксперимент с целью выявления влияния конфликтов на детско-родительские отношения с подростками.
5.2. Разработать и апробировать программу формирования конструктивных детско-родительских отношений с подростками.
5.3. Проанализировать результаты формирующего эксперимента и составить соответствующие рекомендации.
Затем была модель формирования конструктивных детско-родительских отношений в семье с детьми подростками, решающая задачи этого Дерева целей.
На первом (диагностическом) и завершающем (аналитическом) этапах проходила диагностика в процессе наблюдения и опроса.
Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей с подростками было организована на так называемом формирующем этапе.
На этом этапе проводилась групповая работа:
• с подростками с целью формирования способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей;
• с родителями с целью гармонизации межличностных отношений в семье, и повышения психолого-педагогической грамотности родителей;
• совместная групповая работа подростков и родителей с целью изменения родительских установок и позиций, обу-
чения родителей и подростков новым формам общения друг с другом, оптимизации детско-родительских отношений, выработки адекватного представления о детских возможностях и потребностях.
Психологическая помощь осуществлялась в разных форматах - индивидуальном и групповом. Но преимуществом психологической работы в группе было то, что групповой опыт противодействовал отчуждению. В группах проводились игры - эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, творческие игры, подвижные игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры.
Игры помогли подросткам в формировании способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитию мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Групповая работа с родителями способствовала гармонизации общения в семье и позитивным межличностным отношениям в семье, повышала психологопедагогическую грамотность родителей.
В процессе совместной групповой работы подростков и родителей постепенно изменялись родительские установки и позиции, осваивались новые формы общения.
С помощью методов наблюдения и опроса ознакомились с семьями подростков, непосредственно с детьми и их родителями. Методы наблюдения и опрос дали нам возможность выявить характер детско-родительских отношений [10]. Игры, упражнения, тренинги позволили нам выявить эмоциональные оценки детьми взрослых, их представление об отношении со стороны членов семьи, позволили увидеть эмоциональное самочувствие ребёнка в семье. Формирование и развитие моральных качеств и духовно-нравственных ценностей обучающихся было организовано на основе изучения педагогического наследия и творчества Мамеда Араза [1] и Зияддина Геюшева [2] и в условиях религиозной свободы и религиозного развития в Азербайджане [9].
В процессе исследования выявились трудности в поведении детей, связанные с замкнутостью 8 человек (20 %) и
страхом - 4 (10 %), неумением общаться со сверстниками - 6 человек (15 %), агрессией, конфликтностью - 6 человек (15 %).
Распределение показателей личностных особенностей подростков 9 «б» класса по 10 признакам выявило следующую типологию: экстраверт (24), интроверт (16), добрый (33), злой (7), властный (24), подчиненный (16), альтруист (23), эгоист (17), материалист (28), идеалист (12). После формирующего этапа подростки класса 9 «б» стали увереннее, общительнее и добрее.
Распределение показателей личностных особенностей подростков 9 «а» класса по 10 признакам выявило типологию: экстраверт (20), интроверт (20), добрый (22), злой (18), властный (21), подчиненный (19), альтруист (24), эгоист (16), материалист (18), идеалист (22). После формирующего этапа подростки класса 9 «а» также стали более уверенными, открытыми для общения, добрыми.
Сравнение показателей личностных особенностей подростков 9 «б» и 9 «а» классов показало, что экстравертных, добрых, властных подростков в классе 9 «б» заметно выросло, а в классе 9 «а» подростков-альтуристов стало меньше.
Распределение показателей стилей родительского воспитания в семье класса 9 «б»: авторитетный (демократический) стиль поведения (10), Авторитарный стиль поведения (5), либеральный (потакающий) стиль (3), безразличный (индифферентный) стиль (2).
Распределение показателей стилей родительского воспитания в семье класса 9 «а»: авторитетный (демократический) стиль поведения (8), авторитарный стиль поведения (7), либеральный (потакающий) стиль (2), безразличный (индифферентный) стиль (3).
Сравнение стилей родительского воспитания в классах 9 «б» и 9 «а» показало, что в классе 9 «б» большинство родителей придерживаются авторитетного (демократического) стиля воспитания, а классе в 9 «а» авторитарого стилья воспитания.
После формирующего эксперимента повысилась мотивация к достижению
позитивных жизненных целей у подростков, показатели личностных особенностей подростков экспериментальной группы (класс 9 «б») повысились по позициям общительность, доброта, альтруизм. Повысилась психологопедагогическая грамотность родителей подростков. Родители и подростки стали положительно относиться к новым формам общения друг с другом. У родителей сформировались более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.
Родители авторитетных семей более добрые, эмпатичные, проявляют симпатию и уважение к своему подростку. Подростки из авторитетных семей более уверены в себе, более инициативны, открыты, общительны. У подростков из авторитетных семей хорошо развиты самоконтроль поведения, они умеют устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Авторитетные семьи показывают высокий уровень взаимодействия с подростками. У родителей в авторитетных семьях выражены близость к подростку, средняя строгость и требовательность, присутствует сотрудничество, существует близость между всеми членами семьи и удовлетворённость отношениями с подростком (17семей - 42,5%).
Авторитарные родители ограничивают поведение подростка. В авторитарных семьях подростки фактически лишены независимости действия. Подростки из авторитарных семей замкнуты, раздражительны, трудно устанавливают отношения со сверстниками. Для подростков из таких семей характерна заниженная самооценка. Авторитарные семьи показывают средний и низкий уровни взаимодействия со своим подростком. Выражены контроль, повышенная требовательность, отсутствие сотрудничества и неудовлетворённость отношениями с подростком (9 семей - 22,5 %).
Родители либеральных семей не требуют ответственности, самоконтроля от подростка, недостаточно контролируют поведение своих подростков, не обращают внимание на агрессии, конфликтности подростка. Подростки часто проявляют себя агрессивно по отношению
Формирование конструктивных детско-родительских отношений: кросскУльтурное исследование
->1
В.И. Долгова, Ч. Ибрагимов
00
к окружающим, имеют высокую самооценку. В таких семьях отсутствует последовательность в воспитании подростка, присутствует мягкость (8 семей - 20%).
Родители безразличных семей равнодушно относятся к своим подросткам. Их дети выделялись проблематичным поведением, враждебностью к окружающим. Безразличные семьи отличались невысокой степенью контроля и прохладными взаимоотношениями между членами семьи (6 семей - 15%).
Проведенные игры и упражнения позволили родителям более спокойно, внимательно и последовательно относиться к подростку, а у подростков повысились уверенность в себе, самооценка, самостоятельность. После проведения совместных групповых занятий значительно поменялись детско-родительские отношения, улучшилось межличностное взаимодействие и общение родителей и детей. Подростки смогли почувствовать родительскую поддержку, а родители увидели своих подростков более уверенными и жизнерадостными.
Таким образом, целенаправленное формирование конструктивных детскородительских отношений в семье с детьми-подростками помогло родителям
в гармонизации межличностных отношений в семье, повысило психологопедагогическую грамотность родителей. Помогло оно и подросткам в формировании способностей самопознания, саморазвития и самореализации, развития мотивов достижения позитивной жизненной цели. Изменило родительские установки и позиции, содействовало освоению родителями и подростками новых форм общения друг с другом, оптимизации детско-родительских отношений, выработке адекватных представлений о детских возможностях и потребностях.
Проведенное исследование показало, что в процессе формирования конструктивных детско-родительских отношений в семье с детьми подростками надо учитывать особенности личности родителей и форм их поведения; эмоционально-нравственную атмосферу в семье; психолого-педагогическую компетентность родителей и уровень их образования; средства воспитательного воздействия от наказаний до поощрений; степень включенности подростка в жизнедеятельность семьи; актуальные потребности подростка и степень их удовлетворения.
Библиографический список
1. Ахмедова, М.К. Формирование и развитие морально-нравственных качеств обучающихся на основе изучения педагогического наследия и творчества Мамеда Араза [Текст] / М.К. Ахмедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (33). -С.231-241.
2. Гасанов, Р. Духовно-нравственные ценности в этических взглядах Зияддина Геюшева [Текст] / Р. Гасанов // Гилея: научный вестник. - 2015. - № 92. - С. 218-221.
3. Горшкова, В.В. Тенденции развития культуры и образования на постсоветском пространстве [Текст] / В.В. Горшкова, С.С. Лебедева, В.А. Писанко // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 3 (44). - С. 196-198.
4. Железняк, С.В. Особенности воспитания подростка в семье [Текст] / С.В. Железняк // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 2. - № 40. - С. 175-178.
5. Заманова, М.А. Изучение методологических проблем воспитания в Азербайджане в современный период [Текст] / М.А. Заманова // Педагогические науки. 2009. - № 1. - С. 15-19.
6. Куташов, В.А. Психологическй анализ проблем современных конфликтов в сфере родительскодетских взаимоотношений подростка [Текст] / В.А. Куташов, Л.С. Немых, Е.Н. Ласкина // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2016. - Т. 19. - № 1. - С. 47-51.
7. Лебедева, С.С. Реализация социальных функций образования на постсоветском пространстве в условиях модернизации (обзор опыта Азербайджанской Республики и Республики Казахстан [Текст] / С.С. Лебедева, С.М. Безух, Е.А. Куликова // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. -№ 3 (7). - С. 62-72.
8. Лодыгина, И.А. Изучение особенностей взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях [Электронный ресурс] / И.А. Лодыгина, Т.И. Митичева // Nauka-Rastudent.ru. - 2016. - № 2 (26). - С. 15. - Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/26/3199/
9. Музаффарли (Иманов), Н. Религиозная свобода и религиозное развитие в Азербайджане [Текст] / Н. Музаффарли (Иманов) // Кавказ и глобализация. - 2008. - Т. 2. - № 3. - С. 99-113.
10. Соколова, А.П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями [Текст] / А.П. Соколова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2016. -№ 1. - С. 112-116.
References
1. Akhmedova M.K. Formation and development of the moral qualities of students through the study of the pedagogical heritage and creativity of Mammad Araz. Izvestia vysshikh uchebnykh zavedenii Volzhskogo regiona. Humanitarian sciences. № 1, 2015. (33). P. 231-241. [in Russian].
2. Gasanov R. Spiritual and moral values in ethical views Ziyaddin Geyusheva Gilea. Nauchnyi vestnik. 2015. № 92. P. 218-221. [in Russian].
3. Gorshkova V.V., Lebedeva S.S., Pisanko V.A. Trends in the development of culture and education in the former Soviet Union. Vestnik Orlolskogo gosudarsvennogo universiteta. Seria: Novyie gumanitarnyie issledo-vania. 2015. № 3 (44). P 196-198. [in Russian].
4. Zhelezniak S.V. Features of education of the teenager in family. NovaInfo.Ru. 2016. T. 2. № 40. P 175178. [in Russian].
5. Zamanova M.A. Study of methodological problems of education in Azerbaijan in modern period. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 1. P 15-19. [in Russian].
6. Kutashov V.A., Nemych Л.С., L.S., Laskina E.N. Psychological analysis of the problems of contemporary conflicts in parent-child relationships teen Prikladnyie informatsionnyie aspecty mediciny. 2016. T. 19. № 1. P 47-51. [in Russian].
7. Lebedeva S.S., Bezuh S.M., Kulikova E.A. The implementation of the social functions of education in the post-Soviet space in terms of modernization (review of the experience of the Azerbaijan Republic and the Republic of Kazakhstan. Nepreryvnoie onrazovanieXXIvek. 2014. № 3 (7), P. 62-72. [in Russian].
8. Lodygina I.A., Miticheva T.I. The study of the relationship of parents with teenage children in complete and incomplete families. Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 2. P 15. [in Russian].
9. Muzaffarli (Imanov) H. Religious freedom and religious development in Azerbaijan. Kavkazs i Global-izatsiya. 2008. T. 2. № 3. P. 99-113. [in Russian].
10. Sokolova A.P Psychological difficulties in relationships with parents of adolescents. Vestnik Taganrog-skogogosudarstvennogopedagogicheskogo instituta. 2016. № 1. P 112-116. [in Russian].
Сведения об авторах:
Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Ибрагимов Чингиз али Оглы,
магистрант факультета психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Член Союза писателей Республики Азербайджан.
E-mail: [email protected]
Information about the authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Cinqiz Ibrahimov,
Master student, Psychology Department, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
Member of the Union of Writers of the Republic of Azerbaijan E-mail: [email protected]
Формирование конструктивных детско-родительских отношений: кросскУльтурное исследование
(О