УДК 316.6
Санникова Анна Илларионовна
доктор педагогических наук, проректор по управлению качеством образования, профессор кафедры социальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета natalya@mail.ru
Редькина Наталья Владимировна
магистрант факультета правового и
социально-педагогического образования
Пермского государственного
гуманитарно-педагогического
университета
natalya@mail.ru
Девиантное поведение
ПОДРОСТКА КАК СЛЕДСТВИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Anna I. Sannikova
Vice-rector for education quality management, Doctor of Education, Professor Department of Social Pedagogy Perm State Humanitarian Pedagogical University natalya@mail.ru
Natalia V. Redkina
graduate student of the Faculty of legal and socio-pedagogical education Perm State Humanities and Education University natalya@mail.ru
Deviant behavior of
ADOLESCENTS AS A CONSEQUENCE OF CONFLICT SITUATIONS IN THE PARENT-CHILD RELATIONSHIP
Аннотация. Согласно исследованиям современных ученых, проблема организации сопровождения семьи рассматривается с точки зрения комплексного подхода. В статье девиантное поведение подростка представлено как следствие конфликтных ситуаций в детскородительских отношениях. Авторами был проведен анализ современных психологических, педагогических и социологических исследований, посвященных детско-родительским отношениям, выявлены основные факторы отклонений в психосоциальном развитии ребенка. Обозначена актуальность комплексного сопровождения семьи как механизма предупреждения конфликтных ситуаций в детскородительских отношениях и девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, детско-родительские отношения, конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях, комплексное сопровождение семей.
Annotation. According to research by modern scholars, the problem of the organization of family support is considered from the point of view of an integrated approach. The article presents a teenage deviant behavior as a result of conflicts in the parent-child relationship. The authors analyzed the modern psychological, pedagogical and sociological studies of parent-child relationship, the main factors of deviations in the psychosocial development of the child. Denotes the relevance of complex support the family as a mechanism for the prevention of conflicts in the parent-child relationship and deviant behavior among adolescents.
Keywords: deviant behavior, parent-child
relationships, conflict situations in parent-child relations, integrated support for families.
Процессы, происходившие в период со второй половины XX века до начала XXI века, повлекли изменения многих ценностей и идеалов человечества, и это, в первую очередь, отразилось на институте семьи. Снижение внимания общества к проблемам воспитания подрастающего поколения привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых особо выделяются: ранее материнство и внебрачные дети, насилие над детьми в семье, социальное
сиротство, разрушение семей. Сюда относится и нарастание комплекса социальных проблем, содержанием которых выступает девиантное поведение (отгоняющееся от общепринятых норм: преступность, наркомания, проституция, суицид, алкоголизм, бродяжничество и т.д.). Эти проблемы носят характер, угрожающий социальной стабильности общества. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социаль-
251
ных и демографических групп, необходимо отметить, что эти процессы не обошли стороной и подростков.
В связи с тем, что внутри семьи всем происходящим социально-экономическим изменениям, прежде всего, подвержены дети, при этом современные семьи чаще находятся в трудной жизненной ситуации, а также с учетом роста девиаций (особенно в подростковой среде), мы считаем актуальным теоретическую разработку и создание практических технологий комплексного сопровождения семей по предупреждению и преодолению конфликтных ситуаций в детскородительских отношениях как фактора девиантного поведения подростков.
Анализ современной литературы по проблеме исследования показал, что в психологии и педагогике высок интерес к изучению роли семейных факторов в развитии личности ребенка и его эмоционально-личностных нарушений. В исследованиях содержится характеристика современной семьи и ее воспитательного потенциала (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, ВБ. Коробкова, Т.А. Маркова, ВБ. Титаренко, Я.А. Ярцимович и др.); различные типологии семей (О. А. Карабанова, О. А.. Квиткин, ЕА. Яичко, ВБ. Торохтий и др.). В своем исследовании мы опираемся на типологию, выделенную ВБ. Торохтием по нескольким признакам [4]. Так, по составу отмечают неполные, нуклеарные и семьи повторного брака; по структуре: семьи с одной брачной парой и детьми, с матерью (отцом) с детьми; по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучные, неблагополучные, педагогически слабые, дезорганизованные семьи, что позволяет нам определить круг нашего исследования.
Исследователями выявлено, что обстановка в семье является наиболее важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка, кроме того, именно семья формирует жизненные ценности ребенка. Авторы отмечают, что семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора воспитания (М.И. Буянов). Здесь положительное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме его близких родственников (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не относится к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся столько о нем. При этом, по мнению МБ. Буянова, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько может сделать семья. Также в исследованиях установлено, что дети раннего возраста, которые еще не могут совершать действия, эмоционально откликаются на негативную ситуацию в семье: громкие крики, плач, агрессивные интонации (С.Д. Арзуманян). Длительное пребывание ребенка в конфликтной семье приводит к формированию у него конфликтности, агрессивности, озлобленности как черт характера (А.И. Кочетов). Отсюда следует, что существует прямая зависимость между эмоциональной обстановкой в семье и дальнейшим благополучием ребенка.
В исследованиях, посвященных детско-родительским отношениям, рассматриваются закономерно-
сти становления детско-родительских отношений, а также структура и развитие семьи, развитие личности подростка в контексте семьи, поддерживающие, развивающие и патологическиие варианты влияния семьи на его развитие (АБ. Спиваковская, А.Я. Варга, ВБ. Столин, АБ. Личко и др.). Рядом исследователей родительские отношения определяются как устойчивая система взаимоотношений родителей и ребенка (ВБ. Волков, АБ. Варга, ВБ.. Столин, М. Земек). Так, например, М. Земек отмечает, что девиантное поведение, агрессивность, непослушание, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты - все это как черты личности ребенка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.
Существуют различные подходы к классификации стилей семейного воспитания. Традиционно выделяют демократический, авторитарный, попустительский стили и гиперопеку. Исследователи отмечают, что авторитарный стиль формирует у ребенка пассивность и агрессивность, как следствие, -ребенок становится тираном (подобно родителю) и лицемером. Г иперопека рождает, с одной стороны, отсутствие самостоятельности, ведомость; с другой стороны - эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность. Особенно, на наш взгляд, интересны следующие стили семейного воспитания из классификаций предложенных авторами: семья с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям (Г.П. Бочкарева, в основе классификации содержание переживаний ребенка); 1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов, способствующие появлению трудных детей, 2) Конфликтные семьи, где, как следствие, дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно (Б.Н. Алмазов, в основе - неблагополучие семей).
Таким образом, родители в жизни ребенка играют весьма значительную роль. Ребенок стремится быть похожим на мать и отца. Частые конфликты в семье, в свою очередь, разрушают психику ребенка, приводя к отклонениям в поведении, таким как преступность, бродяжничество и др. Следовательно, все вышеизложенное лишь подтверждает нашу точку зрения о мощном влиянии семьи (типа семьи, стиля семейного воспитания, эмоционального состояния внутри семьи) на формирование у подростка просоциальнбого или асоциального, а порою и антисоциального поведения.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в подростковом возрасте важен процесс усвоения социальных норм и отношений, овладение способами вхождения в социальную среду (А. Г. Ковалев, В А. Крутецкий, ЛБ. Мардаха-ев, АБ. Мудрик, ФА. Мустаева, В А. Никитина, ДБ. Фельдштейн, ДБ. Эльконин др.).
Авторы исследований выделяют также несколько наиболее ярких интересов подростков, которые определяются «доминантами» (ЛБ. Выготский). К ним относятся: «эгоистическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);
252
«доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) [1].
В свете исследуемой нами проблемы такой подход представляется продуктивным, т.к. зачастую объясняет противостояние подростка всему, что его окружает: жизненному укладу, семейным традициям и воспитательному авторитету, следствием чего часто являются конфликтные ситуации между детьми и их родителями.
Процесс социализации подростка в норме протекает как усвоение им образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Однако в протекании данного процесса возможны сбои и отклонения. Следствием недостатков социализации является так называемое девиантное поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [3].
Проблема формирования у подростков отклоняющегося поведения в настоящее время широко рассматривается в психологических, педагогических и социологических исследованиях. Авторы исследуют психологию отклоняющегося поведения подростков, а именно феноменологию данного явления, классификацию видов, механизмы детерминации и функционирования, методы социально-психологической превенции и интервенции (Е.В. Змановская). Изучают школьную неуспеваемость детей и ее связь с отклоняющимся социальным развитием, а также проблемы социально-педагогической работы с «трудными детьми» (С.А. Беличева). В исследованиях анализируются девиации как социальнопедагогическая проблема: их предпосылки и причины, типология девиаций (М.А. Галагузова), вскрываются причины отклонений от психической нормы и акцентуации характера, а также социально-психологические условия нарушений развития личности подростков (роль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками).
Исследователи выделяют такие формы отклоняющегося поведения, которые свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными развитием подростка и интересами общества. К такого рода девиациям авторы относят: пьянство и алкоголизм (И.С. Кон), наркоманию и токсикоманию (С.В. Березин, Н.А. Сирота), агрессивное поведение (А. Бандура, А. Басс, К. Лоренц, 3. Фрейд), суицидальное поведение (Ю.Р. Вагин, Ю. Поляков), преступность (А.Е. Личко, А. А. Реан, ЛЬ. Шнейдер) и бродяжничество (г.Беккер, А.Е. Личко, Р.Мертон,), проституцию, психические расстройства (М.И. Буянов, К.Леонгард, А.Е. Личко).
Исходя из анализа исследований по проблеме предупреждения и преодоления девиантного
поведения в подростковом возрасте, а также собственного опыта работы в условиях городского Центра психолого-медико-социального сопровождения, мы пришли к выводу, что определенные формы девиантного поведения подростков (агрессивное поведение, бродяжничество, преступность несовершеннослетних и др.) часто являются следствием нарушения взаимоотношений в семье.
Анализ практики проведения мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций между гражданами показал, что за 2011-2012 гг. число конфликтных ситуаций в семье с участием подростков составило 10 % от общего числа обращений. Причем все конфликтные ситуации в семье имели своей причиной девиации в поведении подростков.
Характеризуя конфликтные ситуации в семье, условно мы разделили их на несколько групп по определенным признакам. Так, по степени вовлеченности членов семьи в конфликтные ситуации нами выделены: конфликты «сын-мать» -
34.6 % от числа случаев в семьях; «дочь-мать» -
25.6 %, «дочь-отец» - 7,7 %, «сын-отец» - 6,4 %, кроме того, 16,8 % - «подросток - иной родственник» (в основном, причинами конфликта с родственниками являются кражи подростками их имущества). Это позволяет нам сделать вывод о том, что конфликтные ситуации между детьми и их отцами возникают значительно реже, чем конфликты с матерью. Вероятной причиной чего может являться, с одной стороны, низкий уровень активности отцов в воспитании детей. А с другой стороны, вероятной причиной низкой конфликтогенности может выступать заметно отличающийся от материнского, менее опекающий подход отца к воспитанию подростка.
Другим признаком, характеризующим конфликтные ситуации в семье, мы определили число ее участников: «подросток и один родитель» - 74,3 % от общего числа конфликтов в семье; «подросток и оба родителя, или все члены семьи» - 8,9 %, «подросток - иной родственник» - 16,8 %.
Представленные данные позволяют утверждать, что такая статистика обусловлена рядом факторов. Прежде всего, личностным фактором, связанным с возрастными особенностями подросткового периода и способностью подростка к саморегулированию своего поведения. Обусловлена она также социально-психологическим фактором, раскрывающим неблагоприятные последствия конфликтного взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье и возникающей в этом случае разницей в ценностных ориентациях подростка и родителя, а также личностных ценностных ориентациях подростка и ценностей семьи в целом. И, наконец, социально-педагогическим фактором, заключающемся в низком воспитательном потенциале семьи.
Обобщая результаты анализа теории и практики, отметим, что конфликтные ситуации в семье часто непосредственно связаны с девиантным поведением подростка. Однако правомерно так-
253
же сделать также вывод о том, что девиантное поведение подростков является прямым следствием семейных конфликтов, а также о необходимости оказания комплексной помощи семье по предупреждению конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях.
Анализ нашего опыта работы позволяет предположить, что посредством организации комплексного сопровождения семьи, направленного на снижение напряженности детско-родительских отношений и позитивное разрешение конфликтных ситуаций, возможно профилактировать девиантное поведение подростков.
Следует отметить, что в современной психологопедагогической и социально-педагогической
теории и практике данное направление представлено явно недостаточно. Задачи социального и социально-психологического сопровождения таких ситуаций семейного воспитания рассматриваются не системно, преобладает в основном описательный, феноменологический подход. Наблюдается явное противоречие между потребностью в конкретных технологиях комплексного сопровождения семьи с нарушением детско-родительских отношений в целях профилактики девиантного поведения подростков.
В теоретических исследованиях содержание термина «сопровождение» определяется в зависимости от решаемых задач в социальной педагогике, психологии, социальной работе. По мнению ученых, под сопровождением понимается взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого [2].
Литература:
1. Выготский Л.С. Психология детского возраста (1930) // Выготский Л.С. Психология. М. : Экс-мо-пресс, 2000.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.М. Ши-пицыной. СПб. : Речь, 2003.
3. Радугин А.А. Социология. Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. М. : Центр, 1997.
4. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М. : ЦСП РАО, 1996.
Идее комплексного сопровождения семьи в процессе социализации посвящены исследования AM. Битяновой, И .В. Дубровской, Е.И. Казаковой, ОБ. Плешаковой, Е.И. Рогова и др. Авторы определяют сопровождение как комплексный метод, в основе которого можно выделить несколько этапов: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о проблеме и путях ее решения; обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Опираясь на данный подход, мы предполагаем разработать технологию профилактики девиантного поведения подростков с помощью комплексного сопровождения семей с нарушением детскородительских отношений как процесс, ориентированный на будущее и настоящее семьи, на использование ее воспитательного потенциала, создание комплекса условий для полноценного семейного воспитания, опору на сильные стороны и качества каждого ее участника.
Актуальность поиска новых моделей предупреждения и преодоления у подростков формирования девиантного поведения через развитие позитивных детско-родительских отношений, предполагающих опору на семейные ценности и ценности каждого члена семьи, повышение педагогической культуры родителей и учет возрастных особенностей подростка обуславливает необходимость перехода от частного описания ситуаций к разработке конкретной технологии, от воздействия к взаимодействию, от краткосрочного сопровождения к комплексному и более эффективному сопровождению семейного воспитания.
Literature:
1. Vygotsky L.S. Psychology of Childhood (1930) // Vygotsky L.S. Psychology. M. : Eksmo Press, 2000.
2. Comprehensive support for preschool children: Proc. Benefit / ed. L.M. Shipitsyna. SPb. : Rech, 2003.
3. Radugin A.A. Sociology. Lectures / A.A. Radugin, K.A. Radugin. M. : Center, 1997.
4. Torokhtii V.S. Psychology of social work with the family. M. : DSP RAO, 1996.
254