Научная статья на тему 'Исследование отношений между детьми и родителями'

Исследование отношений между детьми и родителями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2762
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
отношения между детьми и родителями / взаимодействие ребенка с родителем / воспитание в семье / мировоззрение ребенка / воспитание и развитие ребёнка / взаимоотношения в семье. / relationships between children and parents / the child's interaction with the parent and raise a family / the child's world / education and child development / family relationships.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неустроева Милидора Изотовна, Шадрина Софья Николаевна

В данной работе было осуществлено теоретическое и практическое изучение специфики детско-родительских отношений в системе мать-сын. Детско-родительские отношения являются двусторонними. Детско-родительские отношения в системе «мать-сын» характеризуются эмоциональной привязанностью друг к другу на протяжении всей их совместной жизни. Именно эта система матери и сына из всех детско-родительских отношений является самой сложной и эмоционально насыщенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study the relationship between children and parents

In this work it was carried out theoretical and practical study of the specificity of the parent-child relationship in the mother-son. Parent-child relationships are bilateral. Parent-child relationship in the «mother-son», characterized by an emotional attachment to each other throughout their life together. This system, a mother and son from all the parent-child relationship is the most complex and emotionally intense.

Текст научной работы на тему «Исследование отношений между детьми и родителями»

Study the relationship between children and parents Neustroeva M. , Shadrina S. (Russian Federation)

Исследование отношений между детьми и родителями Неустроева М. И. , Шадрина С. Н. (Российская Федерация)

Неустроева Милидора Изотовна / Neustroeva Milidora - студент;

2Шадрина Софья Николаевна / Shadrina Sofia - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального образования,

Педагогический институт,

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в данной работе было осуществлено теоретическое и практическое изучение специфики детско-родительских отношений в системе мать-сын. Детско-родительские отношения являются двусторонними. Детско-родительские отношения в системе «мать-сын» характеризуются эмоциональной привязанностью друг к другу на протяжении всей их совместной жизни. Именно эта система - матери и сына из всех детско-родительских отношений является самой сложной и эмоционально насыщенной. Abstract: in this work it was carried out theoretical and practical study of the specificity of the parent-child relationship in the mother-son. Parent-child relationships are bilateral. Parent-child relationship in the «mother-son», characterized by an emotional attachment to each other throughout their life together. This system, a mother and son from all the parent-child relationship is the most complex and emotionally intense.

Ключевые слова: отношения между детьми и родителями, взаимодействие ребенка с родителем, воспитание в семье, мировоззрение ребенка, воспитание и развитие ребёнка, взаимоотношения в семье. Keywords: relationships between children and parents, the child’s interaction with the parent and raise a family, the child’s world, education and child development, family relationships.

Проблема отношений между детьми и родителями остается неизменно острой на протяжении всего развития психологии. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. Выготский Л. С., Лисина М. И., Эльконин Д. Б, разрабатывая проблему периодизации психического развития, показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему [1].

Проблемой нашего исследования является отношение детей с родителями, исследование проводилась в 2014-2015 учебном году в 10-ом классе Ожулунской средней школы Чурапчинского района. С целью получения информации в опросе принимали участие мать 36 лет и её ребёнок - подросток 16 лет. Были применены две методики: для матери была представлена методика PARI, а для диагностики ребёнка применялась методика «ДРОП».

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), и, в частности, к ребёнку. Она является наиболее адекватной для изучения проблем воспитания и развития ребёнка в семье с авторитарным стилем воспитания. Данная методика разработана американскими психологами Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, 3 - излишняя концентрация на ребёнке. Также наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений позволяет выяснить методика «Детскородительские отношения подростков» (ДРОП). Она включает в себя 19 шкал, объединенных в группы [2].

На основании результатов исследования детско-родительских отношений можно сделать выводы, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своего ребенка, реально оценивает его и его поступки. Мать выстраивает партнерские взаимоотношения, прислушивается к мнению подростка, это говорит о принятии ребенка таким, какой он есть. Проведенный тест ДРОП, где ребенок оценивает взаимоотношения с матерью, никаких проблем не выявил, все в соотношении с нормой. А следовательно гипотеза о том, что при исследовании могут выявиться проблемы взаимоотношений матери и ребенка, которые связаны излишней концентрацией на ребенке, не подтвердилась. У матери нет ощущения самопожертвования в роли матери, она самостоятельная и независимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней, что благотворно влияет на взаимоотношения в семье.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -672 с.

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю. Е Алешина. - М.: Мир, 2009. - 208 с.

3. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2009. - 389 с.

4. Божович. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Педагогика -Пресс, 2008. - 300 с.

5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения / А. Я. Варга. - М.: Мир, 2010. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.