Study the relationship between children and parents Neustroeva M. , Shadrina S. (Russian Federation)
Исследование отношений между детьми и родителями Неустроева М. И. , Шадрина С. Н. (Российская Федерация)
Неустроева Милидора Изотовна / Neustroeva Milidora - студент;
2Шадрина Софья Николаевна / Shadrina Sofia - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального образования,
Педагогический институт,
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в данной работе было осуществлено теоретическое и практическое изучение специфики детско-родительских отношений в системе мать-сын. Детско-родительские отношения являются двусторонними. Детско-родительские отношения в системе «мать-сын» характеризуются эмоциональной привязанностью друг к другу на протяжении всей их совместной жизни. Именно эта система - матери и сына из всех детско-родительских отношений является самой сложной и эмоционально насыщенной. Abstract: in this work it was carried out theoretical and practical study of the specificity of the parent-child relationship in the mother-son. Parent-child relationships are bilateral. Parent-child relationship in the «mother-son», characterized by an emotional attachment to each other throughout their life together. This system, a mother and son from all the parent-child relationship is the most complex and emotionally intense.
Ключевые слова: отношения между детьми и родителями, взаимодействие ребенка с родителем, воспитание в семье, мировоззрение ребенка, воспитание и развитие ребёнка, взаимоотношения в семье. Keywords: relationships between children and parents, the child’s interaction with the parent and raise a family, the child’s world, education and child development, family relationships.
Проблема отношений между детьми и родителями остается неизменно острой на протяжении всего развития психологии. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. Выготский Л. С., Лисина М. И., Эльконин Д. Б, разрабатывая проблему периодизации психического развития, показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему [1].
Проблемой нашего исследования является отношение детей с родителями, исследование проводилась в 2014-2015 учебном году в 10-ом классе Ожулунской средней школы Чурапчинского района. С целью получения информации в опросе принимали участие мать 36 лет и её ребёнок - подросток 16 лет. Были применены две методики: для матери была представлена методика PARI, а для диагностики ребёнка применялась методика «ДРОП».
Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), и, в частности, к ребёнку. Она является наиболее адекватной для изучения проблем воспитания и развития ребёнка в семье с авторитарным стилем воспитания. Данная методика разработана американскими психологами Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 - оптимальный эмоциональный контакт, 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, 3 - излишняя концентрация на ребёнке. Также наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений позволяет выяснить методика «Детскородительские отношения подростков» (ДРОП). Она включает в себя 19 шкал, объединенных в группы [2].
На основании результатов исследования детско-родительских отношений можно сделать выводы, что в семье царит благоприятная атмосфера. Мама хорошо знает своего ребенка, реально оценивает его и его поступки. Мать выстраивает партнерские взаимоотношения, прислушивается к мнению подростка, это говорит о принятии ребенка таким, какой он есть. Проведенный тест ДРОП, где ребенок оценивает взаимоотношения с матерью, никаких проблем не выявил, все в соотношении с нормой. А следовательно гипотеза о том, что при исследовании могут выявиться проблемы взаимоотношений матери и ребенка, которые связаны излишней концентрацией на ребенке, не подтвердилась. У матери нет ощущения самопожертвования в роли матери, она самостоятельная и независимая женщина, которая совмещает роль матери, жены, тем самым не ограничивается интересами семьи и заботами о ней, что благотворно влияет на взаимоотношения в семье.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -672 с.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю. Е Алешина. - М.: Мир, 2009. - 208 с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2009. - 389 с.
4. Божович. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Педагогика -Пресс, 2008. - 300 с.
5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения / А. Я. Варга. - М.: Мир, 2010. - 256 с.