Национальный психологический журнал № 2(22) 2016 [ История психологии ]
National Psychological Journal 2016, no. 2
http://npsyj.ru
Оригинальная статья / Original Article УДК: 159.9(091), 159.922.4
doi: 10.11621/npj.2016.0212
История развития психологической мысли Азербайджана Cредних веков (XI-XVI вв.)
Т.Р. Мусаева
Национальная академия наук Азербайджана, Институт философии и права, Баку, Азербайджан
Поступила: 25 декабря 2015/ Принята к публикации: 14 марта 2016
History of development of the Azerbaijanian Medieval psychological thought (11-16th centuries)
Tunzaliya R. Musaeva
National Academy of Sciences of Azerbaijan, Institute of Philosophy and Law, Baku, Azerbaijan
Received: December 25, 2015 / Accepted for publication: March 14, 2016
редневековье в Азербайджане было прогрессивным периодом в развитии общества, ознаменовавшим новый этап формирования общественной, С в том числе психологической мысли. В немалой степени этому способствовал тот факт, что в это время под влиянием объективных исторических причин увеличилось число поэтов и прозаиков, пишущих на родном языке. До этого литературные произведения в Азербайджане создавались в основном на арабском и фарсидском языках. Параллельно психология проходит этап последовательного обобщения и анализа знаний, накопленных в процессе повседневной деятельности и общения людей друг с другом. Житейские наблюдения и обобщения получают свое дальнейшее развитие в форме психологической мысли, происходит их философское осмысление и выведение общих законов.
В статье показано становление психологической мысли в Азербайджане в контексте освещения обычаев, литературного и культурного наследия азербайджанского народа. Основное внимание уделяется изучению донаучной и научной психологической мысли Азербайджана в различные века, когда она развивалась как одна из областей философии. Раскрываются заслуги таких видных представителей общественной научной мысли, как Бахманьяр, Сираджеддин Урмави, Низами Гянджеви, Насиреддин Туси и других в формировании первых психологических идей в Азербайджане. Показано, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями. Психологические взгляды в Азербайджане имеют древние корни, богатую историю формирования. В статье рассмотрены истоки и история развития психологических идей Азербайджана периода средневековья, продемонстрирована их тесная взаимосвязь с развитием азербайджанской литературы и культуры. Это дает возможность рассматривать науку психологию всесторонне, в комплексе, понять, что легло в основу современной психологической мысли.
Ключевые слова: психология, история, психологическая мысль, человек, наука, этнопсихология
■Ир) he period of the Middle Ages became a new progressive stage of development of psychological thought. Daily supervision and generalization in the course of T communication, activities gained further development in the form of philosophical judgment and a formulation of the most general laws and offers. In the Middle Ages, under the influence of the developed objective historical reality, in Azerbaijan the number of the poets and prose writers writing in the native language though before this work were created by them, generally in the Arab and farsidsky languages has increased. The ancient period comes to the end at this stage and the medieval period of the Azerbaijani literature when in parallel the psychology passed the stage of consecutive studying and the analysis of human knowledge which is saved up in the course of communication of people with each other begins. In article it is told about culture, customs, literary and cultural heritage of the Azerbaijani people. The main attention is paid to studying of prescientific and scientific psychological science of Azerbaijan during various periods when it developed as one of the field of philosophy. Also merits of such prominent representatives of public and scientific thought as Bahmanyar, Siradzheddin Urmavi, Nizami Gyandzhevi, Nasireddin Tusi, etc. are emphasized. Researches show that history of science and culture of Azerbaijan, models of folklore and references are rich with psychological thoughts and ideas. Azerbaijan has ancient traditions in the history of forming of the first psychological views. After declaration of independence as Azerbaijan in modern literature the main place is taken by universal ideas, subjects of return of the occupied native lands, love for the country, justice, etc. In spite of the fact that now the Azerbaijani literature is based on reflection and a celebration of ideas of an azerbaydzhanizm, modernist and post-modernist aspirations are also shown in a varying degree. In article the origin and history of development of psychological thought of the period of the Middle Ages reveals that gives the chance to consider psychology comprehensively, in a complex, and also to learn what has formed the basis of modern psychological thought.
Key words: psychology, history, psychological thought, human, science, ethnopsychology
Для ¡цитирования: Т.Р. Мусаева История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.) // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212
[ История психологии ] Национальный психологический журнал № 2(22) 2016
National Psychological Journal 20l6, no. 2
http://npsyj.ru
А зербайджанский народ обла-А\ дает богатым литературным А культурным наследием. Изучение психологической мысли, нашедшей свое отражение в этом богатом наследии, представляется нам особенно важной задачей. Научная психология имеет древнюю историю, изучение которой является одним из важных направлений развития этой науки. Основной задачей истории психологии является изучение зарождения психологической науки и ее состояния в различные периоды. Каждый исторический период имеет свои особенности. Это связано с определенными психологическими особенностями освоения знаний.
В развитии психологической мысли Азербайджана можно выделить два таких периода: период донаучной психологии и период зарождения научной психологии в недрах философии. Первый этап охватывает время с древнейших времен до УП^1 вв. до нашей эры. В этот период представления о духе (психике) нашли свое отражение в многочисленных мифах, легендах и сказках. Донаучная психология азербайджанскими психологами А. Ализаде и А. Байра-мовым названа «обыденной». Они отмечают, что «источник знаний обыденной психологии составляет общественный и личный опыт». Начиная с древних времен, эти знания передаются из поколения в поколение в различных образных выражениях, пословицах, четверостишиях (баяты), сказках, легендах. «Каждый из нас воспринимает эти знания от окружающих людей, а также, через устное народное творчество. Личные знания людей в практике еще больше углубляются и приобретают новый смысл» (Сеидов, Гамзаев, 2007, С. 24).
Второй этап охватывает период с VII-VI вв. до нашей эры до конца XVIII века,
в это время психология развивалась в составе философии.
Формирование первых психологических идей в Азербайджане связано с древними традициями народа. В семейных и бытовых церемониях встречаются интересные характеристики массовых психологических событий. Одним из древнейших памятников древнего Азербайджана является «Авеста» (около 589512 гг. д. н. э.) - сборник священных книг зороастризма, в которой нашли свое отражение жизнь, взгляды и традиции народов Востока. В основе содержания «Авесты» лежит борьба добра и зла, в которой всегда побеждает добро. Во П-м тысячелетии до н.э. в «Авесте» нашли свое отражение также различные мнения и идеи о душе и психических событиях. В «Авесте» утверждается, что любая душа, созданная Творцом для проявления и раскрытия своей Божественной сущности, проходит огромное количество воплощений (рождений) в течение многолетних циклов развития. По учению Авесты, человек во всем уподобляется Богу-Творцу. Также человек наделен одним из присущих Творцу главных свойств - свободой выбора. Главное ее проявление заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом, который человек делает ежеминутно, ежесекундно, добровольно и сознательно. «Авеста» призывает к добрым делам, борьбе со злом, к прекрасному и светлому, утверждает человечность и мудрость и по-настоящему высокую и духовную мораль. «Авеста», формируя морально-мировоззренческие позиции, является признанным первоисточником основ нравственного и трудового воспитания восточного общества. Подтверждением этому являются отрывки из «Авесты»: «О, истина! Пока ты в моем сердце, значит ты и в народе моем», «Пусть ваши руки, ноги, ваш ум будут готовы для осу-
ществления праведных дел, для установления священного мира на свете» (Авеста, 1993, С. 13).
В XII веке в азербайджанской литературе, которая развивалась под сильным влиянием литератур Ближнего и Среднего Востока, а также мировой литературы, на поэтическом поприще засверкали имена таких корифеев, как Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви. В отличие от фарсоя-зычной художественной школы, в которой употребление многочисленных архаичных слов затрудняло изложение всех тонкостей философских мыслей, представители азербайджанской художественной школы, создававшие поэтические произведения на языке дари, за счет арабских слов и выражений сумели поднять ее на новый уровень развития. Тем самым были созданы превосходные условия для выражения всех нюансов и стихосложения, и философских мыслей. Восток подарил миру целое созвездие имен, достойно представляющих свою культуру, просвещение и литературу. Это такие эпические и поэтические памятники, как «Ки-таби Деде Коркуд», «Гачаг Наби», «Кероглу», «Шах Исмаил», «Кабуснаме», «Сиясетнаме», «Шахнаме», «Гюлюстан», «Эхлаги-Наси-ри» и т.д. В указанных и других подобных произведениях содержится много прогрессивных идей, связанных с возрастной и педагогической психологией» (Кереми, 2011, С. 82).
В древнем письменном памятнике азербайджанской народной литературы «Китаби Деде Коркуд», описаны различные эмоциональные состояния человека и критикуются отрицательные качества поведения, которые проявляются в виде измены, зависти и дезертирства. Это произведение особенно ценно не только анализом внутриплеменных и межплеменных отношений, но и описанием социально-психологических феноменов, особенно, внутригрупповых отношений в условиях стресса. (Байрамов, Ализаде, 2009, С. 61). В этом эпосе описываются советы и наставления, которые открывают путь к нравственному воспитанию. Деде Коркут говорил в своих поучениях: «Чем быть в этом мире ложному слову, лучше не быть ему», «Пусть на земле нашей живут мужи высокие и крепкие, в речи своей скромные», «Пусть человек будет глашатаем правды». (Камал Абдул-
Тунзалья Раджаб кызы Мусаева - младший научный сотрудник отдела «Социология и социальная психология» Института философии и права Национальной академия наук Азербайджана E-mail: [email protected]
Для цитирования: Т.Р. Мусаева История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.) // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212
Национальный психологический журнал № 2(22) 2016 [ История психологии ]
National Psychological Journal 2016, no. 2
http://npsyj.ru
ла, 2006, С. 93). В этих строках желание помочь, поделиться мудростью и быть на стороне честности, правды, справедливости, что и является главными нравственными постулатами при формировании личности. Основное содержание глав эпоса составляют: рассуждения о защите родной земли и народа и воспитательно-дидактические высказывания, не потерявшие своей актуальности и в наши дни.
Начиная с XI века, психологические идеи стали широко распространяться в Азербайджане. В средние века, особенно в XII—XVI вв., психологические идеи нашли свое отражение трактатах ряда мыслителей. Большие заслуги в развитии психологических идей в Азербайджане в этот период принадлежат таким видным представителям общественно-научной мысли, как Бахманьяр (993-1066), Сираджеддин Урмави (1198-1283), Низами Гянджеви (1141-1209), Насиред-дин Туси (1201-1274), Мухаммед Физули (1494-1556), Имадеддин Насими (13691417) и другим.
Так, в философском наследии выдающегося азербайджанского философа Абульгасана Бахманьяра встречаются интересные психологические идеи. В его произведениях подробно излагаются представления о восприятии и мышлении, о характере, о единстве чувственного и логического познания окружающей среды, раскрывается связь чувственного и рационального в сознании.
Опираясь на учение Ибн Сины, Бахма-ньяр утверждал, что человек от природы наделен способностью собирать информацию и изучать науки. По его мнению, вещи осознаются, прежде всего, посредством естественного чувства, потом с помощью воображения и, наконец, с помощью разума. В философии Бахманьяра чувственная стадия познания, в свою очередь, делится на две части. Первая часть охватывает ощущения и внешние чувства, а вторая часть - внутренние чувства. По мнению философа «ощущение воспринимает индивидуальное». Ученый выделял три вида ощущений: первое - прикосновение, второе - вкус, третье - слух. Первые чувства тактильные - ощущение прикосновения, благодаря которому и существуют живые существа. После тактильных ощущений идут вкусовые ощущения. Все что пробуется, познается
прикосновением. Обонятельные чувства помогают распознавать запахи при помощи органов обоняния. Для описания слуховых чувств, Бахманьяр изучал звуки. Он отмечал, что звук распространяется волнообразно и с силой, оказывая влияние на органы слуха (Мамедов, 2006, С. 93).
Бахманьяр высказывал ценные мысли о теории познания. Он назвал мысль «движением человеческого разума», и подробно раскрыл психологические особенности мышления (понятие, смысл, идея). Философ признавал наличие двух моментов в познавательном процессе -чувственного и рационального. Чувства (ощущения и другие познающие силы души) понимаются им как точные образы, отражения материальных существ. В учении Бахманьяра нашли свое подробное освещение и вопросы рационального познания. Согласно его убеждению, посредством чувств могут восприниматься внешние стороны вещей, познание же сущностных сторон вещей возможно только лишь благодаря разуму. В области теории познания Бахманьяр выступал с рационалистических позиций, причем, в процессе познания он на передний план выдвигал разум. Он считал, что пути достижения истины следует искать в логическом мышлении. Бахмань-яр, вслед за Аристотелем и Ибн Синой, под логикой понимал науку о правиль-
ном мышлении. По его мнению, логика выступает в качестве критерия знания. Разум человека обогащается за счет информации, полученной извне. Всякий из воспринимаемых объектов отражается в воспринимающем его субъекте. Эта информация обобщается с помощью логического мышления. Обучение логике должно проводиться в четырех фор-
мах: «в одних случаях осуществляется в форме напоминания, в других - в форме привлечения внимания, в-третьих, в форме систематического (изложения) науки, не допускающего появления ошибок, в-четвертых - в форме расположения идей в таком порядке, без которого их пользу было бы невозможным постичь»
(Бахманьяр ал-Азербайджани, 1983, С. 113).
Психологические идеи нашли свое отражение и в творчестве видного представителя поэзии средневековья XII века Низами Гянджеви. Глубоко проникая в своих произведениях во внутренний мир человека, он дает психологические описания изменений психики личности, происходящих под влиянием окружающей среды. Поэт затрагивает и другие психологические проблемы. Он показывает что, социальные нормы и стереотипы, традиции и обычаи играют важную роль в формировании межличностных и межгрупповых отношений людей. Низами считал, что человек и общество - единая составная часть вселенной и постоянно изучал связь между ними. Он оценивал происходящие события в обществе и природе с точки зрения интересов человека. Восточная религиозная и философская мысль характеризует человека, как наиболее совершенное творение земли. Слова священной книги «Коран»: «Мы создали человека в самом прекрасном облике»
свидетельствуют об отношении к человеку, как к высшему существу. По мнению Низами, в силу такого почетного рождения, человек должен обладать богатой духовностью и иметь высокие идеалы. В глазах поэта человек, благодаря своим умениям и способностям, - хозяин на земле. Все в мире служит ему. Человек, будь то падишах или простой смертный,
Для цитирования: Т.Р. Мусаева История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.) // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212
В философском наследии выдающегося азербайджанского философа Абульгасана Бахманьяра встречаются интересные психологические идеи. В его произведениях подробно излагаются представления о восприятии и мышлении, о характере, о единстве чувственного и логического познания окружающей среды, раскрывается связь чувственного и рационального в сознании
Низами считал, что человек и общество - единая составная часть вселенной и постоянно изучал связь между ними. Он оценивал происходящие события в обществе и природе с точки зрения интересов человека
[ История психологии ] Национальный психологический журнал № 2(22) 2016
National Psychological Journal 20l6, no. 2
http://npsyj.ru
выделяется своими индивидуальными качествами: умом, знанием, смелостью, трудолюбием, правдивостью. Низами считал необходимым соответствие личных интересов общественной позиции. Гуманистические качества, склонности проявляются непосредственно по отношению к другим людям. Эти выделенные поэтом высшие качества человека: патриотизм, дружба, справедливость, щедрость гармоничны и очень важны в социальном и этическом плане. Вместе с тем, непременное условие существования человека - совместный труд с себе подобными, жизнь в обществе. Однако вся трагедия человеческого общежития заключается в том, что люди не научились до сих пор управлять своими страстями и организовать такое сотрудничество, при котором продукты совместного труда распределялись бы равномерно, а инстинкты всех индивидов, составляющих общество, удовлетворялись бы одинаково в разумных пределах. Низами утверждал, что причина всей неустроенности на земле, всех невзгод и бедствий - социальное неравенство, при котором одни члены общества вынуждены чрезмерно подавлять естественные потребности и желания, а другие, составляющие его меньшинство, за счет первых ненасытны в своих притязаниях. Следовательно, главная забота общества - воспитание инстинктов, разумное их ограничение и подавление ради сбережения духовного богатства. Низами Гянджеви основал новое направление в литературе стран Востока и внес неоценимый вклад в развитие гуманистических идей на Ближнем Востоке - «Я царем царей в державе мудрых мыслей стал. Повелителем пространства, шахом времени я стал... » (Низами, 1982, С. 116). И хотя поэт брал за основу творений проблемы своей эпохи, его произведения не потеряли актуальности и в наши дни.
Психологические мысли нашли свое отражение в произведениях и такого выдающегося ученого этого периода как Сираджеддин Урмави. В частности, в его творчестве широко проанализирована проблема характера. В этике Урмави самоуправление человека непосредственно связано с характером. Останавливаясь на этой проблеме, он писал: «Характер
состоит из некоего твердого состава, покоящегося в искушении, через которые укрепляется и стабилизируется характер». Под этим «твердым составом, покоящимся в искушении» мыслитель имел в виду совокупность психических особенностей. Ученый считал, что, какова внешняя оболочка человека, таков и его характер, и внутренний мир. Характер делится на две категории: хороший и плохой, то есть, покладистый и дурной характер. Хороший характер - результат хороших дел, а плохие дела происходят от дурного характера. И хороший, и дурной характер тесно связаны с психологическими явлениями, возникающими в результате эмоций и аффектов (Мамедов, 1989, С. 162).
В ХП-ХШ вв. психологические идеи были ярко выражены, в частности, в творчестве Насреддина Туси, Насими, Физули.
Насиреддин Туси подразумевал под искушением и страстью душу, психику, нравственность, подчеркивая значение мышления, ума, сознания и воли для усовершенствования природы человека. Он соглашался с мнением о волевом и произвольном изменении человеческого характера. В своем произведении «Ахла-ги Насир» Насиреддин Туси в отдельном разделе подробно рассказал о возможности изменения сущности характера.
Туси отмечает, что характер имеет врожденную особенность очень легко управлять искушением, обходя разум и мышление. «Особенность» является одним из качеств искушения и составляет сущность характера. В произведении «Ахлаги Насир» он выражает характер понятием искушения и заявляет о трех силах, управляющих искушением. В соответствии с волей этих сил, достигаются различные результаты. Первым из этих трех сил Туси называет «силу речи», вторым - «силу гнева», а третьим - «чувственную силу». В зависимости от соотношения этих сил, формируется характер человека (Туси, 1980, С. 81). Значительное место в философском наследии Туси занимают объяснения взаимосвязей между отдельными философскими категориями, отражающими явления и процессы в мире. Все формы движения и изменения обязательно связаны с явлениями. Необходимыми являются связи между
причинами и следствиями. Подчеркивая неизбежность связи наблюдаемых отношений, Туси доходит до отрицания случайности. Все детерминировано, случайность это то, причины чего мы не знаем.
Одним из просветителей, создавшим реалистичные, светские поэтические образы в азербайджанской литературе, был Имадеддин Насими. Произведения этого поэта представляют собой значительный шаг на пути движения к гуманизму и демократизму не только азербайджанской литературы, но и литературы народов Ближнего и Среднего Востока в целом. Имадеддин Насими является вторым самым горячим глашатаем и пропагандистом идей гуманизма, человеколюбия в литературе после своего гениального предшественника Низами Гян-джеви. С точки зрения Насими, человек -существо сложной структуры с выраженной индивидуальностью. По его мнению, поведение человека обуславливают генетические и социальные факторы. Но при формировании личности преимущественная роль отводится качествам, приобретенным жизненным опытом. Становление таких человеческих качеств больше всего зависит от воспитания и самовоспитания. Точно так же Насими относился к анализу человеческих отношений. Он отмечал, что человек должен избегать таких чувств, как гнев, гордость, зависть, жадность и т.п., особенно унижающих человека.
Проблема самопознания личности занимает большое место в творчестве На-сими. Человек, открывший, познавший себя, познает и Господа Бога, и мир. Таким образом он заботится об очищении своей совести, морали. Самопознание в учении хуруфизма1 занимает значительное место в системе самосовершенствования. Благодаря самопознанию человек внутренне очищается, превращается в (пригодное) активное существо, еще более совершенствуясь, становится мудрым. Человек, познавший себя, «способен и обязан показывать верный и истинный путь другим», таков «мудрец», мудрый, решительный и отважный человек (Байрамов, 1974, С. 32). Психологические идеи в произведениях Насими находят свое выражение в двух основных
1 Хуруфизм (от араб. «хуруф» ством системы букв.
- буквы) — одна из ветвей суфизма. Представляет собой учение о том, что Коран подлежит толкованию посред-
Для цитирования: Т.Р. Мусаева История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.) // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212
Национальный психологический журнал № 2(22) 2016 [ История психологии ]
National Psychological Journal 2016, no. 2
http://npsyj.ru
формах: либо в собственно философско-психологических произведениях мастера, либо в художественных произведениях, написанных в различных жанрах. В этом случае автор выступает также в качестве мыслителя-психолога.
В произведениях Насими для обобщения понятий «Истина» («Аллах») и «Вселенная» вводится понятие «Человек» («Я»), так как человек при основательном его рассмотрении, близок к Богу, а в широком смысле - близок к Вселенной. Первые строки газели «Я дервиш ... Я сотворение вселенной, - но в сотворенье не вмещусь» поясняют эту мысль. Душа «Я» («Человека») - бесцветная субстанция, не с конкретным, а с более общим содержанием. Человек становится человеком с богатым конкретным содержанием лишь тогда, когда душа облачается в цвет, желает постичь истину, стремится к красоте и добру. В философии Насими идентифицируемые понятия «Истина» («Бог») и «Я» в совокупности составляют абсолютное, единое понятие. В противном случае «Я» относится ко всему, а к нему ничего не относится. Сколько бы Насими ни возвышал людей до космоса, он не забывал о его реальном, нравственно-этическом положении в жизни (Мамедов, 2006, С. 260).
Великий азербайджанский поэт Мухаммед Физули придавал большое значение внутригрупповым межличностным отношениям. Он считал, что уровень вну-тригрупповых внушений непосредственно связан с умственными и волевыми качествами, мотивами и эмоциональным состоянием, характером личности и пр. В частности, в поэме «Лейли и Мед-жнун» имеются заслуживающие внимания примеры внутригрупповых внушений. Кроме того, в этом произведении Физули адекватно описывает психологические проявления состояния одиночества (Байрамов, Ализаде, 2009, С. 63). В произведении «Матлаул-этигад» («Восход верований») Физули, высоко оценивая сознание человека, пишет: «Он (человек) состоит из тела и плоти. Доказано
существование плоти, потому что человек волевым усилием становится партнером других живых существ, и отличается от них такими умственными трудами, как плотничество, земледелие и т.д. Известно,
что в умственных вопросах благоразумие и фактор управления являются доминирующими факторами человека, по сравнению с другими живыми существами. А это плоть» (Физули, 1987, С. 35).
Таким образом, анализ литературы этого периода позволяет утверждать, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями.
Психологическая мысль прошла довольно длительный путь становления, первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. Говоря о психологии в древности, имеется в виду не то, что сегодня понимается под словом «психология», а простое изучение психики. Ведь человек всегда обнаруживал у себя и косвенно наблюдал у других людей основные психические явления. Он изучал собственные ощущения, представления, мышление, речь, воображение, интересы и чувства. В этот период основными методоми психологии являлись самонаблюдение и наблюдение.
Наблюдаемые психические феномены позднее находили свое отражение в трудах многочисленных ученых. Становление психологической мысли, в частности, научных представлений о человеке, о его душе, происходило не только на основе наблюдений, отраженных в мифах,
легендах и сказках, но и на основе объективных знаний из разных областей науки. Дальнейшему развитию психологической мысли способствовал труд видных ученых деятелей средневековья.
Психология многие десятилетия развивалась в недрах философии. За это время она заняла достойное место в системе философских мыслей. Учения, опирающиеся на идеалистические воззрения поэтов и писателей, привнесли в психологическую науку этические аспекты психического. Благодаря этому, в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.
В период средневековья продолжалось развитие психологической мысли. Процесс переосмысления и творческого развития идей предшественников привел к формированию зачатков нового психологического знания. Характерными психологическими качествами, рассматриваемыми в учениях средневековых авторов, являются спокойствие, умение избирать по возможности справедливый и наиболее безопасный путь действий, поведения. На развитие психологической мысли этого периода повлияло также реалистически трезвое отношение этих авторов к действительности и их стремление привить людям благоразумные нормы поведения в быту: умение с достоинством, благородно вести себя в обществе, правильно воспитывать подрастающее поколение и пр. Следовательно, труды всех вышеперечисленных великих деятелей внесли значительный и неоспоримый вклад в развитие современной психологической мысли.
Характерными психологическими качествами, рассматриваемыми в учениях средневековых авторов, являются спокойствие, умение избирать по возможности справедливый и наиболее безопасный путь действий, поведения. На развитие психологической мысли этого периода повлияло также реалистически трезвое отношение этих авторов к действительности и их стремление привить людям благоразумные нормы поведения в быту: умение с достоинством, благородно вести себя в обществе, правильно воспитывать подрастающее поколение
Литература:
Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата /пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И.М. Стеблин-Каменского. - Москва : Дружба народов; КРАМДС-Ахмед Ясови, 1993. - 208 с. Алиев Р. История психологии. - Баку, 2006. Байрамов, А.С., Ализаде А.А. Психология. - Баку, 2009.
Байрамов А.С. Психологический аспект в творчестве И. Насими // IV Закавказская конф. Психологов (тезисы, доклады). - Баку, 1974.
Для цитирования: Т.Р. Мусаева История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.) // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212
[ История психологии ]
Национальный психологический журнал № 2(22) 2016 National Psychological Journal 20l6, no. 2
http://npsyj.ru
Бахманьяр ал-Азербайджани. Ат-Тахсил. Т. I. - Баку, 1983. - 196 с.
Кереми М.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии в древнее время и средние века (по материалам Ирана и Азербайджана) // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 1. - С. 81-83.
Каграманов Дж.В. Научные поиски наследия азербайджанского поэта XIV Сейида Имадеддина Насими // Из истории средневековой восточной философии. - Баку, 1989.
Кулиева Ш.И. Философские и этические взгляды Низами Гянджеви в поэме «Сокровищница тайн» // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СИБАК, 2013.
Магеррамов М. Толковый психологический словарь. - Баку, 1960.
Мамедов З.Д. История Азербайджанской философии. - Баку, 2006.
Мамедов З.Д. К вопросу о логике Сираджеддина Урмави // Из истории средневековой восточной философии : сб. - Баку : Элм, 1989.
Мамедов З.Д. Философские размышления Низами /под ред. А.М. Шукурова. - Баку, 2000.
Мурадханов М. Педагогические взгляды Низами : дис. ... канд. пед. наук. - Баку, 1943. - 207.
Мустафаев Дж.В. Философские и этические воззрения Низами. - Баку, 1962.
Низами Гянджеви. Сокровищница тайн. - Баку : Язычы, 1982. - 259 с.
Очерки по истории Азербайджанской философии. Т. 1. - Баку, 1966.
Психология / под науч. ред. проф. С.И. Сеидова и проф. М.А. Гамзаева. - Баку, 2007.
Талыбов Ю., Садыков Ф., Кулиев С. История школы и педагогической мысли в Азербайджане. - Баку : Унсиет, 2000. - 516 с. Туси Х.Н. Ахлаги Насир» / пер. с перс. Р. Султанов. - Баку, 1980.
Физули М. Матлаул-этигад (Восход верований) / пер. с араб. академик З.М. Буниядов. - Баку : Язычы, 1987.
References:
(1993) Avesta. Selected Hymns from Videvdat. Moscow, Druzhba narodov, KRAMDS - Akhmed Yasovi, 208. Aliyev, R. (2006) History of Psychology. Baku. Bayramov, A.S., & Alizade, A.A (2009) Psychology. Baku,
Bayramov, A. (1974) The psychological aspect in the work of I. Nasimi. 4th Transcaucasia Conference of Psychologists (abstracts, papers) [4aya Zakavkazskaya konferentsiya psikhologov (tezisy, doklady]. Baku.
Bahmanyar al-Azerbaijan. (1983) Al-Tahsil. Vol. 1, 196.
(1966) Essays on the history of Azerbaijani philosophy. Vol., 1 Baku.
Fuzuli, M. (1987) Matlaul-etigad (Sunrise of beliefs). Baku, Yazichi.
Kagramanov, J. V. (1989) Scientific Heritage quest of Sayyid Imadeddin Nasimi Azerbaijani poet of the 14th. From the history of the medieval Eastern philosophy [Iz istorii srednevekovoy vostochnoy filosofii]. Baku.
Keremi, M.I. (2011) Issues of developmental and educational psychology in ancient times and the Middle Ages (based on Iran and Azerbaijan). Vector Science of TSU [Vektor nauki TGU]. 1, 81-83.
Kulieva, Sh. I. (2013) Philosophical and ethical views of Nizami's poem «The Treasury of Mysteries». Urgent issues of the social sciences: sociology, political science, philosophy, history: proceedings of the International Scientific Practical Conference [Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya: sbornik. statey po materialam 25oy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Novosibirsk, SIBAK.
Mamedov, Z.D. (2006) The history of Azerbaijan philosophy. Baku. Mamedov, Z.D. (2000) Philosophical Reflections of Nizami. Baku.
Mamedov, Z.D. (1989) On the logic of Siradzheddin Urmavi. From the history of the medieval Eastern philosophy [Iz istorii srednevekovoy vostochnoy filosofii]. Baku, Elm.
Mammadali Maharramov (1960) Explanatory psychological dictionary. Baku.
Muradkhanov, M. (1943) Nizami's Pedagogical views. Ph.D. in Educational Sciences Thesis. Baku, 207.
Mustafayev, J.W. (1962) The philosophical and ethical views of Nizami. Baku.
Nizami Ganjavi (1982) Treasury secrets. Baku, Yazichi, 259.
(1966) Essays on the History of Azerbaijan philosophy. Vol., 1. Baku.
Seidov, S.I .& Gamzaev, M.A. (Ed.) (2007) Psychology. Baku.
Talybov, Yu, Sadygov, F., & Guliyev, S. (2000) History of school and educational thought in Azerbaijan. Baku, Unsiet, 516. Tusi, Hadji Nasreddin (1980) Ahlagi Nasir. Baku.
Для цитирования: Т.Р. Мусаева История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI- ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online
XVI вв.) // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212 © Lomonosov Moscow State University, 2016
For citation: Tunzaliya R. Musayeva (2016). History of development of the Azerbaijanian Medieval psychological© Russian Psychological S°ciety 2016 thought (11-16th centuries). National Psychological Journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiyzhurnal], 2, 124-129. doi: