Научная статья на тему 'Традиционное и композиторское искусство в духовно-нравственном воспитании детей (содержательный аспект)'

Традиционное и композиторское искусство в духовно-нравственном воспитании детей (содержательный аспект) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ТРАДИЦИОННАЯ И КОМПОЗИТОРСКАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна

В статье рассматриваются методологические основания и концептуальные аспекты духовно-нравственного потенциала регионального традиционного и композиторского творчества в практике обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного художественного образования. Акцентируется внимание на культурологическом, филизационном и парадигмальном подходах, которые позволяют сконцентрироваться на более масштабных обобщениях, общечеловеческих и национальных закономерностях процесса духовно-нравственного воспитания, обусловленных многообразием конкретной социально-культурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционное и композиторское искусство в духовно-нравственном воспитании детей (содержательный аспект)»

УДК 378

Туравец Наталья Романовна

доктор педагогических наук, профессор. Краснодарский государственный университет культуры и искусств e.a.mvd@inbox.ru

Традиционное

и КОМПОЗИТОРСКОЕ ИСКУССТВО

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Natal'ya R. Turavets

doctor of pedagogical Sciences, professor. Krasnodar State University of Culture and Arts e.a.mvd@inbox.ru

Traditional and

COMPOSITIONAL ART IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN (THE SUBSTANTIVE ASPECT)

Аннотация. В статье рассматриваются методологические основания и концептуальные аспекты духовно-нравственного потенциала регионального традиционного и композиторского творчества в практике обучения и воспитания подрастающего поколения в системе непрерывного художественного образования. Акцентируется внимание на культурологическом, фи-лизационном и парадигмальном подходах, которые позволяют сконцентрироваться на более масштабных обобщениях, общечеловеческих и национальных закономерностях процесса духовно-нравственного воспитания, обусловленных многообразием конкретной социальнокультурной сферы.

Ключевые слова: образование, региональный компонент, духовность, нравственность, патриотизм, традиционная и композиторская музыка.

Annotation. In the article the methodological bases and conceptual aspects of spiritual and moral potential of regional traditional and composer creativity in practice of training and education of younger generation in system of continuous art education are considered, the attention is focused on cultural, philizational and paradigmatic approaches which allow to concentrate on more large-scale generalizations, the universal and national regularities of the process of spiritual and moral education caused by variety of the concrete welfare sphere.

Keywords: education, regional component, spirituality, morality, patriotism, traditional and composer's music.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями в воздействии на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка, в котором музыкальное восприятие имеет первостепенное значение. Музыкальное восприятие - сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, целью которого является развитие у детей представлений о музыке, формирование целостного и дифференцируемого ее восприятия, приобщения к музыкальной культуре, формирование духовно-нравственных качеств личности. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве, когда формируется слуховое внимание, его устойчивость, объем, переключаемость, память. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека, на духовные пристрастия и потребности [1].

В этой связи следует определить место и роль духовно-нравственного воспитания в общем процессе музыкального образования, неотъемлемыми параметрами которого являются формы сознания и мировосприятия, присущие людям определенного времени, в рамках определенного региона, то, что принято называть субъективным планом исторической жизни. Новые подходы, в частности, культурологический, цивилизационный и парадигмальный [2], позволили нам акцентировать внимание на более масштабных обобщениях, общечеловеческих и национальных закономерностей процесса духовно-нравственного воспитания, обусловленных многообразием конкретной социально-культурной сферы. Данные подходы могут содействовать дальнейшему углублению познания прошлого, более убедительному раскрытию тезиса о том, что образование, как неразрывная часть духовной культуры, в значительной мере детерминируется менталитетом эпохи и региона [3].

Основой духовно-нравственного воспитания на основе музыкального искусства становится его

260

неразрывная связь с историей России и каждого ее отдельного региона. Исторический потенциал музыкально-звуковой палитры обнаруживается и реализуется только в контексте со всеми другими элементами культурно-художественного комплекса, включая этнокультурное содержание социальной среды, музыкальные произведения фольклора и современного музыкального творчества. В таком синтезе находится потенциальный резерв духовно-нравственного воспитания обучающихся на всех этапах системы художественного образования и воспитания (школа-училище-вуз). Социокультурная идентификация личности становится основой ее причастности к истории своего отечества, духовно-нравственного воспитания [4].

Сегодня, как никогда ранее, требуется новое осмысление событий настоящего и особенно, на наш взгляд, прошлого, ибо осознание своей истории в контексте современных проблем содействует глубокому проникновению в факты и явления жизни своего народа. Это касается в первую очередь тех событий и фактов, которые помогают в наше непростое время прояснить сложные и противоречивые социальные процессы, которые формируют духовность и нравственность подрастающего поколения, так как каждый жанр и вид музыкального искусства - это форма выражения философской концепции и миропредставления эпохи. Целесообразным и оправданным с точки зрения духовно-нравственного воспитания становится введение регионального компонента в образовательные программы учебных заведений страны. Региональный компонент в системе музыкального образования предполагает изучение определенного процесса в четко выделенных географических и исторических рамках, воплощающих в себе музыкальную специфику данного региона в сравнительно-сопоставительном контексте общих процессов, характерных как для регионального, так и для искусства и образования в целом [3]. Для разработки концепции духовно-нравственного воспитания на основе музыкального искусства введение регионального компонента рассматривается как стратегическое направление модернизации образования в целом и музыкального, в частности.

Вместе с тем, духовно-нравственное воспитание на основе региональной музыкальной культуры как один из путей реализации креативного идеала образованности приобретает свою специфику, что определяет особую актуальность поиска содержательных основ, обеспечивающих реализацию процесса данного потенциала личности.

Исторический пласт музыкального искусства Кубани определяется тем, что здесь проживают люди, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии и придерживающиеся сходных или, наоборот, совсем непохожих обычаев, имеющие свою самобытную музыкальную культуру.

Многослойность и «диффузность» современного музыкального материала представляет определенную сложность, как для восприятия, так и для изучения. Известно, что музыка - это ярчайший

репрезентант характера и темперамента, так как является одним из самых эмоциональных проявлений человеческой психики, имея свой неповторимый музыкальный язык и диалекты, своеобразие, которое определяется всем контекстом культуры, а также особенностями психического склада народа. Представляется чрезвычайно важным, говоря о духовно-нравственном воспитании на основе регионального музыкального искусства, представить всю гамму звучащего и воспринимаемого разнородного многонационального музыкального материала.

Пониманию неповторимой выразительности произведений традиционной композиторской музыки способствуют образы, объективно заложенные в колорите и эмоциональном стиле произведений. Известно, что народные песни являются выражением души народа, включают образы огромной эмоциональной силы, рисуют картины исторического прошлого, поэтически воспроизводят особенности различных общественных и семейных отношений, дают художественную зарисовку быта, рассказывают о военных походах и битвах, содержат мотивы верности родной земле.

Насыщены пафосом свободолюбия и наделены высокой нравственностью песни патриотического и гражданственного звучания, заключающие в себе значительные возможности духовного воздействия на чувства и мысли обучаемых, на развитие способности углубленного изучения народного сознания через активное восприятие музыкально-поэтических образов. Активное познание прошлого, представленного живыми и яркими картинами народной жизни, знакомство с разнообразием характеров эпического и лирического склада создают реальную почву для глубоких познаний в области истории своего народа, базы, на которой и формируется высокая духовность и нравственность. Художественный образ в произведении традиционного искусства несет отчетливо выраженное отношение его «коллективного автора» к изображаемому, содержит те оценочные суждения, которыми пронизана вся художественная ткань и которые отражены не только в его образном строе, но и в мелодии.

Стабильно существенным вопросом изучения традиционно музыкального творчества является исследование исторического наследия в современной жизни. Подчеркивая социальную природу традиционного музыкального искусства, исследователи отмечали не только художественную ценность образцов народного искусства, но и их познавательную, эстетическую и бытовую функции, ибо «... не существовало песен без связи с потребностями народа ...» [5, с. 13].

Основой духовно-нравственного воспитания должен стать историко-стилевой принцип, позволяющий проследить исторический путь духовного становления и формирования нравственности на образцах стилевого и жанрового разнообразия традиционного и композиторского творчества. К числу жанров, широко представленных на Кубани, относятся песни гимнического склада, имеющие три историко-стилевых осно-

261

вы: кант, песня-славление и патриотическая песня-марш эпического склада. Кантовость, маршевость и эпическая лирика составляют ту питательную среду, которая стабильно присуща традиционному патриотическому песенному искусству и которая продолжает свое бытование в мобильно развивающемся современном композиторском искусстве. Песни гимнического, патриотического жанра, насыщенные героическим звучанием, высокой степенью обобщенного содержания текста и музыки с элементами повествовательное™ пользуются всенародной любовью и сегодня. Славление свободного духа, красоты и неповторимости природы, гордость за свою историю и соотечественников - таково содержание многих песен прошлого. К таковым отнесем патриотические песни гимнического склада «3 горах скалыстых и обширных ...», «Ой, колысь була роскишь-воля», «Зажурылысь чор-номорци», «Прощая слава, город ридненький» и др. Традиционная музыка по эмоциональному духовно-нравственному содержанию позволяет обратить внимание на особенности социальной сущности произведения, всего многообразия его содержания, не отодвигая на второй план музыкальной выразительности и яркости музыкального языка.

Тяготы военной жизни, тяжелый труд на земле определили в кубанской музыке обилие минорных мотивов, присущих многим историческим, военным и лирическим произведениям, таким как «Дарувала нам царыця», «Йихав казак за Кубань» и др. Но всем произведениям, независимо от содержания и жанра, присущи неистребимый юмор, оптимизм, вера в высокое духовное предназначение человека, гражданская позиция. Мрачные интонации отдельных образцов народного творчества обусловлены не только условиями быта, частыми войнами, вечной опасностью, но и в значительной степени обстоятельствами личной жизни. Являются наглядным нравственным примером сильные и глубокие чувства предков, которые и вызвали к жизни искусство большой художественной силы, прошедшего через века и способного нашего современника поразить своей мощью духа.

В музыкально-поэтическом творчестве Кубани большое значение имеют эпитеты, которые несут в себе понимаемую и угадываемую смысловую нагрузку: зоря-алая, волюшка-вольная,

пташки-резвые, седельце-черкесское и т.д. Эпитет способен одним мазком обрисовать весь образ, полно и четко выразить конкретные человеческие чувства. Большую роль играет пейзаж, который не самоцель, а средство для выражения тех или иных чувств и мыслей. И не случайно обращения героев к миру природы часты и доверительны. Слова-обращения к природе усиливают эмоциональную окраску исполняемой песни, придают ей особый колорит, повышают духовно-нравственную сущность произвеления. Фонические, морфологические, синтаксические и лексические особенности говора кубанских казаков, отражающие языковые черты и музыкальнопоэтическое творчество, их осознание положительно влияет на эмоциональное восприятие произведений народного искусства.

В композиторском искусстве Кубани духовнонравственное содержание занимает ведущее место, хотя ее функционирование проявляется с разной степенью интенсивности и в различные исторические периоды, и в сочинениях различных жанров. Старинные слои кубанского фольклора хорошо освоены и представляют собой не просто застывший фиксированный материал прошлого - традиционный и более новый фольклор живет в обработках, продолжающих богатые, хорошо сложившиеся традиции. В творчестве таких композиторов, как Г. Плотни-ченко, В. Захарченко, В. Пономарева, В. Чернявского, В. Комиссинского, В. Волченко, В. Малю-ченко и др., сочинения, основанные на традиционных ценностях, воспринимаются как компонент быта и современной духовно-практической деятельности.

Народное творчество ориентирует композиторов не на аутентичное его воссоздание или полное слияние с современным музыкальным миросозерцанием. Здесь мы наблюдаем и нечто другое: центральным вопросом в композиторском творчестве становится эстетическое отношение к фольклору как вполне стабильному объекту прошлого, то есть - проблема отношения к народной старине. Это обстоятельство объясняет наблюдаемую в кубанской музыке стилизованную трактовку фольклора, а также обилие стилизаций самих народных мелодий. Так, в творчестве Г. Пономаренко, В. Волченко, В. Комиссинского, В. Пономарева фольклор трактуется как составная часть современного музыкального сознания, как реальность. В этом - продолжение классических традиций «Мо^чей кучки» и их последователей, сумевших в такой степени приблизить народное начало к современному им эстетическому миросозерцанию. Следует учитывать, что традиционный фольклор и новейшие средства музыкальной выразительности композиторских образцов не взаимоисключают друг друга. Подобно тому, как в начале столетия новые теоретические системы гармонии способствовали более адекватному многоголосному толкованию мелодий ряда монодических музыкальных культур, так и новейшие приемы современной композиторской техники содействуют раскрытию некоторых аспектов выразительности традиционной народной музыки. Многослойная полифоническая фактура, характерная для сочинений В. Кеворкова, Л. Смирнова, В. Малю-ченко, В. Магдалица достаточно убедительно передает своеобразную эпико-созерцательную специфику фольклорной выразительности.

История России и Кубани, духовно-нравственное воплощение исторических образов в музыкальных произведениях находят яркое отражение в программных сочинениях композиторов Кубани. К числу таковых произведений можно отнести фортепианный цикл В. Волченко «Картинки русской зимы», симфоническую поэму «Память» В. Кеворкова, симфонию «Поминовение» В. Магдалица, сюиту-фантазию «Комендант Пушкин» Ю. Симакина и др. Композиторы разных стран и народов, писатели, драматурги, как уже сложилось в истории, часто обращались к вечным темам - добра и зла, света и мрака, жизни и смер-

262

ти. Эти темы никогда не были абстракцией, в искусстве они всегда наполнялись конкретным, связанным с данным временем, содержанием.

Музыкальное отражение прошлого и настоящего в сочинениях различных жанров продолжается. Вместе с тем, к сожалению, до последнего времени место музыки в духовно-нравственном вос-

Литература:

1. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). 2001; Немен-ский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1987.

2. Арнольдов AM. Культурология: явления и процессы. М. : МГУКИ, 2007. 407 с.; Малинкин AM. Полипарадигмальный подход в контексте интеллектуальной ситуации в России. URL: http://www. isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/malinkin.pdf (Загп. с экрана); Старикова ОТ. Полипарадиг-мальный подход как методологическая основа стратегий развития российского высшего образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2010. № 2 (12). С. 34-39 и др.

3. Туравец Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика : монография. 2 изд. Краснодар, 2012. 179 с .

4. Туравец Н.Р. Этнокультурное образование и процесс профессиональной подготовки студен-тов-музыкантов / HP. Туравец, К. А. Стрельцова // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). С. 37-40.

5. Го шов ский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971.

питании детей не только неустойчиво, но испытывает постоянную тенденцию к его сужению, к утере самостоятельной ценности. Воздействие музыки связано с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется особенностями истории ее создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.

Literature:

1. Medushevskii V.V. Spiritual and moral education by means of music // Teacher (Special issue «Musician-teacher»). 2001; Nemenskii B.M. Cleverness of beauty. About problems of esthetic education. 2nd prod., rev. and add. M., 1987.

2. Amol’dov A.I. Culturology: phenomena and

processes. M. : MSUCA, 2007. 407 p.; Malinkin A.N. Poly-paradigmatic approach in the context of an intellectual situation in Russia. URL: http://www. isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/malinkin.pdf; Starikova O.G. Poly-paradigmatic approach as a methodological basis of strategy of development of the Russian higher education // Education. Science. Innovations: Southern measurement. 2010. № 2 (12). P. 34-39; etc.

3. Turavets N.R. Regional component of musical and pedagogical education: methodology, theory, practice : monograph. 2 prod. Krasnodar, 2012. 179 p.

4. Turavets N.R. Ethno-cultural education and process of vocational training of students musicians /

N.R. Turavets, K.A. Strel'tsova // Cultural life of the South of Russia. 2013. № 2 (49). P. 37-40.

5. Goshovskii V. At sources of a folk music of Slavs. M., 1971.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.