Научная статья на тему 'Народное инструментальное творчество в социокультурном пространстве региона'

Народное инструментальное творчество в социокультурном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
150
55
Поделиться
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Селюкова Т.А., Селюков Э.А.

В статье рассматриваются народные инструментальные традиции белгородского региона. Затрагиваются проблемы цитирования музыкального фольклора в произведениях современных композиторов. Народное непрофессиональное инструментальное творчество Белгородчины, как важнейший фактор в обустройстве досуга людей разных сословий, а так же важнейшая составляющая нравственного, патриотического и художественного воспитания.

FOLK MUSIC IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF THE REGION

The article deals with folk instrumental traditions of Belgorod region. Addresses the problems of citation of musical folklore in the works of contemporary composers. Amateur folk music of the Belgorod region, as the most important factor in the arrangement of leisure time of people of different classes, as well as the most important component of moral, Patriotic and artistic education.

Текст научной работы на тему «Народное инструментальное творчество в социокультурном пространстве региона»

УДК 398.8

НАРОДНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

Т.А. Селюкова1), Э.А. Селюков2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: Taleks37@mail.ru

В статье рассматриваются народные инструментальные традиции белгородского региона. Затрагиваются проблемы цитирования музыкального фольклора в произведениях современных композиторов. Народное непрофессиональное инструментальное творчество Белгородчины, как важнейший фактор в обустройстве досуга людей разных сословий, а так же важнейшая составляющая нравственного, патриотического и художественного воспитания.

Ключевые слова: инструментальная традиция, народные инструменты, музыкальный фольклор, инструментализм, непрофессиональное музицирование.

Сохранность локальных народных инструментальных традиций на территории России различна. В одном регионе музыкальный фольклор может продолжать свое естественное существование, где могут бытовать элементы старинной обрядности, исполняться песни, пляски, хороводы, наигрыши на традиционных музыкальных инструментах, в другом - фольклорная традиция угасает, уходит из повседневной жизни людей. Отличительная черта степени сохранности локальной традиции вызвана разными причинами, в числе исторических, социально-экономических, демографических и других.

На первый взгляд, данные исследователей могут говорить об умирании традиции, которая неизбежно прерывается с уходом прошлых поколений, однако, мнение это не столь однозначно. Возраст участников бытовых (или аутентичных) фольклорных коллективов имеет свое логическое объяснение. Объясняют фольклористы это любопытным феноменом. Оказывается, что индивид, живущий в среде, где бытует музыкальный фольклор, очень хорошо знаком с традицией с детства. Становясь «певцом-мастером», как правило, лишь к своим 40-50-ти годам. Здесь существует закономерность, которая заключается в некой периодичности приобщения индивида к музыкальному фольклору. Стадиальность в восприятии музыкального фольклора в среде его носителей еще в конце 20-х годов нашего столетия Е. Гиппиус определил как «возрастную циклизацию», когда у разных возрастных групп певцов существует определенный репертуар и манера исполнения1. Переход осуществлялся из одной возрастной группы в другую, что закономерно изменяло репертуар и стиль пения. Неоднородная социальная среда, где существуют носители музыкального фольклора, может проявляться также в ее феминизированности: аутентичные исполнители которых больше всего в фольклорных ансамблях - женщины. Дисбаланс вероятно обусловлен и социально-демографическим фактором (продолжительность жизни женщины больше, чем мужчины) и культурно-историческим.

1 Гиппиус Е.В. Проблемы ареального исследования традиционной народной песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность: Вопросы типологии: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989.

В прошлом веке мужчины по большей части предпочитали инструментальную музыку - играя на гармони, балалайке, рожке, свирели и других инструментах, а также пение и пляску в составе женских коллективов. В современном социуме с сильным влиянием средств массовых коммуникаций на различные формы городской культуры, места с живым музыкальным фольклором, т.е. инструментальной традицией, становятся в известном смысле культурными анклавами. Фрагментное бытование инструментального фольклора, является сегодня преобладающим фактором.

В 1970-е гг. возникла ситуация, которая позволяет нам говорить о появлении новых, не аутентичных мест бытования инструментального фольклора. Его возникновение мы связываем с концом 60-х - началом 70-х гг., где возрастает интерес в социуме (прежде всего, в творческой интеллигенции) к подлинным русским народным инструментам фольклорной традиции, выражаясь, в частности, в деятельности молодых музыкантов (инструменталистов, теоретиков, композиторов), которые занимались изучением русского песенно-инструментального фольклора.

Современные композиторы так же обращались к инструментальному фольклору, на наш взгляд их можно условно разделить на две основные группы: сознательное и неосознанное обращение, подчеркнутое и неумышленное. Обе эти группы не могут существовать отдельно друг от друга - они взаимодействуют в творчестве композитора и даже могут свое сосуществование в пределах одного произведения. Это помогает углублять и дифференцировать методику анализа, выявляя природу композиторского «применения» фольклора в своих шедеврах.

Композиторы-классики не раз доказывали своим творчеством высокие образцы, так называемого цитирования, то есть прямого использования инструментального фольклора. Сложность в обращении и использования инструментального фольклора заключается главным образом в том, что он представляет собой чрезвычайно богатейший, самостоятельный пласт, который рассматривается нами, как совокупность взаиморазличных элементов, которые в своем взаимодействии и единстве обеспечивают эффективное функционирование этого образования, то есть самой системы.

На современном этапе композиторы активно используют радикальные средства переложения музыкального фольклора, когда в мелодии сочиненной композитором синтезируются элементы фольклорного произведений, которые раньше в музыкальной традиционной практике не объединялись. Явление интегрированного переложения сложное и иногда заслуживает специального музыковедческого исследования. В ходе такой интеграции могут получиться самые неожиданные формы музыкальных произведений, которые будут выполнять самые различные смысловые функции.

Для понимания народного инструментального творчества, представленного исполнением на музыкальных инструментах, несомненный интерес для нас являются сами инструменты, бытовавшие в разные времена. Г.Д. Гачев высказывал предположение, что народные музыкальные инструменты с целью придания им региональной «ментальности» подвержены в различных сочетаниях влияниям земных стихий и поэтому каждый инструмент содержит в себе определенный образ этноса и еще наделен характеристиками мужского или женского начала2.

Русские собиратели и исследователи музыкального фольклора конца XVIII -первой половины XIX века (Н. Львов, В. Одоевский, А. Серов, М. Стахович) стремились выявить характерные средства художественной выразительности, передающие национальное своеобразие народного искусства.

2 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999. С.68-79.

Многие труды отечественных исследователей посвящены решению исторических проблем, в частности, происхождения инструментального искусства. В.М. Щуров сообщает нам, что первые, еще несовершенные записи русских народных мелодий появились только в XVIII веке, а сравнительно достоверные нотные материалы по русскому музыкальному фольклору стали достоянием науки лишь с изобретением фонографа (классические сборники Е. Линевой). Изучением русских народных инструментов с практической целью занимался В.В. Андреев и его сподвижники:

A.С.Фамицын, Н.И.Привалов. Исследования в области балалаечного искусства велись Б.П. Бабкиным, а также Н.П. Штибером как первого историографа «Великорусского оркестра».

В русской музыкальной фольклористике проводились исследования по историческому изучению народного творчества (К.В.Квитка, Е.В. Гиппиус,

B.Л. Гошовский, Ф.А. Рубцов и др.). Разработаны некоторые методические приемы, с помощью которых удается достигнуть достаточно вероятного исторического приурочения, как отдельных образцов музыкального творчества, так и определенных структур и типов музыкального инструментария.

Изучение региональной музыкальной культуры в разные исторические периоды весьма необходимо, так как провинциальная культура России явилась огромным пластом российского культурного достояния мало изученным, но вобравшим в себя духовно-нравственные идеалы и ценности русского народа. Неотъемлемую часть богатейшей истории и культуры Белгородского региона составляет народное музыкальное инструментальное творчество. Оно является предметом нашей гордости и требует серьезного научного исследования.

Народное музыкальное инструментальное творчество, равно как и просвещение, сосредотачивалась вначале в монастырях, храмах, а затем в светской жизни - в усадьбах и крупных поместьях дворян и помещиков. Благодаря Епископам Самуилу, Петру, Феоктисту, Иоасафу, Серафиму Саровскому, педагогу, мыслителю, поэту Г.С. Сковороде, В.А. Боровиковскому создавалась благодатная культурно-просвещенческая среда на территории края. Прославили этот край родившиеся или жившие на Белгородчине музыканты, композиторы, исполнители, которые сформировались сами как творческие личности, благодаря белгородским культурным «корням» и традициям - это такие музыканты как С.А. Дегтярев, В. Трутовский, Г.Я. Ломакин, а позже И.И. Слатин, М.Г. Эрденко и многие другие.

Рассматривая состояние народного инструментального творчества на Белгородчине в данное историческое время, уместно использовать термин «музыкальная провинция»3. Огромна роль провинции в процессе подпитки столичной музыкальной культуры музыкально-одаренными людьми. Так, из Борисовской слободы, что на Белгородчине, на учебу были отправлены С. Дегтярев, Г. Ломакин, В. Трутовский, прославившиеся как прекрасные музыканты, дирижеры, композиторы, собирающие русский музыкальный фольклор. Благодаря исследовательской работе белгородского музыканта Ю.С. Горяйнова в печати появилось ряд работ посвященных жизни и творческой деятельности С. Дегтярева, Г. Ломакина.

Значимым вкладом в область народного инструментального творчества, в формирование коллективного непрофессионального инструментального исполнительства на Белгородчине внес О.И. Хорват, создав в слободе Головчино первый оркестр из крепостных. В XIX веке в 30-40 годы в Курской губернии и далеко за ее пределами славился крепостной театр Хорватов, созданный из крепостных слободы

3

Брофин Е.Ф. музыкальное образование и просвещение// Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет муз.-ист. Очерки / Отв. ред., авт. вступ. Ст. В.М. Богданов-Березовский. Л., 1967. С.19.

Головчино. По сведениям краеведов, именно на базе существовавшего оркестра, который был создан в 90-е годы XVIII века, был создан театр (1827-1828 гг.).

Формирование городского населения и социального уклада городской жизни, способствовало расцвету городского фольклора и расцвету городского и бытового романса. Все события, происходившие в это время, находили отражение в русской песне, романсе, что способствовало появлению рекрутских, солдатских, революционных песен с инструментальным сопровождением.

Одним из ярких представителей бытовой формы народного музыкального творчества является фольклорный ансамбль села Афанасьевка Алексеевского района, руководство которым с 1938 г. осуществлял Ефим Тарасович Сапелкин, талантливый руководитель, исполнитель-импровизатор. Основоположниками афанасьевского вокального коллектива были певицы Л.И. Флигинских, М.Г. Рощупкина, М.М. Ходыкина, О.А. Веникова, А.Т. Ходыкина.

Исследуя музыкальное непрофессиональное народное инструментальное творчество Белгородчины, мы пришли к выводу, что оно формировалось как феномен, взаимодействующий с исконно традиционной региональной (фольклорной), российской и западноевропейской культурами. Становится очевидным, что в данном регионе музыкальная инструментальная культура Запада удачно ассимилировалась, что сыграло огромную не только просветительскую роль, но и способствовало становлению, а в дальнейшем формированию системы музыкального образования.

Народное непрофессиональное инструментальное творчество следует рассматривать как важнейший фактор в обустройстве досуга людей разных сословий и важнейшая составляющая нравственного, патриотического и художественного воспитания. Стало быть, данный вид искусства занимает важнейшее место в системе воспитания и образования широких масс народа в данном регионе, и в первую очередь подрастающего поколения. Доминантой в такой системе является идея добра, высокой нравственности, понимание музыкального образования как просветительского начала.

Большой пласт народной музыкальной инструментальной культуры на Белгородчине составляет любительское самодеятельное творчество. Особый расцвет приходится на 60-70-е годы. Большой популярностью в эти годы в Белгородской области пользовались оркестры русских народных инструментов поселке Томаровка при районном доме культуры под руководством заслуженного работник культуры РФ Петра Яковлевича Данилова и оркестр под управлением Александра Федоровича Терентюка поселке Красная Яруга (история создания Краснояружского оркестра русских народных инструментов начинается с 1956 года).

Сегодня на Белгородчине инструментальное творчество развивается по трем основным направлениям: фольклорное, любительское и профессиональное. Народное музыкальное инструментальное творчество в различные исторические периоды этого века с честью и гордостью выполняло свои эстетические, патриотические, воспитательные, досуговые функции. Одним из важных видов народного инструментального творчества Белгородчины является традиционное или фольклорное. С давних времен на Белгородчине, как и в других регионах России, все события в жизни человека сопровождались пением и плясками, и особенно ярко это было представлено в праздниках, обычаях, обрядах и других традиционных действах в крестьянском быту. Отсюда произошло название «традиционное искусство». Так оно стало называться потому, что песни и инструментальные наигрыши, пляски исполнялись именно в манере и традиции конкретной местности. Народная музыкальная культура Белгородского региона представляет собой уникальный музыкально-экологический заповедник, требующий серьезных исследований.

Проблеме изучения народного музыкального инструментального творчества Белгородчины посвятили свои работы: А.А. Банин, И.И. Веретенников, В. Галахов, Б.А. Горюнов, М.С. Жиров, К.В. Квитка, А.С. Кошелев, Т.А. Селюкова, А.В. Руднева, А.Н. Иванов, В.М Щуров и др.

Как утверждает известный исследователь музыкального фольклора В.М. Щуров, для Белгородчины характерна южнорусская исполнительская манера. Это значит, что для народного музыкального искусства региона характерно тяготение к плясовым ритмам, яркой эмоциональной манере исполнения, мелодике, особому тембру, способу голосоведения, многоголосию. А отсюда и использование инструментария как сопровождающего песню, танец, так и с самостоятельной исполнительской функцией. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что инструментальная музыка в каждом Белгородском районе имеет свои особенности.

Образцовым изучением народной инструментальной музыки, вписанной в традиционную культуру, на наш взгляд стало теоретическое исследование И.В. Мациевского «Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры».4 Автор использует термин «инструментализм», включая в его содержание не только музыкальные инструменты и инструментальную музыку, но и весь спектр связей между ними и другими сферами, к которым он причислял традиционное слуховое поле, звукоидеалы, образно-музыкальные системы, кинетику, артикуляцию, композицию.

В XX - XXI веке в связи с многообразием предметов и явлений инструментального мира, появляется новая потребность - упорядочить знания о масштабно развернутой во времени и пространстве, внутренне разнородной системе и построить новую модель ее исследования. В работе «О базисных концептах исследования традиционной музыкально-инструментальной культуры Беларуси», И.Д. Назина очертила свое видение состава и структуры традиционной инструментальной культуры, которую она называет фольклорно-инструментальной или музыкально-инструментальной.5

Таким образом, как мы видим, успешность и качественная характеристика изучения традиционной инструментальной культуры во многом определяются опорой на ее структурно-содержательную модель. Культура должна рассматриваться в разных положениях: статическом и динамическом. В пределах статики отчетливо вычленяются культурные страты: компоненты, типы, формы, отрасли; фиксируются их устойчивые связи и системы связей. Внутри каждой страты выделяется ядро (центр) и периферийные области. В культурной динамике исследуются те же культурные страты в разновременных позициях и процессы, связанные с изменением ядра, разрушением устойчивых связей, формированием новых закономерностей и художественных канонов. Инструментальная культура - это целостность, существующая по своим собственным законам, к которым относятся законы сохранения, расширенного воспроизводства, регенерации и саморазвития, названные Л. Мельникасом «экологическими».6 Инструментальная культура, как и любая другая развитая культура, обладает своей неповторимостью, совокупностью устоявшихся факторов и свойств, особыми комбинациями культурно-статических положений и культурно-динамических процессов, что обуславливает и актуализирует потребность её изучения.

4 Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры. Автореф. дисс... докт. иск. Киев, 1990.

5 Назина И.Д. О базисных концептах исследования традиционной инструментальной культуры Беларуси // Вопросы инструментоведения. Вып. 5.Ч. 1. СПб., 2004. С. 35-61.

6Мельникас Л. Экология музыкальной культуры. М.: Композитор, 2000.

Список литературы

1. Брофин, Е.Ф. музыкальное образование и просвещение // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет муз.-ист. Очерки / Отв. ред., авт. вступ. Ст. В.М. Богданов-Березовский. - Л., 1967. - С.19.

2. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. - М., 1999. -С.68-79.

3. Гиппиус, Е.В. Проблемы ареального исследования традиционной народной песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность: Вопросы типологии: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1989.

4. Мациевский, И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры. Автореф. дисс... докт. иск. - Киев, 1990.

5. Мельникас, Л. Экология музыкальной культуры. - М.: Композитор, 2000.

6. Назина, И.Д. О базисных концептах исследования традиционной инструментальной культуры Беларуси // Вопросы инструментоведения. Вып. 5. Ч. 1. - СП6., 2004. - С. 35-61.

FOLK MUSIC IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF THE REGION

T.A. Seliukova1), E. A. Selyukov2)

1,2) Belgorod state Institute of arts and culture 1,2)e-mail :Taleks37@mail.ru

The article deals with folk instrumental traditions of Belgorod region. Addresses the problems of citation of musical folklore in the works of contemporary composers. Amateur folk music of the Belgorod region, as the most important factor in the arrangement of leisure time of people of different classes, as well as the most important component of moral, Patriotic and artistic education.

Keywords: instrumental tradition, folk instruments, folk music, instrumentalism, not a professional musician.