Научная статья на тему 'Традиционное музыкальное творчество Белгородчины'

Традиционное музыкальное творчество Белгородчины Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
408
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАНТЫ / КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Селюкова Т.А., Селюков Э.А.

В статье рассматривается народное инструментальное творчество Белгородчины, его региональные особенности, некоторые этапы его становления и бытования. Выявлена концепция традиционного инструментализма, роль бытовых песенных «артелей» в организации самодеятельных форм народного музыкального творчества. Особое внимание в статье уделено непрофессиональному музицированию, как одной из форм бытования музыкально-культурного пространства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADIZIONE MUSICAL CREATIVITY OF BELGOROD REGION

The article deals with the folk music of the Belgorod region, its regional features, some of the stages of its formation and existence. Identified the concept of traditional instrumentalism, the role of the household song "collectives" in the organization of Amateur forms of folk music. Special attention is paid to Amateur music-making, as one of the forms of existence of musical-cultural space of the region.

Текст научной работы на тему «Традиционное музыкальное творчество Белгородчины»

УДК 7;78

ТРАДИЦИОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

БЕЛГОРОДЧИНЫ

Т.А. Селюкова1), Э.А. Селюков2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: Taleks37@mail.ru

В статье рассматривается народное инструментальное творчество Белгородчины, его региональные особенности, некоторые этапы его становления и бытования. Выявлена концепция традиционного инструментализма, роль бытовых песенных «артелей» в организации самодеятельных форм народного музыкального творчества. Особое внимание в статье уделено непрофессиональному музицированию, как одной из форм бытования музыкально-культурного пространства региона.

Ключевые слова: народное инструментальное творчество, инструментальная культура, русские народные музыкальные инструменты, традиционное искусство, музыканты, культура, фольклор, традиционное искусство, инструментализм.

Локальные народные инструментальные традиции на территории России различны. В одних регионах фольклор продолжает свое естественное существование; там бытуют элементы старинной обрядности, исполняются песни, пляски, хороводы, звучит наигрыш на традиционном музыкальном инструменте. В других -фольклорные традиции угасают, как отмечают фольклористы, сохраняется хотя бы две-три песни, наигрыша, которые обязательно исполняются на местных свадьбах.

Изучали русские народные инструменты с практической целью В.В. Андреев и его сподвижники: Н.И. Фамицин, А.С. Привалов, в области балалаечного искусства (Б.П. Бабкин, Н.П. Штибер, как первый историограф «Великорусского оркестра»). По историческому изучению народного музыкального творчества проводились исследования (К.В. Квитка, Е. В. Гиппиус, В.Л. Гошовский, Ф.А. Рубцов и др.). Разрабатывались методические приемы, с помощью которых было доказана вероятность исторического приурочения, как отдельные образцы музыкального творчества, так и определенные структуры и типы музыкального инструментария.

Так, К.А. Вертков особое внимание уделял разработке системы научной классификации музыкальных инструментов, ибо всякая классификация отражает, с одной стороны, эмпирический опыт, с другой - уровень, обобщающий этот опыт. Главными классификационными признаками музыкального инструмента, на наш взгляд, следует считать те, которые связаны прежде всего, с музыкальной функцией. Но самым значимым трудом в области народного инструментального творчества явилась книга К.А. Верткова «Русские народные музыкальные инструменты». В разные исторические периоды изучать региональную музыкальную культуру весьма необходимо, так как провинциальная культура России является мало изученным, огромным пластом российского культурного наследия, который вобрал в себя духовно-нравственные идеалы и ценности русского народа. Удаленность от центра России многих регионов создавала условия для относительно замкнутых культурных пространств, где достаточно мирно уживались традиционная культура и культура, привнесенная извне.

Народное музыкальное инструментальное творчество является богатейшей частью в истории и культуре Белгородского региона. Являясь предметом гордости оно требует серьезного научного исследования. В истории народного музыкального инструментального творчества края много непознанного, загадочного и задача заинтересованных специалистов состоит в том, чтобы как можно быстрее и основательнее изучить то, что пока еще недоступно нашему познанию.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса об уникальной музыкальной народной инструментальной культуре Белгородчины, следует уточнить суть понятия «народное музыкальное инструментальное творчество». Под этим следует понимать предметы материальной культуры, то есть непосредственно сами инструменты, истоки их появления и процесс развития, историю музицирования на народных инструментах, эволюцию исполнительства на музыкальных инструментах.

Подтверждение сказанного мы находим в книге М.С. Жирова «Народная художественная культура Белгородчины», где он указывает, что «здесь на краю опасности, музыкантам уже никто не мешал свободно предаваться игре на балалайке, не боясь, что их осудит церковь или сошлют на «украину»1. У нас невольно возникает вопрос: «Так на чем же играли белгородские скоморохи?». По нашему мнению, обязательно в игре присутствовал бубен и духовые инструменты (рожок, дудка, жалейка, свирелька, рог, волынка), а также и струнные инструменты. Вот как раз по наличию в ансамбле домр - таких скоморохов называли домрачами, при наличии гудка - гудошниками, а при использовании во время «гульбы» и «плясьбы» гуслей -гусельниками. Более того, в описании событий 1673 года, в грамоте митрополита Белгородского и Обоянского преосвященного Михаила «О мирских игрищах в Курске», присланного на имя курского архимандрита Никодима, говорится: «...чтобы в городе и на посаде, в слободе и уезде всяких чинов мирские люди и жены их и дети в воскресные дни, и в Господний, и Богородничьи, и великих святых в праздники приходили бы к церкви... от безмерного пьянства дипонялись, и скоморохов с домрами и гуслями, и с волынками, и со всякими играми... в дома к себе не призывали, и на улицах, на полях, и на свадьбах богомерзских и скверных песен не пели, и не плясали, и в ладони не били, и всяких бесовских игр не слушали»2.

Рассматривать состояние народного инструментального творчества на Белгородчине в данное историческое время, уместно с использованием термина «музыкальная провинция»3. Понятие «музыкальная культура провинции», по нашему мнению, применимо ко многим историческим эпохам, но мы сочли необходимым обратить внимание на исторический период XVIII -XIX века. Музыкальную культуру провинции следует рассматривать как национальный российский просветительский культурный центр. Такие социокультурные локальные территории (дворцы, усадьбы, поместья) являлись в определенное время многоуровневыми замкнутыми пространствами, где перерабатывались европейская, столичная и местная традиционная культуры. Что касается музыкального непрофессионального инструментального народного творчества Белгородского региона ХУШ-Х1Х веков, то оно практически не исследовано, его следует рассматривать территориально широко, как южную оконечность России. Основанием к такому подходу служит факт

1 Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000. С.42.

2 Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные пьесы. М., 1975.

3 Брофин Е.Ф. Музыкальное образование и просвещение // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет муз.-ист. Очерки. Л., 1967. С. 16; Селюкова Т.А. Народное инструментальное творчество русской провинции. Дис... к. философ. наук. Белгород, 2011. С. 16.

упразднения Белгородской губернии в 1779 году, после чего ее территория вошла в состав Курской и Воронежской губерней. Информация о непрофессиональной инструментальной культуре белгородской провинции, с одной стороны, скрыта в глубине столетий, но с другой - нами найдены значительные факты, говорящие о ее ведущей роли в прошлом. В этом смысле у нас есть основания обратиться к двум «культурным очагам» конца XVIII - начала XIX века - это усадьба князей Барятинских в слободе Марьино, Рыльского уезда, Курской губернии и бывшая усадьба Хорватов в селе Головчино ныне Грай веронского района. С 1780 года Хотмыжск - уездный город Харьковского наместничества.4 Именно в дворянско-помещичьих усадьбах, происходили процессы музыкальной инкультурации. Участниками музыкально-культурного процесса усваивались не только необходимые элементы музыкальной культуры, но совершенствовались и развивались их музыкально-инструментальные навыки и способности. Музыка и музыкальные инструменты были общим языком в процессе постижения других культур, были элементами межкультурного взаимодействия.

Провинция всегда являлась и является подпиткой столичной музыкальной культуры. Из Борисовской слободы, что на Белгородчине, отправлялись учиться С. Дегтярев, Г. Ломакин, В. Трутовский, которые прославились прекрасными музыкантами, дирижерами, композиторами, собирателями русского фольклора, педагогами. Белгородский музыкант Ю.С. Горяйнов выпустил в печать ряд работ посвященных жизни и творческой деятельности С. Дегтярева, Г. Ломакина.

Ученые исследователи отмечают огромную роль бытовых песенных «артелей» в организации самодеятельных форм народного музыкального творчества в Белгородском регионе. Именно неформальные лидеры таких фольклорных ансамблей возглавили руководство народных хоров в 30-60 гг. XX столетия: Е.Т. Сапелкин в селе Афанасьевка Алексеевского района (1938 г.); О.И. Маничкина в селе Подсереднее Алексеевского района (1948 г.); Л.И. Кузнецова в селе Иловка Алексеевского района (1949 г.); Н.А. Горбатовский в селе Боровое Новооскольского района (1958 г.); М. С. Скуридина в селе Фощеватово Волоконовского района (1966 г.); Н.Т. и А.Т. Харыбин в селе Малобыково Красногвардейского района (1954 г.) и т.д.5

Исследуя музыкальное народное инструментальное творчество Белгородчины, мы приходим к выводу, что формировалось оно как феномен, который взаимодействует с традиционно-региональной (фольклорной), русской и западноевропейской культурами. Очевидно, что в Белгородском регионе западная музыкальная инструментальная культура удачно ассимилировалась, что сыграло огромную не только просветительскую роль, но и способствовало становлению, а в дальнейшем формированию системы музыкального образования.

Анализируя имеющиеся данные о музыкантах-самородках в Белгородском регионе, мы пришли к выводу, что накопленные сведения и их творческий опыт дают нам основание утверждать, что в нашем регионе имеет место традиционная школа создания инструментов бесписьменной традиции. Из поколения в поколение передавалась традиция изготовления народных инструментов - балалайки в гитарном строе, в том числе с удвоением струн (с. Фощеватово), калюк, двойных и одинарных жалеек, дудок и т.д.

4 Федоров С.И. Скульптура усадьбы Марьино. Курск, 2002. С. 12.

5 Селюкова Т.А. Народное инструментальное творчество русской провинции. Диссерт. кан. философ. наук. Белгород, 2011. С. 143.

Сегодня многие творческие коллективы Белгородчины бережно сохраняют и удерживают в своем репертуаре лучшие произведения старины и способы их исполнения. В начале нового тысячелетия возникает потребность изучать не только компоненты народной инструментальной культуры, но и ее саму как целостную и принципиально новую исследовательскую материю, не являющуюся простой суммой инструментов и инструментальной музыки. Мы полагаем, что эта потребность во многом определена развитием в России культурологи и появления нового её направления - «музыкальной культурологи». Обозначенная потребность объективно определена также отечественными и зарубежными достижениями в области этно-музыки.

Образцом изучения народной инструментальной музыки, на наш взгляд стало теоретическое обоснование И.В. Мациевского «Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры»6. В своем исследовании автор использует термин «инструментализм», в содержание которого входят не только музыкальный инструмент и инструментальная музыка, но и весь банк связей между ними и другими сферами, к которым он причисляет и традиционное слуховое поле, образно-музыкальную систему, кинетику, артикуляцию, композицию и т.п. И.В. Мациевский выделил единую концепцию традиционного инструментального творчества, его природу, путь становления, определил системообразующую связь между музыкальными инструментами и комплексом народной инструментальной культуры в следующих аспектах: музыкальные инструменты и их бытование в инструментальной музыке; инструментальная музыка и ее связь с другими сферами художественной культуры; генезис и развитие инструментализма; проблема существования традиции; её фиксации и изучение; исследование художественных текстов.

Таким образом, культура нами рассматривается в разных положениях: статическом и динамическом. В пределах статики отчетливо вычленяются культурные страты: компоненты, типы, формы, отрасли; фиксируются их устойчивые связи и системы связей. Внутри каждой страты выделяется ядро (центр) и периферийные области. В культурной динамике исследуются те же культурные страты в разновременных позициях и процессы, связанные с изменением ядра, разрушением устойчивых связей, формированием новых закономерностей и художественных канонов.

Инструментальная культура - это целостность, которая существует по своим собственным законам, куда входит сохранение, расширенное воспроизводство, регенерация и саморазвитие, названные Л. Мельникасом «экологическими» . Инструментальная культура, как и любая другая развивающаяся культура, обладает неповторимой совокупностью устоявшихся факторов и свойств, комбинацией культурно-статических положений и культурно-динамических процессов, что обуславливает и актуализирует потребность в её изучении.

6 Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры. Автореф. дисс... д. иск. Киев, 1990.

7 Мелъникас Л. Экология музыкальной культуры. М., 2000.

Список литературы

1. Брофин Е.Ф. Музыкальное образование и просвещение // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет муз.-ист. Очерки / Отв. ред., авт вступ. ст. В.М. Богданов-Березовский. - Л., 1967. - 487 с.

2. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные пьесы. -М.: Советский композитор, 1975. - 309 с.

3. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. - Белгород, 2000. - 265 с.

4. Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры. Автореф. дисс... д. иск. - Киев, 1990. - 47 с.

5. Мелъникас Л. Экология музыкальной культуры. - М.: Композитор, 2000. - 328 с.

6. Селюкова Т.А. Народное инструментальное творчество русской провинции. Дис... к. философ. наук. - Белгород, 2011. - 185 с.

7. Федоров С.И. Скульптура усадьбы Марьино. - Курск, 2002. - 32 с.

TRADIZIONE MUSICAL CREATIVITY OF BELGOROD REGION

TA. Seliukova1), E.A. Selyukov2)

1,2)Belgorod state institute of arts and culture 1,2)e-mail: Taleks37@mail.ru

The article deals with the folk music of the Belgorod region, its regional features, some of the stages of its formation and existence. Identified the concept of traditional instrumentalism, the role of the household song "collectives" in the organization of Amateur forms of folk music. Special attention is paid to Amateur music-making, as one of the forms of existence of musical-cultural space of the region.

Keywords: folk music, instrumental culture, Russian folk musical instruments, traditional art, music, culture, folklore, traditional art, instrumentalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.