Научная статья на тему 'Вокальная музыка композиторов Кубани в репертуаре народных певцов'

Вокальная музыка композиторов Кубани в репертуаре народных певцов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
250
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мякишева Н. М.

Сегодня народно-певческое образование переживает новую стадию своего развития, которая характеризуется интенсивными поисками теоретико-методологических и методических основ, отвечающих изменившимся социокультурным условиям нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокальная музыка композиторов Кубани в репертуаре народных певцов»

Н.М. Мякишева ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ КУБАНИ В РЕПЕРТУАРЕ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ

Сегодня народно-певческое образование переживает новую стадию своего развития, которая характеризуется интенсивными поисками теоретико-методологических и методических основ, отвечающих изменившимся социокультурным условиям нашего времени.

Современное народно-певческое искусство заявило о себе большими достижениями и переменами в области профессионального образования, методики обучения народного певца, а также разработкой теоретико-методических основ передачи и сохранения народно-певческой традиции. В ходе научно-методических конференций и дискуссий обсуждаются важнейшие вопросы концертно-сценического исполнительства, проблемы репертуара народного певца, вопросы синтетического мастерства народного певца-артиста. Представители гнесинской школы (Н.К. Мешко, Л.В. Шамина) разработали универсальный подход к обучению народного певца, который позволяет сегодня исполнителям народной песни сочетать в своем творчестве разножанровые, разностилевые концертные программы. Сохраняя традиции народно-певческой исполнительской культуры, Н. Бабкина, Л. Петрова, Л. Рюмина, В. Журавлева-Пономаренко и другие видные исполнители народной песни, выпускники РАМ им. Гнесиных, новыми смелыми творческими проектами утверждают перспективность синтетического мастерства народного исполнителя.

Под влиянием музыки профессиональных композиторов концертное народно-певческое исполнительство все больше обращается к опыту академической школы пения, в формировании вокально-эстетических воззрений которой в свое время большую роль сыграло народно-песенное искусство. Некоторые приемы академической вокальной школы (смешанное резонирование, соединение регистров, «округление» звука, высокая позиция

звука) не только обогащают диалектное пение, но и предполагают исполнение романса, оперы, эстрады.

Необходимо отметить, что манера формировать певческий звук в русском пении имеет самобытные национальные корни: естественность и простота, речевая манера произношения гласных, согласных, художественная содержательность и осмысленность. Церковное пение, использующее округло'е, «благородное» исполнение, также оказало влияние на формирование певческого тона народного певца. Все эти требования являются основными в «школе народного пения» и реализуются в системе среднего и высшего музыкального образования народных исполнителей России.

Педагогическая практика обучения народному пению, опираясь на физиологические особенности исполнителя, законы голосовой функции и всеобщие компоненты вокального искусства, развивает способности будущего специалиста, связанные с музыкальным мышлением, и формирует его творческий потенциал.

Музыка профессиональных композиторов для народных певцов всегда была «камнем преткно-

Современное народно-певческое искусство заявило о себе большими достижениями и переменами в области профессионального образования, методики обучения народного певца, а также разработкой теоретико-методических основ передачи и сохранения народно-певческой традиции. В ходе научно-методических конференций и дискуссий обсуждаются важнейшие вопросы концертно-сце-нического исполнительства, проблемы репертуара народного певца, вопросы синтетического мастерства народного певца-артиста. Представители гнесинской школы (Н. К. Мешко, Л. В. Шамина) разработали универсальный подход к обучению народного певца, который позволяет сегодня исполнителям народной песни сочетать в своем творчестве разножанровые, разностилевые концертные программы. Сохраняя традиции народно-певческой исполнительской культуры, Н. Бабкина, Л.

Петрова, Л. Рюмина, В. Журавлева-Пономаренко и другие видные исполнители народной песни, выпускники РАМ им. Гнесиных, новыми смелыми творческими проектами утверждают перспективность синтетического мастерства народного исполнителя.

Под влиянием музыки профессиональных композиторов концертное народно-певческое ис-полнительство все больше обращается к опыту академической школы пения, в формировании вокально-эстетических воззрений которой в свое вения». Сегодня композиторы смело обращаются к таким жанрам, как баллада, вокальный цикл и опера для народного голоса, имеющим особую интонационность, форму и стиль. Например, в вокальном цикле В. Г. Комиссинского «Служба царская» для народного голоса и флейты использованы сложный музыкальный язык, самостоятельный мелодический рисунок партии флейты и голоса, требующие от исполнителя чуткого музыкального слуха, умения ориентироваться в гармоническом строе каждого номера цикла.

В педагогической практике мы обращаемся как к мелодичным, распевным, отличающимся глубокой содержательностью произведениям, так и к игривым, искрящимся, близким к музыкальному фольклору. Они удобны для начинающих певцов. Примером могут служить песни Г. Ф. Пономаренко «Не вянь, шелкова травушка» и «Опять закружило» на стихи В. Бокова, «Россия» на стихи А. Блока, Г. М. Плотниченко «Зоренька вечерняя» (слова народные), В. Г. Захарченко «Чти отца своего» на стихи В. Балачана и другие произведения, ставшие на Кубани народными.

В профессиональном творчестве композиторов Кубани наблюдается важная тенденция: сохраняя дух народной песенности, они стремятся к обогащению музыкального языка новыми средствами, к нахождению своеобразных драматургических форм «прочтения» классической и современной поэзии. Пример тому - отдельные романсы и вокальные циклы В. И. Малюченко, Г. А. Селезнева, В. В. Магдалица, В. А. Чернявского, Б. М. Цел-ковникова и других авторов.

Говоря об особенностях взаимодействия музыки «устной» и «письменной» традиции на Кубани, Н. Р. Туравец отмечает следующее: «Фольклор представляет собой вполне устоявшееся, зафиксированное наследие прошлого, ориентирует композиторов не на аутентичное его воссоздание или полное слияние с современным музыкальным миросозерцанием, а на нечто другое. Центральным вопросом, как в композиторском творчестве, так и в системах обучения, становится эстетическое отношение к фольклору как вполне стабильному объекту прошлого...» (1). Именно это объясняет и оправдывает стилизацию как наиболее распространенный подход к фольклору в творчестве В. Г. Захарченко, В. М. Волченко, В. И. Малюченко и других композиторов кубанского края. Надо подчеркнуть, что профессиональный композиторский опыт, в котором стилизация под фольклор сочетается с интонациями современного музыкального языка исполнителя, позволяет по-новому осознать феномен народного голоса и реализовать его скрытые возможности.

Именно сочетание музыки «устной» и «письменной» традиции в классе сольного народного пения предполагает развитие способностей и подготовку певцов к различным способам художественного интонирования, создает возможность для их самореализации в концертно-творческой практике. (Для этого нами специально разработаны методические рекомендации и перечень вокальных сочинений современных композиторов по спецкурсу «Современный репертуар народного певца».) Особенно важно использовать музыку письменной традиции в качестве особого компонента профессионального обучения народного певца, что обеспечивает реализацию «сверхзадачи» — приближает будущего исполнителя к духовным истокам своей «малой Родины», к глубокому постижению ее истории и традиций.

Литература

1. Туравец Н. Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика: моногр. Краснодар, 1998. С. 131.

2. Шамина Л. В. Школа русского народного пения. М., 1997.86с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.