Научная статья на тему 'Народно-песенный репертуар: специфика средств исполнительской выразительности'

Народно-песенный репертуар: специфика средств исполнительской выразительности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1368
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / АВТОРСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СРЕДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесникова С. В.

В статье анализируются средства исполнительской выразительности, используемые в певческой практике по освоению и созданию концертно-сценических версий традиционной и авторской вокальной музыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народно-песенный репертуар: специфика средств исполнительской выразительности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070 Н. И. Бояркин. Саранск, 2004. - 140 с.

2. Бражник Л. В. Пентатоника в венгерском сольфеджио: учеб-метод. пособ. по курсу методики преподавания сольфеджио / Л. В. Бражник. Казань, 1993. - 43 с.

3. Шахназарова Н. Г. О национальном в музыке / Н. Г. Шахназарова. М., 1968. - 130 с.

© Кинякина Л. В., 2016

УДК 784.4

С. В. Колесникова

доцент кафедры народной музыки ИНК «МГУ им. Н. П. Огарева»

г. Саранск, Российская Федерация

НАРОДНО-ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР: СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье анализируются средства исполнительской выразительности, используемые в певческой практике по освоению и созданию концертно-сценических версий традиционной и авторской вокальной музыки

Ключевые слова

Народно-песенный репертуар, народная песня, авторская вокальная музыка, интерпретация,

средства исполнительской выразительности

Народно-песенный репертуар, как правило, составляют разножанровые и разностилевые произведения традиционной и авторской вокальной музыки (в народно-песенном стиле). Это произведения куплетно-строфических форм, песенные «венки», музыкально-хореографические композиции или сюиты, сцены народных гуляний или игр и прочие представления, объединенные какой-либо темой или сюжетом.

В решении творческих задач по освоению и созданию концертно-сценических версий народно-песенного репертуара большое значение имеет комплексное применение необходимых средств исполнительской выразительности - музыкальных, вокальных, актерского мастерства, хореографической пластики. Немаловажное значение имеет грамотное драматургическое решение в интерпретации исполняемого репертуара. Все элементы, обеспечивающие качество и выразительность исполняемого репертуара, должны быть согласованны между собой и осознаваться как важные части целого.

Характерной особенностью в исполнении народной песни является речевая манера звукоподачи, при которой «пение предстает как "озвученная речь" или "речь нараспев" (но никак не пение со словами) <...> Соотношение "речевого и вокального" элементов <...> изменяется в зависимости от жанра песен» [5, с. 22], которые исполняются различными типами артикулирования (говорком, скороговоркой, повествованием, причетом, закликанием и др.). Большую выразительность в передаче образной сферы певческая речь приобретает при окрашивании ее характерными смысловыми интонациями (радости, печали, жалобы, умиления, шутки, насмешки, восхищения и др.). Другая немаловажная характерная особенность -диалектное интонирование-артикулирование, - подчеркивая принадлежность к конкретной местности или области России, придает исполнению ярко выраженный колорит.

Для передачи особой исполнительской характерности в певческой практике используют такие традиционные приемы и средства выразительности, как «тембровая игра голосом//словом, глиссандирование, скаты голоса, движущиеся "кластеры" в гетерофонии, не темперированный строй, приемы "скользящего строя", тембровая изобразительность, сонорные эффекты, всевозможные "ахи", "охи", "иканья", "гуканья" и другие иллитераты, возгласы, флежолеты» [4, с. 178]. Выявление наиболее

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

характерных черт исполняемого произведения помогает в выборе выразительных средств и способов их передачи в пении.

Авторская вокальная музыка, написанная для народных голосов, отличается от фольклорных произведений способами изложения музыкального материала, масштабами и характером музыкально-образных обобщений, следующих законам композиторской школы. Это требует от певцов владения иными исполнительскими средствами и приемами, необходимыми для воплощения авторских замыслов, передачи тех или иных образов поэтического и музыкального содержания: владение более широким диапазоном голоса (более октавы) на основе техники соединения регистров; вокальной однородностью голоса и ровностью его звучания на всем диапазоне; большей объемностью резонирования, «близкого к академическому (не по прикрытости, а по характеру подачи звука, его резонирования)» [1, с. 89]; комплексом темброво-акустических и динамических красок, гибкостью эмоционально-образных состояний и перевоплощений. В своем большинстве авторские вокальные произведения (обработки народных песен и композиторские сочинения) исполняются на литературном языке. «Диалект употребляется лишь в тех случаях, когда на это есть указание автора либо исполнители всю свою певческую работу изначально строят на конкретном диалекте» [5, с. 29].

Осваивая народно-песенный репертуар (коллективно, сольно) певцам необходимо обращать внимание на такой важный компонент, как переключение из одной художественной системы (фольклорной) в другую (авторскую музыку), и наоборот; грамотно использовать средства выразительности устной и письменной традиций.

Художественная интерпретация вокального произведения неразрывно связана с образным мышлением исполнителей, которое выражается глубиной чувств и эмоций; воплощается благодаря богатству и разнообразию творческой мысли, пониманию художественной формы, владению средствами художественно-исполнительского мастерства.

На музыкальном уровне художественный образ вокального произведения также можно рассматривать как единство трех начал: «1) материального - нотный текст и акустические характеристики звучащей материи (мелодия, гармония, метроритм, тембр, регистр, динамика и др.); 2) духовного - настроения, ассоциации, различные образные видения, возникающие в воображении воспринимающего; 3) логического - формальная организация музыкального произведения с точки зрения его мелодической, гармонической структуры, последовательности частей материала» [2, с. 13].

Образное мышление проходит ряд составляющих его ступеней: представление, возникающее на уровне эмоционального возбуждения, в результате чего появляется чувственное представление образа; осмысление, когда исполнитель вникает в конкретное содержание песни, соотносит его с личными эмоциональными переживаниями; создание художественного словесно-музыкального образа, который возникает в результате первоначального эмоционального возбуждения, и «пройдя стадию развития, уточнения и осознания мысли, отольется в ясно видимую художественную форму» [3, с. 7].

Таким образом, в творческом процессе освоения и сценической постановки народной песни и авторского произведения, наряду с вокальной техникой, необходимыми и важными средствами исполнительской выразительности являются: интонационно-речевое мышление, сопряженное с организацией характерно окрашенной смысловыми интонациями речи и типами интонирования-артикулирования на диалектах и литературном языке; эмоционально-образные состояния и перевоплощения, осуществляемые внутренними психологическими переживаниями и передаваемые внешне мимикой и эмоцией; актерское и хореографическое мастерство, включающее психофизическую пластику эмоций, мимики, жеста, движения.

Список использованной литературы:

1. Бурлаков В. А. Об использовании авторских произведений в процессе подготовки народного певца // Культура народного пения: традиция и искусство: материалы науч.-практ. конф., 13-16 мая 2000 г. - М., 2001. - С. 86-89.

2. Исаева С. А. От восприятия музыки к музыкальному восприятию : историко-культурный контекст : автореф. дис. ... канд. культурологии. - Саранск, 2005. - 18 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

3. Мешко Н. К. Образное мышление // Искусство народного пения: практическое руководство и методика обучения народному пению. В 2 ч. Ч. 2. - М., 2000. - с. 5-18.

4. Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики : учеб. пособие. - М.: 2010. - 202 с.

5. Шамина Л. В. Школа русского народного пения. - М., 1997. - 86 с.

© Колесникова С. В., 2016

УДК 78.082.4

С. В. Колесникова

доцент кафедры народной музыки ИНК «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О РЕПЕТИЦИОННОЙ И КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ

ПРАКТИКЕ НАРОДНОГО ПЕВЦА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, освещающие некоторые положения репетиционной работы с репертуаром по подготовке певца к публичному выступлению; концертного выступления как формы художественного общения народного певца со слушательской аудиторией

Ключевые слова

Репетиция, публичное выступление, исполнительская интерпретация, композитор, исполнитель, публика, вокальное произведение, художественное общение.

Исполнительское творчество народного певца условно можно разделить на два основных вида работы: репетиционную и концертно-исполнительскую.

Репетиция (от лат. гереййо - повторение) - подготовка к публичному выступлению, а также пробное исполнение музыкального или музыкально-театрального произведения. Репетиция - общепринятая форма поэтапного воплощения исполнительского замысла определяемого содержанием произведения. Репетиции, проводимые систематически, включают вокальные упражнения. Продолжительность репетиции профессиональных певцов обычно составляет 4 часа (с перерывами до 15-20 минут); любительских - не более 3 часов; учебных - в соответствие с учебным планом, возможностями, умениями и навыками обучаемого [3; 4].

Репетиционная часть певческой практики народного певца включает теоретическо-аналитическую и практическую формы деятельности: отбор и освоение произведений традиционной и авторской (композиторской) вокальной музыки (накопление репертуарного багажа); разработка сюжета, драматургии и сценографии репертуарных произведений; вокально-техническая работа по совершенствованию исполнительского мастерства и освоению репертуарных произведений (индивидуально, с концертмейстером, инструментальным ансамблем); работа в хореографическом классе; сценические репетиции (акустические, постановочные, прогонные).

В ходе репетиций необходимо использовать дедуктивный и индуктивный методы освоения песенных образцов (от общего к частному и наоборот), соблюдая правила единства формы и содержания (связь вокально-технического и художественно-творческого).

Руководящими принципами репетиционной работы являются: сознательность и активность (понимание и прочувствованность певцами содержания произведения); прочность, стабильность (достигается методом осознанных повторений с обязательной установкой осуществляемых целей и задач); систематичность и последовательность (обеспечивается планированием); доступность (учет вокально-технических и музыкально-творческих особенностей исполнителя, тембра и диапазона его голоса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.