МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
3. Мешко Н. К. Образное мышление // Искусство народного пения: практическое руководство и методика обучения народному пению. В 2 ч. Ч. 2. - М., 2000. - с. 5-18.
4. Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики : учеб. пособие. - М.: 2010. - 202 с.
5. Шамина Л. В. Школа русского народного пения. - М., 1997. - 86 с.
© Колесникова С. В., 2016
УДК 78.082.4
С. В. Колесникова
доцент кафедры народной музыки ИНК «МГУ им. Н. П. Огарёва»
г. Саранск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О РЕПЕТИЦИОННОЙ И КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ
ПРАКТИКЕ НАРОДНОГО ПЕВЦА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, освещающие некоторые положения репетиционной работы с репертуаром по подготовке певца к публичному выступлению; концертного выступления как формы художественного общения народного певца со слушательской аудиторией
Ключевые слова
Репетиция, публичное выступление, исполнительская интерпретация, композитор, исполнитель, публика, вокальное произведение, художественное общение.
Исполнительское творчество народного певца условно можно разделить на два основных вида работы: репетиционную и концертно-исполнительскую.
Репетиция (от лат. гереййо - повторение) - подготовка к публичному выступлению, а также пробное исполнение музыкального или музыкально-театрального произведения. Репетиция - общепринятая форма поэтапного воплощения исполнительского замысла определяемого содержанием произведения. Репетиции, проводимые систематически, включают вокальные упражнения. Продолжительность репетиции профессиональных певцов обычно составляет 4 часа (с перерывами до 15-20 минут); любительских - не более 3 часов; учебных - в соответствие с учебным планом, возможностями, умениями и навыками обучаемого [3; 4].
Репетиционная часть певческой практики народного певца включает теоретическо-аналитическую и практическую формы деятельности: отбор и освоение произведений традиционной и авторской (композиторской) вокальной музыки (накопление репертуарного багажа); разработка сюжета, драматургии и сценографии репертуарных произведений; вокально-техническая работа по совершенствованию исполнительского мастерства и освоению репертуарных произведений (индивидуально, с концертмейстером, инструментальным ансамблем); работа в хореографическом классе; сценические репетиции (акустические, постановочные, прогонные).
В ходе репетиций необходимо использовать дедуктивный и индуктивный методы освоения песенных образцов (от общего к частному и наоборот), соблюдая правила единства формы и содержания (связь вокально-технического и художественно-творческого).
Руководящими принципами репетиционной работы являются: сознательность и активность (понимание и прочувствованность певцами содержания произведения); прочность, стабильность (достигается методом осознанных повторений с обязательной установкой осуществляемых целей и задач); систематичность и последовательность (обеспечивается планированием); доступность (учет вокально-технических и музыкально-творческих особенностей исполнителя, тембра и диапазона его голоса).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
Конечным результатом всех видов репетиционной работы артиста-вокалиста является публичное выступление. Это могут быть концерты-лекции, жанровые или тематические концерты (например, вечер романса, творческий вечер композитора или солиста, песни какого-либо периода и др.), а также конкурсы, фестивали и другие творческие проекты.
При постановке и разработке различных видов концертных программ необходимо уравновешивать жанровое и эмоционально-содержательное соотношение в подборе репертуара; учитывать темпо-ритмику и динамику развития номеров в общем контексте концертной программы. Это, наряду с использованием реквизитов и светового оформления, обеспечивает яркую выразительность и зрелищность концертного действа.
Концертный репертуар народных певцов (солистов) и народно-певческих коллективов (хоровых, ансамблевых) «наряду с фольклорными песенными образцами включает авторские вокальные сочинения в народно-песенном стиле, для которых характерны более сложные формы музыкального, гармонического, агогического, динамического, структурного изложения. Это требует владения профессиональной вокальной школой народного пения; умения сочетать и синтезировать законы традиционного песнетворчества, вокального мастерства и сценического исполнительского искусства» [2, с. 18].
Публичное выступление - вид художественной деятельности, в процессе которого певец становится автором исполнительской интерпретации вокального произведения, которая «включает в себя ряд сторон: постижение и воплощение авторского замысла, актуализацию и индивидуализацию исполняемого произведения» [1, с. 36]. Вокальное произведение как продукт творчества автора и исполнителя в этом процессе является связующим звеном между композитором и публикой. При этом «реализуются два основных отношения музыкальной жизни: композитор - исполнитель, исполнитель - публика» [1, с. 37].
Художественное общение артиста-вокалиста со слушательской аудиторией в концертных формах приобретает функции социального предназначения. Так как «с социологической точки зрения, концертирование - специализированный вид деятельности, исторически сложившийся в сфере публичных форм художественного общения. Его содержанием служит реализация отношения «музыкальное искусство - публика. Каждый концертный артист в своей творческой биографии и все сообщество осуществляют в масштабах музыкально-концертной жизни ряд важных социальных функций: сохранения основного филармонического репертуара (его "золотой фонд"); постоянного расширения и актуализации репертуара; сохранения и развития традиций интерпретации произведений, входящих в основной репертуар; систематической пропаганды произведений современных авторов; просвещения публики, воспитания ее музыкальных вкусов, стимулирования ее посетительской активности; распространения лучших образцов интерпретации в периферийные области концертной жизни» [1, с. 35].
Таким образом, певческая практика народного певца включает два основных вида деятельности. Это различные виды репетиционной работы солиста с народно-песенным репертуаром (вокально-технической, художественно-творческой) - подготовка к публичному выступлению; концертно-исполнительская -публичная форма художественного общения артиста-вокалиста со слушательской аудиторией. При подготовке и составлении концертных программ необходимо учитывать разнообразие тематических и жанровых контрастов репертуарных произведений; их темпово-динамическую сбалансированность.
Список использованной литературы:
1. Капустин Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика: (социол. пробл. современ. концерт. жизни). Исследование. - Л., 1985. - 167 с.
2. Колесникова С.В. К вопросу народно-певческого исполнительства в Мордовии // Финно-угорский мир. -2014. - № 2. - С. 17-18.
3. Репетиция // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. - М., 1980. - С. 600.
4. Романовский Н. В. Репетиция // Хоровой словарь. - М., 2000. - С. 142.
© Колесникова С. В., 2016