Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИЗАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИЗАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Физическое воспитание / спортизация / курсанты ведомственных или военных вузов / педагогические принципы / организационные основы / Physical education / sporting / students / cadets / pedagogical principles / organizational foundations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Алексей Владимирович

На данный момент спортизация в процессе физического воспитания курсантов ведомственных или военных вузов является направлением, которое развивается активными темпами, так как перед системой образования стоит стратегически важная задача вернуть учащуюся молодежь к истинным спортивным ценностям. Широкое распространение получили проекты, концепции и такие педагогико-организационные технологии как «спортивные клубы в школах и других и объектах образования», «спортивно ориентированный подход в процессе физического воспитания», «спортивная ориентация объектов образования», «средовой подход как инструмент формирования спортивного образа жизни среди студенческой молодежи». Работа в обозначенных направлениях продолжается. Однако было выявлено, что студенческий потенциал в спорте не реализован. Авторы предлагают инструменты и средства для дальнейшего развития спортизации физического воспитания. В статье рассматриваются и педагогические и организационные основы управления данным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND ORGANIZATIONAL BASIS OF MANAGEMENT OF SPORTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS (COURSERS)

At the moment, sportization in the process of physical education of students and cadets is an area that is developing at an active pace, since the educational system faces a strategically important task to return student youth to true sporting values. Projects, concepts and such pedagogical and organizational technologies as “sports clubs in schools and other educational facilities”, “sports-oriented approach in the process of physical education”, “sports orientation of educational facilities”, “environmental approach as a tool for the formation of a sports image life among student youth ”. Work in the indicated directions continues. However, it was revealed that student potential in sports has not been realized. The authors propose tools and means for the further development of sportization of physical education of students (cadets). The article discusses both the pedagogical and organizational foundations of managing this process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИЗАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ)»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11034 НОВИКОВ Алексей Владимирович,

преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Пермскиого института Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Пермь,

e-mail: nav-1978@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИЗАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ)

Аннотация. На данный момент спортизация в процессе физического воспитания курсантов ведомственных или военных вузов является направлением, которое развивается активными темпами, так как перед системой образования стоит стратегически важная задача вернуть учащуюся молодежь к истинным спортивным ценностям. Широкое распространение получили проекты, концепции и такие педагогико-организационные технологии как «спортивные клубы в школах и других и объектах образования», «спортивно ориентированный подход в процессе физического воспитания», «спортивная ориентация объектов образования», «средовой подход как инструмент формирования спортивного образа жизни среди студенческой молодежи». Работа в обозначенных направлениях продолжается. Однако было выявлено, что студенческий потенциал в спорте не реализован. Авторы предлагают инструменты и средства для дальнейшего развития спортизации физического воспитания. В статье рассматриваются и педагогические и организационные основы управления данным процессом.

Ключевые слова: Физическое воспитание, спортизация, курсанты ведомственных или военных вузов, педагогические принципы, организационные основы.

NOVIKOV Alexey Vladimirovich,

Lecturer at the Department of Fire and Physical Training, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Perm

PEDAGOGICAL AND ORGANIZATIONAL BASIS OF MANAGEMENT OF SPORTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS (COURSERS)

Annotation. At the moment, sportization in the process of physical education of students and cadets is an area that is developing at an active pace, since the educational system faces a strategically important task to return student youth to true sporting values. Projects, concepts and such pedagogical and organizational technologies as "sports clubs in schools and other educational facilities", "sports-oriented approach in the process of physical education", "sports orientation of educational facilities", "environmental approach as a tool for the formation of a sports image life among student youth ". Work in the indicated directions continues. However, it was revealed that student potential in sports has not been realized. The authors propose tools and means for the further development of sportization of physical education of students (cadets). The article discusses both the pedagogical and organizational foundations of managing this process.

Key words: Physical education, sporting, students, cadets, pedagogical principles, organizational foundations.

Введение. Построение физического воспитания курсантов и студентов вузов оборонного профиля имеет ряд специфических особенностей, которые важно учитывать. В частности, нельзя ограничиваться стандартами формами, моделями

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

и подходами, необходима эффективная организация профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся данного профиля. На сегодняшний день широкое распространение получила идея спортизации и спортивноориенти-

рованного подхода при физическом воспитания. Идея легла в основу широкого перечня реализованных исследований, направленных на разработку инновационных педагогических технологий и инструментов, главной задачей которых является воспитание у молодежи истинных спортивных ценностей. В рамках реализуемой стратегии поэтизации наиболее значимыми стали такие проекты как спортивно ориентированное физическое воспитание в объектах образования, включение спортивной культуры в образовательные программы, организация школьных клубов спорта, организация спортивных команд на базе объектов образования, средовой подход в формировании спортивного стиля жизни [1,2]. Особого внимания заслуживает исследование, реализованное в Санкт-Петербургском университете. Был выполнен опрос студентов первого курса с целью выявления и анализа интереса к занятиям физической культурой. Было выявлено, что только 37% опрошенных имеют сформированное четкое представление о физических качествах, которые являются профессионально важными. 44% опрошенных посещают занятия физической культуры только для получения зачета по данной дисциплине. 24% респондентов посещают занятия и активно занимаются физической культурой, так как хотят реализовать себя в спорте.

Далее исследователи проанализировали, почему так мало студентов хотят проявить себя в спорте. Было выявлено, что основными причинами низкого интереса являются: завышенные требования к участникам спортивных команда объектов образования, неудобное расписание тренировок, плохие условия для занятий спортом. На основании данных исследования можно сделать вывод, что на данный момент студенческий спортивный потенциал не реализован. Это диктует необходимость разработки и принятия совокупности мер, направленной на изменение функционирующих и используемых на данный момент педагогических и организационных основ управления физическим воспитанием студентов [3,4]. При этом важно учитывать, что управление физическим воспитанием курсантов ведомственных и военных вузов отличается и должно подразумевать ряд специфических отличий.

Идея спортизации в образовательных учреждениям всех профилей, в том числе оборонного, заключается в том, чтобы развить у молодёжи спортивные ценности: лидерство, социализация в обществе, полезная конкуренция, дух соперничества, постоянное совершенствование. На базе формирования, укрепления и развития спортивной культуры, а также спортивного жизненного стиля будет реализовываться важная социальная задача - укрепление здоровья учащейся моло-

дежи [5,6]. Для решения поставленных задач авторы предлагают собственную программу спор-тизации.

На данный момент можно выделить следующие особенности физического воспитания курсантов (студенты вузов оборонного профиля):

1. В процессе физической подготовки особый акцент делается на воспитании общей выносливости, что способствует положительному воздействию на весь процесс обучения.

2. Достижение оптимального уровня аэробных способностей дает возможность сохранить достигнутый уровень физического развития и способностей в течение долгого времени.

3. Ориентир на развитие координационных и скоростных способностей у обучающихся менее предпочтителен чем первый акцент, при этом он более эффективен относительно стандартной программы физподго-товки.

4. Обеспечение высокого уровня психофизиологической и физической подготовлен-ностти.

5. Постепенная подготовка к высоким физическим нагрузкам в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Если рассматривать формы физического

воспитания курсантов, то характерными для построения занятий в ходе профессионально-прикладной физической подготовки являются урочная и внеурочная форма. Физическое воспитание в рамках образовательных программы вузов оборонного профиля реализуется посредством следующих форм: утренняя зарядка, учебные занятия физической направленности, физ. тренировки вне учебного времени.

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки особое значение обретает функция приоритетных знаний, что является основной психических и интеллектуальных новообразований личности курсанта. Данный фактор служит основой для активации и мотивации личности курсанта, которая обеспечивает повышение двигательной активности и формирование стремления к здоровому образу жизни. В совокупности это списывает профессиональному росту и эффективной профессиональной деятельности.

Основная часть. Суть предлагаемой программы спортизации заключается в организации специализированных спортивных клубов на базе учебных заведений, отдельно от деятельности кафедр физической культуры и занятий, которые проводятся согласно утвержденным Минобрнауки РФ. Деятельность клуба и расписание занятий будет согласовано с установленным годовым планом-графиком проведения учебных и тренировоч-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

ных занятий, а также спортивных мероприятий. В качестве спортивной базы предлагается использовать помещения, площадки и ресурсы, имеющиеся на балансе учебного заведения. Организация данных клубов будет способствовать эффективной профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.

Если говорить о состоянии реализуемой профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и студентов вузов оборонного профиля, то анализ показал, что она ориентирована на решение задач общего спектра учебно-воспитательного процесса и задач в интересах служебной деятельности. Занятия физ. подготовки при этом ориентированы на поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности, формирование и развитие профессионально значимых навыков и умений. Занятия направлены на восполнение недостатка физических нагрузок и двигательной активности, которые имеют место быть в процессе обучения в образовательном учреждении и при выполнении служебных обязанностей по специальностям сотрудников органов внутренних дел, характеризующихся гиподинамическим характером.

Перед реализацией программы необходимо выполнить мониторинг с целью выявления следующих показателей:

1. Возможности и потенциал материально-технической базы объекта образования, на базе которого организуется клуб.

2. Текущее физическое состояние обучающихся.

3. Сбор информации о видах спорта, по которым можно организовать учебно-тренировочный процесс, учитывая особенности конкретного объекта.

4. Анализ популярности видов спота в разрезе обучающихся.

5. Перспективы и возможные виды состязаний в рамках студенческого многоборья в ходе внутренних Спартакиад (для этого рекомендуется провести анкетирование или социальный опрос).

6. Возможности графика и режима проведения занятий в сетке или вне сетки выстроенного учебного расписания.

7. Тренерско-преподавательские ресурсы по различным направлениям спортизации. Организация учебных и тренировочных

групп в рамках предлагаемой программы спорти-зации физического воспитания осуществляется по следующему алгоритму:

1. Выявление медицинских показаний у студентов, которые могут посещать клуб и заниматься в выбранном направлении спортиза-ции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

2. Организация приветственного собрания для оглашения целей, задач, содержания и требования работы в рамках данного направления.

3. Разработка наименования, символики, формы участниками собранных групп.

4. Создание структуры, ответственной за информационное сопровождение учебного процесса.

5. Собрание спортивного клуба для презентации и знакомства с организованными командами по различным направлениям спортиза-ции.

Положительные сдвиги в педагогическом и организационном процессе управления спортиза-цией физического воспитания достигаются за счет использования совокупности средств спортивного клуба. Рассмотрим каждую категорию данных средств.

Средства методического и учебного вектора. Это разработка специализированной программы, сочетающей в себе практику и теорию физической культуры; создание методического материала для изучения правил различных видов спорта; разработка методических указаний для правильной подготовки статических анализов и отчетов, фото- и видеоматериалов.

Средства методического и организационного вектора. В данную группу входит разработка и последующее утверждение годового плана по спортивной и учебно-тренировочной работе; подготовка положений для проведения соревновательных мероприятий; составление отчетов о выполнении календаря мероприятий; организация времени и места для занятий, обеспечения материально-техническими и тренерско-препода-вательскими ресурсами; организация соревнований, обеспечение данных мероприятий необходимыми ресурсами.

Средства для повышения вовлеченности и заинтересованности курсантов. Спортивные игры выполняют важную роль в совершенствовании психических и физических качеств. Проведение спортивных игр создает условия для привлечения большого количества обучающихся к спорту вне образовательного процесса. Спортивные игры также способствуют повышению результативности процессе физ. воспитания. Основной задачей физического воспитания курсантов и студентов оборонного профиля является разностороннее развитие личности и формирование осознанного отношения к здоровью, потребности в регулярных тренировках и упражнениях, выносливости, упорства и решительности. Игровые формы проведения физического воспитания курсантов положительно сказываются на развитии перечисленных качеств, а также увеличивают работоспособность,

сокращают утомляемость и заболеваемость в ходе дальнейшей профессионально-прикладной деятельности.

Средства организационного спортивного управления. Данная категория средств включает в себя проведение встреч обучающимся с преподавателями и тренерами; проведение тренировочных и учебных занятий, посвященных различным видам спорта; организация и проведение встреч и профильных спортивных праздников; организация процесса получения квалификационных разрядов.

Средства информационного обеспечения. Обязательным является разработка и запуск онлайн-ресурса клуба для размещения актуальной информации о стадиях реализации и течения программы спортизации, а также последних новостей. Информационный ресурс также будет использоваться для освещения приводящихся мероприятий посредством доступных современных средств: веб-трансляции, создание аккаунтов в социальных сетях и так далее.

Средства для пропаганды спорта и спортивных ценностей. Данная группа включает популяризацию видов спорта; организацию доски почета лучших спортсменов объекта образования; распространение знаний о деятельности организованного спортивного клуба, его достижениях, направлениях; распространение о деятельности спортивных команд и условий, как можно стать их участниками; проведение выставок и презентаций наград и полученных кубков; организация и проведение встреч с выдающимися отечественными спортсменами для популяризации спорта, повышения мотивации заниматься им.

Средства для формирования спортивного стиля жизни. Категория включает в себя проведение утренней зарядки; организацию дополнительных занятий; проведение легкоатлетических кроссов, турпоходов, лыжных прогулок и прочих подобных мероприятий, а также спортивных праздников по примеру студенческого многоборья.

Средства психологического и морального вектора. Это формирование «чувства сопричастности» к реализуемым мероприятиям и событиям, проведение встреч со спортивной элитой, формирование «чувства принадлежности» к команде, своему вузу, клубу. Одним из инструментов для достижения данных результатов является создание и развитие собственного бренда спортивного клуба. Продуманная символика позволит сформировать у обучающихся чувство гордости за клуб и ВУЗ, а также желание добиться максимальных результатов.

Средства предметно-функциональных зон. Сюда входит определение внешнего вида площа-

док с учетом требований техники безопасности и функциональности, а также обеспечение соответствия используемого инвентаря, тренажеров и снарядов установленным стандартам качества и безопасности.

Выводы. Здоровье курсантов военных и ведомственных вузов имеет первостепенное значение для государства, поэтому на база образовательных объектов, в том числе в высших учебных заведений оборонного профиля, должны реализо-вываться программы для укрепления здоровья, принятия спортивных ценностей, обретения навыков спортивной культуры и формирования спортивного стиля жизни [7,8]. Одной из данных программ является спортизация физического воспитания студентов (курсантов) на базе педагогических и организационных основ, описанных в работе. На данный момент на международном опыте доказана эффективность организации спортивных клубов на базе учебных заведений. Перенятие данного опыта поможет добиться отличных результатов в процессе реализации спортивно ориентированного подхода.

Список литературы:

[1] Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.teoriya.ru/sites/default/ files/artide-files/lubyshevaj.i.pdf (дата обращения: 23.12.2020).

[2] Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». -2007. - № 4. - С. 54-57.

[3] Костромин, О.В. Статистический анализ факторов влияющих на интерес студентов технического вуза к занятиям по предмету «Физическая культура» / О.В. Костромин, Г.В. Руденко // Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры» 3-4 ноября 2014 г., Санкт-Петербург: материалы конференции. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 28-32.

[4] Костромин, О.В. Критерий эффективности спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А, Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 10 (140). - С. 90-93.

[5] Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 1(107) - 2014 год 184 А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

[6] Дмитренко, О.А. Педагогическая концепция информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе / О.А. Дмитренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32). - С. 23-26.

[7] Концепция физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации / А.А. Скороходов, О.В. Костромин, Г.В. Руденко, Е.Ф. Орехов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 13-15.

[8] Садовский, В.А. Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта / В.А. Садовский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 73-79.

Spisok literatury:

[1] Lubysheva, L.I. Sportizaciya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoj idei k innovacionnoj praktike [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.teoriya.ru/sites/default/files/ article-files/lubyshevaj.i.pdf (data obrashcheniya: 23.12.2020).

[2] Bal'sevich, V.K. Sportivno orientirovannoe fizicheskoe vospitanie: obrazovatel'nyj i social'nyj aspekty / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // IV OSDYUSSHOR «SPORTVEST». - 2007. - № 4. - S. 54-57.

[3] Kostromin, O.V. Statisticheskij analiz faktorov vliyayushchih na interes studentov tekhnicheskogo vuza k zanyatiyam po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» / O.V. Kostromin, G.V.

Rudenko // Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Strategicheskie napravleniya reformirovaniya vuzovskoj sistemy fizicheskoj kul'tury» 3-4 noyabrya 2014 g., Sankt-Peterburg : materialy konferencii. - Sankt-Peterburg, 2014. - S. 28-32.

[4] Kostromin, O.V. Kriterij effektivnosti sportizacii fizicheskogo vospitaniya v tekhnicheskom vuze sredstvami sportivnogo kluba / O.V. Kostromin, G.V. Rudenko, V.A, CHistyakov // Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2016. - № 10 (140). - S. 90-93.

[5] Bolotin, A.E. Model' processa podgotovki prizyvnoj molodyozhi k voinskoj sluzhbe / Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski», № 1(107) - 2014 god 184 A.E. Bolotin, R.A. Lajshev // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. - № 12 (94). - S. 27-31.

[6] Dmitrenko, O.A. Pedagogicheskaya koncepciya informacionnogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo processa v sfere fizicheskoj kul'tury v vuze / O.A. Dmitrenko // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2007. - № 10 (32). - S. 23-26.

[7] Koncepciya fizicheskogo vospitaniya v vuze: neobhodimye i dostatochnye usloviya realizacii / A.A. Skorohodov, O.V. Kostromin, G.V. Rudenko, E.F. Orekhov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. -2014. - № 2. - S. 13-15.

[8] Sadovskij, V.A. Koncepciya professional'no-otraslevoj fizicheskoj kul'tury specialistov zheleznodorozhnogo transporta / V.A. Sadovskij // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. -2010. - № 6 (64). - S. 73-79.

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.