Научная статья на тему 'Организация процесса физического воспитания в педагогическом вузе на основе "спортизации"'

Организация процесса физического воспитания в педагогическом вузе на основе "спортизации" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / SPORTING / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Александр Викторович, Юламанова Гузель Миниахметовна, Ямилева Рита Маратовна

Рассмотрены преимущества внедрения в образовательную систему физического воспитания элементов концепции «спортизации» путем создания среды, в которой студент имеет возможность выбора рода спортивной деятельности, что в дальнейшем приводит к повышению интереса к учебным занятиям и положительной динамике физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Александр Викторович, Юламанова Гузель Миниахметовна, Ямилева Рита Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY ON THE BASIS OF "SPORTIZA TION"

The advantages of introducing elements of the concept of “sporting” into the educational system of physical education are considered by creating an environment in which the student has the opportunity to choose the type of sports activity, which further leads to increased interest in training activities and, accordingly, the dynamics ofphysical fitness.

Текст научной работы на тему «Организация процесса физического воспитания в педагогическом вузе на основе "спортизации"»

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ «СПОРТИЗАЦИИ»

А.В. Данилов, Г.М. Юламанова, Р.М. Ямилева

Рассмотрены преимущества внедрения в образовательную систему физического воспитания элементов концепции «спортизации» путем создания среды, в которой студент имеет возможность выбора рода спортивной деятельности, что в дальнейшем приводит к повышению интереса к учебным занятиям и положительной динамике физической подготовленности.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, спортизация, физическая подготовленность.

На сегодняшний день физическое воспитание учащихся высших учебных заведений является основной педагогической задачей кафедр физического воспитания, от её эффективности, её решения зависит не только развитие физических качеств студентов, но и их готовность к будущей профессиональной трудовой деятельности.

Вместе с тем, существует проблема, которая заключается в том, что в высшие учебные заведения поступают физически неподготовленные молодые люди. Можно привести данные исследования, проведённого кафедрой физического воспитания и спорта Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Входное тестирование уровня физической подготовленности студентов первого курса, проведенное в сентябре-октябре 2016 г., показало, что порядка 35 % студентов не могут выполнить нормативы даже на оценку «удовлетворительно», и это при том, что данный критерий оценивания значительно ниже уровня критериев получения бронзового знака комплекса ГТО данного возраста. Также следует отметить, что мы обращали внимание только на студентов, отнесенных к основной медицинской группе. Количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры, составляет порядка 20 %.

Ежегодно на протяжении уже 4 лет нами проводится опрос студентов первых курсов, который ежегодно выявляет, что от 40 до 60 % молодых людей никогда не занимались никакими видами спорта, кроме занятий физической культурой в школе. При этом подавляющее большинство отмечают тот факт, что уроки физической культуры в школе проводились однотипно, что не могло соответствовать требованиям всестороннего развития. Анализируя результаты опроса, мы видим, что среди студентов первых курсов, которые только входят в самостоятельную жизнь, отмечается уменьшение престижности здорового образа жизни и занятий спортом. Для них наиболее значимы другие социальные аспекты, такие, как совместные студенческие мероприятия, подработка.

Также в ходе опроса мы постоянно убеждаемся в том, что большая часть первокурсников, как минимум, не информировано о действительном состоянии своего здоровья.

Анализ литературных источников показал, что технология физического воспитания студентов нуждается в значительной доработке. Ряд авторов отмечает, что традиционная «вузовская» физическая культура не способна сформировать у студентов потребности в физическом самосовершенствовании, так как, прежде всего, направлена на выполнение каких-либо программных нормативов, которые, как правило, доступны не всему контингенту. Необходим как новый подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов, так и поиск новых альтернативных образовательных программ. Для решения данной проблемы необходимо модифицировать структуру физического воспитания [1, 2].

Одним из путей, который в состоянии разрешить данную проблему - это поиск наиболее рациональных подходов к физическому воспитанию студентов с учетом их мотивации.

Главным образом, данные подходы, как правило, зависят от условий вуза (материальных, климатических, региональных); компетенций, творческого потенциала и личностных особенностей преподавателя; уровня состояния здоровья студентов. При этом разработка новой технологии физического воспитания студентов сталкивается со стандартным набором «трудностей»: во-первых, комплектование учебных групп «по интересам» и при обеспечении наполняемости в соответствии с нормативными документами и, во-вторых, необходимость решения проблем материально-технического характера [3, 4].

Исходя из большого количества проанализированных нами литературных источников и собственного опыта, мы можем с уверенностью говорить о том, что в рамках традиционной организации процесса физического воспитания в вузе нет никакой возможности для реализации, как минимум индивидуального подхода. Кроме того, стандартная система организации физического воспитания не может быть ориентирована на возможность выбора студентом вида физической активности. Данный факт, как минимум, не стимулирует интереса к физкультурной деятельности. Всё вышесказанное резко снижает эффективность процесса физического воспитания, а для сегодняшней высшей школы важно, чтобы занятия физической культурой заняли достойное место в будущей жизни студента.

В настоящее время новые стандарты высшего образования позволяют построить учебный процесс по физическому воспитанию в вузе исходя из реальностей каждого конкретного учебного заведения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом высшего образования «...программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту...». При этом ФГОС ВО 3++ прямо говорит нам о том, что «. дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией.». В данном стандарте также осталось разделение предмета «Физическая культура и спорт» на два практически самостоятельных модуля:

- в объёме не менее двух зачетных единиц в рамках блока 1 «Дисциплины (модули)»;

- в объёме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения [5].

Все это позволяет нам говорить о том, что на сегодняшний день вуз имеет большую самостоятельность в плане организации процесса по физическому воспитанию.

Дл выявления отношения студентов к предмету «Физическая культура» кафедрой физического воспитания и спорта Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы было проведено анкетирование студентов 1-3-х курсов. Всего участие в данном анкетировании приняло 2253 чел., которые представляли все 10 факультетов и институтов университета.

Нами был задан вопрос «Что Вы считаете главными проблемами преподавания физической культуры?». Были получены следующие ответы -вопросы:

- зачем мне это надо? - 55 %;

- пригодятся ли мне эти знания? - 15 %;

- пригодятся ли мне эти умения? - 15 %;

- другое - 15 %.

Как мы видим, главное в этих ответах то, что учащиеся не понимают для чего они занимаются физической культурой.

На вопрос «Что Вам нравится или не нравится в процессе преподавания дисциплины?» мы получили следующие ответы»:

- занятия практически не отличаются друг от друга на протяжении семестра - 15 %;

- мне все нравится - 25 %;

- мне нравится, что все занятия проводятся на свежем воздухе -

25 %;

- мне не нравится, что все занятия проводятся на свежем воздухе, хотелось бы заниматься и в спортивном зале - 30 %;

- другое - 5 %.

Из ответов видно, что на данный вопрос существует заметное расхождение во мнении у студентов, где им лучше заниматься физическими упражнениями, на улице или спортивном зале.

На вопрос «Укажите Ваш уровень интереса к дисциплине «Физи -ческая культура?» мы получили следующие ответы:

- мне скучно потому, что преподаватель ведет занятие неинтересно

- 10 %;

- мне скучно потому, что ничего нового для меня на занятиях нет -

15 %;

- отношусь нейтрально - 50 %;

- с удовольствием посещаю занятия по физической культуре - 25 %. Как мы видим из ответов, количество студентов отрицательно

относящихся к занятиям в целом невелико (25 %), но больше настораживает тот факт, что половина студентов относится к занятиям нейтрально, то есть особого интереса они у них не вызывают.

Также в рамках анкетирования у студентов была возможность высказать свои предложения по дисциплине «Физическая культура». Мы получили довольно однотипные предложения, которые можно распределить по группам: участие в соревнованиях; посещение спортивных секций; посещение спортивных мероприятий, занятия в секциях; выбор вида спорта; сдача норм ГТО в рамках учебных занятий; участие в спортивных мероприятиях.

В апреле-мае 2017 г. сотрудниками кафедры было проведено тестирование физической подготовленности студентов. В нем приняли участие 350 девушек-студенток 1-го курса, которых мы поделили на 2 группы - контрольную (КГ, п=202) и экспериментальную (ЭГ, п=205). Результаты тестирования приведены в табл. 1. Оценку проводили по пятибалльной шкале выполнения нормативов, включенных в рабочую программу дисциплины.

Таблица 1

Результаты контрольных испытаний девушек-студенток в КГ и ЭГ, апрель-май 2017 г., в баллах

Тесты КГ ЭГ

Бег на 100 м 1,3 1,4

Поднимание туловища из положения лежа на спине 2,3 2,2

Бег на 2000 м 1,2 1,1

Прыжок в длину с места 2,0 2,1

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 1,1 1,0

Прыжки через скакалку 2,0 1,9

Приседание 2,4 2,4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 0,5 0,6

В 2017/18 учебном году кафедрой физического воспитания и спорта Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы были внедрены в учебный процесс элементы концепции «спортизации».

Согласно новой программе преподавания физической культуры, на первом курсе в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» осуществляется теоретическое изучение и ориентирование студентов с целью выявления их физических возможностей, а также интересов в области спорта. Главной задачей занятий физической культурой на данном этапе является организация разноплановой нагрузки для обучающихся. В течение учебного года чередуются подвижные и спортивные игры, плавание, ходьба на лыжах, легкоатлетические занятия.

Перейдя на второй курс, студенты имеют возможность самостоятельно выбрать форму занятий по физической культуре, исходя из материальной базы вуза и специализации преподавателей кафедры. В такой же форме занятия проводятся и на третьем курсе. Причём при переходе со второго на третий курс студенты могут поменять род деятельности. Таким образом, мы формируем ряд спортивных секций для студентов исходя из их интересов. В содержание занятий на основе «спортизации» были включены следующие виды спорта: спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, лапта), плавание, лёгкая атлетика, аэробика, для нежелающих заниматься каким-либо одним видом спорта были сформированы группы общей физической подготовки. Также отдельно были созданы специальные медицинские группы и группы для занятий лечебной физической культурой.

Необходимо отметить, что «спортизация» процесса физического воспитания рассматривается нами как модернизация физического воспитания, основанная на выборе учащимися физкультурно-спортивной деятельности для обучения. Студенты, зачисленные в состав «спортивных» групп, овладевают практическими знаниями и умениями, относящимися к выбранному виду спорта. Наряду с этим, они осваивают методику обучения избранного вида спорта и навыки судейства.

Основными моментами нововведения стали:

- организация процесса физического воспитания на основе вида

спорта;

- предоставление студенту возможности выбора вида спорта и в случае необходимости предоставление возможности перехода из группы в группу.

Необходимо отметить, что для корректности проведения эксперимента, нами в качестве контрольной группы была выделена часть студентов, которые занимались по стандартной программе физического воспитания. В апреле-мае 2018 г. кафедрой было проведено повторное тестирование физической подготовленности студентов. Контингент испытуемых был тот же, что и год назад, только теперь эти студенты были второкурсниками. Результаты тестирования приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты контрольных испытаний девушек-студенток в КГ и ЭГ, апрель-май 2018 г., в баллах

Тесты КГ ЭГ

Бег на 100 м 2,3 2,6

Поднимание туловища из положения лежа на спине 2,8 3,2

Бег на 2000 м 2,2 2,6

Прыжок в длину с места 2,2 2,3

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 1,8 2,0

Прыжки через скакалку 2,4 2,9

Приседание 3,4 3,9

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 1,1 1,6

Подводя итоги необходимо отметить, что в нашем осмыслении «спортизация» учебного процесса по физическому воспитанию в университете не должна означать подготовку спортсменов. Нам видится цель данного процесса более глобально - это предоставить студентам возможность приобретения спортивного опыта. Ведь в данном случае «спортизация» процесса физического воспитания в вузе позволит им в какой-то мере опробовать на себе аспекты спортивных соревнований, прежде всего, на уровне внутривузовских состязаний.

По нашему мнению, кафедра физического воспитания должна выполнять свою основную задачу - проведение учебных занятий, а все что касается спорта - это прерогатива спортивного клуба. В нашем университете мы пошли именно таким путем. Спортивный клуб представляет собой отдельное подразделение, который интегрирует свою деятельность с кафедрой в плане проведения внутривузовских соревнований, различных массовых спортивных состязаний, таких как «Кросс наций», «Лыжня России» и т. п.

Необходимо также сказать о том, что данное изменение учебного процесса привело к эффективному результату - вырос интерес к занятиям физической культурой по направлениям и, как следствие, выросла посещаемость учебных занятий интерес. Также необходимо отметить тот факт, что количество студентов специальной медицинской групп при переходе со второго на третий курс сократилось на 15 %; сократилось количество студентов с отклонениями в здоровье. Результаты проведенного повторного тестирования позволяют сделать вывод о положительной динамике, чему способствовала разноплановая программа подготовки студентов.

Можно с уверенностью говорить о том, что предварительный эксперимент, проведенный в условиях Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы показал, что с помощью «спортизации»

учебных занятий по физическому воспитанию можно создать такую среду, в которой студент имеет возможность выбора рода спортивной деятельности, что в дальнейшем приводит к повышению интереса к учебным занятиям.

Список литературы

1. Данилов А.В., Лебедев В.Н. Методы повышения уровня физической подготовленности курсантов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 55. 4.VII. С. 34-46.

2. Концепция спортизации физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации/ О.В. Костромин [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 13-15.

3. Костромин О.В., Руденко Г.В. Организационно-педагогическое управление спортизацией физического воспитания в техническом вузе // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения: сборник материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2014. С. 424-427.

4. Пешкова Н.В. Управление развитием студенческого спорта в вузе как научно-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 89-91.

5. Федеральный государственной образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797858/ (дата обращения: 28.02.2019).

Данилов Александр Викторович, канд. биол. наук, доц., зав. кафедрой, alexmarina04@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы,

Юламанова Гузель Миниахметовна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, gulamanmin@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы,

Ямилева Рита Маратовна, канд. биол. наук, доц., rmuftakhina@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY ON THE BASIS OF «SPORTIZA TION»

A. V. Danilov, G.M. Yulamanova, R.M. Yamileva

The advantages of introducing elements of the concept of "sporting" into the educational system of physical education are considered by creating an environment in which the student has the opportunity to choose the type of sports activity, which further leads to increased interest in training activities and, accordingly, the dynamics ofphysical fitness.

Key words: physical education, students, «sporting», physical fitness.

Danilov Alexander Viktorovich, candidate of biological sciences, associate professor, head of chair, alexmarina04@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Yulamanova Guzel Miniakhmetovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of chair, gulamanmin@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Yamileva Rita Maratova, candidate of biological sciences, associate professor, rmuftakhina@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Reference

1. Danilov A.V., Lebedev V.N. Metody povysheniya urovnya fizicheskoj podgotovlennosti kursantov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. Vyp. 55. Ch.VII. S. 34-46.

2. Koncepciya sportizacii fizicheskogo vospitaniya v vuze: neobhodimye i dostatochnye usloviya realizacii/ O.V. Kostromin [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tuiy. 2013. № 2. S. 13-15.

3. Kostromin O.V., Rudenko G.V. Organizacionno-pedagogicheskoe upravlenie sportizaciej fizicheskogo vospitaniya v tekhnicheskom vuze // Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti resheniya: sbornik materialov IX Vseros. nauch.-prakt. konf. SPb., 2014. S. 424-427.

4. Peshkova N.V. Upravlenie razvitiem studencheskogo sporta v vuze kak nauchno-pedagogicheskaya problema // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tuiy. 2017. № 9. S. 89-91.

5. Federal'nyj gosudarstvennoj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797858/ (data obrashcheniya: 28.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.