Кийовски Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Kijowski Olga Yurievna, Ph. D. (Arts), Associate Professor at the Piano Department of Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРИНЦИПЫ М. ДЮПРЕ
Марсель Дюпре является одним из ярких исполнителей-органистов XX века. Продолжая традиции своих предшественников, французских органистов-виртуозов второй половины XIX - начала XX века, он сумел не только повлиять на дальнейшее развитие французской органной школы, но и воспитать целую плеяду исполнителей, которых можно без колебания назвать «мировой органной элитой». Большую роль в жизни Дюпре занимала педагогика. Имея огромное количество учеников как из Франции, так и из других стран, М. Дюпре предпочитал форму группового урока. Главной целью его педагогической деятельности являлось создание универсального музыканта: исполнителя, композитора и импровизатора. Ведущую роль в исполнительском искусстве органиста Дюпре уделял импровизации. Разработал собственную методику преподавания, которая основывалась на самодисциплине и самоконтроле, но приоритетным при этом оставалось именно качество самостоятельных занятий органиста. Дюпре был очень требователен не только к своим ученикам, но и к себе самому. Ему удалось сформировать определённый образ органиста-виртуоза, являющегося исполнителем, виртуозом, артистом, импровизатором, композитором и педагогом. Именно благодаря М. Дюпре органное исполнительское искусство в XX веке поднялось на новый уровень, что позволило ему занять своё место в концертных залах, наряду с другими сферами инструментального исполнительства.
Ключевые слова: Марсель Дюпре, методика преподавания, интерпретация, импровизация, орган, органное исполнительское искусство.
PEDAGOGICAL AND PERFORMING PRINCIPLES OF M. DUPRE
Marcel Dupre is one of the brightest organists of the XX century. Continuing the traditions of his predecessors, the French virtuoso organists of the second half of the XIX - early XX century, he did not only influence further development of French organ school, but managed to bring up a whole galaxy of excellent organ performers both from France and other countries. He paid much attention to teaching. M. Dupre's favorite teaching form was a group lesson. The main purpose of his pedagogical activity was the creation of a universal musician: performer, composer and improviser. He considered improvisation an important part of organ performance. M. Dupre developed his own teaching methodology, based on self-discipline and self-control, and priority of organist's independent studies. Dupre was very demanding not only to his students, but also to himself. He managed to create a certain image of the organist-virtuoso, who is a performer, virtuoso, artist, improviser, composer and teacher. Thanks to M. Dupre organ performing art in the XX century rose to a new level, which allowed it to take proper place in concert halls on a par with other instruments.
Key words: Marcel Dupre, teaching methods, interpretation, improvisation, organ, organ performing art.
Марсель Дюпре (1886-1971) — выдающийся ученик Шарля-Мари Видора и величайший продолжатель традиций французских органистов-импровизаторов. В 1920 году он первым исполнил все органные сочинения И. С. Баха наизусть в 10 концертах. В период с 1920 по 1923 годы совершил два концертных турне по Соединённым Штатам Америки, во время которых сыграл 204 сольных концерта.
Можно говорить о том, что Марсель Дюпре более чем кто-либо из его предшественников (С. Франк, А. Гильмо, Ш.-М. Видор) повлиял на развитие французской органной школы и формирование «мировой органной элиты» [3, S. 52], поскольку не только концертная, но и педагогическая деятельность Дюпре имела интернациональное значение. Среди его многочисленных учеников: Ольвье Мессиан, Жан Лангле, Жан Ален, Жанна Демесси, Пьер Кошро, Мари-Клер Ален, Мишель Шапюи, Жан Гийю.
Популярность Дюпре как органиста-виртуоза и педагога была столь велика, что огромное количество частных учеников приезжало в Париж, чтобы иметь возможность несколько часов поприсутствовать на
его уроках, а если повезёт, то и поиграть великому метру. По сохранившимся воспоминаниям его учеников можно представить себе, с каким восхищением и трепетом посещали они занятия легендарного исполнителя и педагога.
Педагогическая деятельность занимала огромное место в жизни М. Дюпре. Как говорил он сам: «Всю свою жизнь и всем своим сердцем я любил преподавать» [3, S. 50]. В период с 1926 по 1954 годы М. Дюпре возглавлял органный класс Парижской консерватории. Одновременно он преподавал в Музыкальной школе и в Американской консерватории в Фонтенбло (недалеко от Парижа). В 1947 году он стал директором Американской консерватории в Фонтенбло, а с 1954 по 1956 годы возглавил в качестве ректора Парижскую консерваторию [4, S. 425]
Одной из основных концепций его педагогики является создание универсального музыканта, который в совершенстве совмещал бы в себе способность сочинять, умение импровизировать и являлся бы грамотным интерпретатором. Ведущую роль в исполнительском искусстве органиста он уделял импро-
88
визации. По мнению Дюпре, искусство игры на органе является неотделимым от искусства импровизации. «Органист-импровизатор должен не только знать теоретические основы гармонии и формы, но и уметь воплощать их на практике. Использовать полифоническую технику, приёмы гармонизации григорианского хорала, сонатную форму, методы вариационного развития» [1, с. 595].
Безупречно владея искусством импровизации, Дюпре требовал от своих учеников совершенного владения музыкальными формами и стилистическими особенностями различных эпох. По воспоминаниям учеников, из шести часов занятий в неделю, четыре часа обязательно отводилось на изучение импровизации. В классе Марселя Дюпре занятия проходили в форме группового урока. Одному из учеников предлагалась тема, на которую он должен был импровизировать канон или фугу. Кроме этого, ученикам необходимо было освоить свободную импровизацию, импровизацию на тему хорала и другие формы. На работу над органным репертуаром отводилось, самое большее, два часа.
Воспоминания Мишеля Шапюи подтверждают важность искусства импровизации в профессиональной подготовке органиста. В частности, он писал: «Моё пребывание в классе Марселя Дюпре определялось изучением импровизации, в меньшей степени — изучением репертуара, например, в сочинениях И. С. Баха он требовал соблюдения темпа, соответственно обозначению метронома в начале произведения, а также чёткость в соблюдении мануальной и педальной аппликатуры. Если не было никаких вопиющих ошибок и недочётов, то было всё в порядке. О деталях интерпретации конкретного сочинения или его характере речи не шло» [3, S. 52].
Педагогические воззрения Марселя Дюпре можно хорошо проследить на примере осуществлённых им многочисленных редакций сочинений И. С. Баха, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, А. Глазунова С. Франка и других композиторов. Помимо этого, некоторые из его сочинений носят также дидактический характер, например, «79 хоральных обработок» (ор. 28) являются ничем иным, как «подготовительным упражнением к изучению баховских хоральных обработок» [3, S. 52].
М. Дюпре разработал собственную методику преподавания, которая по сути своей являлась не только методологически последовательной, но и авторитарной. Это означало, что именно его пример как исполнителя должен направлять и определять работу студентов. С одной стороны, Дюпре был приверженцем жёсткого педагогического подхода, но с другой — жёсткость эта проявлялась в безапелляционных требованиях, которые он предъявлял как к себе, так и к своим ученикам.
Основными постулатами исполнительской и педагогической деятельности Марселя Дюпре являлись: технически совершенное владение инструментом и точность в обращении с нотным текстом. Главным в
воспитании органиста он считал развитие самодисциплины. Без неё, по мнению Дюпре, невозможно достигнуть хороших результатов. Дисциплина должна проявляться не только в регулярности и продолжительности занятий, но и, что самое главное, — в их качестве. Именно самодисциплина, строгость к себе, тщательность и регулярность занятий являются основой интерпретационного и импровизационного искусства.
Основное проявление самодисциплины — недопустимость ошибок во время занятий. Ошибки при повторении запоминаются, что ведёт, по мнению Марселя Дюпре, к потере времени и сил. Поэтому Дюпре пропагандировал необходимость первоначального анализа произведения без инструмента в общем и в деталях (форма, модуляции и т. д.). Затем он призывал разучивать на инструменте каждый голос и по одному такту или фразе в очень медленном темпе, сразу заучивая наизусть. Занятия необходимо проводить, имея перед глазами нотный текст, чтобы не заучивать текстовые неточности.
Интересен подход М. Дюпре к искусству интерпретации. По его мнению, интерпретация — это, в первую очередь, точность в прочтении нотного текста. Музыкальное произведение должно исполняться ритмически строго, абсолютно «трезво, без ненужного фантазирования» [5, S. 18]. Например, музыка И. С. Баха вообще не нуждается в интерпретации, поскольку является самодостаточной. Единственное, что нужно для её исполнения — это объективное прочтение.
Ученики М. Дюпре описывали его манеру исполнения как «ритмически абсолютно точную» [2, S. 43]. Эта «врождённая точность» [2, S. 43] сформировала его представление об идеальном исполнении. Дюпре писал: «Часто утверждают, что орган не в состоянии показывать акценты. Следовательно, это задача органистов — их расставить, что представляется возможным исключительно при абсолютно ясном исполнении. Только посредством математически точного сохранения длительностей будет достигнута эта ясность» [2, S. 43].
Свои исполнительские и педагогические воззрения Марсель Дюпре изложил в трудах: «Органная методика» (1927), «Курс контрапункта и курс фуги» (1938), «Трактат по органной импровизации» (1926). В изданном ранее всех «Трактате по органной импровизации» Дюпре подробно излагает методику комплексного обучения французского органиста первой половины XX века.
Как уже упоминалось выше, для достижения поставленных исполнительский задач Марсель Дюпре пропагандировал стремление к технически совершенному владению инструментом. Для этого прежде всего необходимо освоение навыков гибкой и уверенной игры. Дюпре декларирует «фортепиано — основа техники игры на органе» [1, с. 595]. По его мнению, техническое владение инструментом (органом) напрямую зависит от уровня фортепианной техники.
Исполнительская техника М. Дюпре «основывалась на невероятной гибкости запястья и стопы, безупречно понятном legato и колоссальной ритмической точности» [4, S. 426].
Дюпре усовершенствовал технику игры на органе, подняв её на высочайший уровень. Пожалуй, прежде всего это касается техники педальной игры. При игре на педальной клавиатуре, по методике М. Дюпре, колени должны быть не расставлены, а всегда соединены. При этом ступни ног, даже не играя, всегда должны касаться клавиш. Прикосновение точное и активное, но вместе с тем оно должно быть мягким. Для экономии движений и точности в звукоизвлечении при игре на педали необходимо использовать технику перемещения стопы. Это значит, что после нажатия клавиши ногу сразу следует перемещать на следующую клавишу (следующую позицию).
Основополагающим принципом исполнительской техники Марселя Дюпре являлся принцип экономии, основой которого является экономия в движениях. Касается это не только педальной техники, но и всей посадки за инструментом, положения корпуса и движения рук. По мнению Дюпре, сидеть необходимо прямо и в середине органной скамьи. Локти при этом должны находиться неподвижно около туловища, а руки лежать уверенно, но абсолютно эластично на клавиатуре. Очень важно: при практически полном отсутствии движений постоянно искать и находить максимально удобную позицию.
Безусловно, особого внимания заслуживают артикуляционные принципы М. Дюпре. В связи с этим необходимо выделить две основные функциональные особенности артикуляции. Артикуляция в качестве средства фразировки должна базироваться на осознанном анализе музыкального текста произведения. Артикуляция как туше должна учитывать особенности инструмента и акустику помещения. Дюпре утверждал, что «необходимо менять технику (исполнения) каждый раз, когда меняешь инструмент» [5, S.20]. Соответственно, принцип исполнения legato должен варьироваться: от «широкого» до «сухого». Для достижения желаемого legato в мануалах и в педали Дюпре советовал использовать различные техники: скольжение, перекладывание, подкладывание и подмена пальцев.
Основное правило исполнения staccato также учитывает особенности акустики помещения. При исполнении staccato звук укорачивается ровно наполовину, но в зависимости от желаемого акцента, инструмента или акустики помещения может быть незаметно удлинён или укорочен.
Для акцента или выделения кульминации в музыкальной фразе необходимо использовать задержание на звуке, либо еле заметное увеличение длительности.
Интересны указания относительно искусства ре-гистровки. По мнению Дюпре, выбор регистров всегда должен быть стилистически точным. При этом неважно: идёт ли речь об импровизации или исполнении
органной литературы.
Контрапунктический стиль должен опираться на использование регистров, существовавших в эпоху его расцвета. Это означает, что необходимо учитывать особенности инструментов эпохи барокко (Cornets, Plein-juex, и отдельные обертоновые регистры) [1, с. 599]. При этом, «когда речь идёт об импровизации в симфоническом стиле, необходимо точно оценить значимость каждого регистра, рассмотреть законы инструментовки и выбрать эти регистры, как выбирают инструменты, когда пишут партитуру» [1, с. 599].
Известно, что Дюпре не был сторонником частой смены регистровки. Вот как он пишет об этом в «Трактате по органной импровизации»: «Надо использовать либо один, либо другой тембр, но не менять регистр в середине фразы» [1, с. 599].
Марсель Дюпре ставил перед собой определённые педагогические цели — воспитание универсального музыканта. Его педагогические принципы отличались невероятной требовательностью в первую очередь к себе. Перед учениками Дюпре постоянно ставил задачи, отличающиеся строгостью, точностью и определённостью. Среди них: обязательное выучивание наизусть, постоянная работа над техникой, игра упражнений, совершенствование искусства импровизации.
Дюпре был убеждён, что в стремлении совершенствования мастерства невозможно достигнуть границ. По его мнению, если исполнитель достигает границ своих возможностей, он должен посредством постоянных и терпеливых упражнений их преодолевать. А границы эти, как правило, являются мнимыми.
Несмотря на авторитарность педагогического подхода, Дюпре уважал в каждом студенте проявление хоть малейших способностей. Никогда не позволял себе иронии в чей-либо адрес. Наоборот, постоянно мотивировал и требовал от своих учеников преодолевать себя, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать своё мастерство. По воспоминаниям Мессиана, он обращался со студентами не как с учениками, но как с художниками, что создавало в классе атмосферу доверия, и мотивировало студентов к дальнейшему профессиональному развитию.
Марсель Дюпре не уставал повторять своим ученикам: «Что является самым главным в преподавании? Терпение, мои дорогие!» [3, S. 51]. Именно благодаря терпению как в занятиях со студентами, так и в самостоятельных занятиях Дюпре мог добиваться таких потрясающих результатов. Его значение в органной педагогике трудно переоценить. Именно благодаря М.Дюпре органное исполнительское искусство в XX веке поднялось на новый, доселе не досягаемый высокий уровень, вошло в концертные залы и смогло конкурировать с другими сферами инструментального исполнительства.
Марселю Дюпре удалось создать не только свою школу, заложить определённые педагогические и исполнительские традиции, но и сформировать некий образ органиста-виртуоза, универсального музыкан-
90
та: исполнителя, виртуоза, артиста, импровизатора, композитора и педагога.
Его интерпретационные принципы могут показаться на сегодняшний день несколько сухими, педантичными и, в какой-то степени, расчётливыми. Действительно, основой исполнительского искусства М. Дюпре является определённый расчёт. В первую очередь — это расчёт умственной деятельности органиста, направленный на увеличение продуктивности работы во время самостоятельных занятий и, тем самым, значительное улучшение конечного результата.
Именно развитие в себе и в своих учениках колоссальной способности рассчитывать все действия, проводимые за инструментом, начиная от расчёта правильного туше, артикуляции, акцентов и так далее и заканчивая строгим контролем над всем процессом самостоятельных занятий, что означает расчёт и правильное распределение сил, времени и эмоций, привело к достижениям поразительных результатов в исполнительском искусстве Марселя Дюпре и его
учеников.
Некоторые интерпретационные воззрения Дюпре со временем потеряли свою актуальность в результате формирования и распространения других исполнительских школ. Тем не менее, они, безусловно, вызывают особый интерес в современном органном искусстве, поскольку отражают исполнительское мировоззрение целой эпохи.
Поскольку педагогическая методика М. Дюпре, а главное — принцип самодисциплины, на практике показали превосходные результаты, то их успешное применение можно наблюдать и по сей день.
Традиции импровизации во французском органном искусстве с успехом продолжают последующие поколения органистов, последователей школы Марселя Дюпре. В российской органной школе, к сожалению, искусство импровизации и её значение в профессиональной деятельности органиста не всегда оценено должным образом.
Литература
1. Из истории мировой и органной культуры. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. 761 с.
2. Adolph W. Der Primat des Klanges // Organ — Journal für die Orgel 4/2001. S. 42.
3. Adolph W. Marsel Dupre Der letzte Titan der Orgelsymphonie,
Teil II // Organ — Journal für die Orgel 02/1998. S. 50.
4. Faber R., Hartmann Ph. Handbuch Orgelmusik. Bärenreiter, 2002. 712 S.
5. PasquetJ.-D., Fournier C. Sh. «Très simple, mon petit...» // Organ — Journal für die Orgel 4/2001. S. 14.
References
1. Iz istorii mirovoy organnoy kul'tury [From the History of World Organ Culture]. M.: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. P. I. CHajkovskogo, 2007. 761 p.
2. Adolph W. Der Primat des Klanges // Organ — Journal für die Orgel 4/2001. S. 42.
3. Adolph W. Marsel Dupre Der letzte Titan der Orgelsymphonie,
Teil II // Organ — Journal für die Orgel 02/1998. S. 50.
4. Faber R., Hartmann Ph. Handbuch Orgelmusik. Bärenreiter, 2002. 712 S.
5. Pasquet J.-D., Fournier C. Sh. «Très simple, mon petit.» // Organ — Journal für die Orgel 4/2001. S. 14.
Информация об авторе
Ольга Юрьевна Кийовски E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1
Information about the author
Olga Yurievna Kijowski E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1, Kirov Av.