Научная статья на тему 'Из истории узбекистанской органной культуры'

Из истории узбекистанской органной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
253
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРА / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА / ОРГАННЫЕ КОНЦЕРТЫ / ОРГАННАЯ ПЕДАГОГИКА / ОRGAN / PERFORMANCE / CULTURE / THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN / THE HISTORY / THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN / ORGAN CONCERTS / ORGAN PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фатхутдинова А. Н.

В статье рассматривается история органного исполнительского искусства в Узбекистане с момента установки первого органа в 1947 году. Выявляются пути формирования и развития органной культуры в Узбекистане в единстве всех ее компонентов, а именно: имеющегося инструментария, плеяды органистов-исполнителей и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HIATORY OF UZBEK ORGAN CULTURE

This article discusses the history of the organ for the Performing Arts in Uzbekistan since the installation of the first organ in 1947. Identifies ways of formation and development of organ culture in Uzbekistan, in the unity of all its components, namely, the existing music instruments, organ performers and educators.

Текст научной работы на тему «Из истории узбекистанской органной культуры»

УДК 13.91+18.41.09

А.Н. Фатхутдинова ИЗ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНСКОЙ ОРГАННОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается история органного исполнительского искусства в Узбекистане с момента установки первого органа в 1947 году. Выявляются пути формирования и развития органной культуры в Узбекистане в единстве всех ее компонентов, а именно: имеющегося инструментария, плеяды органистов-исполнителей и педагогов.

Ключевые слова: орган, исполнительство, культура, Республика Узбекистан, история, Государственная консерватория Узбекистана, органные концерты, органная педагогика.

A.N.Fatkhutdinova FROM THE HIATORY OF UZBEK ORGAN culture

This article discusses the history of the organ for the Performing Arts in Uzbekistan since the installation of the first organ in 1947. Identifies ways of formation and development of organ culture in Uzbekistan, in the unity of all its components, namely, the existing music instruments, organ performers and educators.

Keywords: organ, performance, culture, the Republic of Uzbekistan, the history, the State Conservatory of Uzbekistan, organ concerts, organ pedagogy.

На рубеже тысячелетий Узбекистан, как и все республики бывшего Советского Союза переживает период глубоких социокультурных изменений, связанных со сменой вектора общественного развития, с ре-шением проблем создания современного общества. Как показывает опыт многих модернизирующихся стран, в этом процессе чрезвычайно важным является обеспечение сосуществования традиций и современ-ности, особенно в отношении культуры, которая составляет исходный момент органичной модернизации.

На современном этапе развития в музыкальной культуре Узбекистана огромное значение приобретает профессиональная культура, в том числе культура игры на органе. Правительство Республики уделяет большое внимание духовному развитию общества, в том числе развитию музыкального искусства.

Органное искусство Узбекистана в данный момент является неотъемлемой частью национальной му-зыкальной культуры. За сравнительно короткий период - 65 лет (с момента установки первого органа в Уз-бекской ССР), органное искусство Узбекистана прошло значительный путь развития, оно продолжает развиваться, и для этого есть все предпосылки. Более того, именно в последние десятилетия органное искусство Узбекистана выходит за узкорегиональные рамки: органные сочинения композиторов Узбекистана начинают все чаще звучать за рубежом, а узбекистанские исполнители - выезжать с концертами за пределы республики.

Большим событием для музыкальной органной культуры Узбекистана, (как для профессиональных музыкантов, так и для почитателей органной музыки), было приобретение в 2006 г. нового органа высокого класса. Пятидесятирегистровый орган был куплен Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан на тендерной основе у знаменитой германской фирмы «Solimpex e. K. Eisenbarth», при со-действии Посольства Германии в Узбекистане. Инструмент был установлен в Органном Зале нового здания Государственной консерватории Узбекистана.

Отступим на несколько десятилетий назад. Дело в том, что установке нового органа фирмы «Solim-pex e. K. Eisenbarth»» предшествует значительный период, связанный с зарождением и развитием органной культуры в Узбекистане, начало которого приходится на 40-е годы XX века.

В конце 1947 года по инициативе А.Н.Котляревского [см. прим. 1], занимавшего в то время должность прорек-тора Ташкентской государственной консерватории, в Большом зале консерватории был установлен первый не только в Узбекской ССР, но и во всей Средней Азии, орган. Орган был привезен в Ташкент из Львова.

Об этом органе, к сожалению, сохранилось крайне мало сведений. Известно лишь то, что он состоял из двух мануалов, педали и 27-ми регистров. Новый фасад органа был выполнен по проекту художника Гунина.

Факт установки органа в консерватории можно считать отправным пунктом в формировании узбекской органной школы, а также важным событием для всей музыкальной жизни Республики. Вскоре после установки органа был открыт органный класс, руководителем которого стала ученица известного ленинградского органиста, профессора И.А.Браудо Вера Николаевна Котляревская-Бакеева. Вера Николаевна внесла большой вклад в органную культуру Узбекистана. В относительно короткий срок ей удалось заинтересовать молодых студентов органной музыкой. Первыми ее учениками были студенты фортепианного факультета Р.Каримова, Д.Кары-Ниязова и Е.Петросянц. Уже в конце 40-х годов

ученики Веры Николаевны давали органные концерты. После отъезда В.Н.Бакеевой из Ташкента Р.Каримова (одна из лучших и преуспевающих студенток) завершила свое обучение на органе под руководством талантливой ленинградской органистки Веры Самуиловны Альзуцкой, также ученицы И.А.Браудо.

К сожалению, первый ташкентский орган просуществовал всего около 13 лет. Летом 1961 года инструмент сгорел. В 1964 году в концертном зале им.Свердлова в Ташкенте был установлен орган чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss» [см. прим. 2]. Инструмент был куплен представителями Узбекистана после прохо-дившей в Москве в 1961 году выставки чехословацких музыкальных инструментов. После ташкентского землетрясения 1966 года инструмент, получивший небольшие повреждения, разобрали и складировали.

В 1969 году отреставрированный орган установили на новом месте, в филармоническом концертном зале «Бахор».

Первый концерт на органе фирмы «Rieger-Kloss» в концертном зале «Бахор» 20 декабря 1969 года дал известный московский органист Сергей Дижур. Органные концерты хорошо посещались. Однако не-приспособленность филармонического зала «Бахор» к эксплуатации органа затрудняла нормальное функционирование инструмента. Постепенно орган пришел в негодность вследствие сосуществования его с танцевальным ансамблем. Инструмент был демонтирован и складирован. В настоящее время ведется работа по восстановлению и реконструкции органа, который находится в музыкальной школе им. Глиэра.

Со времени установки органа «Rieger-Kloss» в концертном зале «Бахор» возобновились занятия студентов Ташкентской консерватории по классу факультативного органа. Класс органа вела узбекская органистка Роза Каримова, ученица В.Бакеевой. Роза Каримова внесла большой вклад в формирование и дальнейшее развитие органного исполнительского искусства Узбекистана. Она явилась продолжателем традиций ленинградской органной школы.

Р.Каримова активно пропагандировала органную музыку, играя многочисленные сольные и ансамблевые концерты, записи которых транслировались также по радио и телевидению.

В 1974 году в Малом зале Ташкентской консерватории (ныне Республиканский специализированный музыкальный академический лицей им. В.Успенского) был установлен орган немецкой фирмы «Hermann Ои1е»[см. прим. 3] Начиная с 1977 года, огромный интерес у слушателей вызывали концерты молодой органистки Татьяны Анатольевны Левиной [см. прим. 4]. Татьяна Левина была первой органисткой, которая стала пропагандировать музыку композиторов Узбекистана за пределами республики. Она с успехом выступала в Иркутске, Одессе, Алма-Ата, Минске, Челябинске. В 1983-1984 и в 1988-1989 годах Т.Левина проходила стажировку в московской консерватории у Л.Ройзмана [см. прим. 5]. В 1989 году в Доме органной музыки в Киеве Татьяной Левиной был записан и выпущен диск «Современная органная музыка». Одна сторона диска содержит произведения французских композиторов (Мессиана, Гильмана и Лангле), другая же состоит из сочинений композиторов Узбекистана, среди которых такие пьесы, как «Токката» из «Органной сюиты» Г.Мушеля, «Восточная фантазия» С.Джалила, «Поэма-импровизация» Ф.Янов-Яновского.

На сегодняшний день исполнительскую органную деятельность продолжает вести выпускница класса органа Р.Каримовой, доцент кафедры общего фортепиано Мунира Турсунходжаевна Аминова (Хусанходжаева). Она окончила Ташкентскую государственную консерваторию по фортепиано (1978-1983) и органу (1981- 1986), затем стажировалась по специальности «орган» в Московской консерватории (1988- 1989) у Л.Ройзмана. М.Аминова ведет класс как специального, так и факультативного органа в Государственной консерватории Узбекистана и в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее им. В.Успенского. С 1995 ведет активную концертную деятельность. М.Аминова воспитала ряд талантливых исполнителей-органистов. Среди ее учеников, проявивших себя наиболее ярко, упомянем Юлию Усманову-Варелас, Саодат Джурабекову, Тамиллу Сарымсакову (в 2011 году стала лауреатом Государственной премии Зульфии.). Автор настоящей статьи также является выпускницей М.Аминовой.

В 2000 году значительным событием в культурной жизни Ташкента явилась установка органа немецкой фирмой «Sieqfrid Merten» в Римско-католическом костеле Ташкента. Инструмент имеет 32 регистра, 2 мануала, педальную клавиатуру, Швеллер. Трактура органа электрическая. Этот орган был получен в подарок из прихода Св. Павла города Бонна.

Подводя итог нашей работы, можно отметить, что в Республике создана серьезная база для перспектив дальнейшего развития органного искусства.

Примечания

1. Арсений Николаевич Котляревский (1910-1995) профессиональное музыкальное образование получил в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, где обучался на музыковедческом (класс Р.Грубера, окончил в 1935г.) и фортепианно-органном (у И.Браудо, окончил в 1937г.) факультетах. Работал в должности доцента на кафедре истории музыки Ленинградской государственной консерватории (1937-1947), в Ташкентской консерватории (1947-1950, проректор, заведующий кафедрой камерного ансамбля, работал на кафедре истории музыки).

2. Орган изготовлен в Крнове, имеет 25 регистров, 3 мануала и педальную клавиатуру. Трактура инструмента (то есть механизм соединения клавиши с клапанами и другими устройствами, открывающими и закрывающими доступ нагнетаемого воздуха к органным трубам) электрическая. Она состоит из системы проводов, соединяющих клавиши с механизмами под трубами. Орган не очень велик. Он занимает промежуточное положение между большими органами и органами-позитивами

3.Инструмент имеет 2 мануала, педаль, 26 регистров. Новый ташкентский орган - 450-й по счету, изготовленный фирмой «Hermann Oule» с момента ее образования.

4. Левина Татьяна Анатольевна (р.1948, Ташкент) - выпускница фортепианного факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки (окончила в1972 году по специальности фортепиано, орган).С 1980 года регулярно принимала участие в концертах с «Ансамблем старинной музыки» (руководитель - А. Павловский), исполняя партии органа и клавесина. Выступала и с сольными концертами, и в составе ансамблей в филармонических концертах в концертном зале «Бахор» и малом зале Ташкентской государственной консерватории.

5. Ройзман Леонид Исаакович (1915/1916-1989). Один из крупнейших отечественных органистов, пианист, музыковед, педагог. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано у А.Б. Гольденвейзера (1938; 1941) и по классу органа у А.Ф. Гедике (1941; 1946). С 1942 преподавал специальное фортепиано, орган и клавесин в Московской консерватории (с 1963 профессор).

Литература

1. Бакеева В. «Орган». М.,1977

2. Браудо И. «Артикуляция» Л., Музыка, 1973

3.Браудо И. «Об органной и клавирной музыке» Л., Музыка, 1976

4. «Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков» Учебное пособие, Москва ООО «Издат»

2008

5. Лепнурм Х. «История органа и органной музыки», Казань, 1999.

6. Ройзман Л. «Орган в истории русской музыкальной культуры», Казань.,2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.