Научная статья на тему 'Органное творчество композиторов Узбекистана на рубеже ХХ - ХХI веков'

Органное творчество композиторов Узбекистана на рубеже ХХ - ХХI веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / BODY / ОРГАННАЯ ЗВУЧНОСТЬ / ORGAN SONORITY / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / ЖАНР / GENRE / ЗВУК / SOUND / ТЕМБР / TIMBRE / ОРГАННАЯ ПЕДАЛЬ / ORGAN PEDAL / СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА ПИСЬМА / MODERN TECHNOLOGY OF THE LETTER / РЕГИСТРЫ / REGISTERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фатхутдинова Аделина Наильевна

В статье рассматриваются органные сочинения композитров Узбекистана, созданные на стыке ХХ ХХI столетий. На материале сочинений Д. Янов-Яновского, Д. Вареласа, А. Кима выявляются особенности образного мира, музыкального языка, трактовки органа. Особое внимание уделяется применению современных выразительных средств, современной технике композиторского письма, сонорным эффектам, микрохроматизму. На основе анализа произведений делаются выводы о перспективности направлений в развитии современного органного искусства Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органное творчество композиторов Узбекистана на рубеже ХХ - ХХI веков»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВЕКОВ Фатхутдинова А.Н. Email: Fatkhutdinova17130@scientifictext.ru

Фатхутдинова Аделина Наильевна - концертмейстер, кафедра оркестровых инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются органные сочинения композитров Узбекистана, созданные на стыке XX - XXI столетий. На материале сочинений Д. Янов-Яновского, Д. Вареласа, А. Кима выявляются особенности образного мира, музыкального языка, трактовки органа. Особое внимание уделяется применению современных выразительных средств, современной технике композиторского письма, сонорным эффектам, микрохроматизму. На основе анализа произведений делаются выводы о перспективности направлений в развитии современного органного искусства Узбекистана.

Ключевые слова: орган, органная звучность, композитор, жанр, звук, тембр, органная педаль, современная техника письма, регистры.

ORGAN WORKS OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN AT THE TURN OF THE 20 -21th CENTURIES Fatkhutdinova A.N.

Fatkhutdinova Adelina Nailyevna - Leader, ORCHESTRAL TOOLS DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in article the organ compositions of composers of Uzbekistan created on a joint of the XX-XXI centuries are considered. On material of compositions of D. Yanov-Yanovsky, D. Varelas, A. Kim features of the figurative world, musical language, interpretation of body come to light. Special attention is paid to application of modern means of expression, modern technology of the composer letter, sonorny effects, microchromatism. On the basis of the analysis of works conclusions about prospects of the directions in development of modern organ art of Uzbekistan are drawn.

Keywords: body, organ sonority, composer, genre, sound, timbre, organ pedal, modern technology of the letter, registers.

Органное искусство является одной из самых притягательных сфер музыкальной культуры современного Узбекистана. Отрезок времени, избранный в качестве объекта исследований - рубеж ХХ-ХХ1 веков очень интересен с точки зрения смены эпох, парадигм, появления новых тенденций в развитии искусства. Особенно ярко эти процессы отражаются в органном творчестве. В настоящее время в Ташкенте функционирует три органа: в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана, в Малом зале Лицея консерватории и в Римско-католическом храме. В столицу Узбекистана приезжают известные зарубежные органисты, которые выступают с концертами, дают мастер-классы. Незабываемыми событиями музыкальной жизни Ташкента стали выступления К. Шмитта (Германия), Э. Дезарбра (Франция), С. Шурина (Словакия) и другие.

«Общение с приезжающими музыкантами помогает молодым композиторам овладевать секретами мастерства, изучать возможности инструмента» [1, 216]. Обращаясь к органу, узбекские композиторы стремятся расширить его звуковые

возможности, отразить свое мироощущение посредством современных выразительных средств. Особенно плодотворно работают в этом направлении Дмитрий Янов-Яновский, Дмитрий Варелас, Артем Ким.

Большой интерес представляют сочинение для органа «Facets» («Грани») (2007) и «Elf and Mirror» («Эльф и Зеркало») Дмитрия Янов-Яновского.1

Оно посвящено известной органистке Татьяне Левиной. «Faсеts» написано в серийной технике. Оно состоит из двух частей. Первая часть микроцикла - процесс рождения звуков и их различное преображение. Вторая часть - показ этих звуков в непрерывном движении, биении жизни. Все сочинение пронизано тонкими оттенками звуковых красок и идеей бесконечности возможностей их рождения и перемещения во времени, создания новых звуковых горизонтов. Произведение характеризуется специфическими акустическими качествами, которые придают музыке особое индивидуализированное звучание. «На органе, из-за его специфических акустических качеств вертикальная, горизонтальная и диагональная координаты звуковой ткани получают очень индивидуальное, в некоторых случаях, едва ли не уникальное воплощение» [2, 96]. Это наблюдается в данном сочинении Д. Янов-Яновского.

Пантомима «Elf and Mirror» («Эльф и Зеркало»), (2000 г.) посвящено французскому органисту Э. Дезарбру. Произведение представляет собой небольшую музыкальную картину сказочного, фантастического характера. Мифологического Эльфа композитор охарактеризовал с помощью большого количества пауз, усугубляющих состояние настороженности, и триольными шестнадцатыми, которые прекрасно передают образ лесного духа. Зеркало композитор изобразил перекличками восьмых длительностей. Музыка сочинения атональна. Данное сочинение ярко индивидуально и отличается характерными средствами выразительности, присущими только данному композитору, в частности тембровыми и штриховыми контрастами. Разнохарактерный тематический материал композитор воплощает посредством сопоставления легатного и стаккатного штрихов. Особенно ярким нам видится использование композитором характерных созвучий - секундовых кластеров, создающих особую неповторимую атмосферу данному сочинению.

Плодотворно работает в области органной музыки Дмитрий Варелас.2

Композитор переосмысливает такие традиционные органные жанры как прелюдия, токката, фуга, наполняя их новым образным содержанием. Показательна в этом отношении органная версия сочинения «Crucifixus» (Fuga in D) (2006) , которая входит в полифонический цикл «Венок фуг» для струнного квартета, состоящего из 12 фуг, выстроенных в хроматическом порядке от звука «до» до звука «си», имитирующих стили композиторов разных эпох.

Обращение Д. Вареласа к стилям разных эпох наблюдается в масштабном цикле «Ave Maria», представляющим собой переложения одноименных произведений композиторов

1 Дмитрий Феликсович Янов-Яновский родился в 1963 году в Ташкенте. В 1986 году окончил Ташкентскую государственную консерваторию по направлению композиция у Феликса Янов-Яновского.В 1992 году принимал участие в мастер-классах под руководством Пола Рудерса и Эдисона Денисова в Лерхенберге (Дания). Обучался в летней академии Ш.САМ в Париже. Д. Янов-Яновский - инициатор, организатор и художественный руководитель Международных фестивалей современной музыки «Ильхом-ХХ» в Ташкенте, который с большим успехом проводился ежегодно до 2005 года. Его произведения исполняются во многих странах мира).

Дмитрий Советович Варелас родился в 1978 году в Ташкенте. С 1985 по 1996 учился в Республиканской Средней Специализированной музыкальной школе им. В.Успенского, которую окончил по специальностям: флейта (профессор А. Малкеев), композиция (Д. Янов-Яновский), музыковедение (Е. Мейке.). С 1996 по 2000 год учился в Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи в бакалавриате, с 2000 по 2002 год - в магистратуре по специальностям флейта (А. Малкеев, Х. Исаков) и композиция (Д. Янов-Яновский). Затем обучался в Академии Я. Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия) по классу флейты (профессор Микаэль Хеласвуо).

XV-XX веков. Заключительной частью цикла является «Ave Maria» для органа и голоса (сопрано). Это сочинение Д. Варелас написал в джазовом стиле, используя характерный синкопированный ритм.

В русле обновления форм классической органной музыки представляет интерес его «Toccata ruzzo» («Шуточная Токката») (2007), имеющая веселый праздничный характер. Она отличается частой сменой размера, ритмической и гармонической структуры, тембровыми контрастами, что придает произведению красочную калейдоскопичность.

Весьма оригинальна органная «Preludio apocalíptico» («Апокалиптическая Прелюдия») (2008), в которой Д. Варелас стремился отобразить царящие в современном мире реалии и некую неизбежность, апокалиптичность того, что происходит. Для воплощения своей идеи композитор использовал динамические возможности и объемного, пространственного звучания органа. Посредством масштабного многоголосия композитору удалось создать впечатляющий сонорный эффект. Необходимо отметить удачный выбор композитором регистрового плана, который мотивируется тембровыми оттенками и громкостной динамикой, указанными композитором.

Органное сочинение «Incarnatus» (в переводе с лат. - «Воплощенный») (1997), Артем Ким1 посвятил памяти своего педагога, композитора Мирсадыка Таджиева. Оно примечательно необычными красками органной звучности. «Всплеск интереса к особым, нетрадиционным возможностям органного звучания обязан, прежде всего, бурной эволюции самой органной музыки, для которой в ХХ веке наступает эпоха невероятного подъема и перелома» [3, c. 283]. Отражение этих процессов обнаруживается в данной пьесе.

В основу «Incarnatus» положен специальный эффект, найденный композитором при игре на органе. В этом сочинении Ким передает идею зарождения нетленного звука, который на протяжении пьесы обретает физическую форму. Произведение начинается с медленного нажатия одной клавиши, что приводит к едва слышимым обертонам, подобным неземным голосам. Звук в пьесе берется на регистровке тутти: все регистры органа включены. Посредством микрохроматики композитор материализует звук.

К сочинению прилагается аннотация, в которой подробно описано, как нужно извлекать звук из органа и что означают те или иные обозначения, не понятные с первого взгляда исполнителю. Звучание в педали также должно начинаться с минимального объема звука.

Пьесу завершает звуковой кластер, как бы растворяющийся в пространстве. Данный прием применил венгерский композитор Д. Лигетти в одном из своих органных сочинений «Volumnia» (1961-1962).

«Incarnatus» - произведение, поражающее столь необычным взглядом композитора на возможности инструмента.

Обобщая аналитические наблюдения над органными сочинениями современных композиторов Узбекистана, следует сделать вывод о расширении образного мира музыки, стремлении обновить традиционные органные формы и жанры, о новациях в области музыкального языка, обогащения органной звучности сонорными эффектами, микрохроматикой и другими средствами современного письма.

1 Артем Ким родился в 1976 году в Бекабаде. Окончил Государственную консерваторию Узбекистана по специальности «композиция» в классе Дмитрия Янов-Яновского. Руководителем и дирижером ансамбля современной музыки Omnibus. Участник международных фестивалей современной музыки: Gaudeamus Music Week, Holland Festival (Нидерланды), Voix Nouvelles, 38eme Rugissants (Франция), Antidogma Festival (Италия), Asia Pacific Festival (Новая Зеландия). Как дирижер осуществил целый ряд центрально-азиатских премьер шедевров мировой классической музыки, среди которых произведения Игоря Стравинского, Альбана Берга, Антона Веберна, Пауля Хиндемита, Дьёрдя Лигети, Пьера Булеза, Альфреда Шнитке. Автор музыки к театральным и кинопроектам.

Список литературы /References

1. Абдуллаева Э., Джурабекова С. Узбекская музыка на международной арене // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.

2. Процюк Д. Исполнительское искусство органиста. СПб, 1997.

3. Воинова М. К проблеме интерпретации современной органной музыки // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.