УДК 37.013.83 ББК 74.3 М 81
О.А. Мосина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail. com
В.П. Шрам
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГЕРОНТОВ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
(Рецензирована)
Аннотация. Становление современной системы образования людей пожилого возраста базируется на исторически сложившихся механизмах взаимодействия государства с людьми старших возрастов. В данной работе представлены результаты историографического анализа системы заботы о пожилых людях на уровне государства и общества. Показано, что исторически ведущим направлением государственной поддержки людей старших возрастов было их социальное сопровождение. Показано, каким образом содержание сопровождения определяется запросами геронтов. Обосновано, что в современных условиях для людей пожилого возраста все более востребованным становится педагогическое и социально-педагогическое.
Ключевые слова: геронтообразование, социальное сопровождение, становление социально-педагогического сопровождения, люди пожилого возраста.
O.A. Mosina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: snkhazova@gmail.com
V.P. Shram
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: snkhazova@gmail.com
PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOCIAL SUPPORT OF PEOPLE OF OLD AGE: RETROSPECTIVE ANALYSIS
Abstract. A modern education system of people of advanced age is based on historically developed mechanisms of interaction of the state with people of advanced age. This work presents results of the historiographic analysis of a system of care of elderly people at the level of the state and society. The research shows that social maintenance was historically leading direction of the state support of people of advanced age. The paper shows how the content of support is defined by inquiries of people of old age. The authors prove that in modern conditions pedagogical and social space becomes more and more demanded for people of advanced age.
Keywords: education of old people, social maintenance, formation of social and pedagogical maintenance, people of advanced age.
В современной социально-педагогической литературе процесс сопровождения определяется как взаимодействие субъектов внутри определенного социального пространства, а также взаимодействие субъектов и структур. Концептуальные основания социального сопровождения опираются на парадигмы развивающей интерактивности субъектов (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), а также педагогики сотрудничества (И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова, Т.И. Гончарова).
Особое внимание общества и государства в отношении человека пожилого возраста как самостоятельного субъекта стали оказывать только в последние годы. Однако проведенный ретроспективный анализ показывает, что ни общество, ни государство никогда не были безучастны к проблемам людей пожилого возраста.
В соответствии с теми запросами, которые выдвигало пожилое население по отношению к социуму, общество отвечало на заявленные вызовы и пыталось восполнить свои затраты за счет оставшихся у данной категории населения ресурсов.
По нашему мнению, оформление первых форм социального сопровождения в отношении пожилых людей приходится на IX век. Так, в 858 году архиепископом Хинк-маром из Реймса была разработана первая социальная программа. Ее ключевой идеей являлась передача опеки нуждающихся, в том числе престарелых, от общества церкви. С этого времени в Европе социальная поддержка населения становится отдельным направлением в работе христианской церкви, а монастыри, в свою очередь, приобретают статус, характерный для рецентных социальных центров. Именно монастыри начинают продвигать идею о том, что «благотворением» должны заниматься не миряне, а только лица, наделенные церковным саном.
Знаковым событием для Европы становится переход (XVI по
XVIII вв.) от сословно-представи-тельской монархии к абсолютной. В экономике это проявилось в создании и росте мануфактур, становлении общеевропейского рынка, завоевании колоний. Социальная сфера также подверглась изменениям. Важным событием для развития социальной сферы в отношении пожилых становится принятие «Устава общественной кружки» (1523 г.), который впервые признал право престарелых получать материальную помощь безвозмездно. Данный устав стал отправной точкой переноса социальной ответственности за жизнь и здоровье пожилых с их семей на государство и общество, которые также получали свои референции [1].
Вскоре по всей Европе (Англия - 1601 год, Франция - 1659 год) появляется ряд законов, возлагающих ответственность за неимущих на местные органы власти. Эти законы определяли различные категории лиц, нуждающихся в помощи. В зависимости от их принадлежности к той или иной категории определялось отношение к ним и их обеспечение. Старые люди считались неспособными к труду и поэтому должны были обеспечиваться за счет местных бюджетов или «смирительных домов».
Таким образом, к середине XVIII века в Европе сформировалось дифференцированное отношение к тем, кто нуждался в социальном сопровождении со стороны государства. Пожилые люди были признаны нуждающимися в связи с наступившими возрастными ограничениями и социальным неблагополучием. В то же время происходит трансформация ментальных общественных позиций, обусловивших процессы распространения благотворительности. Наряду с государством заботу об обездоленных берут на себя крупные и средние собственники. Благотворительность осознается как одно из главных условий существования самого общества,
доминанта его выживания. Появляются и новые формы вспомоществования. Кроме строительства госпиталей и иных учреждений опеки, государство и благотворители начинают оказывать помощь нуждающимся семьям.
Промышленная и аграрная революции XVIII—XIX веков вновь коренным образом изменили социальную организацию всех европейских государств. На смену монархическому строю приходит строй демократический. Запущенные процессы урбанизации и индивидуализации привели к ухудшению положения большинства населения и появлению социального «дна», в котором оказывается большинство пожилого населения. В то же время европейская церковь утрачивает свои позиции организатора благотворительности, и государству приходится решать большинство социальных вопросов. Неэффективность разовых мер вспомоществования становится очевидной.
Нарегулярнойосновепомощьтем, кто окончил трудовую деятельность, в европейских странах начинают оказывать с 80-х годов XIX века. Процесс начался в Германии в 1889 году и продолжался вплоть до 1914 года. В этот период пенсионное обеспечение по старости было законодательно закреплено в Дании, Франции, Италии, Бельгии, Великобритании, Нидерландах и Швеции. Несмотря на ряд недостатков, эти законы создали условия, с одной стороны, для автономизации пожилого населения посредством состоявшейся финансовой независимости, с другой - организацией данной возрастной группы в самостоятельный общественный субъект, способный транслировать уникальные социальные запросы, соразмерные актуализирующимся потребностям.
Еще одним достижением можно назвать изменение Датского законодательства в 1891 г., предопределившее переход от страхования на случай старости к прямому
пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера [2]. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии за счет средств государственного казначейства и доходов местных общин. Впервые в истории возраст был признан законным основанием для гарантированной помощи со стороны государства в виде пенсии.
Страны Европы вступили в новый этап формирования общественных взаимоотношений с пожилыми гражданами. Провозглашение и активное становление социального государства привели к расширению социальных обязательств государства, направленных на обеспечение достойных условий жизни пожилых.
Закрепление положения о необходимости сохранения социального и экономического статуса гражданина страны произошло во второй половине ХХ века, что нашло отражение в международных документах. Так, в Конвенции № 117 Международной организации труда (МОТ) записано: «Всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу» [3].
В целом развитие различных форм социального сопровождения пожилого населения идет по пути консолидации правительственных и неправительственных организаций в сфере культуры и производства, медицинской и социальной реабилитации, индивидуальной инициативы, индивидуальной и коллективной ответственности за пожилое население.
Во всех странах социально значимая деятельность согласуется с общепризнанными международными нормами и стандартами в области прав человека. Основные положения изложены во Всеобщей декларации
прав человека 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международном (Венском) плане действий по проблемам старения 1982 года, в Принципах ООН в отношении пожилых людей 1991 года, Декларации ООН по проблемам старения, утвержденной Резолюцией 47/5 в 1992 году, и Мадридском международном плане действий по проблемам старения (2002 год) и др.
Глобализационные тенденции начала XXI века стимулируют процессы интернационализации национальных особенностей сопровождения пожилого возраста в различных странах. Данные тенденции привели к расширению спектра предлагаемых социальным сопровождением услуг для людей пожилого возраста, в число которых все активнее инсталлируется новый феномен - образовательные услуги.
Германские специалисты в области педагогики и социальной работы в союзе с профессионалами из Испании активно внедряют программы образовательной геронтологии. В Европе достаточно популярен «Кас-сельский проект», действующий с 1985 г. в городе Кассель. Разработка уникальной программы состоялась в 1982 г. на кафедре социальной работы под руководством профессора Фреда Карля. Цель проекта - научить человека, вступающего в поздний период жизни, преодолевать проблемы, которые приходят вместе с возрастом.
Для достижения поставленной цели обучение ведется на групповой основе. В организованные группы входят «интеллектуально сохранные» пожилые люди в возрасте от 60 до 75 лет, преимущественно бывшие работники интеллектуального труда. Ведущим трендом образовательных программ является социальная и интеллектуальная реабилитация.
Аналогичная тенденция отмечена и в нашей стране: забота о старших
поколениях граждан постепенно выходит за рамки социальной помощи, социальной поддержки; в ее целевых ориентирах и содержательных основах все более значимое место занимают педагогические аспекты деятельности. К настоящему времени российское научно-педагогическое сообщество приходит к пониманию необходимости активного включения людей пожилого возраста в образовательное пространство.
Представленная ситуация связана с тем, что геронтологический сектор человеческой жизни свободен от проблем и нагрузок, связанных с работой и принятием управленческих решений, что создает возможность для реализации образовательно-познавательных интересов. Это утверждение поддерживает ряд отечественных экспертов, которые указывают на объективные возможности обучения пожилых людей [4, 5]. Следовательно, социальные бонусы, которые пожилое население может предоставить обществу, во многом зависят не от широты спектра их способностей, а от того, на сколько наличные способности реализуются.
Оптика ретроспективного анализа демонстрирует тот факт, что феномен социального сопровождения в настоящее время связан с его педагогизацией в отношении образования людей пожилого возраста и является частным случаем общественных трансформаций, происходящих на фоне процессов модернизации и глобализации. В своем развитии социально-педагогическое сопровождение в отношении пожилых людей прошло только первый этап - возникновение (Х - начало ХХ веков). Значимый, стабилизационный этап входит в свою финальную стадию в наши дни (середина ХХ - до настоящего времени) и характеризуется специализацией различных направлений сопровождения людей пожилого возраста (пенсионного, социального, педагогического, психологического, коммуникативного и т.д.).
Вектор системной трансформации российской социальной сферы направлен на общеевропейскую интеграцию. Однако, по сравнению с западными странами, процесс развития социального сопровождения геронтов, в частности в ракурсе их образования, носит ретардирован-ный характер.
Таким образом, педагогическая перспектива исследования
социального сопровождения образования людей в пожилом возрасте в настоящий момент может сфокусироваться на его концептуальных основах, способных оказать влияние как на интеграцию пожилых людей в общественную систему, так и на актуализацию профессионально-социального пространства посредством стимулирования личной и общественной жизни.
Примечания:
1. Кувшинова О.А. Проблемы пенсионного обеспечения лиц пожилого возраста как предмет социологического исследования // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 3(16). С. 165-171.
2. Фабричное законодательство // Викизнание. URL: http://www.wikiznanie.ru (дата обращения: 12.03.2019).
3. Конвенция МОТ №117. Об основных целях и нормах социальной политики // Справочная правовая система Гарант. URL: http://garant.ru (дата обращения: 25.04.2018).
4. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 36-40.
5. Кононыгина Т.М. Концепция геронтообразования в Российской Федерации // Психология зрелости и старения: ежеквартальный научно-практический журнал. 2009. № 1 (45). C. 64-80.
References:
1. Kuvshinova O.A. Problems of pension provision for the elderly as a subject of sociological research // Scientific Bulletin of the Ural Academy of State Service: Political Science, Economics, Sociology and Law. 2011. No. 3 (16). P. 165-171.
2. Factory Legislation // WikiKnowledge. URL: http://www.wikiznanie.ru (access date: 12.03.2019).
3. International Labour Organization Convention No. 117. On the main goals and standards of social policy // Legal reference system Garant. URL: http://garant.ru (access date: 25.04.2018).
4. Zyskina M.A. The elderly people education as a factor in the self-realization of the elderly // Pedagogical education in Russia. 2013. No. 2. P. 36-40.
5. Kononygina T.M. The concept of the elderly people education in the Russian Federation // Psychology of maturity and aging: a quarterly scientific journal. 2009. No. 1 (45). P. 64-80.