УДК 37.013.83 ББК 74.3 М 81
О.А. Мосина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
(Рецензирована)
Аннотация. Представлено описание четырехуровневой системы геронтоо-бразования. В основе ее разработки лежит ресурсно-функциональный подход. Исходя из его постулатов, определены дискурсивные рамки геронтообразования, его цели и задачи. Выделены ведущие принципы и функциональная нагрузка. Конкретизированы потребностно-ориентированные направления и содержание образования людей пожилого возраста и базовая технология реализации. Оптика научного анализа смещается от социологической проблематики в сферу педагогического дискурса, что создает каркас инновационной образовательной парадигмы, обусловленной современными вызовами.
Ключевые слова: геронтообразование, образовательные потребности, ресурсы геронтообразования, люди пожилого возраста.
O.A. Mosina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: snkhazova@ gmail.com
S.A. Khazova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: [email protected]
THE SYSTEM ORGANIZATION OF SENIOR CITIZENS EDUCATION BASED ON THE RESOURCE - FUNCTIONAL APPROACH
Abstract. The article presents a description of a four-level system of senior citizens education. The resource - functional approach is the cornerstone of its development. Proceeding from its postulates, a discursive framework of senior citizens education, its purposes and objectives are defined. The leading principles and functional loading are marked out. The need-focused trends and content of education of people of advanced age and basic technology of realization are concretized. The optics of the scientific analysis is displaced from a sociological perspective to the sphere of a pedagogical discourse that creates a framework of the innovative educational paradigm caused by modern challenges.
Keywords: senior citizens education, educational requirements, resources of senior citizens education, people of advanced age.
Геронтообразование как новый социально-педагогический и культурный феномен является ориентиром в современной образовательной политике «образования через всю жизнь» [1]. Как элемент матричной, реализуемой и продуктивно функционирующей образовательной системы, оно представляет собой единство подсистем внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) развития.
Исследования, посвященные ге-ронтообразованию в нашей стране, имеют свои традиции и в основном построены в социологическом дискурсивном поле, оставаясь мало изученными в спектре педагогического анализа [2, 3]. В связи с вышесказанным потребовалось детализировать теоретико-методологические исследовательские позиции и понятийный аппарат данного явления.
Генезис понятийной системы нашего исследования опирается на философские понятия, отражающие общие характеристики системы геронтообразования как феномена современного общества, и педагогические, выражающие специфику процесса развития и формирования данной системы. Педагогическая трактовка уже существующих понятий, их новое осмысление, в совокупности сформировали терминологический аппарат нового образовательного направления.
Итоговая компиляция понятия геронтообразования фиксирует особую реальность, создаваемую взаимодействием общества, государства и людей пожилого возраста и терминологически определяется как образование, направленное на изменение качества личной и социальной жизни пожилого человека, в задачи которого входит расширение их круга общения, установка новых контактов, удовлетворение духовных, образовательных и познавательных потребностей людей пожилого возраста, а также стимулирование личностного развития посредством актуализации их личностного ресурса.
Анализ такого взаимодействия позволяет выявить историко-гене-тическую определенность формирования отдельного направления в образовательной сфере, ориентированного на обучение людей пожилого возраста; конституирующие элементы системы геронтообразова-ния; прогнозный сценарий развития данной системы, диагностический инструментарий.
Фокус исследовательского интереса сосредоточен на индивидуально-личностном прогнозе формирования содержания образования [4], основанием которого выступает ресурсно-функциональный подход. Он позволяет раскрыть особенности структурных элементов геронтообразования в качестве взаимодействующих частей, избежав фрагментарного представления функциональных блоков, и рассмотреть систему в целом.
Представим содержание функциональных блоков системы ге-ронтообразования. Первый блок предполагает анализ результативной деятельности и выявление идеальных ориентиров, к достижению которых стремится система геронтообразования и достигает или приближается к их достижению в определённые периоды развития. В данном контексте осуществляется детализация целевых, выражающих эталонные цели развития людей пожилого возраста в ходе образовательного процесса, и результативных ценностно-смысловых констант личностного развития.
Ориентирован этот блок на личностные ресурсы людей пожилого возраста - потенциальные и наличные - и представлен следующими критериями: индивидуально-психологическим (настроенность на преодоление возрастно-специфи-ческих затруднений и проблем), когнитивно-мотивационным (готовность к предстоящей образовательной деятельности) и социально-коммуникативным (активизация при внешней поддержке); эти же
критерии выступают в качестве итогового показателя эффективности геронтообразования.
Второй блок отражает закономерности и принципы геронтообразования, обусловливающие ресурсно-функциональный подход как методологический ориентир образования людей пожилого возраста, ресурсы и функции герон-тообразования, а также педагогические условия, создание которых обеспечивает реализацию ресурсно-функционального подхода к герон-тообразованию. К ресурсам геронтообразования относятся:
1. Внешние (государственные), выполняющие функции превенции и защиты системы геронтообразо-вания, инициирующие реализацию нормативно-правовой базы и подготовку специалистов для изучаемой системы, а также регламентирующие межведомственное взаимодействие в процессе образования людей пожилого возраста; образовательные, исполняющие адаптационные и интеграционные функции в отношении людей пожилого возраста и обеспечивающие информационно-методическое сопровождение кооперации образовательной организации и обучающихся, координирующие содержание образования с потреб-ностными запросами геронтов, а также разработку методов и средств.
2. Внутренние, аналогично исполняющие адаптационные и интеграционные функции, а именно: педагоги, мотивированные к работе в сфере образования людей пожилого возраста; геронты, включенные в образовательный процесс в качестве компоновщиков, реализаторов и редакторов содержания геронтообразования.
Третий блок процессуально отражает конституирующие практики, понимаемые и транслируемые как технологии организационно-педагогического сопровождения, отражающие диспозиционную структуру геронтообразования (этапы организации образования людей пожилого
возраста; направления геронтоо-бразования и соответствующие образовательные программы; дидактические средства, в совокупности обеспечивающие актуализацию и развитие личностных ресурсов людей пожилого возраста), а также диагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность процесса геронтообразования.
Четвертый инструментальный блок обусловливает интерпрета-тивные возможности отобранного в рамках темы исследования диагностического инструментария, определяющего уровень развития личностных ресурсов людей пожилого возраста. Предпочтение отдается слабо формализованным методам сбора информации (опросы, интервью, наблюдение).
Апробация системной организации геронтообразования проводилась на базе Кубанского государственного университета в рамках реализации проекта «Академия серебряного возраста». Констатирующий эксперимент, участниками которого стали 126 человек (возраст от 55 до 72 лет включительно), подтвердил наличие потребности в проектировании процесса геронто-образования в контексте развития личностных ресурсов людей пожилого возраста.
Намеченная стратегия получения геронтами востребованных знаний для решения жизненно важных задач ориентировала на:
- изучение ресурсов личности людей пожилого возраста, разработку и реализацию образовательных маршрутов, способствующих актуализации данных ресурсов [5];
- отбор и коррекцию содержания и методов образования, мотивирования людей пожилого возраста к получению новых знаний и формированию независимого образа жизни, активизации их в сфере социальной деятельности.
В соответствии с выявленными образовательными запросами и наличными личностными ресурсами
пожилых обучающихся были реализованы следующие направления геронтообразования:
- психолого-педагогическое, включающее личностно ориентированные тренинги, коммуникативные и дискуссионные клубы;
- образовательное, развивающее способности людей пожилого возраста к работе с компьютерной техникой и ориентирующее на продление активного долголетия;
- досуговое, ориентирующее на поддержание и развитие социальных связей.
Однако практическая реализация обозначенных направлений геронтообразования выявила необходимость усилить обозначенные направления геронтообразования следующими методами педагогической деятельности: решение ситуативно-проблемных задач, связанных с выбором способов проведения содержательного досуга (семинар); обсуждение индивидуально-личностного отношения к информации, полученной во время обучения; подбор примеров творческой деятельности с опорой на жизненный опыт обучающихся. Кроме того, программа занятий была усилена за счет практикумов по литературному творчеству.
Проведенная работа позволила уточнить ряд тенденций развития личностных ресурсов пожилогочело-века в системе геронтообразования:
- более высоких результатов в развитии личностного ресурса достигают те пожилые люди, которые не только обладают данным ресурсом, но и имеют и реализуют своё желание стать участником образовательного процесса. В качестве дидактических средств реализации
технологии организационно-педагогического сопровождения в процессе образования людей пожилого возраста целесообразно использовать деловые и ролевые игры, проекты, ситуационно-проблемные задачи при условии, что их организация строится на приоритетах образовательных и познавательных потребностей пожилых обучающихся;
- фрагментарное вовлечение пожилых людей, отказавшихся от активного участия в эксперименте, в образовательную деятельность (участие в круглых столах, диспутах, конференциях, экскурсионной деятельности, оздоровительных занятиях) также способствует развитию отдельных компонентов личностного ресурса. Таким образом, именно образование становится той опорной системой, в которой закладывается фундамент развития личности в пожилом возрасте;
- от оптимальности выбора пожилыми обучающимися содержания образования и конкретизации тематики проводимых занятий напрямую зависит эффективность развития личностного ресурса. Оптимальным является выбор, соответствующий решению актуальных жизненных задач и проблем, интеллектуальному и эмоциональному уровню развития обучающихся, общей атмосфере в учебной группе.
В целом результаты проведенного исследования дают основание утверждать, что выявленные принципы, закономерности, механизмы и организационно-педагогические условия геронтообразования достоверно описывают исследуемый процесс и являются методологической основой его организации.
Примечания:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 (ред. от 01.05.2019) // Справочная правовая система Гарант. URL: http:// www.garant.ru (дата обращения: 10.05.2019).
2. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 43-50.
3. Кононыгина Т. Образование пожилых в единой Европе // Новые знания: журнал по проблемам образования взрослых. 2006. № 2. С. 33-37.
4. Baltes M.M., Baltes P.B. His psychology of control and aging. Ilillslade. NJ: Erlbaum, 1986. 332 p.
5. Washington, D.C. American Association of Retired Persons. Aging America, Trends and Projections / U.S. Senate Special Committees on Aging. N. Y., 1984.
References:
1. On education in the Russian Federation: Feder. Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (as amended on 01.05.2019) // Legal Reference System Garant. URL: http://www.ga-rant.ru (access date: 10.05.2019).
2. Elyutina M.E., Chekanova E.E. An elderly person in the educational space of a modern society // Sociological Studies. 2008. No. 7. P. 43-50.
3. Kononygina T. Education of the elderly in the united Europe // New knowledge: a journal on the problems of adult education. 2006. No. 2. P. 33-37.
4. Baltes M.M., Baltes P.B. His psychology of control and aging. Ilillslade. NJ: Erlbaum, 1986. 332 p.
5. Washington, D.C. American Association of Retired Persons. Aging America, Trends and Projections / U.S. Senate Special Committees on Aging. N.Y., 1984.