О. В. Архипова. Реализация геронтообразобания б стационарных учреждениях социального обслуживания
ПСИХОЛОГИЯ
УДК 364-781:376.72-053.9
О. В. Архипова
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРОНТООБРАЗОБАНИЯ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Статья посвящена работе психологов с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания г. Москвы в контексте общей задачи повышения потенциала старшего поколения. Описан опыт работы сотрудников психологической службы на базе пансионата для ветеранов труда № 31 департамента социальной защиты населения г. Москвы, предложена эффективная модель, которая была разработана в учреждении и апробирована в течение пяти лет. Автор считает, что для решения проблем реабилитации, психокоррекции и адаптации резидентов необходимо ресурсное психолого-педагогическое направление, в качестве которого предлагается геронтообразова-ние.
The article is devoted to psychologists' work with elderly people living in stationary establishments of social service of Moscow. This activity is especially important for solving the general problem of increasing potential of the senior generation. The author describes the experience of psychological service specialists of boarding house for labour veterans № 31 in Moscow, presents the effective model which was developed in the establishment and approved within five years. The author keeps to the opinion that the problems of rehabilitation, psychocorrection and adaptation of boarding house residents need psychological and pedagogical support for which education of aged people is of necessity.
Ключевые слова: геронтообразование, резиденты, стационарные учреждения социального обслуживания, адаптация, реабилитация, психокоррекция.
Keywords: education of elderly people, residents, stationary establishments of social service, adaptation, rehabilitation, psychocorrection.
В последние годы в нашей стране улучшение качества жизни повлекло увеличение ее продолжительности. В Москве проживают более 24% пенсионеров. Это обусловлено как объективными процессами старения населения, так и особым статусом столицы. Данная тенденция определила актуальность создания и развития в стране специальных учреждений - домов-интернатов, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей. Свыше 16 тысяч москвичей, здоровье которых не позволяет обслужи-
© Архипова О. В., 2010
вать себя, проживают в стационарных учреждениях департамента социальной защиты населения г. Москвы (пансионатах для ветеранов труда и войны, психоневрологических диспансерах), ориентированных в первую очередь на создание комфортабельных условий для проживания пожилых граждан и инвалидов, их комплексную реабилитацию.
При поступлении на проживание в пансионат пожилой человек оказывается в психологически тяжелом положении. Факт институализации (переход на постоянное жительство в какой-либо стационар, например в пансионат, и дальнейшее там проживание) изменяет привычную жизнедеятельность пенсионера, что является критическим моментом в его жизни [1]. Результаты проведенных психологических исследований свидетельствуют о том, что содержание и структура личности пожилого человека претерпевают значительные изменения под влиянием общества, социального окружения и процессов старения, способствующих появлению проблемных ситуаций и проблемного поведения в позднем периоде жизни, увеличению риска депрессии, одиночества, растерянности, хронических заболеваний, потерь разного рода, особенно когда ветераны попадают на проживание в пансионат [2].
В основе подхода к старости как к когнитивной проблеме лежит так называемая «модель дефицита» — процесс потери или снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей [3]. Геронтолог Э. Я. Штернберг связывает основную характеристику процесса старения со снижением психической активности, проявляющейся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций [4]. В то же время сами психические функции остаются качественно неизменным, а изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным. В связи с этим П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации [5]. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выпол-
нения действий. Исследования влияния старения на функцию памяти выявили, что наряду с признанием того, что память действительно ухудшается с возрастом, это далеко не однозначный процесс. Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная - страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Большой интерес представляют исследования автобиографической памяти. Сделан вывод о том, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала [6]. В связи с этим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения - одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии и педагогической психологии.
Поэтому мы считаем, что важным фактором, предотвращающим или смягчающим социальную деградацию и облегчающим адаптацию пенсионеров к новым условиям проживания в стационарном учреждении, может служить геронтооб-разование. Обучение пожилых в современном мире воспринимается как необходимая часть системы образования, сопровождающая человека непрерывно на протяжении всей жизни [7]. Оно выступает как многофункциональное формирование, основной целью которого является формирование комфортной среды обучения для проявления и развития личностного ресурса пожилого человека в разных сферах жизнедеятельности [8]. Немецкий исследователь Ф. Боллнов, позже и другие, обосновали необходимость образовательной работы с пожилыми людьми и подчеркнули важность выделения их в особую целевую группу для обучения и воспитания с целью превентивно-профилактических, интервен-то-терапевтических и реабилитационных мер [9]. А для пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, геронтообразование - сервисная услуга, являющаяся важной составляющей комплексной реабилитации. По сути, геронтообразование - это активная деятельность субъектов образовательного пространства, в которой и психолог, и обучаемые выступают равноправными участниками процесса обучения [10]. Основная цель образования для пожилых - вывести людей старшего поколения из общественной изоляции и побудить их к активной жизни [11]. Задача психолога -поддерживать активность в обучающихся как субъектах геронтообразования. Наиболее эффективными для этого являются активные методы обучения. Опытные специалисты в области ге-ронтообразования О. В. Агапова и Т. М. Коно-
ныгина отмечают: «С помощью активных методов можно мотивировать и активизировать участников; лучше узнать жизненные проблемы и ожидания слушателей; активизировать процессы самоорганизации в группе; создать тёплые дружеские отношения между участниками, уютную атмосферу на занятиях» [12].
Основой активных методов обучения пожилых является групповая работа. Группа должна включать от пяти до девяти человек. Связано это с тем, что именно столько единиц информации может удерживать в своём внимании обычный психически нормальный человек. Обучение в малых группах позволяет вовлечь в активную деятельность всех её членов. Известно, что степень усвоения знаний, умений и навыков напрямую зависит от степени участия человека в процессе обучения. Психологи выяснили, что взрослый человек, пассивно слушая лекцию, может усвоить лишь 5% информации, в то время как обсуждение и дискуссия в группе на определённую учебную тему способны привести к 50%-му усвоению обсуждаемого материала. «Решение становится для человека "своим", осмысленным тогда, когда он может высказать собственное мнение, активно участвует в обсуждении, предлагает свои варианты решения, идеи, вместе с другими участниками предлагает пути решения проблем» [13].
В области групповой психологической работы в пансионате созданы и функционируют клубы по интересам («музыкальное кафе», «релакс-кафе», студия ручного творчества, клуб здоровья, игровой и литературно-творческий клуб, пресс-клуб, театр моды, театральный кружок и пр.), программно-ориентированные, тренинго-вые группы (тренинги когнитивных функций, личностного роста, «Мастерская моего "Я"», «Возрасты жизни» и пр.), дискуссионные, группы общения, «круглые столы».
Содержание занятий с группой пожилых людей должно быть обусловлено конкретной образовательной ситуацией; непосредственно (например, социальные права граждан пожилого возраста) или косвенно (например, дискуссия меж-поколенческих отношений может возникнуть сама собой) отвечать задачам образования пожилых людей. Зачастую психолог выступает организатором общения, подбирая актуальные темы и вопросы. Он направляет ход группового занятия, оказывая психолого-педагогическую поддержку всем её участникам.
Важно только, чтобы включение в любую деятельность человека позднего возраста было проведено не просто с его согласия, но и по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект. «Суть метода вовлечения состоит в том, чтобы, деликатно воздей-
О. В. Архипоба. Реализация геронтообразобания б стационарных учреждениях социального обслуживания
ствуя на потребностно-мотивационную сферу обучаемых и выявляя индивидуально-значимые мотивы, побудить их к проявлению активности к самовыражению через творческую деятельность, дискуссию или диалог, т. е. ненавязчиво вовлечь обучаемых в образовательный процесс» [14].
Мотивы могут быть разными (приобретение новых знаний, в том числе в области своих социальных прав, знакомство с молодёжной культурой, расширение круга общения, уважение, признание, любовь, самореализация), но все они при умелом их направлении могут выступать в качестве позитивного стимула к обучению. Для их распознания психолог должен проявлять к пожилым людям внимание и наблюдательность [15].
Активные методы обучения позволяют выявить все потенциальные возможности и субъектные составляющие обучаемого, стимулируют субъек-тогенез каждого члена группы, поскольку они ориентированы на то, чтобы «вырабатывать и развивать навыки, способности, необходимые пожилым людям для успешного разрешения проблем (например, посредством изучения конкретных случаев, критических ситуаций и т. п.); навыки планирования, необходимые ветеранам для решения определённых проблем или использования возможностей (стратегическое планирование);
предоставить резидентам возможность попрактиковаться в использовании новой техники или приёма (в парах, тройках, четвёрках и пр.); наблюдать поведение друг друга, высказать советы, пожелания; предоставить пожилым людям и инвалидам возможность обмена опытом как по поводу проблем, так и по поводу возможных решений» [16]. «Методы, на которых базируется обучение пожилых, основаны не на прямом, а на косвенном, корректном воздействии» [17].
В геронтообразовании процесс обучения -это процесс сотрудничества и взаимодействия. О. В. Агапова и Т. М. Кононыгина под организацией общения понимают активизацию слушателей и самоорганизацию процесса обучения, которые возможны в том случае, если процесс обучения будет организован таким образом, чтобы «слушателям хотелось самим начать учиться» [18].
Также в рамках программы геронтообразова-ния сотрудники психологической службы пансионата активно используют направления и методы, которые уже доказали на практике свою эффективность: ароматерапию, игровую терапию, артте-рапию, кинотерапию, мемуаротерапию, библиотерапию, сказкотерапию, видео- и фототерапию, цве-тотерапию, оригами, биографический метод, танцевально-двигательную терапию, музыкотерапию и ее отдельный вид - караоке-терапию, анималоте-рапию, смехотерапию, горденотерапию.
Принцип активности, лежащий в основе современных методов обучения пожилых людей,
позволяет психологу проявлять свою активность при помощи исключительно корректного воздействия на обучаемых людей. При этом активность профессионала незаметно стимулирует субъектов образования к действиям, в ходе которых они реализовывают и одновременно развивают свою субъектность. Успех обучения пожилых людей напрямую зависит от педагогического мастерства специалиста, его умения использовать современные активные методы обучения, такие, как работа в малых группах, дискуссия, активное слушание. Результатом общей активности всех субъектов в педагогике является образовательное пространство - образовательно-личностный онтогенез обучаемых пожилых людей. При образовательной работе с пожилыми людьми актуальна техника активного слушанья, постоянно используемая в психологической практике. Она включает нерефлексивное слушание, угу-поддакивание, рефлексивное слушание, эмпати-ческое слушание [19].
Очевидно, что социальное самочувствие человека определяется его материальным положением, социальным статусом, а также имеющимися возможностями самореализации как в трудовой, общественно-полезной, так и в досуговой сферах [20]. Наличие свободного времени позволяет пожилым людям, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания г. Москвы, активнее включаться в общественную жизнь, предъявлять спрос на активный досуг. Образование в «третьем» и «четвертом» возрасте может также выполнять функции культурно-развлекательную (структурирование свободного времени) и коммуникативную (установление контактов). Для многих людей образование выступает как самоценность, поэтому геронтообразование является фактором, обеспечивающим возможность самореализации пожилого человека [21].
В Пансионате для ветеранов труда № 31 разработана технологическая модель организации досуга проживающих, модульное структурирование досуговых технологий по соответствующим направлениям. Базовый модуль разработанной программы обусловливает необходимость использования традиционных досуговых форм, методов, технологий, услуг; в содержание вариативного модуля мы включили дополнительный блок мероприятий и технологий, которые ставят социально-культурную деятельность в пансионате на более высокую ступень организации, а также усиливают терапевтический, интеллектуальный, социальный эффект проводимой работы. Организация досуга обеспечиваемых в ПВТ № 31 входит в комплексный процесс гериатрической реабилитации, направленной на сохранение, поддержание, восстановление физического и психического здоровья резидентов и ориентированной на
достижение их независимости, улучшение качества жизни и эмоционального состояния. Именно социально-культурные технологии, внедренные в практику стационара, позволяют пенсионерам надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением [22].
В мае 2009 г. среди резидентов пансионата был проведен опрос о необходимости и особенностях обучения в «третьем» и «четвертом» возрасте, в котором участвовали 210 человек. Для оценки результатов выделялась экспериментальная группа из числа пожилых людей, не участвующих в образовательных программах. Проводилось сравнение с группой респондентов, которые обучаются. При этом при сравнении образовательная деятельность была единственной отличительной характеристикой двух групп.
Были получены следующие результаты. Большинство респондентов (74%) положительно ответили на вопрос о том, «возможно ли чему-либо научиться в пожилом возрасте?». Отмечают положительное воздействие образовательного процесса 78% респондентов, участвующих в опросе. Исследования показали, что они более открыты для диалога, компетентны, меньше проявляют агрессии, более активны, уверены в себе.
Самооценка влияния обучения выявила следующие показатели:
улучшение взаимоотношений с окружающими (в т. ч. и с родственниками) - 16% респондентов; развитие уверенности в себе - 14%; коммуникабельности - 18%; помощь в адаптации при переезде на проживание в пансионат - 56%; возможность для самовыражения - 62%; получение новой информации - 88%; поддержание физической активности - 83%; поддержание психической активности - 72%; удовлетворение естественных культурных потребностей - 74%; улучшение настроения - 81%; улучшение самочувствия - 58%; структурирование свободного времени - 92%; занятость - 97%. Большинство респондентов выделяли одновременно несколько критериев.
Медико-физиологическое обследование показало, что у 37,7% обучающихся улучшился сон, снизилась тревога, депрессия.
Сдерживающими факторами геронтообразо-вания респонденты считают плохое здоровье -21%; личностные особенности - 11%; настроение - 7%; возраст - 7%; отсутствие возможностей - 4%; нежелание - 4%; отсутствие времени -4%; условия проживания - 4%.
Обобщая вышеизложенный материал, можно отметить, что реализация геронтообразования в стационарных учреждениях социального обслуживания (в виде применения активных методов,
технологической модели организации досуговой активности и других направлений) формирует у резидентов позитивное отношение к старости; более высокий уровень адаптации; ориентированность на (само-) развитие, самообразование, самосовершенствование; способствует продлению творческой жизни пожилого человека; предоставляет широкие возможности для самовыражения, максимального использования жизненного и профессионального опыта, сохранения энергии и оптимизма, а соответственно, активного долголетия; а также позволяет сотрудникам повышать качество предоставляемых услуг.
Примечания
1. Краснова О. В, Лидере А. Г. Социальная психология старости. М., 2002.
2. Краснова О. В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. М., 2002.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник. М., 2005. С. 332.
4. Там же.
5. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
6. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.
7. Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социологические исследования. 2003. № 7.
8. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М., 2007.
9. Кононыгина Т. М. Герагогика (пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей). Орел, 2006.
10. Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Междунар. Лихачевские науч. чтения, 22-23 мая 2008 г. СПб., 2008.
11. Парахонская Г. А. Адаптация пожилых людей в современных условиях и социальная политика (на материалах тверского региона). Тверь, 2003.
12. Агапова О. В., Кононыгина Т. М. Образование пожилых: руководство для практич. работы. Орел, 2001. С. 16.
13. Методические материалы в помощь мультипликатору / сост. Г. Л. Дубинин. Северодвинск: Северод-вин. орг. о-ва «Знание России», 2004. С. 5.
14. Диалог культур и партнерство цивилизаций... С. 460.
15. Там же.
16. Методические материалы в помощь мультипликатору. С. 30.
17. Там же.
18. Агапова О. В, Кононыгина Т. М. Указ. соч. С. 7.
19. Диалог культур и партнерство цивилизаций.
20. Либерман Я. Л, Либерман М. Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. Екатеринбург, 2001.
21. Парахонская Г. А. Указ. соч.
22. Глуханюк Н. С., Гершкобич Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М., 2003.