Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ МОТИВАЦИЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ МОТИВАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / НИЗКАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маминов С.В.

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы и стратегии, которые могут помочь педагогам эффективно работать с учащимися с низкой мотивацией. Например, постановку реалистичных и достижимых целей, релевантность и практическую значимость, поддержку и поощрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF TRAINING STUDENTS WITH LOW MOTIVATION

In this article, we will look at some pedagogical approaches and strategies that can help educators work effectively with students with low motivation. For example, setting realistic and achievable goals, relevance and practicality, support and encouragement.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ МОТИВАЦИЕЙ»

- Библиотека семейного чтения.

Через организацию тематических занятий, экскурсий, выставок, мастер-классов, конкурсов происходит расширение кругозора дошкольников, их информированности об окружающем мире, о родной природе и знаменитых земляках, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы, нравственные чувства.

Партнерская деятельность с социальными институтами осуществляется на основе договоров о сотрудничестве и в соответствии с планом взаимодействия с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. Такое взаимодействие обеспечивает живое общение, способствует установлению контакта с другими людьми, дети усваивают правила этикета, хорошие манеры, расширяют знания о людях,

которые трудятся и любят свой родной край. Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития всех участников образовательных отношений и способствует непрерывности системы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социальными партнерами, можно сделать вывод, что большинство детей успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках, умеют сочувствовать обиженному и выражать несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил справедливо.

Благодаря социальному партнёрству, повысился уровень качества образовательных услуг и реализации стандартов дошкольного образования.

Литература

1. Ветлугина Н.А. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеева; под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2009. - 209 с.

2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещении, 2009. - 256 с. - EDN QXTZAB.

3. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции / О.М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2013. - №1 (28). - С. 27-50. - EDN PWZOWB.

4. Пересыткина А.В. Создание системы духовного оздоровления в детском саду как условие реализации государственной политики / А.В. Пересыткина; под ред. Л.М. Белогурова // Учитель-Учителю. «Обществоведческие дисциплины». - Белгород: ГиК, 2013.

5. Пересыткина А.В. Мастерская добрык дел: Парциальная программа / А.В. Пересыткина. - Белгород: ГиК, 2017.

УДК 37

DOI 10.21661/r-560090

Маминов С.В.

Педагогические аспекты подготовки учащихся с низкой мотивацией

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы и стратегии, которые могут помочь педагогам эффективно работать с учащимися с низкой мотивацией. Например, постановку реалистичных и достижимых целей, релевантность и практическую значимость, поддержку и поощрение.

■ Ключевые слова: мотивация учащихся, педагогические аспекты, низкая мотивация.

В образовательном процессе приоритетной задачей педагога становится поддержка и мотивация учащихся. Однако, встречаются случаи, когда учащиеся испытывают низкую мотивацию к учебной деятельности. Это вызвано различными факторами, такими как: личные проблемы, недостаток интереса к предмету, непонимание важности образования и другие причины. В таких случаях, педагоги должны обратить внимание на педагогические аспекты подготовки таких учащихся.

В нашей статье рассмотрим некоторые педагогические подходы и стратегии, которые могут помочь педагогам эффективно работать с учащимися с низкой мотивацией. Постановка реалистичных и достижимых целей Важно помочь учащимся установить реалистичные и конкретные цели, которые они могут достичь. Име-

ются ввиду как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Разбивая задачи на мелкие и достижимые шаги, вы можете помочь учащимся почувствовать прогресс и увидеть результаты своего труда.

Ниже рекомендации по постановке целей для таких учащихся.

1. Разбейте большую цель на маленькие шаги. Большие и сложные цели пугают и демотивируют учащихся. Разделите большую цель на маленькие и конкретные задачи, которые учащиеся могут достичь постепенно. Например, если ученик имеет проблемы с математикой, поставьте целью улучшение оценки на следующем тесте. Затем разбейте эту цель на маленькие задачи, такие как выполнение домашнего задания и повторение материала.

2. Установите время и даты. Определите конкретные сроки выполнения каждой задачи. Это поможет уча-

щимся чувствовать срочность и ответственность. Например, установите дату, к которой ученик должен закончить домашнее задание или повторить определенную тему.

3. Помогите учащимся видеть прогресс. Предоставляйте обратную связь о достижениях учащихся и отмечайте их прогресс. Сделайте это в виде похвалы, символических наград или указания на конкретные улучшения. Когда учащиеся видят, что достигают своих маленьких целей, мотивация повышается.

4. Адаптируйте цели к интересам учащихся. Учащимся будет легче мотивироваться, если цели связаны с интересами и увлечениями. Попытайтесь найти способы связать учебный материал с хобби, будущими профессиональными интересами или повседневной жизнью ученика.

5. Отслеживайте прогресс. Придерживайтесь системы отслеживания прогресса, чтобы учащиеся наблюдали свои достижения. Это можно оформить в виде таблицы, графика или простого списка выполненных задач. Вознаграждайте учащихся, когда они достигают определенных шагов.

6. Поддерживайте коммуникацию. Важно поддерживать открытую коммуникацию с учащимися. Слушайте их мнение, обеспечивайте поддержку и помощь при необходимости. Будьте готовы адаптировать цели и стратегии под возникающие потребности.

Важно помнить, что каждый ученик индивидуален, и не все подходы будут работать одинаково хорошо для каждого. Экспериментируйте с методами и стратегиями, чтобы найти эффективные для каждого ученика с низкой мотивацией.

Индивидуальный подход

Каждый ученик уникален, поэтому важно использовать индивидуальный подход к работе с учащимися с низкой мотивацией. Узнайте, какие интересы и мотивации у них есть, и старательно настройтесь на их потребности. Включите сюда: адаптацию материала к интересам обучающегося, предоставление различных методов обучения или использование дифференцированного подхода в оценке достижений.

Остановимся подробнее на принципах, которые могут помочь в работе с такими учащимися.

1. Знание ученика. Важно узнать каждого ученика как личность. Установите контакт с ними, поговорите об интересах, целях и ожиданиях. Попытайтесь понять, что их мотивирует и какие преграды они испытывают. Это поможет вам настроиться на индивидуальные потребности каждого ученика.

2. Определение целей. Разработайте цели и план действий с каждым учеником. Обсудите с ними, какие результаты они хотели бы достичь и как они видят свой прогресс. Учтите их интересы и стремления при постановке целей. Важно, чтобы цели ставились реалистичными и достижимыми для каждого ученика.

3. Дифференцированный подход. Применяйте дифференцированные методы и материалы, чтобы удовлетворить потребности каждого ученика. Разнообразие методов, задач и активностей помогут учащимся с низкой мотивацией находить интерес и релевантность в учебном материале. Адаптируйте материалы, предо-

ставьте дополнительные ресурсы или разрешите использование различных подходов к выполнению задач.

4. Поддержка и мотивация. Старайтесь помогать и поощрять каждого ученика. Похвалите за старание, прогресс и достижения. Поддерживайте уверенность в своих способностях и помогайте им преодолевать трудности. Постепенно стройте их мотивацию, давая ощущение успеха и значимости прилагаемых усилий.

5. Индивидуальные методы обратной связи. Предоставляйте регулярную обратную связь каждому ученику. Обсуждайте их прогресс, указывайте на улучшения и предлагайте рекомендации по дальнейшему развитию. Участвуйте в успехах и проблемах обучающихся, помогая решать возникающие трудности.

6. Гибкость и адаптация. Будьте гибкими и готовыми адаптироваться к потребностям каждого ученика. Некоторые требуют большей поддержки и направления, в то время как другие готовы к более самостоятельной работе. Наблюдайте за реакцией и прогрессом, и соответствующим образом корректируйте свой подход.

Помните, что индивидуальный подход требует внимания, терпения и понимания. Учащиеся с низкой мотивацией могут испытывать сложности и сомнения, поэтому ваша поддержка и понимание очень важны для успеха.

Релевантность и практическая значимость

Помогите учащимся понять, каким образом содержание учебного материала связано с повседневной жизнью и будущей работой. Показывайте практическую значимость учебных знаний и навыков. Создайте ситуации, где обучающимся предстоит применить полученные знания на практике, чтобы увидеть, какую пользу эти знания приносят в жизни.

Рассмотрим некоторые причины, почему релевантность и практическая значимость важны при работе с такими учащимися.

1. Увеличение мотивации. Релевантность и практическая значимость помогают учащимся понять, зачем они учатся и какие преимущества это принесет в будущем. Когда учащиеся видят, что учебный материал имеет непосредственное применение в повседневной жизни или в будущей профессии, они становятся более мотивированными и заинтересованными в его освоении.

2. Повышение практических навыков. Релевантность и практическая значимость помогают учащимся развивать навыки, которые они смогут использовать в реальных ситуациях. Когда учебный материал представлен в контексте реальных проблем и задач, учащиеся получают возможность применять знания на практике, что помогает лучше понять и усвоить материал.

3. Построение связи с реальным миром. Релевантность и практическая значимость помогают учащимся увидеть связь между учебным материалом и реальным миром. Это помогает лучше понять и оценить важность и применимость учебного материала в различных сферах жизни, таких как научные исследования, технологии, медицина, экология и другие.

4. Стимулирование креативности и самостоятельности. Релевантность и практическая значимость могут

стимулировать учащихся к поиску креативных и самостоятельных решений проблем. Когда учащиеся видят, что учебный материал может быть применен для решения реальных проблем, они получают возможность проявить креативность, инициативу и самостоятельность.

5. Подготовка к будущей карьере. Релевантность и практическая значимость помогают учащимся подготовиться к будущей карьере и адаптации в профессиональной среде. Знание того, как применять учебный материал на практике, дает учащимся преимущество при выборе профессии и реализации профессиональных целей.

Важно создавать учебные программы и задания, которые отражают реальные ситуации и проблемы, чтобы учащиеся с низкой мотивацией могли видеть практическую ценность и применимость учебного материала. Это поможет повысить мотивацию, развить практические навыки и установить связь между учебным материалом и реальным миром.

Поддержка и поощрение

Важно создать поддерживающую и поощряющую обстановку в классе. Поддерживайте усилия и успехи, даже если они маленькие. Поощряйте за старание, участие и прогресс. Это поможет укрепить мотивацию и уверенность в своих способностях.

Вот некоторые способы поддержки и поощрения, которые можно применять в работе с такими учащимися.

1. Позитивная обратная связь. Оказывайте учащимся поддержку и признание за усилия и достижения. Выделите конкретные аспекты и прогресс, которые они продемонстрировали. Позитивная обратная связь помогает учащимся повысить уверенность в своих способностях и мотивацию для дальнейшего развития.

2. Постановка маленьких целей. Разбейте большие задачи на маленькие, достижимые цели. Помогите учащимся установить реалистичные шаги для достижения каждой цели. Когда они постепенно видят прогресс и достигают маленьких целей, это мотивирует продолжать усилия и стремиться к большим результатам.

3. Индивидуальный подход. Учитывайте индивидуальные потребности каждого ученика и подстраивайтесь под их особенности. Предоставляйте дополнительную поддержку и ресурсы тем учащимся, которые в ней нуждаются. Обратите внимание на сильные стороны и помогайте использовать их в учебном процессе.

4. Разнообразные методы обучения. Используйте разные методы и подходы в учебном процессе. Постарайтесь представить материал в различных форматах, включая визуальные, аудио и практические методы. Это поможет учащимся с низкой мотивацией находить интерес и взаимодействие с материалом.

5. Сотрудничество и поддержка социальной среды. Создайте поддерживающую и дружескую атмосферу в классе или группе. Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь между учащимися. Это помогает создать чувство принадлежности и поддержки, что влияет на мотивацию и учебные результаты.

6. Определение причин низкой мотивации. Иногда учащиеся с низкой мотивацией испытывают трудности из-за других факторов, таких как личные проблемы или

недостаточное понимание материала. Важно выявить эти причины и предоставить дополнительную поддержку или ресурсы, чтобы помочь преодолеть эти проблемы.

7. Создание интересных и значимых заданий. Постарайтесь представить учебный материал в интересной и значимой форме. Связывайте материал с реальными ситуациями и примерами, чтобы учащиеся видели практическую применимость. Это помогает повысить мотивацию и заинтересованность в учебном процессе.

Поддержка и поощрение учащихся с низкой мотивацией требует терпения, внимания. Важно создать поддерживающую среду, где учащиеся чувствуют себя ценными и мотивированными к достижению учебных целей.

Разнообразие методов обучения

Используйте разнообразные методы обучения и активности, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность учащихся с низкой мотивацией. Игры, проекты, обсуждения, групповая работа и другие форматы могут помочь сделать учебный процесс интересным и занимательным.

Остановимся на методах обучения, которые полезны.

1. Игровые методы. Использование игр и игровых элементов в учебном процессе может сделать обучение интересным и привлекательным для учащихся. Это может быть игра-викторина, ролевая игра, пазлы, кроссворды и другие игровые формы, которые помогут учащимся активно участвовать и взаимодействовать с материалом.

2. Визуальные материалы. Использование визуальных материалов, таких как диаграммы, схемы, рисунки, видео и презентации, может помочь визуализировать учебный материал и облегчить понимание. Визуальные материалы полезны для визуально ориентированных учащихся.

3. Практические задания. Добавление практических заданий и задач, которые имеют практическую значимость, может помочь учащимся увидеть применимость учебного материала в реальной жизни. Это может включать проекты, эксперименты, моделирование ситуаций и другие формы практической работы.

4. Групповая работа. Организация групповых проектов и заданий позволяет учащимся с низкой мотивацией взаимодействовать и сотрудничать с другими учащимися. Групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству и взаимоподдержке между учащимися.

5. Интерактивные технологии. Использование интерактивных технологий, таких как интерактивные доски, компьютерные программы, обучающие игры и онлайн-платформы, полезно при работе с учащимися с низкой мотивацией. Интерактивные технологии обеспечивают взаимодействие и участие учащихся в процессе обучения.

6. Разнообразие форматов заданий. Разнообразие форматов заданий, таких как: устные доклады, письменные работы, исследования, презентации, обсуждения и т. д., позволяет учащимся выбрать формат, который больше соответствует предпочтениям и способностям.

Разнообразие методов обучения позволяет адаптироваться к различным стилям обучения учащихся и

предоставлять возможность выбора и взаимодействия с материалом в интересной и мотивирующей форме. Это помогает учащимся с низкой мотивацией включиться в учебный процесс и достичь лучших результатов.

Позитивная обратная связь

Предоставляйте учащимся позитивную обратную связь, отмечая усилия, достижения и улучшения. Показывайте им, что труд ценится и что они могут добиться успеха. Это поможет укрепить самооценку и мотивацию.

Применяйте такие принципы при предоставлении позитивной обратной связи.

1. Отмечайте усилия и прогресс. При работе с учащимися с низкой мотивацией важно отмечать усилия и прогресс, даже если они маленькие. Подчеркните усердие, настойчивость и шаги в правильном направлении. Это поможет учащимся видеть, что их усилия имеют значение и приносят результаты.

2. Уделите внимание конкретным достижениям. Будьте конкретными и осознанными в своей обратной связи. Укажите на конкретные навыки, знания или улучшения, которые учащийся продемонстрировал. Например, можете отметить, что учащийся стал организованным, активен на уроках или улучшил свои оценки.

3. Подчеркивайте сильные стороны и потенциал. Обратите внимание на сильные стороны и потенциал учащихся. Подчеркните уникальные способности и качества, которые могут помочь в достижении успеха. Это поможет учащимся поверить в себя и свой потенциал.

4. Старайтесь быть поддерживающими и вдохновляющими. Ваша обратная связь должна быть поддерживающей и вдохновляющей. Выражайте свою веру в учащихся и их способность преодолевать трудности. Подчеркните, что верите в их успех и готовы поддержать на пути к достижению целей.

5. Давайте возможность для рефлексии и самооценки. Позитивная обратная связь также может включать возможность для учащихся провести рефлексию и самооценку достижений. Побуждайте задуматься над тем, как они преуспели, какие уроки они извлекли и как они могут продолжить развиваться.

Позитивная обратная связь является мощным инструментом, который помогает учащимся с низкой мотивацией поверить в себя, почувствовать себя поддержанными и продолжать работать над развитием. Она создает позитивную и вдохновляющую обстановку, которая способствует росту и достижению успеха.

Партнерство с родителями

Вовлекайте родителей в процесс обучения и работайте в партнерстве с ними. Информируйте их о прогрессе и проблемах, обсуждайте стратегии поддержки и мотивации учащихся. Родительская поддержка и со-

трудничество могут оказать значительное влияние на мотивацию учащихся.

Примеры установки взаимодействия с родителями.

1. Открытое и частое общение. Регулярное общение с родителями помогает установить взаимное понимание и доверие. Проводите родительские собрания, родительские консультации или отправляйте информацию по электронной почте, чтобы держать родителей в курсе успехов и трудностей их детей. Будьте открытыми для обратной связи и вопросов родителей.

2. Объяснение стратегий и методов обучения. Родители могут лучше поддерживать учебный процесс, если имеют представление о стратегиях и методах обучения, используемых в классе. Поясните родителям, какие методы вы используете для мотивации учащихся и как они могут помочь дома. Предоставьте родителям ресурсы и материалы для поддержки учебы дома.

3. Вовлечение родителей в учебный процесс. Поощряйте родителей быть активными участниками в образовательном процессе своих детей. Приглашайте на уроки, организуйте встречи, на которых родители могут поделиться своими знаниями и опытом. Предложите родителям волонтерствовать в школе или принять участие в проектах, связанных с образованием.

4. Поддержка родителей в развитии навыков. Родители могут быть неопытными в том, как помочь своим детям с низкой мотивацией. Предоставьте родителям руководства, обучающие материалы и ресурсы, которые помогут развить навыки и стратегии поддержки своих детей. Может быть полезно проводить семинары или тренинги для родителей.

5. Позитивное признание и поощрение. Отмечайте и признавайте усилия и достижения учащихся перед родителями. Родители играют важную роль в укреплении мотивации детей, их похвала и поддержка могут быть сильными мотивирующими факторами.

Партнерство с родителями помогает создать поддерживающую среду, в которой учащиеся с низкой мотивацией могут процветать и достигать успеха. Открытое общение, совместная работа и взаимная поддержка между учителями и родителями создают оптимальные условия для роста и развития учащихся.

Конечно, эти педагогические аспекты не являются исчерпывающим списком, но они могут служить основой для эффективной работы с учащимися с низкой мотивацией. Ключевым фактором является индивидуальный и терпеливый подход, который позволяет педагогу создать подходящую обстановку и стимулировать учеников к обучению. С помощью правильных стратегий и поддержки можно помочь учащимся с низкой мотивацией преодолеть трудности и достичь успеха в учебе.

Литература

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/otveti-na-ekzamen-po-pedagogike-3500067.html (дата обращения: 27.06.2020).

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://schpnd.ru/blog/11-sekretov-kotorye-pomogut-vashemu-rebenku-stat (дата обращения: 27.06.2020).

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru1.wvpt4learning.org/why-feedback-is-important-in-education-6592 (дата обращения: 27.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.