Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ / ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коник Оксана Геннадиевна, Вовк Дарина Александровна

В данной статье обсуждаются трудности, связанные с контролем и оценкой успеваемости младших школьников. Объясняется, почему традиционная система контроля и оценки не способствует улучшению качества образования. В статье также приводятся основные принципы построения современной системы контроля и оценки, а также ее основные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коник Оксана Геннадиевна, Вовк Дарина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AND EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION.

This article discusses the difficulties associated with monitoring and evaluating the performance of primary school students. It explains why the traditional system of control and assessment does not contribute to improving the quality of education. The article also presents the main principles of building a modern system of control and assessment, as well as its key characteristics.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Литература:

1. Артюхова, И.С. Ценности воспитания / И.С Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 117-121

2. Бестужев, А.Ф. О воспитании / А.Ф. Бестужев // Русские просветители (от Радищева до декабристов). - Т. 1. - М., 1966. - 256 с.

3. Бунаков, Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников / Н.Ф. Бунаков // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М., 1990. - 421 с.

4. Глебов, А.А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания / А.А. Глебов // Специалист. - 2003. -№ 4. - С. 28-29

5. Елисеева, Е.В. К вопросу гражданско-патриотического воспитания в педагогической теории и практике В.А. Сухомлинского / Е.В. Елисеева // «Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7, № 4(2) - С. 59-65

6. Закон «Об образовании в РФ». - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.03.2023 г.)

7. Пнин, И.П. Опыт о просвещении относительно к России / И.П. Пнин // Русские просветители (от Радищева до декабристов). - Т. 1. - М., 1966. - 256 с.

8. Поучение князя Владимира Мономаха детям // Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до великой Октябрьской революции). - М., 1974. - 380 с.

9. Прокопович-Антонский, А.А. О воспитании / А.А. Прокопович // Антология педагогической мысли России XVIII века. - М., 1985. - С. 349-352

10. Рачинский, С.А. Сельская школа / С.А. Рачинский. - СПб., 1898. - 371 с.

11. Собрание распоряжений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1866. - Т. 1. - С. 876.

12. Стоюнин, В.Я. Мысли о наших гимназиях / В.Я. Стоюнин // Пед. соч. - СПб., 1911. - 321 с.

13. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

Педагогика

УДК 37.08: 172.12: 37.0

доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства Коник Оксана Геннадиевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Вовк Дарина Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье обсуждаются трудности, связанные с контролем и оценкой успеваемости младших школьников. Объясняется, почему традиционная система контроля и оценки не способствует улучшению качества образования. В статье также приводятся основные принципы построения современной системы контроля и оценки, а также ее основные характеристики.

Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники, контроль и оценка образовательных достижений, принципы построения системы, характеристики системы.

Annotation. This article discusses the difficulties associated with monitoring and evaluating the performance of primary school students. It explains why the traditional system of control and assessment does not contribute to improving the quality of education. The article also presents the main principles of building a modern system of control and assessment, as well as its key characteristics.

Key words: Primary school, elementary school students, assessment and evaluation of educational achievements, principles of building a system, system characteristics.

Введение. Образование является важнейшим фактором развития общества, и качество образования имеет решающее значение для достижения этой цели. Учебные достижения младших школьников играют значительную роль в формировании их будущих академических успехов и возможностей карьерного роста. Поэтому крайне важно регулярно отслеживать и оценивать их образовательные достижения. Актуальность этой темы обусловлена тем фактом, что контроль и оценка образовательных достижений имеют решающее значение для выявления сильных и слабых сторон системы образования. Эта информация может помочь преподавателям улучшить свои методы преподавания и учебные программы, а также позволить им разрабатывать соответствующие мероприятия для удовлетворения потребностей своих обучающихся.

Предыдущие исследования на эту тему показали, что контроль и оценка образовательных достижений могут оказать положительное влияние на качество образования. Однако многие исследования были сосредоточены, в первую очередь, на образовании на уровне средней школы и колледжа. Необходимо провести дополнительные исследования младших школьников, чтобы понять их конкретные потребности и проблемы.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что мы уделяем особое внимание младшим школьникам, поскольку большинство предыдущих исследований было сосредоточено на учениках старшего возраста. Кроме того, оно позволит определить наиболее эффективные методы контроля и оценки образовательных достижений и разработки стратегий повышения качества образования [1].

Изложение основного материала статьи. В России система образования претерпела значительные изменения за последние 20 лет. Цели образования были пересмотрены, а содержание изменилось с учетом наиболее ценных результатов, которые могут говорить о качестве образования. Эти результаты включают способность учащихся работать с информацией, применять знания в различных сферах, использовать освоенные методы и создавать новые, решать творческие и поисковые задачи, участвовать в совместной деятельности, и готовность к обучению на протяжении всей жизни. Государство, педагогическая наука и практика пересмотрели подходы к оценке образовательных достижений как части оценки качества. Изучение требований государства к оценке качества образования и реальной ситуации в начальном образовании выявляет наиболее актуальные проблемы контроля и оценки образовательных достижений учеников младшей школы, которые мы рассмотрим далее.[1] Изменения, произошедшие в начальном образовании, особенно в установлении целей, недостаточно отражены в контроле и оценке. Учитывая, что начальное образование ориентировано на введение младших школьников в

учебную деятельность, способы действия и учебного взаимодействия также должны быть включены в процесс оценки. В практике работы начальной школы не хватает широкого набора контрольно-оценочных процедур, которые позволили бы педагогам оценить, насколько их методы обучения помогают ученикам развивать индивидуальные и совместные учебные навыки.

Один из основных приоритетов в современном начальном образовани - это индивидуализация и дифференциация обучения, учитывающие индивидуальные особенности каждого ученика. Как следствие, при наличии многоуровневых программ необходимо использовать многоуровневую оценку образовательных достижений, которая соответствует этому требованию. Однако, на данный момент нет четкой и обоснованной методологии использования разноуровневых работ, и педагоги не имеют доступных механизмов для отслеживания индивидуального прогресса каждого ученика.

Младшие школьники не принимают полноценного участия в контрольно-оценочной деятельности и не являются активными участниками этого процесса на практике. Однако, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка являются неотъемлемыми компонентами успешного формирования учебной деятельности в этом возрасте. Прозрачность критериев оценивания и активное участие учащихся в их разработке и обсуждении являются необходимыми условиями для развития самоконтроля и самооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает требования к метапредметным результатам обучения, однако у педагогов возникает проблема отсутствия разнообразных и надежных инструментов для оценки этих результатов. В системе образования результаты оценивания образовательных достижений используются главным образом для определения текущего положения, но в значительно меньшей степени они являются основанием для улучшения процесса обучения. Например, данные, полученные во время федеральных, региональных и муниципальных мониторингов, не используются для принятия решений, направленных на совершенствование содержания и методов обучения, улучшение качества образования. Необходимо создать подходы к анализу и интерпретации результатов, которые помогут органам управления в образовании принимать обоснованные решения по изменению системы начального образования на всех уровнях. Главная проблема заключается в том, что учителя не умеют правильно использовать результаты контроля для организации дальнейших педагогических действий, опираясь на знание сильных и слабых сторон учеников, их потенциала и причин возникновения трудностей [1].

Эффективность образовательных программ во многом зависит от применяемых стратегий слияний и поглощений, особенно при контроле и оценке академических достижений младших школьников. Рассмотрим методы, используемые в настоящее время в школах, а также ограничения и проблемы, связанные с этими методами.

Наиболее часто используемые методы контроля и оценки учебных достижений младших школьников включают стандартизированные тесты, формирующие оценки и наблюдения учителей. Стандартизированные тесты, используются для оценки успеваемости учащихся по различным предметам и проводятся в конце учебного года. В тесты включается изученный материал всего учебного года для отслеживания успеваемости учащихся и обеспечения обратной связи как с учащимися, так и с учителями. Наблюдения учителя используются для оценки поведения учащихся, их вовлеченности и социальных навыков в классе.

Несмотря на их полезность, эти методы имеют ряд ограничений. Стандартизированные тесты могут неточно отражать академические способности учащихся, поскольку они не учитывают разнообразие темпов обучения. Кроме того, учащиеся могут испытывать беспокойство по поводу теста, что может негативно сказаться на их успеваемости. Так же, наблюдения учителя могут быть предвзятыми и не давать полной картины успеваемости учащегося.

В дополнение к этим ограничениям, педагоги могут столкнуться с рядом проблем при эффективном внедрении этих методов. Например, известно, что стандартизированные тесты создают для учащихся напряженную обстановку, приводящую к стрессу и беспокойству. Формирующие оценки могут потребовать от учителей создания нескольких оценок для каждого учащегося, что может занять много времени и ресурсов [2].

Одной из успешных программ контроля и оценки для младших школьников является «Система контроля успеваемости в школе» (СКУВШ). Реализуемая в различных контекстах по всей России, эта программа направлена на предоставление учителям, учащимся и родителям своевременной и точной информации об успеваемости каждого учащегося.

«СКУВШ» предполагает регулярную оценку академической успеваемости учащихся, а также их социального и эмоционального развития. Учителя используют различные методы оценки, включая стандартизированные тесты, тесты собственной разработки, и оценки, основанные на успеваемости. Затем результаты заносятся в онлайн-базу данных, доступ к которой имеют учителя, учащиеся и родители.

Одним из ключевых факторов, способствующих успеху «СКУВШ», является ее нацеленность на предоставление своевременной и действенной обратной связи. Учителя могут использовать эти данные для определения областей, в которых учащиеся испытывают трудности, и соответствующим образом корректировать свое обучение. Учащиеся также получают регулярную обратную связь об их успехах, что помогает поддерживать их мотивацию и вовлеченность в процесс обучения.

Другим фактором, способствующим успеху, является акцент на сотрудничестве между учителями, учащимися и родителями. Учителям рекомендуется привлекать родителей к процессу оценки и использовать полученные данные для разработки индивидуальных учебных планов для каждого учащегося. Ученикам также рекомендуется принимать активное участие в мониторинге собственного прогресса и установке перед собой целей.

В целом, успех «СКУВШ» демонстрирует важность предоставления своевременной и действенной обратной связи учащимся и преподавателям, а также ценность сотрудничества и вовлеченности в процесс оценки. Эти принципы могут быть более широко применены в других образовательных контекстах, чтобы помочь улучшить успеваемость учащихся [3].

Таким образом, путем анализа выявлены причины, почему традиционная система контроля и оценки не улучшала качество образования: требования к уровню достижений младших школьников не соответствовали целям начального образования, что приводило к несоответствию объектов оценивания современным представлениям о качестве образования; использование инструментария, не соответствующего теории педагогических измерений, приводило к получению недостоверной информации об образовательных достижениях; низкий уровень интерпретации результатов не позволял вносить обоснованные изменения в образовательный процесс, а младшие школьники не были субъектами системы, отсутствовала оценка индивидуального прогресса.

Для системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников, которая должна соответствовать современному этапу развития начального образования и способна оказать существенное влияние на повышение качества образования, важно иметь следующие характеристики:

- основными предметами контроля и оценки должны быть: а) знания и их применение в стандартных и нестандартных ситуациях, овладение конкретными методами действий; б) метапредметные результаты обучения, включая освоение компонентов учебной деятельности; в) индивидуальные творческие достижения учащихся;

- фокус контроля и оценки переносится с проверки соответствия достижений учащихся заданным образовательным стандартам на оценку индивидуального прогресса каждого ученика;

- доля участия обучающихся в контрольно-оценочной деятельности увеличивается, что является необходимым как для эффективного функционирования системы, так и для развития навыков контроля и оценки, а также самоконтроля и самооценки, которые являются важными элементами учебной деятельности младших школьников;

- контроль и оценка в большей степени выполняют диагностическую функцию, и усиливается педагогическая диагностика, которая позволяет определить характеристики учащегося в качестве субъекта учебного процесса;

- в системе контроля и оценки усиливается важность внешнего компонента, поскольку для эффективного функционирования системы образования нужны регулярно обновляемые данные о реальных возможностях современных младших школьников и уровне их достижений [4].

Для эффективного функционирования системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников необходимо учитывать самоценность каждого компонента системы при их взаимодействии и сбалансированности. Для этого нужно сочетать внутренние и внешние формы контроля и оценки. Внутренний контроль и оценка важны, так как они ориентированы на процесс усвоения знаний и навыков, и позволяют установить обратную связь. Внешний контроль и оценка так же играют важную роль, потому что они предоставляют данные об общем состоянии начального образования и его изменении, а также позволяют создать качественный инструментарий для внутреннего контроля и оценки.

Контроль и оценка играют важную роль в повышении качества образования младших школьников, так как они позволяют преподавателям определить уровень усвоения учебного материала учащимися и оценить эффективность своей работы.

Одним из способов, с помощью которых эффективный контроль и оценка могут помочь преподавателям определить области, в которых необходимы улучшения, является использование различных методов оценки, таких как тесты, экзамены, контрольные работы и домашние задания. По результатам этих методов можно определить, какие темы и уроки учащиеся усвоили, а где им необходима дополнительная помощь.

Еще одним способом определить области, в которых необходимы улучшения, является анализ ошибок, допущенных учащимися на контрольных работах и экзаменах. Это позволит преподавателям определить, какие конкретные ошибки были допущены и какие темы и уроки нуждаются в дополнительной работе. С помощью контроля и оценки преподаватели также могут определить, какие методы обучения наиболее эффективны для их учащихся. Например, если результаты показывают, что учащиеся лучше усваивают материал с помощью групповой работы, то они могут использовать этот метод чаще.

Кроме того, контроль и оценка помогают установить цели и ожидания для детей, что способствует их мотивации и повышению качества образования. Например, если результаты оценок показывают, что большинство учащихся не достигли цели по определенной теме, то преподаватель может установить более реалистичные цели и ожидания для следующего урока. В целом, контроль и оценка являются неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников и позволяют преподавателям определить области, которые нуждаются в улучшении, установить цели и ожидания, а также выбрать наиболее эффективные методы обучения [5].

Выводы. Подводя итог данного исследования можно сказать, что использование системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников с учетом педагогической диагностики и дифференцированного подхода к обучению может способствовать повышению эффективности образовательного процесса. Для этого необходимо учитывать как внутренние, так и внешние компоненты системы, выделять основные учебные действия и проводить качественную оценку достижений, чтобы организовать индивидуальные траектории обучения и развития учащихся, определить причины возникающих трудностей и ошибок. Также рекомендуется проводить систематический и объективный контроль и оценку образовательных достижений младших школьников, используя разнообразные методы и приемы. Это позволит учителям и родителям более точно определить уровень знаний и умений, а также предпринять соответствующие меры для улучшения образовательного процесса.

Кроме того, необходимо уделять особое внимание педагогической поддержке и мотивации младших школьников для достижения лучших результатов в учебе. Открытость и доверие в отношениях между учителями, родителями и учениками являются ключевыми факторами успеха в образовательных достижений и обеспечении качественного образования в целом.

Литература:

1. Ковалева, Г.С. Осваиваем метапредметные результаты - учимся для жизни / Г.С. Ковалева // Вестник образования. - 2015. - № 10. - С. 38-45

2. Лукичева, Е.Ю. Современная оценка образовательных достижений учащихся [Текст]: методическое пособие: [12+] / [Е.Ю. Лукичева и др.]; науч. ред. И.В. Муштавинская, Е.Ю. Лукичева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 304 с.

3. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд., испр. и доп. / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.

4. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025236-2.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего обрзовния (текст с изм. и доп.). - М.: Просвещение, 2017. - 48 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры физической подготовки, майор полиции Крымшокалов Ашамаз Заурович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ ПРИЕМОВ САМООБОРОНЫ В

ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В процессе физической подготовки сотрудников ОВД важное значение придается качеству выполнения профессиональных задач. Согласно Закону о полиции, сотрудники при выполнении служебных обязанностей должны выполнять тактически грамотные действия, связанные с применение физической силой в адрес правонарушителя. Сотрудники ОВД в процессе пресечения преступлений и иных общественно-опасных деяний должны помнить о необходимости действовать исключая преступность деяния, т.е. стремиться к минимальным значениям наступления нежелательных последствий от примененных мер физического воздействия. И в этой связи особый интерес представляет необходимая самооборона, суть которой состоит в правомерной защите личности и прав обороняющегося (сотрудника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.