Научная статья на тему 'Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе'

Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / GEF / РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / FUND OF ASSESSMENT MEANS / EVALUATION INSTRUMENTS / THE LEARNING OUTCOMES OF THE PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хирьянова Ирина Сергеевна

Формирование системы оценки результатов в начальной школе. Методические рекомендации для руководителей, заместителей руководителей, педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хирьянова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе»

сис

ТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе

Ирина Сергеевна Хирьянова,

старший преподаватель кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Омского государственного педагогического университета

Система оценки достижения младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) представляет собой один из инструментов реализации Требований ФГОС к результатам и необходимой частью обеспечения качества образования. Как их оценить, если рекомендаций и инструментов разработчиками стандартов не предложено?

• ФГОС • результаты освоения программ • инструментарий оценки

• фонд оценочных средств

Основания разработки инструментария оценки результатов

Требования ФГОС представляют собой систему обобщённых личност-но ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

В соответствии с п. 9 ФГОС НОО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.

Личностные результаты обучения

не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием

перевода учащегося в основную школу. При этом учитель начальных классов должен обращать внимание на то, каким образом происходит формирование личностных УУД, оценивать изменения, происходящие в личности младшего школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка).

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио.

Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные

с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика включает следующие аспекты:

1) оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;

2) уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность

и инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

3) взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе; отношение к учащемуся других детей и другие позиции

Портфолио ученика ведётся на протяжении 4-х лет обучения в начальной школе. Наполнение папки портфолио — совместная работа учащегося, учителей, педагога дополнительного образования и родителей. Младший школьник организует содержание порт-фолио, следит за порядком и организацией материалов, а учителя, педагоги дополнительного образования дают рекомендации, какие материалы могут его наполнять.

Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета по каждому классу.

Метапредметные результаты обучения раскрываются через умения и УУД. В соответствии с ФГОС они отражают базовый уровень планируемых результатов и должны быть выстроены по следующим позициям.

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

• «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

• выбор и использование целесообразных, рациональных способов действий;

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных

форм познавательной и личностной рефлексии:

• составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

• контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

• адекватная самооценка выполненной работы;

• восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

3. Использование знаково-символичес-ких средств представления информации:

• представление информации в схематическом виде и её чтение.

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

• выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;

• установление причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

• использование базовых предметных

и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

5. Речевые средства и средства ИКТ:

• составление текста-рассуждения;

• выбор доказательств для аргументации точки зрения;

• использование обобщающих слов и понятий.

6. Смысловое чтение:

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

• осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

• составление текстов в устной и письменной формах.

7. Различные способы поиска и использования информации:

• поиск значения слова по справочнику;

• определение правильного написания слова;

• «чтение» информации, представленной разными способами.

Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы предполагает:

• включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность для того, чтобы младшие школьники приобретали навыки самооценки и самоанализа (рефлексии);

• использование разнообразных методов и форм контроля и оценки.

Реализация образовательной программы будет успешной, если её структура позволяет чётко ответить на вопросы: какие темы, разделы ФГОС НОО формируют УУД, какие методы обучения позволяют формировать УУД; с помощью каких оценочных средств проверяется их формирование.

Образовательные организации должны разработать объективные процедуры оценки уровня знаний и умений, УУД младших школьников. Конкретные формы и процедуры проведения текущего и промежуточного контроля знаний по каждому предмету разрабатываются педагогическим коллективом самостоятельно и доводятся до сведения учащихся и родителей. Система оценок при проведении промежуточной аттестации, формы, порядок и периодичность её проведения указываются в уставе. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом.

Система оценивания планируемых результатов освоения младшими школьниками образовательной программы строится на следующих принципах:

• Оценивание проводится регулярно. В зависимости от цели этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезо-вое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивания.

• Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания служат планируемые результаты.

• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

• Оценивать можно только то, чему учились.

• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам

и учащимся. Они вырабатываются совместно.

• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки самооценки.

• Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.

• Обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель,

но и ребёнок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

В качестве инструментария оценки планируемых результатов служат оценочные средства:

• «хорошие» задания в учебниках, тетрадях для самостоятельных работ;

• диагностические работы, разработанные учителем самостоятельно;

• комплексные работы на основе единого текста, разработанные авторами учебно-методического комплекса;

• цифровой программно-диагностический комплекс для образовательного учреждения СОНАТА-ДО;

• листы самооценки достижения мета-предметных результатов,

• листы учёта уровня достижения планируемых результатов,

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Основной инструмент итоговой оценки — контрольно-измерительные материалы — система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

Алгоритм разработки инструментария для оценки планируемых результатов включает следующие этапы:

1) планирование работы;

2) разработка заданий;

3) конструирование проверочной работы;

4) разработка рекомендаций (критериев) по оценке заданий и работы в целом;

5) подготовка инструкций по проведению работы.

Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:

• учащимся — обрести уверенность в возможности успешного включения в систему образования;

• родителям — отслеживать процесс обучения и развития;

• учителям — выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

> происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к глубоким и основательным знаниям;

> начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей;

> совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают

ли знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач;

> обнаруживают ли учащиеся как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

Для аттестации младших школьников на соответствие требованиям ФГОС НОО создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретённых универсальных учебных действий.

Фонд оценочных средств и его использование в практике учителя начальных классов

Фонд оценочных средств по предмету — неотъемлемая методическая часть учебно-методического комплекса, обеспечивающая систему оценки качества освоения младшим

школьником программы и повышения качества образовательного процесса школы.

Фонд оценочных средств по предмету представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения и оценивания уровня достижения младшим школьником установленных результатов обучения.

Цель создания фонда по предмету — установление соответствия уровня подготовки ученика начальной школы на данном этапе обучения требованиям программы.

Задачи фонда оценочных средств по предмету:

• контроль и управление процессом приобретения младшими школьниками необходимых знаний, умений, навыков

и уровня сформированности универсальных учебных действий, определённых в ФГОС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• контроль и управление достижением целей программы, определённых в виде набора универсальных учебных действий выпускников начальной школы;

• оценка достижений младших школьников в процессе изучения содержания предмета с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

• обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс школы.

Фонд оценочных средств по предмету формируется на ключевых принципах оценивания:

• валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);

• надёжности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);

• справедливости (все ученики должны иметь равные возможности добиться успеха);

• своевременности (поддержание развивающей обратной связи);

• эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).

Требования к фонду. При формировании фонда оценочных средств по предмету должно быть обеспечено его соответствие:

• ФГОС НОО;

• образовательной программе;

• рабочей программе;

• образовательным технологиям, используемым в преподавании предмета.

Структурными элементами ФГОС по предмету являются: а) титульный лист; паспорт;

фонд тестовых заданий; комплекты оценочных средств, включающие контрольно-измерительные материалы с критериями для отметки и контрольно-оценочные материалы с критериями для оценки.

б)

в)

г)

Фонд разрабатывается по каждому предмету.

Таблица 1

Паспорт фонда оценочных средств по предмету

(наименование дисциплины)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) предмета Планируемый результат УЗД Наименование оценочного средства

1

2

3

4

Таблица 2

Примерный перечень оценочных средств

№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде

1 Деловая и/или ролевая игра Совместная деятельность группы учащихся и учителя под управлением учителя с целью решения учебных и задач путём игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные учебные задачи Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре

2 Кейс Проблемное задание, в котором учащемуся предлагают осмыслить реальную ситуацию, необходимую для решения проблемы Задания для решения кейс-задачи

4 Контрольная работа Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определённого типа по теме или разделу Комплект контрольных заданий по вариантам

6 Портфолио Целевая подборка работ ученика, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения по одному или нескольким предметам Структура портфолио

№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде

7 Проект / проектные задачи Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения самостоятельно конструировать знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сфор-мированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой Темы групповых и/или индивидуальных проектов

8 Рабочая тетрадь Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы и позволяющий оценивать уровень усвоения учебного материала Образец рабочей тетради

9 Разноуровневые задачи и задания Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определённого раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения Комплект разноуровневых задач и заданий

11 Реферат Продукт самостоятельной работы ученика, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа учебно-исследовательской темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё Темы рефератов

12 Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы ученика, публичное выступление по представлению полученных результатов решения учебно-практической, учебно-исследовательской темы Темы докладов, сообщений

13 Беседа Средство контроля, организованное как специальная беседа педагога с учащимся на темы, связанные с изучаемым предметом, и рассчитанное на выяснение объёма знаний по разделу, теме, проблеме Вопросы по темам/разделам дисциплины

14 Творческое задание Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой учащихся Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

15 Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений я Фонд тестовых заданий

16 Тренажёр Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретённых учеником учебных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом Комплект заданий для работы на тренажёре

17 Эссе Средство, позволяющее оценить умение письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы, делать выводы Тематика эссе

В связи с требованиями ФГОС НОО к системе оценки планируемых результатов освоения программы возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся начальной школы. В педагогической практике накоплен большой опыт критериального оценивания учебных достижений и формирования оценочной самостоятельности младших школьников.

В качестве одной из форм оценивания результатов младших школьников применяются листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) учащихся, использование которых способствует формированию оценочной самостоятельности детей, развитию у них регулятивных универсальных учебных действий.

Некоторые формулировки критериев листов оценки конкретизируются и наполняются новыми аспектами от года к году, с каждым новым учебным годом появляются и новые критерии. Школьнику с каждым годом требуется продемонстрировать владение всё более сложными учебными действиями. Листы оценки достижений могут быть включены в портфо-лио учащегося, так как они позволяют отслеживать динамику его достижений.

При разработке листа оценки следует учитывать требования программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.

Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Можно включить работу с листом

оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определённый период.

Лист оценки индивидуальных достижений разрабатывается группой учителей или индивидуально педагогом. Критерии оценки обсуждаются на методическом объединении учителей. Они формулируются, исходя из планируемых результатов обучения, учебно-тематического планирования учителя, особенностей контингента класса. Перечень критериев, разработанных разными учителями для одного и того же периода обучения по одному и тому же учебно-методическому комплексу, может быть различен.

Формой оценивания результатов по каждому критерию выступают значки «+»,

«—», «+—».

Знак «+» означает уверенное применение учебного действия или знания. Знак «—» означает, что данное умение не освоено.

Знак «+—» означает неуверенное применение учебного действия (знания), допущение ошибок при выполнении заданий.

Для обучающихся расшифровка выглядит так:

«+» — знаю и умею;

«+—» — знаю неуверенно, сомневаюсь;

« — » — пока не знаю и не умею.

Например,

Лист оценивания деятельности

Ф.И.____

Критерии оценки__________

Определил тему урока__________

Поставил перед собой цель_________

Планировал свою деятельность входе выполнения заданий_

Достиг поставленной цели________

Доволен результатом своей деятельности_______

Вывод: Я УСПЕШЕН!

ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТ Ф.И.____

Тема: «Учимся писать сочетания чу-щу».

Критерии оценки_________

Определил тему урока________

Поставил цель_________

Знаю, как пишутся слова с сочетаниями чу-щу____

Умею работать в паре_________

Умею применять правило на практике______

Вывод: работа была успешной.

ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТ Ф.И.____

Тема урока: «Сложение многозначных чисел»

Критерии оценки_________

Определил тему урока_________

Поставил цель_________

Знаю способ письменного сложения многозначных чисел__

Умею выполнять сложение многозначных чисел____

Вывод:

Я успешен (4+). Я хорошо работал (3+). Мне надо стараться (2- 0 +).

Родителей необходимо познакомить с листом оценки достижений на первую четверть на родительском собрании, объяснить суть критериев, дать пояснение к заданиям.

Использование листов оценки способствует формированию оценочной самостоятельности школьников, развитию рефлексивных умений, и в целом — регулятивных универсальных действий.

По итогам учебного года учитель готовит аналитическую справку, в которой нужно от-

разить соотношение оценки учителя и самооценки учащихся, указать, по каким критериям оценки совпадают, а по каким отличаются. Следует сделать вывод и об адекватности самооценки учащихся.

Использование листов оценки образовательных результатов необходимо для проектирования дальнейшего развития школьника, составления рекомендаций и оптимистического прогноза. Они позволяют дать обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяет традиционная система оценивания. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.