Научная статья на тему 'Особенности системы оценки достижения планируемых результатов в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования'

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1903
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы оценки достижения планируемых результатов в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

В.В. Журавлева

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИжЕНИЯ

планируемых результатов в условиях введения И РЕАЛИЗАЦИИ федерального ГОСУДАРСТВЕННОГО

образовательного стандарта начального общего

образования

Ключевые слова: критериальное оценивание, личностные результаты, мета-предметные результаты, методы оценки, предметные результаты, система оценки, универсальные учебные действия.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» с 2011/12 учебного года началось обязательное введение ФГОС НОО (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации. Обновление начальной школы невозможно без изменения системы оценивания образовательных результатов младших школьников. ФГОС НОО устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. В соответствии с этим возникает необходимость формирования системы оценки, которая позволит оценивать не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия. При построении новой системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования возникает вопрос: «Что нужно изменить в существующей системе оценивания?». Прежде всего нужно изменить инструментарий - формы и методы оценки.

Система оценки - это сложный механизм, включающий в оценочную деятельность не только учителя, но и учащихся и их родителей. Наша школа не одно десятилетие существует в рамках пятибалльной отметочной системы, которая в некотором смысле является фактором, тормозящим развитие образования. В рамках пятибалльной отметочной системы учащийся не имеет возможности увидеть динамику собственных достижений. Традиционная отметочная система не позволяет формировать у детей навыки самоанализа и самооценивания. При этом процесс оценивания является односторонним, включающим в оценочную деятельность лишь учителя. Учителю очень сложно объективно оценить результаты учащихся в рамках пятибалльной отметочной системы. В связи с этим предлагается ввести критериальное оценивание. В качестве критериев оценки должны выступать планируемые результаты.

Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы оценки метапредметных и личностных результатов. Какие контрольно-измерительные материалы использовать, чтобы оценить сформированность универсальных учебных действий? В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Если ребенок проявляет низкие ре-

© Журавлева В.В., 2013

зультаты на данном этапе оценивания, это не является основанием для дискриминационных решений. Стартовая диагностика позволяет определить направления индивидуальной коррекционной работы с ребенком. В последующих классах стартовая диагностика может использоваться перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

Для текущего оценивания учителю целесообразно использовать шкалы (линеечки), предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания. Подробно об этом говорится в книге Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» [4]. С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания: наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении; оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе); тестирование; оценка открытых ответов (ответы в свободном формате) как устных, так и письменных; оценка закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом); оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, протоколы собеседований, дневники учащихся и т.д.).

Для оценки личностных результатов могут быть использованы следующие методики:

1.Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

2.Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина).

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника - выявление мотивации учения. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

3.Анкета определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников.

4.Проба на познавательную инициативу.

5. Самооценка младших школьников знаний ими правил нравственного поведения и их выполнение (Г.И. Веденеева).

Оценка метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД) может проводиться как оценка результата выполнения специально сконструированных диагностических задач («Проба на внимание», «Дорога к дому», «Нахождение схем к задачам» и др.); как оценка успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; как оценка результата выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Для оценки метапредметных результатов могут быть использованы листы наблюдений (лист наблюдений оценка работы в группе, лист наблюдений оценка устной презентации).

Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений». Так же с этой целью может быть использована «Индивидуальная карта учета знаний, умений, навыков по предмету».

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам: системы предметных знаний и системы формируемых предметных действий. Для оценки предметных результатов могут быть использованы следующие формы и методы: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение и др.

В условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования изменился подход к итоговой оценке. Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с ФГОС НОО в итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся и результаты итоговых работ.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося. В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, рекомендуется включать следующие материалы: выборки детских работ; Систематизированные материалы наблюдений; материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Мы разработали Примерный индивидуальный лист критериально-содержательной оценки портфолио учащегося (итоговый лист достижений (Таблица 1), который может быть использован педагогами начальной школы для оценки портфолио. Он представлен в таблице, приведенной ниже. Данный оценочный лист заводится на весь период обучения в начальной школе (каждому месяцу соответствуют четыре ячейки - 1, 2, 3, 4 классы). Он включает в себя следующие разделы: номер по порядку; планируемые результаты; вид работы; даты проведения оценивания. В разделе «Планируемые результаты» определены две группы результатов (предметные и метапредметные). Личностные результаты не включены в приведенный оценочный лист, т.к. предметом итоговой оценки являются только предметные и метапредметные результаты. В разделе «Вид работы» приведены примерные работы, которые могут демонстрировать сформированность метапредметных и предметных результатов младших школьников. Содержание данного раздела заполняется в соответствии со структурой портфолио ученика начальной школы. Знаком «+» отмечается работа учащегося, которая выполнена на высоком уровне; знаком «+» - работа, выполненная на среднем уровне и знаком «-» - работа отсутствует (работа выполнена на низком уровне или она не выполнялась в данный временной промежуток). Использование предлагаемого оценочного листа дает возможность оценить на критериально-содержательном уровне продвижение каждого обучающегося на основании материалов портфолио.

Таблица

Примерный индивидуальный лист критериально-содержательной оценки портфолио учащегося (итоговый лист достижений)

Ученик Школа Класс Учитель

№ п/п Планируемые результаты Вид работы Даты проведения оценивания

сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Метапредметные сочинения на заданную тему

сочинения на произвольную тему

мини-исследования

творческие работы

проекты

иллюстрированные «авторские» работы детей

презентации

итоговые комплексные контрольные работы

Предметные тесты по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение)

практические работы

самостоятельные работы по предметам

текущие контрольные работы по предметам

диктант

изложение

математический диктант

итоговые предметные контрольные работы (русский язык, математика, окружающий мир)

№ п/п Планируемые результаты Вид работы Даты проведения оценивания

январь февраль март апрель итог

Метапредметные сочинения на заданную тему

сочинения на произвольную тему

мини-исследования

творческие работы

проекты

иллюстрированные «авторские» работы детей

презентации

итоговые комплексные контрольные работы

Предметные тесты по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение)

практические работы

самостоятельные работы по предметам

текущие контрольные работы по предметам

диктант

изложение

математический диктант

итоговые предметные контрольные работы (русский язык, математика, окружающий мир)

+ работа выполнена на высоком уровне ± работа выполнена на среднем уровне

- работа отсутствует (работа не выполнена, работа выполнена на низком уровне)

Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной итоговой работы на межпредметной основе). Целью итоговых проверочных работ по математике и русскому языку является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики и русского языка. Итоговая комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.

Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения должна обеспечивать:

- комплексность (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов);

- системность (оценка достижений обучающихся, эффективности деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом);

- оценку динамики учебных достижений обучающихся;

- разнообразие методов и форм оценивания (персонифицированные, не персонифицированные, стандартизированные и не стандартизированные, творческие работы, проекты, самоанализ и т.д.).

Библиографический список

1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. - М.: 2011.

2. Система оценки результатов обучения в начальной школе. Контрольно-измерительные материалы 1 класс (методические материалы) / авт.-сост.: О.Н. Хижнякова, В.В. Журавлева. - Ставрополь, 2011. - 130 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373.

4. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М.: 2010.

М.Г. Магомедова

АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОжНОСТИ СИСТЕМЫ ДОПРОФЕССИОНАЛьНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: допрофессиональное образование, адаптивность, адаптация учащегося к вузовской системе обучения, колледж.

Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательных качественных изменений, причем одной из самых приоритетных задач

© Магомедова М.Г., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.