УДК 371.26
С.Р. Желнина , Н.С. Первушина Моделирование системы оценки результатов обучения первоклассников с перспективой использования ресурса «Система электронных дневников и журналов»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. В статье представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ «ДСОШ № 3» по созданию действующей модели системы оценки результатов обучения первоклассников.
Ключевые слова: система оценки, планируемые результаты, КИМы, электронные таблицы, «Система электронных дневников и журналов».
Новый стандарт образования содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов [1]. В соответствии с ними система оценки должна:
- фиксировать цели оценочной деятельности;
- фиксировать критерии. процедуры. инструменты оценки и формы представления ее результатов;
- фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В соответствии со стандартом основным объектом системы оценки. ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального
© С.Р. Желнина , Н.С. Первушина , 2012
общего образования . которые:
- обеспечивают связь между требованиями стандарта . образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
- уточняют и конкретизируют общее понимание личностных. метапред-метных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок их освоения. возрастной специфики обучающихся и требований . предъявляемых системой оценки;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов. курсов. учебно-методической литературы. а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.
В примерной основной образовательной программе предложена система оценки результатов. Ее главное достоинство в том. что она реально переключает контроль и оценивание (а значит. и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь будут оцениваться разные направления деятельности учеников. т.е. то. что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Прежде всего должен измениться инструментарий — формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т. п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации). а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений . предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода.
оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностичес-
кие работы . составленные из компе-тентностных заданий. требующих от ученика не только познавательных . но и регулятивных и коммуникативных действий. Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики. которую осуществляет школьный психолог) [2].
Вновь вводимая для массовой школы ФГОС диагностика результатов личностного развития являет собой «совершенное новшество». Она предполагает проведение диагностики в различных формах ее появления. С помощью диагностики и отслеживания результатов наблюдений выявляются личностные качества ученика . дающие почву для оценки его поступков. мотивации . личностных целей и выбора своей жизненной позиции. В данном случае основополагающим является необходимость учитывать личностную безопасность учащегося. Проведение диагностики требует конфиденциального подхода: работы. как
правило. не персонифицированные (не подписанные).
Дополнением к общепринятым формам контроля результатов письменных работ теперь могут быть и такие формы . как портфолио. самооценка . результаты учебных проектов и др.
Традиционно используемая оценочноотметочная шкала в новом изложении переосмыслена и изменена. Используемая многие годы шкала основывалась на принципах «вычитания». которые сравнивались со стандартным образцом «идеального решения». за ошибки принимались все несовпадения с образцом. и они являлись основанием для понижения отметки. что расценивалось учеником как очередная неудача. Такой подход ведет к снижению самооценки учащегося и его мотивации к дальнейшему саморазвитию. В корне измененный подход (от принципа «вычитания» к принципу «прибавле-
ния») создает условия для стремления к более высокому уровню познаний и индивидуального развития учащегося. Оцениваемая как безусловный успех любая решаемая задача дает учащемуся мотивацию к дальнейшему когнитивному развитию.
Все эти средства . формы и методы должны обеспечить самое главное — комплексную оценку результатов. Иными словами . в данном случае смысл имеют не отдельные отметки по отдельным предметам. а общая характеристика всего приобретенного учеником — его личностные. метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось. педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? На эти и другие вопросы мы отвечаем в процессе моделирования собственной системы оценки в МОУ «ДСОШ № 3». Моделирование — это исследование каких-либо явлений . процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.
В процессе работы можно выделить несколько этапов.
Изучив особенности современного оценивания. мы пришли к выводу . что начинать создание системы оценки необходимо с определения показателей . подлежащих оцениванию. На первом этапе педагогами был разработан кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 1-х классов. В кодификаторе для каждого задания указывается уровень сложности.
Целью второго этапа стала разработка контрольно-измерительных материалов по основным учебным предметам (русский язык . математика . окружающий мир. литературное чтение). а также диа-
гностических материалов по оценива-нию личностных и метапредметных результатов. Подбирались задания . имеющие практико-ориентированный характер. В результате появилась база КИМов, которая сопровождается спецификацией с подробным описанием их структуры. с распределением заданий по уровню сложности,
Третий этап представлял собой мониторинг метапредметных . предметных и личностных результатов освоения образовательной программы с использованием созданных КИМов. В данном направлении крайне важна работа с педагогами 1-х классов. подробное описание педагогической технологии. в которой определены место. содержание и формы контрольно-оценочной деятельности как учителя. так и ученика. Лишь осознав цели диагностики . можно приступать к мониторингу.
На четвертом этапе создавались электронные таблицы (MS Excel). позволяющие наглядно отследить динамику развития личностных. предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Таблицы снабжены инструкциями по их ведению: когда . как и на основании чего заполнять таблицы. как интерпретировать и использовать результаты.
В процессе инновационной деятельности нами были разработаны две группы таблиц в соответствии с реализуемыми функциями:
- таблицы для отслеживания предметных результатов освоения образовательной программы обучения по основным предметам: русский язык . математика. литературное чтение. окружающий мир;
- таблицы для отслеживания мета-предметных коммуникативных . регулятивных . познавательных и личностных результатов.
1. «Нахождение критических точек — точек сбоя» (отслеживание предметных результатов обучения). Рассматриваем
аномалии на графиках-развертках. Следует обращать внимание на изломы линий графиков и участки крутого падения линий . чтобы выявить. например. когда наблюдается снижение (повышение) динамики развития как у всех учащихся класса . так и у каждого ребенка в отдельности; выявить причины снижения динамики развития. выстроить дальнейший образовательный маршрут (может быть индивидуальный) с целью устранения «пробела» в знаниях (прил. 1).
2. «Инструменты обобщения». В таблице метапредметных результатов (формирование универсальных учебных действий: познавательных . регулятивных . коммуникативных . личностных) отражаем перечень действий (умений). которыми должен и может овладеть ученик.
В таблицу учитель заносит оценки. соответствующие уровню развития конкретного ученика: Н — не умеет
применять знание; Д — думает. пробует. при этом допускает ошибки; З — знает. применяет. использует.
Причем каждая оценка автоматически окрашивается в определенный цвет: н — красный; д — синий; з — зеленый. Учитель наглядно видит процесс формирования универсальных учебных действий как учащихся класса . так и каждого ученика в отдельности . планирует работу с данным учеником и родителями учащегося (прил. 2).
Пятый этап — занесение данных в таблицы. Обязательными для занесения являются оценки за метапредметные и личностные диагностические работы (два раза в год в 1-м классе — на начало и конец года . во 2 — 4-х классах — один раз в конце года); за предметные контрольные работы (один раз в четверть). Оценки за любые другие задания (письменные или устные) вносятся в таблицы по желанию учителя.
Главное . что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не для
«официальной отчетности». а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том . что ему необходимо на данном этапе развития.
Введение нового стандарта в школе вызывает много вопросов не только у педагогов. но и у родителей. Для них поступление ребенка в первый класс -уже сильнейший стресс. а оценивание по новым требованиям — вдвойне. Поэтому необходимо информировать родителей об особенностях оценки учебных достижений учащихся в свете ФГОС НОО. Учитывая вышесказанное . целью пятого этапа стала разработка модели взаимодействия учителей и родителей с помощью краевой «Системы электронных дневников и журналов».
На сегодняшний день родители первоклассников не имеют возможности пользоваться услугами телекоммуникационной образовательной сети Пермского края «Образование web 2.0». так как в 1-х классах отсутствует традиционное отметочное обучение. Мы считаем. что разработанная нами система оценки . а именно электронные таблицы . могли бы быть адаптированы к страницам данного портала . поэтому запланирована презентация продукта разработчикам портала.
С помощью разработанной системы оценки могут быть решены следующие задачи:
- подбор оптимальных диагностических инструментов для замера метапред-метных . предметных и личностных результатов;
- систематизация данных с помощью универсальных электронных таблиц;
- обеспечение педагогов механизмом отслеживания динамики успешности обучения и воспитания учащихся;
- доступность для родителей информации об успешности обучения первоклассников в условиях безотметочного обучения.
Таким образом. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования . разработанная в МБОУ «ДСОШ № 3». представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения ООП НОО и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2008.
2. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100».
URL: http://metodist.edu54.ru/node /
132688 (дата обращения 17.05.2012).
Приложение 1
Группа таблиц для отслеживания предметных результатов
А*>- -
глззчд» вставке Р»«етк* страницу Формулы Данные Реда«зирс»*ние Вид
СанЬп ■ 11 ■ А' д‘ — г = \ Ф/- 3* Периостит
ж г Я - л- Д ■ *1
1Б - Microsoft Ехее! Общий ■
% ооо % £%
Шрифт
& * к а- > © 1~ «г м
Условное Форматировать стили Вггавить удалить Формат Сортровса найти и
форматирование * *» таблицу ■ ячее* - * • ■ | '-ь Очмспгтъ - и фильтр • выделить *
Стали Ячейки Ргдлстивопии!-
Ш
А В с 0 Е Г О Н 1 ( К ; 1. М N 0 Р 0. Я &
1
2
Мои/ 3 фамилия имя _ отчество 1- 1ч** . 2 ере* сред.1нач
4 1 Иванов Иван Ивзнович 1 2 1,50
5 2 Петров Петр Петрович 2 3 2,50
б з| ВДЕЛ/0!
_7_\ 4 ВДЕЛ/0!
8 5 ВДЕЛ/0!
9 6! ВДЕЛ/0!
10 7| ВДЕЛ/0!
1Д 8 ВДЕЛ/0!
12 9 ВДЕЛ/0!
и 10 ^ ВДЕЛ/01
14 11 ВДЕЛ/0!
15 12 " ВДЕЛ/01
1б’ 13! вдел/а!
17 14 ВДЕЛ/01
1В ' 15 ВДЕЛ/0!
19 16. ВДЕЛ/01
20 17 ' ВДЕЛ/0!
21 19 ВДЕЛ/0!
22 19 ' ВДЕЛ/0!
п 20 г ВДЕЛ/0!
24 21. ВДЕЛ/0!
25 22 г ВДЕЛ/0!
26 23 ' ВДЕЛ/0!
27 24 " ВДЕЛ/О!
28 1 среднее значение 1,5 2,5 2,00
29
30
31 Диграмма 1 Ь Лист! -и
Э ЧБОУДСОШЮТСТ... Г Яндекс - Ийр*»«Тп...
Приложение 2
Таблица для отслеживания метапредметных результатов
CS -- Таблицы - Microsoft Excel 1 ftu Русский R 1 - г- х
у і 'изн*» Впавкв Раїиетка страницу Формулы Денные Репетирование Вид * - в X
0. * СанЬп ■ 11 А" а' = = = 3і Перенос тегста Общий - т э ^ ш і мяосумма - .ч, f ji J Заполнить - Сортироеи Найти и Очистить • и филыс - выделить *
в ЧА , Ж К ч * • -і- '->■ ь. = » 3 V № ^Обыди ФЄ- Щ % Ой '«2 і“ї Условное Форматировать Стили Вставить удалить Формат ’ * ' Форматирована * *» таблицу * ячеек - - - -
Ьулр вби... 1 -ІІГНФТ '* Еыравмивани* Стили Ячейки Редактирование
К5 - v * а
А В С □ Е F G н 1 J * L М N О Р Q R j 5
1 гг
2 ребенок
3 нм домлённ
4 N9 п/( - фамилий ь ИМЯ отчество а класс 1 клас* - 1 класі» 2клаі • 3 клас * 4 клас - 1 класі • 1 класі - 2 клас ’ Зклас • 4 «лас- - 1 класі - 1 класі * 2 клас * 3 клас ’ 4 ті
5 1 ИМ нов ими Иванович і и й а 3 тшш
б 2
7 3
8 4
9 5
10 6
11 7
12 8
13 9
14 10
15 11
16 12
17 13
18 . 14
19 15
20 16
21 17
22 18
23 19
24 _ 20
25 21 ■
26 22
27 23
2£ 24 -
и < ♦ *1 познавательные УУД . коммуникативные УУД личностные УУД аегулитивные УУД . Лист! : —■ ML. іая їпі- ■ 1
> ■ (7уСК DytOsHM w«r в* нетпредпетчл OB J,, Ш ш а аблмиы ЭЧЮУДСОШИЮСТ . 3 Діжулжг 1 - НІяои.. С Якаете Wlndotwlfl Н:55