Научная статья на тему 'Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся на первой ступени общего образования'

Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся на первой ступени общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНКИ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадьярова Гульшат Рифгатьевна

Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов образования. В статье представлена система контроля и оценки метапредметных результатов обучения в начальной школе, разработанная и апробированная педагогами образовательного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамадьярова Гульшат Рифгатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся на первой ступени общего образования»

УДК 371.26

Мухамадьярова Г.Р.

Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся на первой ступени общего образования

Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов образования. В статье представлена система контроля и оценки метапредметных результатов обучения в начальной школе, разработанная и апробированная педагогами образовательного учреждения.

Ключевые слова: система оценки, контрольно-оценочная самостоятельность, метапредмет-ный результат.

Приоритетным для начальной школы в настоящее время является создание базовых условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Для контроля и оценки реализации ООП в школе создано Положение о системе контроля и оценки планируемых результатов учащихся первой ступени. В этом документе фиксируется, что содержательный контроль и оценка предметных компетентно-стей учащихся предусматривает прежде всего выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком, и не допускается сравнения его с другими детьми [4].

На основании этого Положения педагоги прописывают в своих рабочих программах всю систему контроля по каждому предмету: стартовая работа, диагностическая работа в теме, проверочная работа по итогам темы, решение проектной задачи, домашняя самостоятельная работа в теме, итоговая проверочная работа, комплексная работа (апрель), защита портфолио.

В ходе аналитических семинаров, проводимых с учителями школы, определены основные метапредметные умения, которые являются сквозными результатами с 1 по 4 класс: умение учиться, контрольно-оценочная самостоятельность, учебное сотрудничество, грамотность чтения. По каждой группе формируемых умений педагоги изучали литера-

туру, подбирали и разрабатывали задания, апробировали их.

Новые стандарты требуют особого подхода к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой четкие критериальные основания [5]. Согласно новым требованиям под оценкой следует понимать выделение и осознание ребенком того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения, оценка результатов работы, а под контролем - контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. По мнению А.Б. Воронцова, умение учащегося осуществлять контроль и самоконтроль, давать оценку и самооценку - неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет [1].

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности позволяет развивать в детях различные умения, главное из которых - умение учить себя, акцент при этом делается на содержательность, объективность и дифференцированность оценки.

Развитие учебной самостоятельности начинается во время адаптационного периода первоклассников через модуль «Первый раз в первый класс», разработанный школой А.Б. Воронцова и адаптированный к образовательному учреждению. Этот стартовый образовательный модуль задает определенный

стиль всей дальнейшей работе и задуман как приглашение ребенка в новую для него учебную деятельность [2].

Модуль имеет следующие составляющие:

• стартовые работы по предметам;

• стартовая диагностика готовности к школе;

• проектные задачи;

• составление «Карт знаний по предметам».

Модуль позволяет адаптироваться первоклассникам к учебному процессу.

Уже с первых занятий дети участвуют в производстве критериев оценивания (аккуратность, правильность, точность), учатся оценивать себя с помощью рисунков, значков, «волшебных линеечек». Главное на этом этапе - научить ребят сопоставлять свои действия с заданным образцом, обнаруживать совпадение, сходство, различие. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся является их самочувствие на уроке, оценка собственных действий и действий других по заданным эталонам. Далее вводится в деятельность учащихся процесс оценивания предметного материала.

Новая система оценивания включена во все фазы образовательного процесса. Каждый учебный год состоит из фазы запуска, основной и рефлексивной фазы.

Фаза запуска начинается со стартовой работы, в которую включены задания двух типов: на проверку предметных знаний и умений за предыдущий год и заданий, включающих материал, который предстоит изучать в этом учебном году.

Выполняя задания первого типа, ученик вспоминает критерии правильности выполнения заданий, учится разбивать задание на операции, которыми необходимо владеть, и по ним оценивать свою работу. Далее работу проверяет учитель, но не исправляет ошибки, а фиксирует результаты проверки и самооценку ученика в своем журнале. После осуществляется взаимоо-

ценка работы учащимися, затем согласование оценки учащегося и учителя. Задания второго типа позволяют создать ситуацию «разрыва» между знанием и незнанием детей. От выполнения таких заданий дети могут отказаться, и это тоже результат и показатель начала формирования учебной самостоятельности. Именно задания второго типа позволяют спланировать учебные задачи на год, их дети фиксируют в своих «картах знаний» и отслеживают свое продвижение в предмете.

В основной фазе каждая тема учебного года в каждом предмете строится в определенной системе: выполняется входная работа и ставится учебная задача, далее идет цикл уроков изучения новой темы, работа с оценочным листом, проверочная работа, заполнение «карты знаний».

Рефлексивная фаза включает итоговую работу, которая ориентирована не только на проверку знаний учащихся, но и на сформированное метапредметных результатов: умение учиться, осуществлять самоконтроль и самооценку, а также анализировать порт-фолио, который является итоговой формой оценивания ученика.

Цель портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Портфолио ученика начальных классов является одним из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс основной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения [3]. Защита портфолио учащимися происходит два раза в год: в конце 1 полугодия и в конце года на классном часе сначала в классах, а затем победители участвуют в школьном конкурсе «Портфолио учащегося».

В течение ряда лет группа учителей нашей школы работали над проектом «Фор-

мирование контрольно-оценочной самостоятельности в условиях безотметочного обучения». В результате разработаны и опубликованы тетради по русскому языку для 1-4 классов. Данные материалы позволяют в каждой теме отслеживать уровень сфор-мированности учебной самостоятельности учащихся.

В начале каждой новой темы проводится входная проверочная работа, при выполнении которой у учеников возникают трудности. Именно здесь происходит выход на проблему и ставится учебная задача на изучение новой темы. Задача учителя на данном этапе - учить детей формулировать свои трудности. Это очень сложно, гораздо легче сказать ученику, что он не умеет и чего не знает. Поэтому сначала в коллективной работе учащиеся формулируют трудности устно, а потом уже записывают. Позже дети научаются фиксировать свои трудности индивидуально.

После изучения темы проводится работа с оценочным листом. Это один из этапов при подготовке к проверочной работе. По критериям, зафиксированным в таблице, дети сначала дают предварительную оценку своей работе, затем выполняют задания, сравнивают с образцом и снова оценивают себя. Теперь каждый ребенок видит то, над чем надо работать, где допустил ошибку (думал, что знаю, а ошибся). Ученик учится формулировать свою трудность: сначала он ее проговаривает, а потом записывает в строке «Рекомендации».

Динамика формирования контрольно-оценочных действий ребенка диагностируется с помощью «Карты самонаблюдения». В ней указаны основные темы и виды работ (входные, проверочные работы, оценочные листы). Учащиеся оценивают степень трудности работы, удовлетворенность полученным результатом, активность на уроках в цвете: зеленый - легко, доволен работой; желтый - трудно, я старался, но не все получилось;

красный - нужна помощь, я не доволен своей работой.

Для отслеживания метапредметных результатов учителями школы разработаны и апробированы итоговые комплексные работы для учащихся 1-4 классов. Задания позволяют отследить сформированность основных метапредметных умений на предметном материале математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и технологии. Данные комплексные работы проводятся в конце учебного года и являются итоговыми. Задания распределены по трем блокам по два задания в каждом:

1 Блок - Умение учиться.

2 Блок - Контрольно-оценочная самостоятельность.

3 Блок - Грамотность чтения информационных текстов.

Выполняя задания комплексной работы, учащиеся из каждого блока выбирают по одному заданию. В ходе проверки учитель оценивает правильность выполнения работы на основе оценочного листа. Просчитывает по каждому учащемуся максимальный и фактический балл, определяет уровень выполнения заданий комплексной работы в баллах и процентах. Итоговые комплексные работы позволяют определить уровень сформированности указанных мета-предметных умений и их динамику у каждого ученика, класса, параллели и в целом по школе.

Таким образом, нацеленность учебного процесса на достижение результата требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Соответственно, изменяется и система оценивания: прежде всего, меняется её роль и функции в образовательном процессе; система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный и самоценный элемент содержания, а также как средство повышения эффективности преподавания и учения.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Вита-Пресс, 2002.

2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова. М: РассказовЪ, 2004.

3. Положение о портфолио учащихся начальных классов в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://chaiksc7.my1.ru/Polozhenjy2014-2015/polozhenie_o_portfolio_uchashhikhsja_nachalnykh_ kl.pdf (дата обращения: 13.11.2016).

4. Положение о системе контроля и оценивания учащихся на первом этапе начального образования (1-4 класс) МАОУ «СОШ №7» г. Чайковский, Пермский край. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chaiksc7.my1.ru/Polozhenj/2014-2015/polozhenie_o_sisteme_kontrolJa_i_ocenivanija_1-4_k. pdf (дата обращения: 13.11.201б).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. М.: Просвещение, 2010. (Серия «Стандарты второго поколения»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.