КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ
ОПЫТ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ПОСТРОЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЯБИНИНА ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА
Заместитель директора КГКСУ «Центр оценки качества образования» e-mail: [email protected] Красноярск, Россия
СЕМЕНОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Директор КГКСУ «Центр оценки качества образования» e-mail: [email protected] Красноярск, Россия
ЧАБАН ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Руководитель отдела мониторинга КГКСУ «Центр оценки качества
образования»
e-mail: [email protected]
Красноярск, Россия
АННОТАЦИЯ. В статье представлен опыт разработки системы оценки качества образования в Красноярском крае (на примере начального общего образования). Обозначен основной подход к использованию результатов оценки, в основе которого лежит разделение функций оценки и границ применения ее результатов: перенос акцента с оценки-контроля (проверки) на оценку, способствующую обучению (оценку-поддержку).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка качества образования, региональная система оценки качества образования, образовательные результаты, оценка-контроль, оценка-поддержка.
KRASNOYARSK KRAY EXPERIENCE IN DEVELOPING REGIONAL QUALITY ASSESMENT SYSTEM OF GENERAL EDUCATION
LYUBOV RYABININA
Deputy head of the Krasnoyarsk center for education quality assessment e-mail: [email protected] Krasnoyarsk, Russia
SERGEY SEMENOV
Head of the Krasnoyarsk center for education quality assessment e-mail: [email protected] Krasnoyarsk, Russia
TATIANA CHABAN
Head of Monitoring Department, the Krasnoyarsk center for education quality assessment e-mail: [email protected] Krasnoyarsk, Russia
ABSTRACT. Krasnoyarsk experience in developing of regional quality assessment systems of the primary education is presented. Basic approach to the use of assessment result are presented. The approach based on different functions of assessment and delimitation of result applying and shifting of focus from assessment as control to assessment as assistance.
KEYWORDS: education quality assessment, regional quality assessment system, learning outcomes, assessment as control, assessment as assistant.
Статья написана на основе материалов, подготовленных сотрудниками Центра оценки качества образования (г. Красноярск) в рамках проекта НИУ «Высшая школа экономики» «Разработка рекомендаций для совершенствования системы оценки качества школьного образования в Российской Федерации на основании сравнительного анализа опыта стран СНГ и Российской Федерации, а также изучения лучшего опыта стран дальнего зарубежья».
Подходы к построению региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО). Становление системы оценки качества образования в Красноярском крае отражает основные тенденции развития общероссийской системы оценки качества образования, которые обусловлены проводимой правительством края модернизацией структуры и содержания общего среднего образования, принятием новых стандартов общего образования, участием России в международных исследованиях. Одной из таких тенденций, определяющей изменение механизмов оценки качества образования, является переход от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования. Именно поэтому основной вектор развития системы оценки качества образования в Красноярском крае направлен на оценку, способствующую развитию школы и ориентированную на непосредственных участников образовательного процесса - учителей, учеников и их родителей (оценки-поддержки).
КАК УСТРОЕНА РСОКО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?
В Красноярском крае создана модель оценки качества начального общего образования в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (оцениваются предметные, метапредметные, личностные результаты, собирается контекстная информация о факторах, влияющих на результаты образования школьников) и сделаны отдельные шаги в направлении построения системы оценки качества образования на уровнях основного и среднего общего образования.
В системе оценки качества начального общего образования согласованы подходы к оцениванию на различных периодах образования
(единство содержания, технологий и инструментария оценки). Эта система включает в себя стартовую диагностику, итоговую диагностику по итогам 1-го, 2-го, 3-го классов, итоговые работы в конце 4-го класса. Новые подходы к оцениванию позволяют получать данные, которые могут использоваться для управления качеством образования.
В рамках создания региональной системы оценки качества общего образования:
• проведены апробация и внедрение инструментария и для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся 1-4-х классов;
• определены функции и границы применения результатов оценки для контроля качества образования и оценки для поддержки образовательного продвижения конкретного обучающегося, проектирования развития общеобразовательной организации, развития образовательной системы (муниципальный, региональный уровни);
• состоялось широкое общественное обсуждение модели оценки качества начального общего образования;
• разработана концепция региональной системы оценки качества начального общего образования в Красноярском крае (утверждена министром образования Красноярского края 03.08.2015);
• разработаны методические материалы для педагогических работников и управленцев школьного и муниципального уровня по введению поддерживающего оценивания (начальное общее образование);
• в 2014 году началась реализация краевого проекта «Поддерживающее оценивание»;
• разработаны и внедрены программы повышения квалификации для учителей и управленческих кадров по работе с результатами разных оценочных процедур в начальной школе.
Мониторинговые исследования образовательных достижений в начальной школе. Инструментарий для процедур оценки качества образования в начальной школе разработан специалистами Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством кандидата педагогических наук Г.С. Ковалевой. Измерительные материалы для 4-го класса сейчас ежегодно разрабатываются специалистами ЦОКО по модели, предложенной ИСМО РАО.
Стартовая диагностика для учащихся, поступивших в 1-й класс. Стартовая диагностика проводится во второй половине сентября и включает в себя несколько процедур. Ученики выполняют четыре психодиа-
гностические методики, оценивающие психофизиологическую и интеллектуальную зрелость ученика, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой (например, фонематического слуха). Родители (законные представители) первоклассников заполняют анкету, а учителя 1-х классов заполняют «Карту первоклассника» - на этой основе оцениваются индивидуально-личностные особенности ребенка с точки зрения его адаптации к обучению и учебные навыки, с которыми он пришел в школу.
Полученные данные характеризуют разные аспекты готовности пришедших в 1-й класс детей к школьному обучению. Но по итогам процедуры не делается вывод о том, готов ребенок к школе или не готов. Основное назначение стартовой диагностики - оценить ресурсы, с которыми ребенок начинает школьное обучение, дать основу для разработки индивидуальных программ поддержки детей в сотрудничестве с их родителями, учитывая его личный профиль адаптации/дезадаптации, и зафиксировать «точку отсчета», относительно которой будет оцениваться динамика его достижений в начальной школе.
Результаты стартовой диагностики направляются в школы в виде графических профилей адаптации/дезадаптации по каждому ребенку и классу. Графическая форма профиля компактна и очень информативна, но, как показывает практика, нужно приложить специальные усилия, чтобы, во-первых, помочь учителям и родителям научиться «читать» профиль, а во-вторых, помочь понять, как действовать, обнаружив те или иные проблемы в адаптации ребенка. Задача эта решается организацией специальных семинаров, рабочих групп, модулей в курсах повышения квалификации и разработкой информационных продуктов для разных категорий адресатов (методические рекомендации для учителей, администраций школ и муниципальных органов управления образованием уже подготовлены и частично изданы).
На муниципальном уровне данные диагностики служат для оценки условий, которые должны быть созданы с учетом потребностей учащихся (например, потребности в помощи логопедов, психологов, определения направлений работы с родителями и т. п.). Для этих задач не нужны индивидуальные профили, здесь нужны сводные данные, характеризующие первоклассников всей школы или всего муниципалитета. Оптимальный формат подготовки таких данных пока разрабатывается - первые продукты созданы в апробационном режиме для нескольких пилотных муниципалитетов. В сотрудничестве с ними начато исследование факторов, влияющих на уровень готовности к школьному обучению (например, влияние
возраста поступления в школу или речевых нарушений на адаптацию ребенка к школе), и сделаны первые шаги по изменению ситуации.
Итоговая диагностика в конце 1-3-го класса. Итоговая диагностика в конце 1-3-го класса - это процедура внутришкольного оценивания. Задача ЦОКО - предоставление школам современного инструментария, отвечающего требованиям ФГОС, и техническая поддержка в части обработки результатов. Школа сама принимает решение об участии в этих процедурах.
В ходе диагностики ученики 1-х классов выполняют три проверочные работы: по математике, русскому языку и чтению художественного текста. Ученикам 2-3-х классов предлагается четыре работы: по математике, русскому языку, чтению художественного текста, чтению информационного текста. На основе полученных данных оцениваются индивидуальные достижения ученика, в том числе выполнение заданий повышенного уровня трудности, свидетельствующие об осознанном освоении учебных действий, освоении основных групп читательских умений.
Кроме того, все ученики выполняют методики «Самооценка» и «Настроение» (отношение ребенка к разным ситуациям в учебной деятельности), ученики 2-3-х классов отвечают на вопросы анкеты ученика. Родители заполняют анкету, а учителя классов - «Карту первоклассника (второклассника, третьеклассника)». Эти данные позволяют увидеть изменения в индивидуально-личностной сфере ребенка с точки зрения его адаптации к дальнейшему обучению, перемены в его отношении к учебной деятельности.
Значительная доля вопросов в анкетах родителей и карте ученика, которую заполняет учитель, повторяется на протяжении трех первых учебных лет. Это позволяет сопоставлять ситуации начала обучения и последующих лет, фиксируя особенности ребенка в сопоставлении с ситуацией в классе и происходящие с ним изменения в разных сферах. Наряду с профилями адаптации на конец учебного года строятся динамические профили каждого ученика, отражающие его собственное продвижение.
Инструментарий обновляется раз в четыре-пять лет только в части КИМ для проверочных работ. Данные диагностики анализируются преимущественно на уровне школы и класса. Профили получают учителя и родители учеников, также с ними могут работать школьный психолог и другие специалисты, участвующие в реализации индивидуальной программы поддержки ребенка.
Итоговые работы в конце 4-го класса. Завершают начальную ступень итоговые работы в конце 4-го класса. До 2016 года предметные результа-
ты оценивались с помощью работ по русскому языку и математике, которые позволяли дать уровневую оценку освоения предмета: на уровне освоения (неосвоения) образца, выполнения стандартной учебной задачи или на уровне понимания предметного содержания, выделения обобщенных способов действия. С введением Всероссийских проверочных работ эти региональные работы отменены.
Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные и коммуникативные умения) оцениваются с помощью работы по читательской грамотности и наблюдения за действиями ученика в ходе выполнения группового проекта.
Описанные процедуры позволяют развернуть практику поддерживающего оценивания в каждой образовательной организации, так как есть возможность оценить стартовый уровень учеников, динамику результатов (1-4-е классы), итоговые результаты начальной ступени.
Работа с результатами оценочных процедур. Если задача обеспечения инструментарием оценки качества начального общего образования в крае фактически решена (в оценочных процедурах добровольно участвуют более 75% обучающихся 1-3-х классов и все обучающиеся 4-х классов), то вопросы практического использования результатов оценивания для принятия управленческих решений (на школьном и особенно на муниципальном уровне) требуют значительных усилий как в области работы с квалификациями педагогов и управленческих кадров, так и в области адресного представления результатов. Ключевая идея, заложенная в основание дальнейшего развития системы оценки качества образования в крае, связана с принципами «поддерживающего» оценивания: от системы оценки каждый участник должен получать результаты, выводы и рекомендации, способствующие его развитию. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, ориентирован прежде всего на активное освоение способов познавательной деятельности, «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»1.
1 Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. М. : Вентана-Граф, 2012; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Минобрнауки России. М. : Просвещение, 2011.
Изменения в подходах к оцениванию очевидны для всех:
1) предметом итоговой оценки становятся предметные и метапред-метные результаты;
2) результаты итоговых работ должны характеризовать уровень освоения основных формируемых способов действий;
3) в течение всего периода обучения необходимо оценивать динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, «продвижение в достижении планируемых результатов».
Эти изменения позволяют выделить две главные функции оценки:
1) оценка для контроля качества образования в общеобразовательных организациях;
2) оценка для поддержки образовательного продвижения конкретного обучающегося, проектирования развития общеобразовательной организации, развития муниципальной и региональной образовательной системы.
Оценка для контроля с ее «поощрительно-наказательными» последствиями всем известна и понятна, оценка для поддержки - новый подход, который требует серьезного осмысления. Развитие оценки, способствующей обучению (оценки-поддержки), - одно из ключевых направлений в реализации нового стандарта образования. Ее основные характеристики2:
1. Основными потребителями информации о результатах этой оценки являются непосредственные участники образовательного процесса -учителя, ученики и их родители. В этом случае, по словам И.Д. Фрумина, «ответственность возникает не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности. При этом процедуры оценки результатов образования становятся оружием самих учителей».
2. Цель: оценить, чтобы повысить качество образования в школах (методическая работа по обеспечению школ и учителей новыми средствами оценки достижений целей образования, новыми средствами диалога с внешкольным сообществом).
3. «...процесс сбора информации о качестве образования является в то же время процессом развития учителя и самого школьного института. Тем самым реализуется современная идея об управлении как об обучении».
2 Фрумин И.Д. Две идеологии в управлении образованием: между контролем и поддержкой (на примере вопроса об оценке качества образования) // Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии / под ред. И. А. Вальдмана. М. : Университетская книга, 2006.
Поддерживающее оценивание настроено на оценку индивидуального прогресса ученика, то есть предполагает сравнение сегодняшних достижений ребенка с его прежними достижениями и процесс соотнесения результатов обучения с нормами, заданными существующими стандартами обучения. Оно опирается на максимально прозрачные критерии. Создание этих критериев, а также разработка форм оценивания и планирование образовательного продвижения осуществляются совместно с учащимися. Результаты оценки предъявляются ученику и родителям в понятной им форме. Качество работы учителя оценивается по динамике образовательных достижений учащихся с учетом стартового уровня детей данного класса и создаваемых условий обучения.
Для реализации такого подхода к оцениванию в крае начал работу проект «Поддерживающее оценивание», направленный на распространение опыта работы с результатами оценки для поддержки образовательного продвижения конкретного обучающегося, проектирования развития общеобразовательной организации, развития образовательной системы (муниципальный, региональный уровни). Проект реализуется Министерством образования Красноярского края совместно с ККИПКиП-ПРО и КГКСУ «Центр оценки качества образования».
Ключевая проблема, на разрешение которой направлен проект, связана с несоответствием складывающейся массовой практики обучения в образовательных организациях края целевым установкам в отношении результатов образования, которые заявлены в стратегических документах Министерства образования и Правительства, включая ФГОС, и обозначают новые требования и к процессу обучения, и к оценке его результатов. Многие педагоги не понимают, что такое результаты нового типа, не владеют способами работы для их достижения. В привычной ситуации учителя, интерпретируя результаты предметных контрольных работ, выделяют не освоенные ребенком умения и работают с ними. Теперь же учитель получает предметные, метапредметные и личностные результаты каждого ученика. Нужно анализировать их взаимосвязь и взаимовлияние, при этом еще учесть контекстные данные (например, результаты анкетирования родителей). А еще надо научиться «читать» результаты, которые могут быть представлены в необычном виде (например, в виде профиля), и предъявлять их разным адресатам в разной форме (ученикам, родителям).
Результаты оценочных процедур часто остаются невостребованными и управленцами различного уровня. Это связано с низким уровнем компетенций управленцев в области интерпретации данных и использования результатов в повседневной управленческой практике. Управлен-
ческие кадры труднее, чем педагоги, смещают акцент с оценки-контроля (проверки) на оценку, способствующую обучению, когда анализ и интерпретация данных направлены на поддержку образовательного продвижения конкретного ученика и проектирования развития образовательного учреждения. Необходимо обучить и педагогов, и управленцев школьного и муниципального уровня грамотно анализировать и интерпретировать полученные результаты и контекстные данные. Проектная идея заключается в том, чтобы организовать практику поддерживающего оценивания во всех муниципальных образованиях и школах края. Для этого в рамках проекта:
• разработаны методические материалы для учителей и управленцев школьного и муниципального уровня по введению поддерживающего оценивания в образовательном учреждении (начальная ступень);
• созданы пилотные площадки на базе пяти муниципальных образований для опробования и введения процедур поддерживающего оценивания;
• разработаны программы повышения квалификации для педагогов, специалистов муниципальных методических служб, управленцев школьного и муниципального уровня в области работы с результатами оценочных процедур;
• в 2016 году созданы две стажировочные площадки на базе школ, имеющих опыт работы с результатами поддерживающего оценивания;
• разработаны методические рекомендации для создания внутри-школьной системы оценки качества образования на базовых принципах поддерживающего оценивания;
• созданы методические материалы, включая учебные, для формирования метапредметных результатов для учителей и управленцев школьного уровня.
Команды школ, повысившие квалификацию в области работы с результатами оценочных процедур (поддерживающее оценивание), внедряют новые подходы к оцениванию в практику работы своей школы и через год проводят семинары и открытые мероприятия для других школ муниципального образования.
Кроме дальнейшего совершенствования и достраивания системы оценки качества образования начальной школы, актуальными задачами для края являются: поиск отдельных оценочных процедур и принципов организации системы оценки образовательных результатов для основной школы; подготовка и адресное обеспечение данными различных потребителей в рамках независимой оценки качества образования.
Направления дальнейшего развития. Направлениями дальнейшего развития региональной системы оценки качества общего образования Красноярского края являются:
1. Разработка общих принципов построения системы оценки образовательных результатов в основной школе и поиск инструментария для оценки отдельных областей. Разработки в этом направлении основываются на имеющемся в крае опыте создания и проведения процедур оценки метапредметных результатов (итоговые работы по читательской грамотности для 1-4-х классов, инструмент оценки учебно-предметных компетенций SAM).
2. Построение системы, обеспечивающей необходимыми данными независимую оценку качества образования. Разработки в этом направлении связаны с имеющимся опытом в области независимой оценки качества образования (http://www.krao.ru/rb-topic.php?t=1036). Общая идея заключается в разделении процедур «получения первичных оценок», характеризующих «состояние дел» (степень освоения стандарта, оснащенность учебного процесса, степень удовлетворения потребителей и пр.) и процедур «принятия решения» (какова результативность работы школьной администрации за год, каково состояние дел с преподаванием математики в регионе, соответствует ли школа лицензионным требованиям и т. д.). Процедуры первого рода - вопросы развития инструментария оценки, процедуры второго рода - принятие решения «хорошо или плохо», «соответствует - не соответствует», «выше или ниже допустимой границы», а также вопрос компетентностей по работе с результатами и развитие системы хранения и адресного предоставления информации о результатах «первичных оценок».
У этих двух оценок разное предназначение, отсюда и разные требования к ним. Задача первой оценки - наиболее точно описать «объект оценивания» и предоставить для второй подходящий набор формальных показателей, задача второй - выбрать нужные показатели и так их обработать (статистически, аналитически, экспертно), чтобы получить на выходе нужный ответ. Практический вывод из того, что мы разделили две процедуры оценивания, достаточно прост. Процедуры «получения первичных оценок» нужно строить так, чтобы их результаты могли быть использованы и востребованы во многих процедурах оценки для принятия решения. А новые процедуры «оценки - принятия решения» должны по возможности строиться уже на существующих «первичных оценках».
3. Развитие системы подготовки и переподготовки педагогов для продуктивной работы с результатами краевых оценочных процедур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Концепция региональной системы оценки качества начального общего образования в Красноярском крае // Красноярский ЦОКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cok.cross-edu.ru/wp-content/ uploads/2015/09/РСОКО-НОО.pdf.
2) Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт // Сборник нормативно-правовых материалов. - М. : Вентана-Граф, 2012.
3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Минобрнауки России. - М. : Просвещение, 2011.
4) Фрумин, И. Д. Две идеологии в управлении образованием: между контролем и поддержкой (на примере вопроса об оценке качества образования) / И. Д. Фрумин // Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии / под ред. И. А. Вальдмана. - М. : Университетская книга, 2006.