Научная статья на тему 'Формирование региональной системы оценки качества (школьного) образования: опыт Хабаровского края'

Формирование региональной системы оценки качества (школьного) образования: опыт Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система оценки качества образования / оценка качества образования / мониторинг учебных достижений / system of education quality assessment / education quality assessment / monitoring of student achievements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендель Анастасия Викторовна

В данной статье рассматривается опыт Хабаровского края по формированию региональной системы оценки качества (школьного) образования, достижения и направления дальнейшего развития. Описывается институциональный потенциал и такие элементы РСОКО, как мониторинговые исследования образовательных достижений учащихся, рейтинг образовательных организаций, социологическое исследование, развитие кадрового потенциала в области оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A REGIONAL SYSTEM FOR SCHOOL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT: CASE OF KHABAROVSK KRAI

The article reviews the Khabarovsk territory experience in the development of regional system of education quality assessment, describes some recent achievements and future trends. It describes general institutional capacity and specific elements of regional assessment system, such as educational achievements monitoring, ratings of schools and educational organizations, sociological studies, and educators’ professional development system.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной системы оценки качества (школьного) образования: опыт Хабаровского края»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА (ШКОЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

МЕНДЕЛЬ АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА

Начальник отдела организационно-технологического сопровождения оценки качества образования КГКУ «Региональный центр оценки качества образования»

e-mail: mendelanastasia@gmail.com

Хабаровск, Россия

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается опыт Хабаровского края по формированию региональной системы оценки качества (школьного) образования, достижения и направления дальнейшего развития. Описывается институциональный потенциал и такие элементы РСОКО, как мониторинговые исследования образовательных достижений учащихся, рейтинг образовательных организаций, социологическое исследование, развитие кадрового потенциала в области оценки качества образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система оценки качества образования, оценка качества образования, мониторинг учебных достижений.

DEVELOPING A REGIONAL SYSTEM FOR SCHOOL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT: CASE OF KHABAROVSK KRAI

ANASTASIA MENDEL

Head of the Department for education quality assessment organisation and technology, Regional center for education quality assessment e-mail: mendelanastasia@gmail.com. Khabarovsk, Russia

ABSTRACT. The article reviews the Khabarovsk territory experience in the development of regional system of education quality assessment, describes some recent achievements and future trends. It describes general institutional capacity and specific elements of regional assessment system, such as educational achievements monitoring, ratings of schools and educational organizations, sociological studies, and educators' professional development system.

KEYWORDS: system of education quality assessment, education quality assessment, monitoring of student achievements.

114--

Качество образования в Евразии

Региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) является составляющей общероссийской системы оценки качества образования. Ее формирование и развитие является одним из приоритетов государственной политики в сфере образования [1]. В Хабаровском крае к формированию РСОКО приступили в 2002 году. Согласно положению о РСОКО Хабаровского края (далее - РСОКО ХК) ее целью является получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений [6].

Основными задачами РСОКО ХК являются:

• формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, подходов к его измерению, оценке и путям развития;

• создание условий для выявления факторов и проблем, существенно влияющих на качество образования;

• определение и внедрение единых критериев анализа и оценки индивидуальных достижений обучающихся, деятельности образовательных организаций (далее - ОО), руководящих и педагогических работников образования;

• совершенствование нормативно-методической, информационной и статистической инфраструктур краевой системы образования;

• создание условий для активного участия ОО, органов управления образованием, методических служб и общественности в различных формах оценки качества образования;

• формирование регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования;

• создание стабильно функционирующей региональной информационной системы оценки качества образования Хабаровского края, базирующейся на современных средствах сбора, обработки, хранения, анализа и использования информации о качестве образования, структурированной в соответствии с запросами потребителей;

• создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области оценки качества образования (педагогических измерений);

• создание и развитие инфраструктуры образовательных организаций, обладающих опытом в области мониторинга и оценки качества образования;

• повышение эффективности управления качеством образования на основе использования результатов оценки качества образования и внедрения современных технологий управления системой образования;

• удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг в получении объективной информации о состоянии и развитии системы образования Хабаровского края.

Развитие РСОКО, в том числе создание условий для формирования независимой оценки качества, является приоритетным направлением Государственной программы Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае» на 2013-2020 годы [3]. Кроме этого, разработка и внедрение системы оценки качества общего образования включены в план мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском крае до 2018 года» [4]. Также развитие РСОКО за счет обеспечения высокого качества образования, соответствующего запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики края, отражено в Комплексе мер по развитию системы оценки качества образования в Хабаровском крае [5].

За годы формирования РСОКО Хабаровский край принял участие в федеральных проектах и внешних оценочных процедурах, таких как:

• государственная итоговая аттестация выпускников 11-х (12-х) классов в форме ЕГЭ, выпускников 9-х классов в новой форме, международные исследования в области качества образования PISA и TIMSS, национальное исследование качества граждановедческого образования, НИКО (с 2003 года);

• федеральный проект «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» (2011-2013 годы);

• мониторинг общего образования, проводимый Институтом проблем образовательной политики «Эврика» (2012-2014 годы);

• проект МИА «Россия сегодня» (РИА «Новости») «Социальный навигатор» (с 2013 года) и др.

Участие в национальных и международных проектах дало колоссальный опыт при построении РСОКО Хабаровского края и формировании ее отдельных элементов.

В процессе развития РСОКО формировалась и ее структура: 2007 год -организация государственного контроля качества образования как самостоятельного направления деятельности Министерства образования

и науки Хабаровского края; 2009 год - создание КГБУ РЦОКО, 2012 год -создание структурного подразделения министерства, ориентированного на организацию оценки качества образования.

В настоящее время организационная структура РСОКО ХК включает:

• Министерство образования и науки Хабаровского края;

• краевое государственное казенное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» (КГКУ РЦОКО);

• краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» (ХК ИРО);

• краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»;

• органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

• образовательные организации;

• общественные институты.

К отдельным элементам РСОКО ХК можно отнести мониторинги образовательных достижений учащихся; социологические исследования; развитие кадрового потенциала в области оценки качества образования.

Далее кратко рассмотрим некоторые из мониторингов учебных достижений, проводимых в крае.

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мониторинговые исследования по оценке достижений учащихся начальной школы состоят из трех этапов:

1) мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе;

2) мониторинг готовности к обучению во 2-м классе и оценка динамики достижений первоклассников за первый год обучения;

3) мониторинг готовности к обучению в основной школе. (Промежуточный контроль во 2-м и 3-м классе может осуществляться

образовательной организацией самостоятельно.)

В настоящее время успешно используются мониторинги готовности к обучению в школе и готовности к обучению во 2-м классе. Краткая информация об исследованиях представлена в таблице 1.

Данные исследования проводятся регионом на основе рекомендаций и материалов, предоставленных Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования [7, 8].

Таблица 1. Общие сведения о мониторингах готовности к обучению в школе и готовности к обучению во 2-м классе.

Мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе Мониторинг готовности к обучению во 2-м классе

Цель исследования Получение объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к обучению в школе и построение на его основе индивидуальной программы психолого-педагогической поддержки ребенка Оценка индивидуального прогресса обучающихся

Результаты исследования позволяют Ответить на вопросы: - Что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре? - Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома? - От чего зависит успешная адаптация первоклассни -ков к новой деятельности в школе? Оценить: - индивидуальную траекторию адаптации конкретного ребенка; - насколько реализованным оказался высокий адаптационный потенциал ребенка; - выявить факторы в школьной и семейной жизни (в виде стиля взаимодействия с ребенком и др.), которые способствовали компенсации имеющихся трудностей и хорошей конечной адаптации ребенка, а также те, которые помешали реализации высокого потенциала; - выявить наиболее значимые критерии адаптации для разработки в дальнейшем компактной схемы экспресс-диагностики; - выявить наиболее напряженные проблемы школьной адаптации первоклассников и разработать конкретные, значимые для практики рекомендации

Сроки проведения Сентябрь-октябрь Апрель-май

Периодичность Ежегодно с 2013 года Ежегодно с 2015 года

118--

Качество образования в Евразии

Для описания готовности первоклассников к обучению в школе

использовались два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе (оцениваются с помощью специальных методик) и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся (анкетирование учителей и родителей).

Исследование готовности к обучению во 2-м классе состоит из трех блоков:

Первый блок - оценка индивидуальных достижений включает:

• предметные контрольные работы (математика, русский язык, чтение);

• методика отношения учащихся к учебной деятельности («Настроение»);

• измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

Второй блок - анкетирование родителей, учителей для сбора информации, влияющей на успешность вхождения ребенка в школьное обучение.

Третий блок - заполнение учителем совместно с медицинским работником Карты первоклассника с целью выстраивания индивидуальной работы.

В результате исследований формируются:

• профили готовности класса и индивидуальные профили готовности учащихся к обучению в школе (мониторинг готовности к обучению в школе);

• профили готовности класса и индивидуальные профили готовности учащихся к обучению во 2-м классе, а также индивидуальные профили динамики первоклассников (мониторинг готовности к обучению во 2-м классе).

МОНИТОРИНГ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В связи с переходом на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и среднего общего образования и в целях оценки эффективности внедрения новых образовательных стандартов с 2012 года (в начальной школе) и с 2014 года (в основной школе) в Хабаровском крае проводится мониторинг введения ФГОС (см. таблицу 2).

Таблица 2. Общие сведения о мониторингах введения ФГОС.

Мониторинг введения ФГОС НОО Мониторинг введения ФГОС ООО

Цель исследования Оценка образовательных достижений учащихся в конце учебного года, а также факторов, влияющих на результаты обучения 1) оценить индивидуальные достижения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС; 2) оценить эффективность введения ФГОС основного общего образования

Результаты мониторингового исследования позволят сделать выводы - об успешности сформированности предметных и метапред-метных умений у учащихся; - об индивидуальном прогрессе учащихся; - об эффективности работы учителей по формированию предметных и метапредметных умений; - об эффективности введения ФГОС НОО и ООО в образовательных организациях края

Сроки проведения Апрель-май Апрель-май

Периодичность Ежегодно с 2012 по 2015 годы Ежегодно с 2014 года

В ходе мониторингов использовался инструментарий:

• для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы в освоении планируемых результатов по математике, русскому языку, окружающему миру (в 4-м классе) в соответствии с ФГОС начального общего образования (на основе рекомендаций Института содержания и методов обучения РАО [8-10] и материалов, полученных за время участия в федеральном проекте «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС»);

• для оценки образовательных достижений учащихся основной школы в освоении планируемых результатов по математике, русскому и английскому языкам в соответствии с ФГОС основного общего образования (разработан КГКУ РЦОКО самостоятельно);

• комплексная работа для оценки сформированности метапредмет-ных умений (на основе материалов Г.С. Ковалевой [11, 12]).

Для сбора контекстной информации и выявления факторов, влияющих на успешность обучения по предметам, в инструментарий мониторинга в 2014 и 2015 годах была включена анкета для учителя. Данные анкет позволяют выявить зависимость успешности выполнения итоговых работ учащимися от следующих показателей: вид образовательной организации, возраст учителя, квалификационная категория учителя, педагогический стаж учителя, учебно-методический комплекс, по которому ведется обучение.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

С 2012 года в Хабаровском крае проводятся диагностические работы по математике и русскому языку, цель которых - определить уровень подготовки выпускников 11-х (12-х) классов для прохождения государственной итоговой аттестации по математике/русскому языку.

Исследование проводится ежегодно с 2012 года в декабре. Диагностические работы являются обязательными, в них принимают участие учащиеся 11-х (12-х) классов всех образовательных организаций края.

Принципы построения диагностических работ представлены в таблице 3.

В настоящее время обработка результатов и представление данных всех региональных исследований происходит по единому принципу. Благодаря специально разработанной электронной форме для ввода и первичной обработки информации первые результаты мониторинга (относительно класса и учащегося) доступны уже в день проведения

Таблица 3. Принципы построения диагностических работ.

Диагностическая работа Принцип построения

По математике, 2012 г. На основе анализа итогов проведения ЕГЭ-2012 по математике были выявлены задания, вызвавшие наибольшие затруднения у выпускников, и аналогичные им задания были включены в диагностическую работу. Таким образом, работа была направлена на выявление типичных ошибок при выполнении «трудных» заданий и работу над ними

По математике, 2013 г. На основе анализа предыдущих результатов ЕГЭ в работе было увеличено количество заданий по тем разделам, которые вызвали наибольшие трудности при решении ЕГЭ-2013 («Геометрия», «Уравнения и неравенства», «Алгебра»)

По русскому языку, 2013 г. В работу включены те задания, которые вызвали наибольшие трудности у выпускников 2013 года. Также работа содержала задания, которые должны были помочь установить, на каком именно этапе чаще всего возникают ошибки

По математике, 2014 г. По математике, 2015 г. Работа составлена в двух частях с учетом разделения ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни. Часть 1 - проверка овладения содержанием курса алгебры и геометрии на базовом уровне. Часть 2 - задания по материалу курса математики средней школы, проверяющие уровень профильной математической подготовки и направленные на выявление потенциальных возможностей учащихся в изучении курса математики на повышенном уровне

контрольной работы, что позволяет учителю оперативно использовать полученную информацию.

По результатам мониторинговых исследований готовятся следующие информационные материалы: индивидуальный отчет по ученику, отчет по классу, школе, муниципалитету, аналитическая справка по результатам проведения мониторинга, аналитические отчеты по результатам выполнения предметных и метапредметных контрольных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщенные статистические и аналитические данные публикуются на официальном сайте КГКУ РЦОКО в открытом доступе.

В качестве пользователей результатов мониторинга могут выступать учителя, родители, методисты, администрация школы, представители органов управления образованием разного уровня, преподаватели и студенты педагогических вузов.

Помимо региональных мониторинговых исследований элементами РСОКО ХК являются: интернет-проект «Народная школа»; анкетирование потребителей региональной системы оценки качества образования; развитие кадрового потенциала в области оценки качества образования (обучение тестологов, проведение краевых семинаров-совещаний по вопросам оценки качества образования).

В апреле 2014 года с целью предоставить пользователям образовательных услуг независимую информацию об интересующих их образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного образования был начат интернет-проект «Народная школа» (http://rcoko.khb. ш^око/). Он разработан на основе портала «Школы Санкт-Петербурга» (http://www.shkola-spb.ru/). За основу взята форма предоставления информации, возможность оставить комментарий, народный рейтинг (оценка ОО пользователями по 10-балльной шкале), представление результатов ЕГЭ за несколько лет и участие в олимпиадах.

Самостоятельно регионом доработано:

1) в народный рейтинг включены все образовательные организации Хабаровского края;

2) добавлен блок вопросов, касающихся удовлетворенности оказанием образовательных услуг;

3) рейтинг выстраивается по результатам народного голосования, результаты ЕГЭ представлены только для ознакомления.

В целях получения достоверной информации о соответствии системы образования края и о степени удовлетворенности качеством образовательных услуг в Хабаровском крае с 2013 года проводится анкетирование потребителей образовательных услуг (учащиеся и их родители,

администрация и педагогические работники образовательных организаций). Результаты анкетирования представляются для обсуждения на заседании коллегии Минобрнауки края по вопросу оценки качества образования.

Для развития кадрового потенциала в области оценки качества образования в 2011-2013 годах по программе переподготовки «Тестолог -специалист в области педагогических измерений» (Национальный исследовательский Томский политехнический университет) было обучено две группы тестологов для общего образования. Обученные в рамках данной программы тестологи привлекаются для разработки и экспертизы КИМ для региональных мониторинговых исследований.

На данном этапе развитие РСОКО ХК направлено на обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов; проведение мониторинговых исследований, ориентированных на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса учащихся; формирование культуры оценки качества образования на всех уровнях образования через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений; анализ и интерпретацию результатов мониторинговых исследований для принятия управленческих решений.

В качестве основных достижений при построении РСОКО можно выделить следующее:

• определение перечня региональных мониторингов, направленных на решение внутренних задач и ориентированных на оценку индивидуальных достижений учащихся на всех ступенях общего образования;

• оригинальная форма представления первичных результатов мониторинговых исследований за счет разработки электронной формы для ввода и первичной обработки результатов мониторингов, переход на программную обработку результатов исследований, сбор контекстной информации о факторах, влияющих на результаты учебных достижений;

• обучение групп экспертов по программе «Тестолог - специалист в области педагогических измерений», работа творческих групп по разработке и экспертизе КИМ;

• разработка инструмента независимой оценки качества образования - интернет-проект «Народная школа»;

• вовлечение в работу преподавателей и студентов Педагогического института Тихоокеанского государственного университета за счет

совместного преподавания дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» и руководства выпускными квалификационными работами по оценке индивидуальных достижений учащихся начальной школы;

• совместная работа специалистов КГКУ РЦОКО и Педагогического института Тихоокеанского государственного университета, Дальневосточного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ при реализации программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций;

• членство КГКУ РЦОКО в Евразийской Ассоциации оценки качества образования (с 2013 года), участие КГКУ РЦОКО в ежегодной международной конференции ЕАОКО (с 2013 года).

В качестве направлений дальнейшего развития РСОКО ХК можно выделить следующее:

• развитие кадрового потенциала в области оценки качества образования: повышение квалификации специалистов по вопросу оценки качества образования и разработке КИМ, распространение уже имеющегося опыта;

• развитие информационно-аналитической системы: совершенствование форм и методов представления результатов, анализ результатов мониторинговых исследований в соответствии с контекстными данными, использование кластерного подхода;

• развитие единой информационной системы для организационно-технологического сопровождения региональных мониторинговых исследований: создание личных кабинетов муниципалитетов и ОО на официальном сайте КГКУ РЦОКО, переход на компьютерное тестирование;

• разработка методики ранжирования ОО и муниципалитетов;

• развитие и совершенствование НСОКО, в том числе и с учетом показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2].

Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить, что в Хабаровском крае была проведена огромная работа по созданию и совершенствованию РСОКО. Дальнейшему развитию РСОКО ХК может способствовать изучение опыта других регионов, привлечение внешних специалистов для экспертного анализа РСОКО, создание в крае экспертного педагогического сообщества. Кроме этого, следует обратить особое внимание

на развитие независимой оценки и вовлечение общественности в оценку качества образования. Независимая оценка качества образования, независимая оценка результатов работы РСОКО, проведенная внешними специалистами, совместно с самоанализом, проводимым регионом, даст более полную и достоверную картину о системе образования в Хабаровском крае.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы : постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 // Га-рант.ру : информац.-правов. портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/627520/.

2) Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 // Гарант.ру : информац.-правов. портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/605390/.

3) О государственной программе Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края» : постановление Правительства Хабаровского края от 05.06.2012 № 177-пр // Российская газета RG.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. rg.ru/2012/07/03/habarovsk-post177-reg-dok.html.

4) План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском крае до 2018 года» : распоряжение Правительства Хабаровского края от 03.03.2014 № 127-рп // Российская газета RG.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.rg.ru/2014/03/12/habarovsk-rasp127-reg-dok.html.

5) О мерах по развитию системы оценки качества образования в Хабаровском крае : распоряжение Правительства Хабаровского края от 12.07.2014 № 488-рп // Российская газета RG.ru [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://rg.ru/2014/07/15/habarovsk-rasp488-reg-dok.html.

6) Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Хабаровском крае и Плана-графика реализации мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования

Хабаровского края на 2013-2015 годы : распоряжение Минобрнауки Хабаровского края от 20.05.2013 № 641 // Техэксперт : профессиональные справочные системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs. cntd.ru/document/465317172.

7) Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе / ЦОКО ИСИМО РАО // Сайт КГКУ РЦОКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rcoko.khb.ru/oko/monitoring/noo/1-grade/ readiness/.

8) Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1-х классов / КГБУ РЦОКО // Сайт КГКУ РЦОКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rcoko.khb.ru/oko/monitoring/noo/1-grade/evaluation/.

9) Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 2-х классов по русскому языку и математике / КГБУ РЦОКО // Сайт КГКУ РЦОКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rcoko.khb.ru/oko/monitoring/noo/2-grade/.

10) Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 3-х классов / КГБУ РЦОКО // Сайт КГКУ РЦОКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rcoko.khb.ru/oko/monitoring/ noo/3-grade/.

11) Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации : 5-й класс : пособие для учителя (в комплекте с электронным носителем) / Г. С. Ковалева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. - М. ; СПб. : Просвещение, 2014. - 160 с. - (ФГОС: оценка образовательных достижений).

12) Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации : 6-й класс : пособие для учителя (в комплекте с электронным носителем) / Г. С. Ковалева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой. - М. ; СПб.: Просвещение, 2014. - 151 с. - (ФГОС: оценка образовательных достижений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.