Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДОБРО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курганова Е.Н., Котолупенко Л.Н.

Статья посвящена актуальной проблеме - проблеме формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. В ней представлена система работы деятельности ДОУ по формированию нравственных и патриотических чувств у дошкольников посредством реализации взаимодействия с социальными партнерами. Статья будет полезна педагогам дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курганова Е.Н., Котолупенко Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ»

руки вверх (у кого упал мешочек, тот становится к стене, касаясь головой, спиной и пятками стены).

Какой развитый у вас вестибулярный аппарат.

Вы получаете третью букву.

Данное упражнение способствует формированию навыка правильной осанки.

Четвертое задание.

Для того, чтоб получить следующие буквы нам надо разделиться на две команды. Первая команда отправляется по зеленым кочкам, а вторая по красным кочкам (грелки).

1 команда: придумать оздоровительную игру с помощью предложенного игрового материала (коктейль-ная соломинка, воздушный шар, снежинка, нитки, комочки ваты, мыльные пузыри).

2 команда выполняет упражнение «Саше с запахами».

(Надо развязать саше, приоткрыть его, закрыть глаза,

поднести к носу и понюхать. Затем сказать, что там лежит).

(После выполнения упражнений, команды проверяют друг друга.)

Игра предназначена для формирования правильного дыхания, которое способствует профилактики простудных заболеваний и развитию речевого аппарата (лечебный метод дыхания А.Н. Стрельниковой).

Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.

Обе команды получают по 1 букве (четвертую и пятую буквы).

Пятое задание.

Чтоб недуг и не простуда,

Не догнала никогда.

Будем мы простуду эту,

Прогонять водой всегда

Как хорошо вы прогнали простуду.

За это вы получаете шестую букву.

(полоскание горла соленой водой)

Полоскание носоглотки солевым раствором воды способствует профилактики и лечению простудных заболеваний дошкольников.

Шестое задание.

Последнее наше задание - это лабиринт «Тренажер для ног».

Надеваем крепления на стопы ног и проходим по часовой стрелке лабиринта от начала до конца.

Молодцы, вы справились с этим заданием, и получаете последнюю седьмую букву.

Этот многофункциональный тренажер развивает двигательные навыки ребенка, активизирует вестибулярный аппарат и координацию движений. Регулярные упражнения с помощью данного тренажера дают положительные результаты при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Панели могут крепиться к стене, на столе, на полу, что позволяет проводить упражнения разного вида.

Уважаемые коллеги! Какие чувства и эмоции возникли у вас в ходе мастер-класса? Какой вид упражнений Вам понравился больше?

Давайте соберем из ваших букв, слово и посмотрим, что же у нас получилось? Правильно, это слово - человек. Как вы уже поняли из игры, что здоровье спрятано в самом человеке. И чтобы детям рассказать доступно, мы используем вот этот макет, благодаря которому мы изучаем значение каждого органа человека (показать макет человека).

Литература

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ds22.uobr.ru/wp-content/uploads/sites/58/2020/05/Prilozhenie-k-opytu.docx (дата обращения: 11.07.2023).

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-ispolzovanie-kvest-tehnologii-v-organizaci-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-dou-1089959.html (дата обращения: 11.07.2023).

УДК 37

Курганова Е.Н., Котолупенко Л.Н.

Формирование нравственных и патриотических чувств у дошкольников посредством реализации взаимодействия с социальными партнерами

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме - проблеме формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. В ней представлена система работы деятельности ДОУ по формированию нравственных и патриотических чувств у дошкольников посредством реализации взаимодействия с социальными партнерами. Статья будет полезна педагогам дошкольных учреждений.

и Ключевые слова: нравственность, патриотизм, добро, инициатива, дети, деятельность, социальные партнеры.

Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, восстановлением ценностей традиционной культуры является духовно-нравственное воспитание дошкольников. Эта насущная социально-педагогическая потреб-

ность современной системы образования требует незамедлительного разрешения. Реализовать ее эффективно можно при условии внутренней перестройки, личностной переориентации на духовные ценности.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и традиции.

Проблема формирования духовно богатой личности ребенка нашла свое отражение в ряде научных трудов философов, педагогов. Значительные работы в этой области имеются у многих исследователей (В.А. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина, Р. С. Буре, С.Я. Рубинштейн, В.В. Розанов, И.А. Ильин, С.А. Соловейчик). Они рассматривали личность, прежде всего, в ее духовном аспекте. Одно из наиболее существенных моментов, по их мнению, это приобретение и освоение первичного опыта нравственного поведения ребенком в семье, детском саду и в окружающем социуме.

В современных требованиях, изложенных в ФГОС, одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе их развития и взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

Потребность перехода ДОУ от сосуществования к сотрудничеству в работе с социальными партнерами обуславливается рядом причин:

- демократизацией образовательной политики государства;

- изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании;

- расширением представлений человека о мире, открытость миру, возможностью непосредственного приобщения к человеческим ценностям.

Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширять его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств.

Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы нравственного воспитания и основными задачами этого направления являются:

- знакомство с основными историческими артефактами современной жизни города, его достопримечательностями;

- развитие потребностей жить в высоконравственном обществе, согласно нормам социальной ответственности, национального самосознания;

- объединение усилий педагогов, семьи, общества для формирования единого социокультурного и образовательного пространства для духовно-нравственного воспитания детей;

- организация следующих форм совместной деятельности: народные праздники, выставки рисунков (поделок), театрализация, тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, консультации, изготовление атрибутов к народным играм.

Воспитанию через традиции, обогащению эмоциональных впечатлений, эстетических переживаний способствует сотрудничество с такими социальными партнерами как:

- Белгородский государственный музей народной культуры;

Музейные уроки знакомят дошкольников с историей родного края, местными обычаями, народными умельцами.

- Белгородский государственный литературный музей.

Музейно-образовательная программа для дошкольников «Музея мир волшебный» расширяет знания детей о жанровых особенностях устного народного творчества, традиционных ремёслах Белгородского края, со святочными обрядами и календарным фольклором, которым они сопровождаются; знакомит с творчеством белгородских поэтов В.Е. Молчанова, И.А. Чернухина, В.В. Колесника, Ю.И. Макарова.

- Выставочный зал «Родина»: Музейные уроки, мастер-классы, тематические мероприятия рассказывают о направлениях изобразительного искусства - живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, и дает возможность попробовать себя в роли мастера декоративно-прикладного искусства.

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Белгорода.

Совместные родительские собрания дают возможность обсуждать вопросы нравственного и патриотического воспитания дошкольников; проектная деятельность «Моя малая родина», «Я живу в России» расширяет знания детей о родном городе; способствует формированию чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким; театрализованные спектакли «Давайте друг другу доброту дарить», «Доброта вокруг нас» имеют особое значение в формировании нравственной культуры ребенка, т.к. знакомят с народной культурой, воспитывают любовь к родному краю.

- «Детская школа искусств №1».

Открытые мероприятия (экскурсии, концерты, выставки детских работ) формируют нравственно - эстетическое восприятие мира, приобщают к миру музыки и искусства; музыкально-эстетические занятия развивают интерес к музыке, знакомят с композиторами родного края (Е.А.Рыбкин, А.Г.Павлов, Ю.Л.Мишин), их творчеством.

Для ознакомления с традициями с детьми разучиваются детские народные и фольклорные песни Белгородского региона.

- Библиотека семейного чтения.

Через организацию тематических занятий, экскурсий, выставок, мастер-классов, конкурсов происходит расширение кругозора дошкольников, их информированности об окружающем мире, о родной природе и знаменитых земляках, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы, нравственные чувства.

Партнерская деятельность с социальными институтами осуществляется на основе договоров о сотрудничестве и в соответствии с планом взаимодействия с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. Такое взаимодействие обеспечивает живое общение, способствует установлению контакта с другими людьми, дети усваивают правила этикета, хорошие манеры, расширяют знания о людях,

которые трудятся и любят свой родной край. Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития всех участников образовательных отношений и способствует непрерывности системы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социальными партнерами, можно сделать вывод, что большинство детей успешно осваивают навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках, умеют сочувствовать обиженному и выражать несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил справедливо.

Благодаря социальному партнёрству, повысился уровень качества образовательных услуг и реализации стандартов дошкольного образования._

Литература

1. Ветлугина Н.А. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеева; под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2009. - 209 с.

2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещении, 2009. - 256 с. - EDN QXTZAB.

3. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции / О.М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2013. - №1 (28). - С. 27-50. - EDN PWZOWB.

4. Пересыткина А.В. Создание системы духовного оздоровления в детском саду как условие реализации государственной политики / А.В. Пересыткина; под ред. Л.М. Белогурова // Учитель-Учителю. «Обществоведческие дисциплины». - Белгород: ГиК, 2013.

5. Пересыткина А.В. Мастерская добрык дел: Парциальная программа / А.В. Пересыткина. - Белгород: ГиК, 2017.

УДК 37

DOI 10.21661/r-560090

Маминов С.В.

Педагогические аспекты подготовки учащихся с низкой мотивацией

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы и стратегии, которые могут помочь педагогам эффективно работать с учащимися с низкой мотивацией. Например, постановку реалистичных и достижимых целей, релевантность и практическую значимость, поддержку и поощрение.

■ Ключевые слова: мотивация учащихся, педагогические аспекты, низкая мотивация.

В образовательном процессе приоритетной задачей педагога становится поддержка и мотивация учащихся. Однако, встречаются случаи, когда учащиеся испытывают низкую мотивацию к учебной деятельности. Это вызвано различными факторами, такими как: личные проблемы, недостаток интереса к предмету, непонимание важности образования и другие причины. В таких случаях, педагоги должны обратить внимание на педагогические аспекты подготовки таких учащихся.

В нашей статье рассмотрим некоторые педагогические подходы и стратегии, которые могут помочь педагогам эффективно работать с учащимися с низкой мотивацией. Постановка реалистичных и достижимых целей Важно помочь учащимся установить реалистичные и конкретные цели, которые они могут достичь. Име-

ются ввиду как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Разбивая задачи на мелкие и достижимые шаги, вы можете помочь учащимся почувствовать прогресс и увидеть результаты своего труда.

Ниже рекомендации по постановке целей для таких учащихся.

1. Разбейте большую цель на маленькие шаги. Большие и сложные цели пугают и демотивируют учащихся. Разделите большую цель на маленькие и конкретные задачи, которые учащиеся могут достичь постепенно. Например, если ученик имеет проблемы с математикой, поставьте целью улучшение оценки на следующем тесте. Затем разбейте эту цель на маленькие задачи, такие как выполнение домашнего задания и повторение материала.

2. Установите время и даты. Определите конкретные сроки выполнения каждой задачи. Это поможет уча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.