ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Г. А. Ламинская, С. П. Гавриленко, О. Е. Цуранова
Инструментарий оценки достижений старших дошкольников в области патриотического воспитания (опыт экспериментальной деятельности мини-музея «Искры памяти» МБДОУ «Детский сад № 50» г. Северск, Томская область)
Авторами представлены результаты экспериментальной деятельности мини-музея «Искры памяти» МБДОУ «Детский сад № 50» г. Северск Томской области по поиску и разработке инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации патриотического воспитания подрастающего поколения. Описан опыт создания развивающей предметно-пространственной среды, направленной на воспитание у дошкольников граждан-ско-патриотических и духовно-нравственных качеств. Мини-музей представлен как новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Представлена модель интеграции содержания дошкольного и дополнительного образования, реализуемая мини-музеем «Искры памяти», и охарактеризовано содержание мероприятий, проводимых педагогами совместно с родителями. Представлена разработанная диагностическая карта и уровни экспертной оценки уровня патриотической воспитанности дошкольников.
Ключевые слова: содержание дошкольного образования, патриотическое воспитание, старшие дошкольники, инструментарий оценки, оценка достижений, экспериментальная деятельность, музей дошкольного учреждения, родители, исследовательский детско-взрослый проект, диагностическая карта.
Согласно ФГОС дошкольного образования «при реализации основной образовательной Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость создания данного музея вызвана тем, что в последние годы падает
уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
На современном этапе развития мирового политического сообщества происходят недопустимые тенденции: искажение истории политиками некоторых государств; утрата значимости победы Советского солдата-освободителя в Великой Отечественной войне и освобождения ряда стран от нацизма; снижение уровня духовности, нравственности и патриотизма среди современной молодежи.
В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране, к истории своей страны.
В контексте реализации ФГОС ДО необходимо создавать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, в том числе направленную на воспитание у дошкольников гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Мини-музей - новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в создании музеев детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты.
С этой целью в МБДОУ «Детский сад № 50» было решено создать мини-музей «Искры памяти».
Коллектив творческих педагогов и специалистов МБДОУ «Детский сад № 50» г. Северска Томской области в 2015 г. сделал свой вклад к 70-летнему
юбилею Великой Победы, создав мини-музей «Искры памяти», который позволил объединить силы педагогов, детей и их родителей.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для повышение статуса патриотического воспитания в ДОУ, познавательного развития и творческих способностей детей и родителей, для развития поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы.
При организации работы с дошкольниками в мини-музее были определены следующие основные цели и задачи.
Цель - формирование патриотических чувств, любви к Родине на основе знакомства с экспозициями мини-музея.
Задачи:
- Совершенствовать процесс гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
- Способствовать формированию уважительного отношения к ветеранам, их заслугам и подвигам, к исторической памяти своего народа, традициям своей страны.
- Формировать у подрастающего поколения интерес к героическому прошлому нашей страны, сохранению памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества - наших земляков.
- Способствовать развитию поисковой деятельность детей, родителей, педагогов по истории военного прошлого семьи с применением инновационных технологий.
Можно ли замерить патриотизм у дошкольников? Патриотизм относится к высшим социальным чувствам, ребёнок 5-7 лет находится в стадии формирования личности и не готов к осмыслению и принятию такого глубокого в духовном смысле содержания. Как сформировать у дошкольников ценности семьи, Родины? Ценности - это особые категории, обладающие высокой абстрактностью, формируемые в течение всей жизни человека.
Мышление у дошкольников - наглядно-действенное, наглядно-образное, стремящееся к предметному восприятию. Поэтому педагогическая задача формирования ценностей связана с эмоциональными переживаниями, с соответствующими повторяющимися действиями, с возможностью, проговаривая, осмысливать, принимать и делиться этими переживаниями и действиями с родителями, со сверстниками, со значимыми взрослыми.
Мы считаем важным, чтобы оценка достижений дошкольников в области патриотического воспитания не была завышена, а критерии оценки были адаптированы с учетом возраста.
Творческой группой педагогов составлен паспорт мини-музея «Искры памяти», разработано Положение о мини-музее МБДОУ «Детский сад № 50». В мини-музее «Искры памяти» созданы экспозиции и выставки. Экспозиции мини-музея:
- «Вещи военных лет»
- «Игры и игрушки военных лет» «Символы войны и символы победы»
Выставки:
- «Семейная летопись военных лет» (Детско-родительские исследовательские проекты)
Детские книги о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фотографии и документы участников Великой Отечественной войны Детская и взрослая военная одежда для проведения праздников Мероприятия, проводимые в МБДОУ «Детский сад № 50» в рамках работы мини-музея Экскурсии и занятия в музее
- «Вещи военных лет»
- «Одежда советских солдат»
- «Игры и игрушки военных лет»
- «Символы войны и символы победы»
- «Награды Великой Отечественной войны»
- «Стихи и рассказы о войне»
Для проведения экскурсий разработаны сценарии с описанием экспонатов, где и как использовались данные предметы. Материал для экскурсий и занятий по содержанию соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Фестиваль исследовательских детско-взрослых проектов «Семейная летопись военных лет»
Цель - изучение семейной летописи военных лет и сохранение памяти о солдатах Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
Задачи.
- изучить, собрать и сохранить материал исторических событий Великой Отечественной войны, биографии ее героев;
- стимулировать процессы популяризации поиска и обобщения данных о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;
- содействовать патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Тринадцать семей представили свои проекты, на страницах которых были трогательные рассказы-воспоминания о жизни во время войны, военных и трудовых подвигах героев, фотографии военных лет и писем с фронта, материалы архивов.
Спортивно-патриотическая игра «Зарничка»
Спортивно-патриотическая игра «Зарничка» проводится с целью воспитания у детей любви к Родине, формирования патриотических чувств.
Перед проведением игры дети с воспитателями посещают мини-музей «Искры памяти», где педагоги знакомят детей с событиями Великой Отечественной войны, проводят беседы о Российской армии, разучивают песни и стихи на патриотические темы, придумывают название отряда, готовят элементы военной формы.
В игре принимают участие дети из средних, старших и подготовительных к школе групп, а также воспитатели и специалисты детского сада. Праздник проводится на открытом воздухе. Группы делятся на отряды: танкистов, пехотинцев, десантников, разведчиков, моряков. Родители и педагоги готовят необходимые атрибуты к игре.
На территории детского сада оборудуется Штаб игры. На местности делается соответствующая разметка, на этапах расставлены опознавательные знаки. В начале праздника Капитан ставит перед детьми боевую задачу - из Штаба похищен флаг, который нужно найти и доставить обратно в Штаб. Командиры отрядов сдают рапорт Капитану о готовности отряда к боевому заданию и получают план действия, где стрелкой обозначено передвижение по маршруту. Отряду, который найдет флаг, необходимо быстро вернуться в Штаб и доложить о выполнении задания. Все отряды должны показать меткость, ловкость, смекалку на пяти этапах: «Полоса препятствий», «Меткие стрелки», «Разминируй поле», «Салют-загадка» и музыкальное задание «Споемте, друзья!». После того как все препятствия будут преодолены, а задания выполнены, Капитан подведет итоги. Награды вручаются всем участникам спортивно-патриотической игры «Зарничка».
Результатом работы коллектива стало участие детей МБДОУ «Детский сад № 50» в параде Победы-2017 на городской площади 9 Мая.
Детям и родителям нашего детского сада выпала честь принять участие в параде Победы-2017. Воспитанники подготовительной группы № 5 вместе с родителями тщательно готовились к этому событию. И достойно прошли по площади, несмотря на холод и снег! Парадным расчетом командовала Оксана Егоровна Цуранова, инструктор по физической культуре.
Для реализации мониторинга патриотического воспитания нами были разработаны критерии оценки для когнитивного, эмоционального и деятель-ностно-практического компонентов.
Когнитивный компонент, с показателями:
- наличие знаний, представлений о Великой Отечественной войне 19411945 гг.
Эмоциональный компонент, с показателями:
- эмоциональная отзывчивость,
- уважение и интерес к истории и традициям.
Деятельностно-практический компонент, с показателями:
- реализация эмоционально-прочувствованных знаний в деятельности;
- умение отразить полученные знания в творческой деятельности.
Для диагностики уровня патриотических представлений и чувств у младших дошкольников выделены следующие критерии и показатели патриотического развития детей. Мониторинг состоит из низко формализованных методов (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.).
Педагогическая диагностика проводится в разных формах:
- Индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками, с опорой на экспонаты музея.
- Рассматривание альбомов и книг о Великой Отечественной войне, проектов, представленных в музее.
- Наблюдения за детьми во время игровой и познавательной деятельности.
- Экспертная оценка уровня патриотической воспитанности детей. Периодичность мониторинга - 2 раза в год (январь - входящий, май -
итоговый).
Диагностическая карта экспертной оценки уровня патриотической воспитанности детей
Возрастная группа_
Ф. И. ребёнка_
Показатели Экспертная оценка
3 2 1
Когнитивный компонент
Элементарные представления о символах Победы (Знамя Победы, Георгиевская лента, Вечный огонь, Орден Победы и др.)
Элементарные представления о единстве народов нашей страны во время войны
Элементарные представления о подвиге солдат во время войны
Элементарные представления о героях и важнейших событиях войны
Эмоциональный компонент
Интерес к событиям войны 1941-1945 гг.
Восхищение подвигами людей, защищавших свою страну, их боевыми успехами
Уважение к защитникам Родины, ветеранам войны
Деятельностно-практический компонент
Стремление и желание посещать музей
Умение отразить полученные знания в творческой деятельности
Желание участвовать в военно-спортивных праздниках
Викторина «Истории ожившие страницы...»
Правила викторины:
- Викторина проводится среди команд одного возраста.
- Вопросы-задания команды выполняют по очереди.
- За правильный ответ команда получает 5 баллов.
- За дополнение к ответу соперников команды получают дополнительный балл.
- Жюри подсчитывает количество баллов, награждает победителей. Вопросы викторины:
1. Как называется война, Победу в которой мы празднуем 9 Мая?
2. Как называлась наша страна в то военное время?
3. В какое время года началась война?
4. Какое государство напало на нашу страну?
5. Сколько лет продолжалась война?
6. Назовите место, где сражался военный флот, авиация, пехота.
7. Назовите виды вооружений, которые использовались во время Великой Отечественной войны.
8. Выберите флаг, который во время Великой Отечественной войны наши солдаты водрузили над главным зданием Германии.
9. Выберите фотографию маршала Победы.
10. Как мы называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? Как можно узнать ветерана?
11. В каком городе состоялся первый парад Победы?
12. Закончи пословицу:
Родина-мать - надо её ... (защищать) Один в поле ... (не воин)
Человек без Родины как... (соловей без песни) За край родной иди бесстрашно... (в бой)
Викторина «Вещи военных лет»
Правила викторины:
- Викторина проводится среди детей группы, посетившей экспозицию выставки «Вещи военных лет» мини-музея ДОУ «Искры памяти».
- Вопросы детям задаёт педагог.
- За правильный ответ ребёнок получает золотой жетон.
- За дополнение к ответу ребёнок может получить серебряный жетон (2 серебряных жетона равны одному золотому).
- В конце викторины педагог с детьми подсчитывает количество жетонов, награждает победителей призами.
Вопросы викторины:
1. Как называлось устройство, которое рассказывало новости с фронта?
2. Листовки делали из листиков?
3. Что писали в листовках?
4. Что получали от солдата родные с фронта?
5. Чем писали письма?
му?
6. Что такое линия фронта? Каким цветом её рисовали на карте? Поче-
7. Что такое скатка?
8. Назовите предметы одежды солдата.
9. Для чего нужна каска на войне?
10. Что можно сделать из солдатского ремня?
11. Какие музыкальные инструменты носили с собой солдаты?
12. Что носил солдат в вещмешке? Назовите.
Викторина «Песни о войне»
Правила викторины:
- Викторина проводится среди команд одного возраста.
- Педагоги выбирают два вопроса из викторины и совместно с детьми делают выступление-презентацию.
- Педагог вместе с детьми учит один куплет выбранной военной песни.
- За каждое выступление дети набирают от 1 до 5 баллов
- Жюри подсчитывает количество баллов, награждает победителей. Вопросы викторины:
1. Песня «Три танкиста»: Почему танкистов в танке трое, а не больше?
2. Песня «Катюша»: Что ещё во время войны называли «Катюшей»?
3. Песня «Землянка»: Что такое землянка? Что в ней делали во время войны?
4. Песня «Смуглянка»: Кто такие партизаны? Кто уходил в партизаны и для чего?
5. Песня «Священная война»: Почему войну называли - «священной»?
6. Песня «Казаки»: Кто такие казаки? Воевали ли они в других частях Советской армии?
Уровни экспертной оценки усвоения материала по патриотическому воспитанию Когнитивный компонент 3 - знания полные, разносторонние
2 - знания достаточные, сравнительно разносторонние
1 - знания отрывочные, бессистемные Эмоциональный компонент
3 - интерес устойчив и разносторонен
2 - интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием
1 - интерес не проявляется
Деятельностно-практический компонент
3 - желание сформировано, проявляется в реальном поведении
2 - сформировано частично, в большинстве случаев проявляется в реальном поведении
1- почти не сформировано На основе суммирования баллов можно определить уровень патриотической воспитанности детей:
• 0-3 балла - низкий уровень понимания и усвоения детьми материала;
• 5-6 баллов - недостаточный уровень;
• 8-9 баллов - высокий уровень.
Беседы с детьми по темам экспозиций и выставок мини-музея
Вопросы для групповой беседы «Игры и игрушки военных лет»
1. Какие игрушки музея «Искры памяти» напоминают современные?
2. Какую игрушку вы забрали бы домой, почему?
3. В какую игру военных лет вы хотели бы научиться играть с друзьями?
4. Какую игрушку с выставки вы бы положили в «секретик»? Почему?
5. В каких играх нужны пистолеты и рогатки? Назовите их.
6. Из каких материалов делали игрушки военных лет? Найдите похожие. Д/игра «Определи на ощупь».
Вопросы для групповой беседы «Символы Победы»
1. Сколько знамён Победы было в мае 1945 года?
2. Что означают цвета георгиевской ленты?
3. Для чего нужен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата?
4. Перечислите символы Победы красного цвета.
5. Кого называли героями войны? Как их отличить от остальных солдат?
6. Почему героями называли города?
7. Назовите города-герои.
8. Что такое парад? Что на нём делают дети?
9. «Бессмертный полк» - кто в нём участвует?
Таким образом, патриотическое воспитание в деятельности мини-музея играет огромную роль. Так в ходе работы над любым детско-родительским проектом возникает обратная связь. Цель такой совместной работы с родителями - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному самоопределению воспитанников, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к активной общественной жизни, воспитание гордости за свою Родину. В совместной исследовательской деятельности детей с родителями мы видим решение приоритетных задач, направленных к интегрированию культурно-информационного пространства в образовательную среду через обмен идеями и поисковыми работами в рамках образовательного процесса ДОУ.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
- креативный (творческий подход всегда поощряется);
- проблемно-поисковый (педагог грамотно ставит проблему, и родители вместе с детьми находят решение, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творчество детей и родителей для тех семей, которые на обладают навыками составления проектов);
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (создание презентаций и пояснительных рассказов к
ним).
Своеобразием системы работы детского сада по патриотическому воспитанию с родителями является: индивидуализация подхода к каждому из воспитанников при использовании всех возможностей включения семьи в проектную и исследовательскую деятельность. При многообразии форм работы у детей есть возможность проявить свои способности в совершенно разных областях, формируя свою личность как успешную.
В условиях интеграции содержания основного и дополнительного образования в мини-музее «Искры памяти» все дети нашего детского сада могут удовлетворить индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, уважает историю и традиции своей семьи, любит Родину, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
Проводя анализ работы мини-музея, мы пришли к выводу, что интеграция его в образовательное пространство ДОУ и использование в патриотическом воспитании дали следующие положительные результаты:
1. Педагогами наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний воспитанников о Великой Отечественной войне. Работа мини -музея значительно расширила кругозор воспитанников, способствовала развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Увеличился интерес родителей к вопросам патриотического воспитания в семье, что способствовало повышению мотивации участвовать в самых разных мероприятиях, на самых разных уровнях (в праздниках ДОУ, в городских и областных общественных акциях).
3. Повысилась профессиональная компетенция педагогов в вопросах патриотического воспитания в работе над моделью интеграции содержания основного и дополнительного образования, реализуемой мини-музеем «Искры памяти». Интегрированный подход к содержанию образования создал новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
3. Увеличивается количество победителей творческих конкурсов, посвя-щённых Дню Победы. Целостно-интегративный подход к педагогическому
процессу в рамках работы мини-музея позволил сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания о Великой Отечественной войне и роли нашего народа в ней; усилить мировоззренческую направленность интересов; более эффективно сформировать их убежденность в могучей силе нашей Родины, достигая цель всестороннего развития личности.
4. Работа мини-музея «Искры памяти» привела к изменениям в методике работы и создала новые обучающие технологии, обеспечивающие совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе патриотического воспитания дошкольников.
6. Реализация интеграции мини-музея «Искры памяти» на практике стала успешной благодаря комплексному подходу к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.
Создавая модель интеграции содержания дошкольного и дополнительного образования, реализуемой мини-музеем «Искры памяти», мы открыли для себя сущность формирования целостного образовательного пространства в условиях ДОУ. Она заключается, во-первых, в предоставлении каждому ребенку наряду с общим образованием возможности для развития индивидуальных и творческих способностей; во-вторых, в разработке интегрированных занятий и гибких перспективных планов работы по патриотическому воспитанию с дошкольниками; в-третьих, в осуществлении дифференцированного подхода в процессе воспитания с учетом интересов воспитанников; в-четвертых, в организации воспитательной работы на основе сотрудничества коллектива ДОУ с творческими объединениями учреждений дополнительного образования.
Подводя итог вышесказанному, мы убеждены, что интеграция содержания основного и дополнительного образования, связанного с работой мини-музея, - необходимость жизни детского сада в современных условиях. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связан-
ность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция содержания дошкольного и дополнительного образования в работе мини-музея наглядно доказывает, что музейная педагогика в целом приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов. Разработанный нами инструментарий оценки достижений старших дошкольников в области патриотического воспитания позволяет выявить результаты и скорректировать образовательной процесс.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
2. Детство : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 280 с.
3. Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1. С. 64-68.
4. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2013. 144 с.
5. Коротаева Е., Белоусова С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду // Дошкольное воспитание. 2018. № 3. С. 80-86.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30.12.2015 г. № 1493.